Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 08:46, курсовая работа
К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 Александр I…………………………………………………….4
1. Биография Александра I………………………………………...4
2. Начало царствования……………………………………………5
3. Первые указы Александра I…………………………………….7
4. Создание Непременного совета………………………………...8
5. Реорганизация государственного управления………………..14
Глава 2 Александр II………………………………………………….17
1. Биография Александра II………………………………………17
2. Первые годы царствования…………………………………….18
3. Отмена крепостного права…………………………………….20
4. Буржуазные реформы Александра II…………………………24
Заключение……………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………31
Что же касается официального Непременного совета, то реальным итогом первых месяцев его работы стал проект «Всемилостивейшей грамоты. Российскому народу жалуемой», который предполагалось обнародовать в день коронации императора 15 сентября 1801 г. Грамота должна была вновь подтвердить все привилегии дворянства, мещанства и купечества, означенные в Жалованных грамотах 1785 г., а также общие для всех жителей страны права и гарантии частной собственности, личной безопасности, свободы слова, печати и совести. Специальная статья грамоты гарантировала нерушимость этих прав. Одновременно с этим документом был подготовлен новый проект по крестьянскому вопросу. Автором его стал последний фаворит Екатерины II и один из руководителей переворота 1801 г. П.А. Зубов. Согласно его проекту вновь (как и при Павле I) запрещалась продажа крестьян без земли, и устанавливался порядок, по которому государство обязывалось выкупать крестьян у помещиков в случае необходимости, а также оговаривались условия, по которым крестьяне могли выкупиться сами.
Третьим проектом, подготовленным к коронации, был проект реорганизации Сената. Документ готовился довольно долго, поэтому существовало несколько его вариантов. Суть всех их сводилась, однако, к тому, что Сенат должен был превратиться в орган верховного руководства страной, соединявший исполнительные, судебные, контрольные и законосовещательные функции.
По существу, все три подготовленных к коронации акта в совокупности представляли собой единую программу превращения России в «истинную монархию», о которой мечтал Александр I, однако обсуждение их показало, что единомышленников у царя практически не было. Помимо этого обсуждение проектов затруднялось постоянным соперничеством придворных группировок. Так, члены Негласного комитета решительно отвергли проект Зубова по крестьянскому вопросу как слишком радикальный и несвоевременный. Проект же реорганизации Сената вызвал в окружении царя целую бурю. «Молодые друзья» императора, объединившись с прибывшим в Россию Лагарпом, доказывали Александру невозможность и вредность какого-либо ограничения самодержавия.
Таким образом, люди из ближайшего окружения царя, те, на кого он возлагал свои надежды, оказались большими монархистами, чем он сам. В результате единственным документом, опубликованным в день коронации, стал манифест, все содержание которого свелось к отмене рекрутского набора на текущий год и уплаты 25 копеек подушного сбора.
Почему же так случилось, что царь-реформатор фактически оказался в одиночестве, т. е. в ситуации, когда никакие серьезные реформы были уже невозможны? Первая причина та же, что и несколькими десятилетиями ранее, когда свой план реформ осуществляла Екатерина II: дворянство главная опора и гарант стабильности трона, а следовательно, и вообще политического режима не желало поступиться и толикой своих привилегий, в защите которых готово было идти до конца. Когда после восстания Пугачева дворянство сплотилось вокруг императорского престола и Екатерина поняла, что переворота ей можно не опасаться, она сумела осуществить ряд преобразований, решительных настолько, насколько это было возможно без опасения нарушить политическую стабильность. В начале XIX в. в крестьянском движении наметился определенный спад, что усилило позиции оппонентов Александра и давало им возможность пугать молодого царя крупными потрясениями. Вторая важнейшая причина была связана с разочарованием значительной части образованных людей не только в России, но и во всей Европе в действенности идей Просвещения. Кровавые ужасы Французской революции стали для многих своего рода отрезвляющим холодным душем. Есть и еще один вопрос, который нельзя не задать: почему Александр I не решился в день своей коронации опубликовать хотя бы один из трех подготовленных документов тот, о котором, как кажется, особых споров не было, Грамоту Российскому народу? Вероятно, император сознавал, что Грамота, не будучи подкрепленной другими законодательными актами, осталась бы простой декларацией. Именно поэтому она и не вызывала возражений. Следовало или публиковать все три документа вместе, или не публиковать ничего. Александр избрал второй путь, и это, конечно, было его поражением. Однако несомненным положительным итогом первых месяцев царствования стал приобретенный молодым императором политический опыт. Он смирился с необходимостью царствовать, но и планы реформ не оставил.
