Биография Коменского Яна-Амоса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:28, реферат

Описание работы

Коменский Ян-Амос (латинизирован. Comenius) (28.03.1592 - 15.11.1670) - знаменитый "отец новой педагогики".
Родился 28 марта 1592 г. в моравском городке Угорском Броде. Отец его, Мартин, чех из мст. Комны, принадлежал к "общине чешских братьев", этому лучшему выражению гуситства. Осиротев еще в детстве, Коменский был отдан под опеку родственников; но последние не заботились об его воспитании. По собственному желанию он поступил в 1608 г. в латинскую школу.

Файлы: 1 файл

Биографии (Коменский Песталоцци Ушинский Макаренко).doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Биография Коменского Яна-Амоса 

 

Коменский Ян-Амос (латинизирован. Comenius) (28.03.1592 - 15.11.1670) - знаменитый "отец новой педагогики".

Родился 28 марта 1592 г. в моравском городке Угорском Броде. Отец его, Мартин, чех из мст. Комны, принадлежал к "общине чешских братьев", этому лучшему выражению гуситства. Осиротев еще в детстве, Коменский был отдан под опеку родственников; но последние не заботились об его воспитании.  
 
По собственному желанию он поступил в 1608 г. в латинскую школу. Но Коменский мало приобрел здесь: школа давала скудные знания, преподаваемые, притом, неразумным и противным природе методом; из школы Коменский вынес живое сознание ее недостатков и мысль о необходимости реформы. Решив сделаться священником "общины", он отправился в гейдельбергский университет, где пробыл с 1610 до 1612 г. К этому времени относится начало его чешско-немецкого словаря.  
 
После путешествия в Голландию и, может быть, в Англию, Коменский возвратился на родину в 1614 г. и стал учителем школы в Прерове, вводя в преподавание реальный метод и облегчая изучение латинского языка своими "Правилами более легкой грамматики".  
 
С 1616 г. священник, Коменский в 1618-1621 гг. занимает должность проповедника и надзирателя школы в Фульнеке; карта Моравии и два сочинения по чешской истории были составлены Коменским за это время. Трудовая и счастливая жизнь молодого священника была прервана ходом событий, начавшим тридцатилетнюю войну.  
 
Ряд насильственных мер, направленных против некатоликов, заставили Коменского покинуть сначала Фульнек, а потом (1628 г.) и Чехию; вместе с другими изгнанными "братьями" он поселился в польском городе Лешне. Годы скитаний и укрывательства в Чехии ознаменовались появлением целого ряда аскетических и мистических богословских трактатов Коменского: важнейший из них - "Лабиринт света и рай сердца", проницательная и яркая критика человеческих отношений. В Лешне Коменский пробыл, с небольшими перерывами, с 1628 г. по 1656 г.  
 
Учительство в лешненской братской школе снова направило мысль Коменского на вопросы педагогики и дидактики; отсюда возник целый ряд его педагогических сочинений: знаменитая "Дидактика", "Краткое начертание об обновлении школ в Чешском королевстве", "Informatorium материнской школы" (о воспитании детей до 6-летнего возраста), 6 учебных книг для простонародной школы (не сохранились) и "Отверстая дверь языков (Janua linguarum)", вместе с "Преддверием (Vestibulum)" к ней - два учебника латинского языка. "Дверь языков", переведенная на все европейские и некоторые восточные языки, доставила Коменскому широкую известность.  
 
Размышления о природных основах, на которых должно основываться школьное обучение, ввело Коменского в область философии и выразилось в его "Физике" (1634 г.), т. е. философии природы в библейском (1-х глав Бытия) освещении. Стремление изложить кратко и ясно всю совокупность человеческих знаний (энциклопедия) высказано было Коменским в адресованном его лондонскому другу Гартлибу трактате: "Предтеча всемудрости" (Pansophiae prodromus), который и был напечатан Гартлибом, без согласия автора. Лондонские друзья в 1640 г. вызвали Коменского в Англию; но переговоры об основании коллегии ученых для развития науки не привели ни к чему, вследствие начавшихся столкновений между Карлом I и парламентом. Шведский негоциант Людовик Геер (родом из Голландии), щедрый покровитель знания, пригласил Kоменского в Швецию; здесь Коменский взял на себя труд составления учебников латинского  
 
Годы 1643-1648 гг. были проведены Коменским в прусском городе Эльбинге за работой, с одной стороны, над латинскими учебниками с другой - в трудах, связанных с положением его в "общине" в качестве старшины (сеньора). Важнейший литературный труд Коменского за эти годы: "Новейший метод языков" ("Methodus linguarum novissima") - философское учение о языке, проводящее глубокую культурно-историческую мысль о необходимости развития народных языков, вопреки гуманистической привязанности к латыни. Покровители Коменского выражали недовольство его занятиями по делам "общины"; денежное положение его было неопределенно: все это причиняло ему много горя и затруднений, которые он терпеливо переносил в ожидании помощи от шведов его несчастной родине.  
 
