Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 09:22, реферат
Вскоре после того, как в 1658 г. Гюйгенс изобрел маятник, пришло время напольных часов. Свободно стоящие и достаточно высокие, чтобы разместить гири и маятник, напольные часы (в Америке их иногда называли высококорпусные часы) могли бы стать воплощением мечты любого дизайнера, если бы эта профессия тогда существовала. В довольно краткий срок напольные часы создали себе определенное общественное положение основной части интерьера и стали эпицентром внимания гостиных и залов во времена, когда именно зал становится тем местом, где принимали посетителей и гостей.
Напыщенность декоративных приемов достигла зенита в конце XIX в., когда стали появляться часы невероятного размера - более 10 футов в высоту, с дисковым музыкальным ходом и, как правило, со щелью для однопенсовой монеты, приводящей механизм в движение. Такие часы устанавливались в общественных домах и других местах развлечений.
Часовым мастерам
приходилось работать в
Вряд ли можно
сегодня определить, в каком свете
часовые мастера видели
Джордж Грэхем и Джон Гаррисон Вполне возможно, что такая оценка покажется недостаточной, и тем не менее, английские часовщики - настоящие мастера своего дела, а не создатели зрительных эффектов - занимали ведущее место в мире. Одним из наиболее одаренных, не говоря о Томпионе, был Джордж Грэхем (1673-1751), снискавший себе прочный авторитет в научном мире, не ограничившись только рамками производства часов. Отданный в обучение в 1688 г. к из! с ;-тному лондонскому часовщику Генри Эйску, Грэхем поступает в 1695 г. на службу к часовому мастеру Томпиону, укрепив свое положение в доме патрона, женившись на его племяннице. За свою жизнь Грэхем изготовил около 3000 карманных и 174 стенных и напольных часов, был избран почетным членом Королевского общества и около 1709 г. изготовил первую в мире модель планетной системы, работавшей на часовом механизме, которая демонстрировала движение небесных светил вокруг солнца. После смерти Томпиона в 1713 году Грэхем изобретает свободный анкерный ход, в котором применил тип якорного анкерного устройства без возврата. Этот механизм оставался долгое время стандартом для наиболее дорогих моделей -вплоть до появления электрических часов. Зубья зубчатого колеса этого устройства были очень тонкой работы с острыми кончиками, поэтому в по верхность палет (концы плеч якоря) зачастую вставлялись рубины или сапфиры, чтобы предотвратить преждевременный износ. Более точное, чем другие, устройство свободного анкерного хода нередко ассоциировалось с ртутным маятником 1721 г., который мог нейтрализовать воздействие температуры.
Пожалуй, только достижения Джона Гаррисона (1693-1776) могут сравниться с масштабами изобретений Грэхема. Плотник по профессии, Гаррисон почти всю жизнь посвятил поискам путей изобретения прибот: точного определения времени в ответ на призыв английского правительства найти метод точного измерения географической долготы, что было невозможным без прибора измерения времени с предельной точностью. Гаррисон разработал свой собственный анкерный механизм "кузнечик". Ei: фундаментальное изобретение - хронометр, напоминавший будильник и имевший в диаметре чуть больше 5 дюймов, принес Гаррисону 20000 английских фунтов стерлингов (более одного миллиона фунтов стерлингов г.: сегодняшнему курсу), которые вручил ему Британский Совет по географической широте. Во время морских испытаний в 1761 г. хронометр Гаррисона дал погрешность только на 54 секунды за 5 месяцев.
Закат эпохи напольных часов
В середине XVIII в. в Лондоне наблюдается относительный спад торговли часами. На сцене появляются часовые мастера из провинции, которые держались в стороне от лондонского рынка, постоянно требовавшего новинок. Их работы, хотя и носили отпечаток старомодности, были выдержаны з спокойной классической манере без жеманства и чрезмерной фантазии. Воображение, тем не менее, давало о себе знать и в пунктирных линиях, обозначавших на циферблате минуты, и в имени мастера, выгравированном по окружности полуциферблата. Как и в модном в то время дизайне мебели, ножки постамента часов, напоминавшие по форме лебединую шею, стали отличительным признаком хороших часов.
Часовые мастера континентальной Европы не увлекались чрезмерным производством напольных часов, а предпочитали каминные, как, например, этот величественный немецкий образец конца XIX в.
Поскольку провинциальные часовщики редко выезжали дальше Лондона, в вопросах пропорций они могли полагаться только на собственный эстетический вкус, в результате чего часы иногда приобретали несколько странную соразмерность, производя впечатление приплюснутости. Деревенские мастера были зависимы от своих заказчиков, составлявших узкий социальный круг, даже в большей степени, чем их лондонские коллеги. Сквайеры и йомены, фермеры и врачи, имея отдаленное представление о иоде фешенебельной столицы, хотели, чтобы их часовщики создавали для них нечто подобное на столичное. Изготовление часов в Лондоне сводилось, в основном, к преобразованию внешнего вида. В 1770 г. входит в моду циферблат с календарем, заменившим простое окошко с числами месяца. Вместо ранее прикрепляемого секундного круга появляется выграви-гованный секундный циферблат. Все модные направления, через которые прошла мебель того времени, как в зеркале, отражены на футлярах часов. Но если дизайн мебели шел в направлении более простых форм, часы продолжали увеличивать декоративные нагромождения. С особой наглядностью это представлено на примере английского стиля XVIII в. Чиппендель с готическими мотивами, весьма впечатляющего и в то же время никак не гармонирующего с изысканной мебелью Европы. Легкие и светлые линии неоклассицизма шли вразрез с тяжелым дизайном напольных часов, мотивы которых уже казались абсурдными.
Вместе с модой расписывать циферблаты пришла мода писать на них лозунги с философско-назидательным оттенком, как, например: "Время дорого", "Человек еще не родился, а дни его уже сочтены" - характерная причуда производителей и покупателей северной части Англии. Расписные циферблаты имели немало сторонников — по ним было легче и интересней определять время. Были у них и противники — слишком много оставалось свободного пространства для бьющей через край фантазии художников, покрывавших циферблаты щедрым декором, что нередко выливалось в довольно безобразную форму продукции. Роспись циферблатов превратилась в индустрию; в одном только Бирмингеме было 40 фирм, делавших циферблаты на заказ с конкретными именами и названиями местностей, с похвальными афоризмами на бирмингемском и других диалектах.
В результате движения "Искусство
и ремесло" появились
Появление напольных часов было логическим продолжением изобретения длинного маятника. Но длинный маятник вышел из моды, а с ним и напольные часы. То, что этот процесс продолжался до середины XIX в., факт сам по себе замечательный. В 30-х годах скромные напольные часы были престижным символом провинции, хотя вряд ли более важным, чем каминные часы из дуба с боем. У некоторых из этих часов уже не было длинного маятника, а открытая дверца обнаруживала внутри шкафчика коктейль-бар.