По возвращении из Москвы с коронационных торжеств на заседаниях Негласного комитета царь вновь вернулся к крестьянскому вопросу, настаивая на издании указа, запрещающего продавать крестьян без земли. Царь решился раскрыть и второй пункт плана разрешить продажу населенных земель недворянам. И вновь эти предложения вызвали резкие возражения «молодых друзей». На словах они полностью соглашались с осуждением практики продажи крестьян без земли, но по-прежнему пугали царя дворянским мятежом. Это был сильный аргумент, который не мог не подействовать. В результате и этот раунд реформаторских попыток Александра закончился минимальным результатом: 12 декабря 1801 г. появился указ, разрешавший недворянам покупать земли, но без крестьян.
5. Реорганизация государственного управления
Следующие шаги Александра I были связаны с реорганизацией государственного управления и соответствовали сложившейся в этой сфере практике предшествующих царствований. В сентябре 1802 г. серией указов была создана система из восьми министерств: Военного, Военно-морского, Иностранных дел. Внутренних дел. Коммерции, Финансов, Народного просвещения и Юстиции, а также Государственного казначейства на правах министерства. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, в котором каждый из них обязывался выносить на обсуждение свои всеподданнейшие доклады императору. Первоначально статус Комитета министров был неопределенным, и лишь в 1812 г. появился соответствующий документ.
Одновременно с созданием
Инцидент с Сенатом в
Наряду с попытками решить важнейшие вопросы жизни России правительство Александра I осуществило крупные реформы в сфере народного образования. 24 января 1803 г. царь утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Предполагалось, что все эти учебные заведения будут пользоваться единообразными учебными программами, а университет в каждом учебном округе представлять собой высшую ступень образования. Если до этого в России существовал лишь один университет Московский, основанный в 1755 г., то в 1802 г. был восстановлен Дерптский университет (ныне Тартуский университет в Эстонии), а в 1803 г. открыт университет на базе существовавшей еще с XVI в. Главной школы Великого княжества Литовского в Вильно (ныне столица Литвы г. Вильнюс). В 1804 г. были основаны Харьковский и Казанский университеты. Тогда же был открыт Педагогический институт в Петербурге, позднее переименованный в Главный педагогический институт, а с 1819 г. преобразованный в университет. Помимо этого открывались привилегированные учебник заведения: в 1805 г. Демидовский лицей в Ярославле, а в 1811 г. знаменитый Царскосельский лицей, среди первых воспитанников которого был А. С. Пушкин. Были созданы и специализированные высшие учебные заведения Московское коммерческое училище (1804 г.). Институт путей сообщения (1810 г.). Таким образом, при Александре I была продолжена и скорректирована начатая Екатериной II работа по созданию системы народного образования. По-прежнему, однако, образование оставалось недоступным для значительной части населения, прежде всего крестьян. Но продолжение реформы в этой сфере объективно отвечало потребностям общества в грамотных, квалифицированных специалистах.
Глава II Александр II.
1. Биография Александра II.
Александр Николаевич, старший сын императора
Николая I и императрицы
Александры Федоровны, взошел на престол
после смерти Николая I. Александр Николаевич,
чтобы ознакомиться с государственными
делами, с
1834 года присутствовал на заседаниях Сената,
а с 1835 года - и Синода.
При Александре II в России было отменено
крепостное право (Положение 19
февраля 1861 года), за что императора прозвали
царем-освободителем. Было
освобождено более 22 млн. русских крестьян
и установлен новый порядок
общественного крестьянского управления.
