Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 23:03, реферат
Франциск Скорина родился в Полоцке. Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают, что он родился около 1490 г. Предположение это опирается на существование в те времена обычая отдавать на учебу в университеты мальчиков, как правило, в возрасте 14 – 15 лет. Но на возраст школяра руководство университетов не особенно обращало внимание; год рождения не записывался, т.к. не имел, очевидно, существенного значения.
1.Биография Франциска Скорины.
Франциск Скорина родился в Полоцке. Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают, что он родился около 1490 г. Предположение это опирается на существование в те времена обычая отдавать на учебу в университеты мальчиков, как правило, в возрасте 14 – 15 лет. Но на возраст школяра руководство университетов не особенно обращало внимание; год рождения не записывался, т.к. не имел, очевидно, существенного значения. Не исключено, что Ф. Скорина был студентом – переростком. Возможно, отсюда и берет начало исключительная серьезность, с которой он относился к учебе, а позднее и к культурной и научной деятельности.(7)
Предполагают, что первоначальное
образование Ф. Скорина
В 1504 г. любознательный и предприимчивый полочанин отправляется в Краков, поступает в университет, где штудирует так называемые свободные науки, а через 2 года (в 1506) получает первую ученую степень бакалавра.
Чтобы продолжать учебу, Ф. Скорине необходимо было получить еще и степень магистра искусств. Это он мог сделать в Краковском или в каком-либо ином университете (точных сведений не обнаружено). Степень магистра вольных искусств давала право Ф. Скорине поступать на самые престижные факультеты университетов Европы, которыми считались медицинский и теологический. Это образование уже позволяло получить должность, которая обеспечила ему спокойную жизнь. Предполагают, что около 1508 Ф. Скорина временно служил секретарем у датского короля. В 1512 он уже в итальянском городе Падуе, университет которого славился не только медицинским факультетом, но и как школа ученых-гуманистов. На заседании медицинской коллегии университета в костеле святого Урбана было принято постановление о допуске бедного, но способного и образованного русина Франциска Скорину к экзамену на получение ученой степени доктора лекарских наук. Два дня в диспутах с выдающимися учеными защищал Ф. Скорина свои научные тезисы и 9.11.1512 единогласно был признан достойным высокого звания ученого-медика. Это явилось знаменательным событием в его жизни и в истории культуры Белоруссии – купеческий сын из Полоцка подтвердил, что способности и призвание более ценны, чем аристократическое происхождение. Он хотя и бедный, но способный, настойчивый и деловитый, он тот, кто своим трудом, волей преодолел трудности и поднялся до вершин средневековой образованности.(6)
После ученого триумфа
сведения о Ф. Скорине снова
теряются на целых 5 лет. Где-то
между 1512 и 1517 Ф. Скорина
появляется в Праге, где со
времен гуситского движения
В Праге Ф. Скорина
заказывает печатное
Франциск Скорина
работал в Праге немногим
Вскоре Скорина женился.
Избранницей его стала
Познаньский суд сначала признал справедливость претензий и постановил передать Скорине часть имущества умершего брата. Тем временем кредиторы Ивана добиваются объявления Франциска наследником брата и следовательно, его долгов. 5-го февраля 1532 года Скорину арестовали, обвинив его в неуплате долгов. Из познаньской тюрьмы Франциск Скорина вышел спустя восемь недель (по другим данным Скорина провел в тюрьме четыре месяца), благодаря племяннику Роману, который добился аудиенции у короля Сигизмунда. Несколько месяцев спустя польский король выдал Скорине грамоту, защищавшую его от своеволия воевод и старост. Дело о наследстве Ивана тянулось до 1535 года, но Франциска в Познани уже не было...(3)
Точная дата смерти Скорины неизвестна,
некоторые исследователи
2. Значение творчества Ф.Скорины для идеологии белорусского государства.
В своих произведениях
Скорина призывает к
Гуманистом Скорину можно назвать потому, что он заботился о просвещении людей, просветителем – т.к. его идея была направлена на расширение образования и культуры белорусского народа, а патриотом – т.к. в своих произведениях он призывал людей заботиться о родине и любить ее:
«Понеже от прирождения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя, птицы, летающие по воздуху, ведають гнезда своя; рибы, плавоющие по морю и в реках, чують вири своя;пчелы и тым подобная боронять ульев своих, - тако же и люди, и где зародилися и ускормлены суть по бозе,к тому месту велику ласку имають» (5)
Франциск Скорина
оказал значительное
Согласно оценкам
специалистов, его книги представляют
исключительное явление как по
количеству размещенных в них
гравюр, так и по непревзойденной
технике исполнения. Своей красотой
и точностью они далеко
Таким образом, беларусы первые среди восточноевропейских народов получили печатную книгу на родном языке. Франциск Скорина своим примером показал, как нужно любить свой народ и уважать родной язык. Благодаря таким титанам духа, как Франциск Скорина, белорусская культура поднялась до европейких высот.
3. Заключение.
Главный вклад Скорины в формирование гуманистического и демократического идеалов общественной жизни белорусов состоит в том, что он впервые в восточнославянской культурной традиции познакомил своих соотечественников на их родном языке с замечательным памятником мировой культуры - Библией. Как и другие мыслители Возрождения, он видел в библейских книгах произведения человеческого, пусть и богодухновенного, разума и считал своим долгом сделать их доступным человеку для самостоятельного изучения. Сложно представить, насколько смелой и в какой-то мере еретичной для своего времени была идея Скорины сделать книги Священного Писания, да еще с собственными предисловиями и комментариями, общедоступными для простых людей. В то время церковь фактически выступила против широкого и самостоятельного ознакомления мирян с текстами книг Ветхого и Нового Завета, считая их толкование делом священнослужителем. Скорина же отрицал необходимость в «посредниках» при изучении книг Библии, поскольку «не толико докторове а люди вченые в них разуметь, но всякий человек простый и посполитый, чтучи их или слухаючи, можеть поразумети, что ест потребно к душному спасению его» (5). Делая доступной Библию для широкаих кругов читателей, Скорина тем самым готовил перелом в сознании и характере мышления своих соотечественников, открывал перед ними возможность свободного, не зависимого от авторитетов церкви, богословствования и философствования.
Издание Библии на языке народа само по себе становилось мощным фактором раскрепощения его сознания и демократизации общественной жизни. Реализовав данную задачу. Скорина стал самым ярким представителем гуманистического и демократического направления в отечественной , да и в восточнославянской в целом, общественной мысли. Его литературное наследие и по сей день является одним из важнейших источников формирования национального сознания белорусов, а значит, и белорусской национально- государственной идеологии.(4)