Заключение вестфальского мира (1648 г.), оставившего Чехию в руках Габсбургов, и избрание Коменского епископом "общины" побудили его покинуть Эльбинг. Но возвратившийся в Лешно новый епископ "общины" скоро (1650 г.) вызван был в Венгрию князем Сигизмундом Ракоци, для устроения школ в его княжестве. В течение 4-х лет Коменский устраивал школу в Шаришском Потоке, писал для нее учебники, школьные драмы (Schola Indus) и издал знаменитый "Mир в картинках" ("Orbis pictus"), знакомящий детей с предметами посредством наглядных изображений.  
 
Возвратившись в Лешно, Коменский вместе со своими единоверцами перенес в 1656 г. величайшее несчастие: в начавшейся (1655 г.) войне шведов и поляков занятое первыми Лешно было сожжено и разграблено последними. В пожаре Коменский потерял все свое имущество и большую часть рукописей и, вместе с единоверцами, должен был покинуть Польшу.  
 
После скитаний по северной Германии он, по приглашению амстердамского сената, поселился в Голландии, где и прожил до самой смерти. Здесь в 1667 г. он издал все свои педагогические сочинения, под заглавием: "Opera didactica omnia". Заботы о рассеянной церкви Коменского выражались в издании Св. Писания и богослужебных книг, сборе и раздаче денежных пособий. С грустью видел он приближавшийся конец "общины"; некоторые религиозные сочинения вовлекли его в неприятную полемику; кругом его царила личная и национальная вражда, а он все мечтал о братстве людей, о всеобщем миpе, благосостоянии и просвещении.  
 
15-го ноября 1670 г. старец Коменский скончался и погребен в гор. Наардене. Коменский удивительно плодовитый писатель. По содержанию сочинения Коменского (их насчитывают до 142) можно разделить на богословские, философские и педагогаческие. Первые две группы имеют интерес исключительно исторический, но основные мысли педагогической группы сочинений Коменского и многие частности не только имеют значение для настоящего времени, но надолго и в будущем не утратят этого значения.  
 
Система педагогических идей Коменского представляется в таком виде. Человек создан Богом, как последнее, высочайшее и совершеннейшее творение. Он составлен из всех основных элементов миpa, он мир в малом виде, микрокосм; что Бог дал другим творениям в отдельности - бытие, жизнь, ощущение, разум, все это он дал одному человеку вместе. Человек состоит из трех частей: тела, души (Spiritus), которая обща у него с животными, и духа (anima, mens), который явился прямо от Бога. Животная душа обладает тремя внутренними чувствами: attentio = способность восприятия, judicium = способность суждения, mеmoria = способность замечать. Она служит духу в его высших деятельностях: intellectus (разум), voluntas (воля), conscientia (сознание, совесть). Человек сотворен как образ Божий и способен все духовное усвоять себе. Хотя божественная премудрость не дала человеку готового духовного обладания миром, однако, она дала ему естеетвенные наклонности (semina, facultates), т. е. как бы зерно, в котором скрыто лежат начала всех будущих образований (форм).  
 
В этой лишенной формы и разума материальной массе, в этом зерне заключается некая сила, которая в состоянии формировать и образовывать материал для позднейшего совершенного развития, сила действующая, которая и есть в сущности душа, подчиненная, подобно телу, росту. Каждое творение отчасти выражает божественную сущность; в своем зерне оно носит и идею своей цели, своего будущего развития, уже микроскопически предизображенного (рraeformatum), и осуществляет эту цель, благодаря своей душе. какова была природа первого человека, и хотя Адам обладал лишь semina, однако, они могли бы развиваться гармонически до высшего совершенства, если бы Адам не омрачил себя грехопадением, возникшим из самолюбия. Искони врожденное стремление к Богу со временем выродилось в наклонность ко злу, в отчуждение от Бога, corruptio adhaerens.  
 