По Судебной реформе 1864 года
судебная власть была отделена от власти
исполнительной, административной
и законодательной. В гражданских и уголовных
процессах были введены
начала гласности и суд присяжных, объявлялась
несменяемость судей. В
1874 году вышел указ о всесословной воинской
повинности, снявший тяготы
военной службы с низших сословий. В это
время были созданы высшие
общеобразовательные учреждения для женщин
(в Петербурге, Москве, Казани и Киеве),
основаны 3 университета - Новороссийский
(1865 г.), Варшавский (1865 г.) и Томский (1880
г.). В 1863 году было принято положение об
освобождении от предварительной цензуры
столичных периодических изданий, а также
некоторых книг. Проводилась постепенная
отмена исключающих и ограничивающих
законов по отношению к раскольникам и
евреям. Однако после подавления Польского
восстания 1863-1864 гг. правительство постепенно
перешло к курсу ограничения реформ рядом
временных правил и министерских циркуляров.
Следствием этого явился подъем демократического
движения в стране, приведший к революционному
террору.
1877-1878 гг., завершившаяся победой русских
войск. Результатом этого
явилось провозглашение независимости
Сербии, Румынии и Черногории.
2. Первые годы царствования.
Родившийся в 1818 году сын князя Николая
Павловича Александр с самых
первых дней своей жизни почитался как
будущий монарх, потому что ни у
императора Александра I, ни у цесаревича
Константина не было сыновей, а
в своем поколении он был старшим князем.
Соответственно его образование
и воспитание было прекрасно поставлено,
и направлено на то, чтобы
подготовить его к высокой миссии.
Первым воспитателем Александра II был
капитан Мердер, а в девять лет его
обучением занялся В. А. Жуковский. Программа,
по которой учился будущий
император была тщательно проработана
и направлена на то, чтобы сделать,
чтобы сделать его человеком образованным
и всесторонне просвещенным,
сохранив его от преждевременного увлечения
мелочами военного дела.
Программу Александр успешно освоил, но
уберечься от военной "муштры"
того времени не смог.
В двадцать три года цесаревич женился
на Марии Александровне, принцессе
Гессен-Дармштадтской. С этого времени
Александр начинает свою служебную деятельность.
На протяжении десяти лет от являлся правой
рукой своего отца. Судя по свидетельствам
историков, Александр II находился под
сильным влиянием отца и перенимал некоторые
его качества. Однако его
отличали от железного характера Николая
врожденная мягкость и
великодушие. Именно поэтому личность
Александра нельзя оценить
однозначно - в разные моменты жизни он
производит разное впечатление.
Первые годы своего царствования император
пытался ликвидировать
последствия Восточной войны и порядков
николаевского времени. В
отношении внешней политики Александр
явился продолжателем "начал
Священного Союза", руководивших политикой
и Александра I, и Николая I.
Кроме того, на первом приеме дипломатического
корпуса, государь
заявил, что готов продолжать войну, если
не достигнет почетного мира.
Таким образом, он продемонстрировал Европе,
что, в этом плане,
является продолжателем политики отца.
Также и во внутренней политике у
людей сложилось впечатление, что новый
император продолжит дело своего
отца. Однако на практике это оказалось
не так: "повеяло мягкостью и
терпимостью, характеристичными для темперамента
нового монарха. Сняты
были мелочные стеснения с печати; университеты
вздохнули свободнее", говорили, что
"государь хочет правды, просвещения,
честности и
свободного голоса ".
В действительности, так оно и было, так
как, наученный горьким опытом
бессилия в Крымской войне, Александр
потребовал "откровенного изложения
всех недостатков". Некоторые историки
полагают, что на первых порах программы
вообще не было, так как трудности военного
времени не давали ему сосредоточится
на внутреннем благоустройстве страны.
Только после окончания войны в манифесте
19 марта 1856 года Александр II сказал свою
знаменитую фразу, которая стала лозунгом
для России на долгие годы: "Да утверждается
и совершенствуется ее внутреннее благоустройство;
правда и милость да царствует в судах
ее; да развивается повсюду и с новой силой
стремление к просвещению и всякой полезной
деятельности"
3. Отмена крепостного права.
Крепостное право в России просуществовало
гораздо дольше, чем в любой
другой европейской стране и приняло такие
формы, что мало чем отличалось
от рабства. Однако пойти на отмену крепостного
права правительство
смогло лишь в 1861 году.
Что же заставило помещиков и правительство
отказаться от столь удобной
формы эксплуатации?
Еще в 1856 году император, принимая у себя
представителей дворянства,
сказал им о своем намерении проведения
крестьянской реформы. По его
мнению "лучше начать уничтожать крепостное
право сверху, нежели
дождаться того времени, когда оно начнет
само по себе уничтожаться
снизу. "
В экономической сфере наблюдалось нарастание
кризиса помещичьего
хозяйства, основанном на принудительном,
крайне неэффективном, труде
крепостных крестьян.
В социальной сфере - усиление крестьянского
протеста против
крепостничества, которое выражалось
в увеличении волнений.
Для сравнения приведем данные:
1831-1840 гг. - 328 крестьянских волнений;
1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений;
1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.
Как мы видим, крестьянское недовольство
существующим порядком нарастало с каждым
днем. Правящие круги опасались того, что
разрозненные
крестьянские волнения перерастут во
"вторую пугачевщину".
Кроме того, поражение в Крымской войне
показало, что крепостное право -
главная причина военно-технической отсталости
страны. Опасаясь того,
что Россия будет отброшена в ряды второстепенных
держав, правительство
встало на путь социальных, экономических
и политических реформ.
3 января 1857 года был образован секретный
комитет "для обсуждения мер
по устройству быта помещичьих крестьян",
но так как он состоял из ярых
крепостников, то действовал нерешительно.
Однако, через некоторое время,
заметив, что крестьянское недовольство
не утихает, а напротив,
нарастает, комитет вплотную преступил
к подготовке крестьянской реформы.
С этого момента существование комитета
перестало быть "секретом" и в
феврале 1858 года он был переименован в
Главный комитет "о помещичьих
крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".
Необходимо сказать об отношении самих
помещиков к реформе. А оно
координально различалось. Большинство
помещиков выступало вообще против реформы.
Некоторые соглашались, но на различных
условиях: одни
отстаивали вариант освобождения крестьян
без земли и за выкуп личной
свободы крестьянина, другие, хозяйство
которых было сильнее втянуто в
рыночные отношения, или намеревавшиеся
перестроить его на
предпринимательских началах, выступали
за более либеральный ее вариант -
освобождение крестьян с землей со сравнительно
умеренным выкупом.
Подготовка крестьянской реформы проходила
в обстановке
общественно-политического подъема в
стране. В 50-х годах ХIХ в.
сложились два идейных центра, возглавлявшие
революционно-демократическое направление
русской мысли: А. И. Герцена и Н. П. Огарева, Н.
Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в
Лондоне.
Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного
движения среди тех слоев дворянства,
которые считали необходимым не только
отменить крепостное право, но и создать
общесословные выборные органы управления,
учредить гласный суд, ввести гласность
вообще, провести преобразования в сфере
просвещения и т. д.
В. И. Ленин называл обстановку общественно-политического
кризиса в
России на рубеже 50-60-х годов "революционной
ситуацией" и выделял три
ее объективных признака:
1) "кризис верхов", выражавшийся в
их невозможности "управлять по
старому";
2) "обострение, выше обычного, нужды
и бедствий угнетенных классов";
3) "значительное повышение активности
масс", не желавших "жить
по-старому".
Но революционные силы были настолько
слабы, что с помощью проведения
ряда буржуазных реформ, самодержавие
не только смогло выйти из кризиса,
но и укрепить свои позиции. Вот в какой
обстановке проводилась отмена
крепостного права.
К концу августа 1859 года проект "Положений
о крестьянах" был
практически подготовлен. В конце января
1861 года проект поступил на
рассмотрение последней инстанции - Государственного
совета. Здесь было
сделано новое "дополнение" к проекту
в пользу помещиков: по предложению
одного из крупнейших землевладельцев
П. П. Гагарина был внесен пункт о праве
помещика предоставлять крестьянам (но
по соглашению с ними) немедленно в собственность
и бесплатно ("в дар") четверть надела.
Такой надел получил название "четвертного"
или "дарственного" (крестьяне называли
его "сиротским").
19 февраля "Положения" (они включали
в себя 17 законодательных актов)
были подписаны царем и получили силу.
В тот же день царь подписал и
Манифест об освобождении крестьян.