Вследствие этого наступило ослабление и потемнение духовных сил; прирожденные semina, правда, не были окончательно искоренены, однако, значительно ослаблены и испорчены. Человек не мог помочь себе, весь мир подчинился суете. Тогда Бог, в Своем милосердии, решил создать лекарство против порчи: Он Сам, в Сыне Своем, явился в мир. К оставшимся, но бессильным корням он привил черенок божественной благодати (милости), которая сообщается человеку в крещении, производящем возрождение и дающем сыновство у Бога. Теперь способности человека снова могут мощно развиваться, теперь снова сделалось возможным преуспеяние человека, которое, по существу, ни что иное, как возвращение к собственному существу, к изначальной природе. Но благодать крещения сообщается и посредствуется церковью, именно вселенской христианской церковью. Человек снова в состоянии достигать своей последней цели, т. е. вечного блаженства.  
 
Троякой жизни, которую мы здесь ведем, т. е. двигательной, животной и духовной, соответствуют три жизненные пристанища: материнское чрево, земля, небо. Как материнское чрево приготовляет к жизни на земле, так жизнь на земле приготовляет к небу. Сам Бог, соответственно трем душевным способностям, выставил в качестве ступеней истинного приготовления (Моис. Быт. 1, 26):  
 
1) Чтобы человек знал все вещи - образование.  
 
2) Чтобы он обладал вещами и собой - добродетель или нравственность.  
 
3) Чтобы себя и все направлял к Богу, источнику всех вещей - благочестие.  
 
Божественная премудрость заложила в человеке семена этих трех благ. Что касается образования, то человек, посредством внешних чувств, может воспринимать образы всего, что находится вне его, как бы отпечатлевшиеся в зеркале или на воске; внешние чувства сообщают эти образы внутренним, а они, в свою очередь, духу, который "точно созерцает, сравнивает и основательно изучает их" и снова выражает в слове, в языке (Meth. nov. X, 7). К тому же, в человеке заложены стремление к знанию и радость при познании.  
 
Таким образом, semen eruditionis есть способность человека духовно воспринимать все внешнее, связанная с постоянным позывом к этому. А что человек имеет в себе и semen virtulis, об этом можно заключать из того, что он находит удовольствие в гармонии и сам - гармония, по телу и по душе (эстетическая этика); но душевные деятельности направляются к добродетели преимущественно волей, которая сама определяется относительно надлежащего времени и способа разумом. Semen religionis доказывается тем, что человек есть образ Божий, как таковой, подобен Богу и потому ощущает радость от подобного себе (Бога). Таким образом, тот человек совершенен, в котором полно и гармонически выразились три semina (ибо образование без добродетели и религии не имеет никакой цены). Но, так как eruditio уясняет людям самих себя и отношение к миру и Богу, то оно должно начинаться с интеллектуального образования; лишь на основе последнего возможно говорить о нравственном и религиозном образовании. Такой совершенный человек достигает и своей последней цели, вечного блаженства. Но как обстоит дело в действительности?  
 
Три основные формы человеческого общежития: семья, государство, церковь настолько выродились, что в нынешнем своем состоянии решительно не способны помочь человеку в достижении и приготовлении к вечному блаженству. Чтобы сделаться способными к этому, они нуждаются в коренной реформе; единственное целесообразное средство этой реформы - образцовое воспитание юношества.  
 
Цель воспитания - делать человека человеком, т. е. полно и гармонически развивать врожденные способности его; это полное развитие есть humanitas или divinitas (богоподобие), как имели их первые люди до грехопадения. Воспитание юношества есть дело школы, которая должна научить людей sapere (быть мудрыми), agere (действовать), loqui (говорить).  
 
Воспитание начинается в материнской школе и довершается особо для этого образованными людьми, учителями. Школы - мастерские гуманности. До сих пор школы не соответствовали своей высшей задаче, они были местами мучения. Душу и основу всякого школьного улучшения составляет порядок, который во всех частях должен подражать природе ("искусство бессильно, если не подражает природе", "Вел. Дид. " XIX, 1). Должно организовать порядок времени, материала и метода; на правильном распределении их основывается учебное искусство, или дидактика.  
 