По Манифесту крестьянин получал полную
личную свободу. Это особенно
важный момент в крестьянской реформе,
и я хотела бы обратить на него
внимание. Веками крестьяне боролись за
свою свободу. Если раньше помещик мог
отнять у крепостного все его имущество,
насильно женить, продать, разлучить с
семьей и просто убить, то с выходом этого
Манифеста
крестьянин получал возможность решать
где и как ему жить, он мог
жениться, не спрашивая на то согласия
помещика, мог самостоятельно
заключать сделки, открывать предприятия,
переходить в другие сословия.
Все это предоставляло возможность развития
крестьянского
предпринимательства, способствовало
росту отхода крестьян на заработки,
а в целом давало сильный толчок развитию
капитализма в пореформенной
России.
По "Положениям" было введено крестьянское
самоуправление, т. е.
сельские и волостные сходы во главе с
сельскими старостами и волостными
старшинами. Крестьянам предоставлялось
право самим распределять землю,
раскладывать повинности, определять
очередность отбывания рекрутской
повинности, принимать в общину и увольнять
из нее. Также вводился
волостной крестьянский суд по маловажным
преступлениям и имущественным искам.
Указанный в законе выкуп усадеб и полевых
наделов для крестьян был
невозможен, поэтому правительство пришло
на помощь крестьянству
устройством "выкупной системы".
В "Положениях" указано, что помещики
смогут получить земельную ссуду, как
только будут устроены их земельные
отношения с крестьянами и установлен
земельный надел. Ссуда выдавалась
помещику доходными процентными бумагами
и засчитывалась за крестьянами, как казенный
долг, который они должны были погасить
в течение 49 лет "Выкупными платежами".
Порядок осуществления крестьянской реформы
требовал соглашения между
помещиком и крестьянином по поводу размера
надела, а также по поводу
обязательств крестьянина по отношению
к помещику. Это следовало
изложить в "уставной грамоте" в течение
одного года с момента
освобождения.
Если отмена крепостного права произошла
сразу, то ликвидация феодальных,
экономических отношений, устоявшихся
десятилетиями, растянулась на
многие годы. По закону еще два года крестьяне
обязаны были отбывать
такие же повинности, что и при крепостном
праве. Лишь несколько
уменьшилась барщина, и отменили мелкие
натуральные поборы. До перевода
крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном
положении, т. е.
обязаны были за предоставленные им наделы
выполнять по установленным
законом нормам барщину или платить оброк.
Так как определенного срока по
истечении, которого временнообязанные
крестьяне должны были быть
переведены на обязательный выкуп не было,
то их освобождение растянулось на 20 лет
(правда, к 1881 году их оставалось не более
15%).
Несмотря на грабительский для крестьян
характер реформы 1861 года, ее
значение для дальнейшего развития страны
было очень велико. Эта реформа
явилась переломным моментом при переходе
из феодализма в капитализм.
Освобождение крестьян способствовало
интенсивному росту рабочей силы, а
предоставление им некоторых гражданских
прав способствовало развитию
предпринимательства. Помещикам же реформа
обеспечивала постепенный
переход от феодальных форм хозяйства
к капиталистическим.
4. Буржуазные реформы Александра II.
Отмена крепостного права в России вызвала
необходимость проведения и
других буржуазных реформ - в области местного
управления, суда,
образования, финансов, в военном деле.
1 января 1864 года было издано "Положение
о губернских и уездных земских
учреждениях", вводившее бессословные
выборные органы местного
самоуправления - земства. Они избирались
всеми сословиями на трехлетний
срок и состояли из распорядительных органов
(уездных и губернских
земских собраний) и исполнительных (уездных
и губернских земских управ).
Земства несли ответственность за народное
образование, за народное
здоровье, за своевременные поставки продовольствия,
за качество дорог,
за страхование, за ветеринарную помощь
и другое.
Все это требует больших средств, поэтому
земствам было позволено вводить
новые налоги, облагать население повинностями,
образовывать земские
капиталы. При своем полном развитии земская
деятельность должна была
охватить все стороны местной жизни. Новые
формы местного самоуправления не только
сделали его всесословным, но и расширили
круг его полномочий. Самоуправление получило
столь широкое распространение, что многими
было понято, как переход к представительному
образу правления, поэтому со стороны
правительства вскоре стало заметно стремление
удержать деятельность земств на местном
уровне, и не позволять общаться между
собой земским корпорациям.
16 июня 1870 года было издано "Городовое
положение", по которому в 509
городах вводилось выборное самоуправление
- городские думы, избираемые
на четыре года. Городская дума избирала
свой постоянно действующий
исполнительный орган - городскую управу,
состоявшую из городского головы и нескольких
членов. Городской голова был одновременно
председателем и городской думы и городской
управы. Право избирать и быть избранным
в городскую думу имели право только жители,
обладающие имущественным цензом (преимущественно
владельцы домов, торгово-промышленных
заведений, банков - одним словом торгово-промышленная
буржуазия).
Таким образом, основная масса городского
населения была устранена от
участия в городском самоуправлении. Компетенция
городского
самоуправления была ограничена решением
чисто хозяйственных вопросов
(благоустройство городов, устройство
базаров и т. п. ).
Одновременно с земской реформой, была
подготовлена и судебная. Из всех
реформ того времени она была самой последовательной
и одной из самых
значительных. Судебные уставы 20 ноября
1864 года вводили бессословный,
гласный суд с участием присяжных заседателей,
адвокатурой и
состязательностью сторон. Присяжные
заседатели, участвующие в судебном
процессе устанавливали лишь виновность
или невиновность подсудимого,
меры наказания же определяли сами судьи.
Решения, принятые судом с
участием присяжных заседателей считались
окончательными, в противном
случае могли быть обжалованы в судебной
палате. Решения окружных судов,
в которых принимали участия, присяжные
заседатели могли быть обжалованы лишь
в том случае, если было совершено нарушение
законного порядка судопроизводства.
Апелляции на эти решения рассматривал
Сенат.
Для разбора мелких проступков и гражданских
дел с иском до 500 рублей в
уездах и городах вводился мировой суд
с упрощенным судопроизводством.
Состав мировых судей избирался на уездных
земских собраниях.
Судебные уставы 1864 года вводили институт
"присяжных поверенных"-
адвокатуру, а также институт судебных
следователей. Председатели и члены
окружных судов и судебных палат, присяжные
поверенные, их помощники и
судебные следователи должны были иметь
высшее юридическое образование.
Председатели и члены окружных судов и
судебных палат утверждались
императором, а мировые судьи - Сенатом.
После этого они не могли быть
уволены или устранены от должности на
какое-то время, а лишь в случае
совершения какого-либо уголовного преступления,
но и тогда решение об их
отстранении от должности выносил суд.
Таким образом, закон вводил важный принцип
несменяемости судей.
В 1861-1874 годах была проведена серия военных
реформ.
В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской
повинности, который в
корне изменил порядок пополнения войск.
При Петре Великом все сословия
привлекались к военной службе. По законам
ХVIII века дворянство
постепенно было освобождено от воинской
повинности, и рекрутчина стала
участью не просто низших слоев населения,
но беднейших из них, так как
те, кто побогаче могли откупиться, наняв
за себя рекрута. Такая форма
воинской повинности легла тяжким бременем
на плечи бедных слоев
населения, потому что срок службы в то
время был 25 лет, то есть
кормильцы, уходя из дома, покидали его
практически на всю жизнь,
крестьянские хозяйства разорялись со
всеми вытекающими отсюда
последствиями.
По новому закону, призываются все молодые
люди, достигшие 21 года, но
правительство каждый год определяет
необходимое число новобранцев, и по
жребию берет из призывников только это
число (обычно на службу
призывалось не более 20-25% призывников).
Призыву не подлежали
единственный сын у родителей, единственный
кормилец в семье, а так же
если старший брат призывника отбывает
или отбыл службу. Взятые на службу числятся
в ней: в сухопутных войсках 15 лет:6 лет
в строю и 9 лет в
запасе, во флоте - 7 лет действительной
службы и 3 года в запасе. Для
получивших начальное образование срок
действительной службы сокращается до
4-х лет, окончивших городскую школу - до
3-х лет, гимназию – до полутора лет, а имевших
высшее образование - до полугода.
Таким образом, мы можем сделать вывод,
что новая система предполагала не
только военное обучение солдат, но в то
же время проводился ряд
мероприятий с целью просвещения (особенно
это заметно во время
управления военным министерством графом
Д. А. Малютиным).
Военные расходы, вызванные Восточной
войной, а также выкупная операция, затеянная
в это время заставило правительство выйти
из рамок бюджета.
Правительство брало кредиты за границей,
прибегало к внутренним займам,
выпускало кредитные билеты. Все это привело
к тому, что встала реальная
проблема упорядочивания государственного
хозяйства.
Для увеличения государственных доходов
был принят ряд мер, одна из
которых - отмена винных откупов.
При Екатерине II частные лица "откупали"
право продажи вина в
определенном округе за некоторую сумму.
По новому порядку вино могло
продавать любое лицо, но все вино, поступавшее
в продажу облагалось
"акцизом" (налогом в пользу государства).
Таким же акцизом были обложены соль, сахар,
табак. Были увеличены некоторые таможенные
пошлины. Главным же средством поднять
экономическую мощь
страны считалось постройка сети железных
дорог. В связи с ней
иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти
также увеличился ввоз
товаров в Россию. Число торговых и промышленных
предприятий заметно
увеличилось, а также число фабрик и заводов.
Появились кредитные
учреждения - банки, во главе которых стоял
Государственный банк (1860
год).
Россия начала терять характер патриархального
землевладельческого
государства. Освобожденный от крепостной
зависимости и других стеснений
народный труд находил себе применение
в разных отраслях промышленности, созданных
новыми условиями общественной жизни.
Еще в начале своего царствования Александр
II отменил некоторые
стеснительные меры в отношении учебных
заведений, принятых императором Николаем
I. Преподавание в университетах получило
больше свободы, они стали доступны для
вольнослушателей, как мужчин, так и женщин.
Однако новизна положения привела в 1861
году к некоторым беспорядкам, после чего
свободу университетов пришлось несколько
ограничить. В 1863 году был издан устав,
согласно которому профессорская корпорация
получила самоуправление. Студенты же
не получили права влиять каким-либо образом
на порядок в университете, что являлось
поводом для частых "студенческих беспорядков".
Под влиянием таких настроений граф Д.
А. Толстой решил осуществить реформу
средней школы. В начале царствования
императора (при министре А. В. Головине)
доступ в гимназии был открыт для детей
всех сословий. Гимназии же были двух типов:
классические, с изучением древних языков
и реальные, соответственно без них, но
с преобладанием естествознания. Граф
Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым
в 1871 году составил новый устав гимназии,
одобренный государем.
Классическая гимназия была сделана единственным
типом
общеобразовательной и всесословной средней
школы, выпускники которой
имели право поступления в университет.
Реальные гимназии заменили
"реальными училищами"; цель их была
в том, чтобы давать образование людям
всех сословий, но приспособленное к практическим
потребностям и к
приобретению практических познаний.
Этой реформой было создано полное
преобладание классической школы. Но граф
Толстой упустил из вида
несколько моментов, а именно: из-за отсутствия
достаточного количества
преподавателей латыни и греческого языка,
пришлось выписывать
специалистов из-за границы. Естественно,
их преподавание не нравилось
студентам, так как первые не знали ни
русского языка, ни русской
литературы.
Таким образом, несмотря на то, что реформа
графа Толстого имела в основе
правильную идею о значении классицизма,
она не вошла в нравы нашего
общества.
Одновременно с реформой мужской средней
школы, реформировалась и
женская. До правления Александра II существовали
только институты и
частные пансионы, в которых обучались
в основном дворянки. С конца 50-х
появляются женские гимназии для всех
сословий. Параллельно стали
открываться женские епархиальные училища.
Через некоторое время успешно разрешился
вопрос о высшем женском образовании.
Также были сделаны большие успехи в плане
начального или народного образования.
Заключение.
Эти реформы, получившие название "великих",
привели общественно-
Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.
Список использованной литературы
1. Жукова Л. В. / История. – М.: "Экзамен", 2007.
2. Исаев И. А. /История Отечества. – М.: " Юрист", 2007.
3. Новиков С. В. / История. Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Изд-во Эксмо, 2008.
4. Радугин А. А. / История России. Курс лекций. – М.: "Центр", 2010.
5. Федоров В. А. / История России, 1861-1917. – М.: Высш. шк. , 2009.
6. Чернобаев А. А., Горелов И. Е., Зуев М. Н. / История России. – М.: Высш.шк., 2006.