В отношении порядка времени, школы, соответственно возрастам жизни (детство, отрочество, юность, молодость), всего лучше делить на 4 ступени: материнская школа, народная (Schola vernacula), гимназия и академия (университет), с завершающим ее путешествием. Для каждой ступени назначается 6 лет - в 24 года должно закончиться духовное образование, как и рост тела. В школах должно заниматься не чем-нибудь различным, но всегда одним и тем же, лишь различным, соответствующим возрасту, образом, так что в низших школах все трактуется в общем виде, очерке, а в высших - специальнее и подробнее. Материнская школа должна упражнять и изощрять внешние чувства, народная - внутренние, наряду с рукой и языком, гимназия - рассудок и суждение, академия - волю.  
 
Материнская и народная школы должны образовывать все юношество обоих полов, гимназия - тех лишь, "коих стремление простирается далее ремесла", академия - будущих учителей и руководителей в церкви, школе и государстве. Школы тщательно должны быть разделены на классы определенной продолжительности времени, и для каждого года, месяца, дня и даже часа должна быть назначена определенная работа. Что должно изучаться? На основании 17-20, 7 Прем. Сол., человек должен изучать все, что вообще может быть предметом человеческого представления, должен "знать, уметь называть и понимать все, что имеет в себе целый мир" ("Вел. Дид.", IV; 3). И человек может знать все, так как он сам микрокосм и от природы имеет некоторое родство со всеми вещами в мире; поэтому остается лишь извлекать из него то, что от природы уже лежит в нем. Его дух, как образ Божий, в состоянии все постигать, а чувства - способны все воспринимать. К этой совокупности обязательного знания относятся: наука или знание вещей; искусство или навык в правильном применении, удачном употреблении этих вещей; языки, изучение которых составляет не часть образования, а только средство усвоения и сообщения образования; нравственность, особенно обладание четырьмя "кардинальными и добродетелями":prudentia (благоразумие), temperantia (умеренность), fortitudo (мужество) и justitia (справедливость). Благочестие (pietas) есть стремление и способность сердца повсюду искать (разумом) Бога, следовать отысканному (волей) и радоваться (совестью) достигнутому.  
 
Таким образом, материальный принцип дидактики есть универсальное знание (энциклопедия) и только оно есть черта истинного образования. Этому идеалу не соответствовало занятие языками, которое до тех пор было главным занятием в ученых школах; напротив, реальные дисциплины должны изучаться прежде всего, и притом не так, чтобы изучались мнения и воззрения других (вербальный реализм): самые вещи должны предлагаться чувствам, чтобы их можно было видеть (аутопсия); Коменский является защитником реального реализма.  
 
Задачей метода педагогики является легкое, успешное и быстрое обучение, что выражено Коменским в гекзаметре на заглавном листе 4 части его "Opera didactica": "Omnia sponte fluant, absit violentia rebus" (пусть все вольно течет, пусть не будет в делах принуждения). Именно уже в силу того, что человек, как микрокосм, носит в себе все существующее в мире, при обучении ничто не вносится в человека; правильное обучение будет состоять в развитии (evolvere) того, что уже лежит в человеке, но только в сжатом виде. Учитель - не господин, а слуга природы. Его деятельность должна быть умелой поддержкой, руководством, мягким толчком скрытого в человеке природного влечения; только при этом условии возможен органический рост, соответствующий всей органически устроенной природе человека. Но эта поддержка удается тогда, когда разумно и искусно предлагают духовную пищу и удачно организуют духовные упражнения.  
 
Отсюда возникает одна важная задача искусства обучения: так как обучение бывает плодотворным лишь в том случае, когда естественное стремление делается активным, то главной задачей учителя оказывается пробуждение и укрепление самодеятельности ученика. Если это не удается, если ученик не получает любви к науке, то виноват в этом учитель, не сумевший вызвать к жизни самодеятельность ученика: наука сама по себе содержит столько привлекательного, что она должна пленять дух ученика, если только преподается правильно, чтобы усилить привлекательность науки, всегда следует указывать на ту пользу, которую приносит каждая вещь. Так как, далее, целью обучения является универсальное знание, а единственный путь к нему - чувства (ничего нет в разуме, чего не было бы прежде в чувстве - говорит Коменский вместе с Бэконом), то все вещи должны непосредственно предлагаться чувствам и даже всем чувствам; прежде всего, конечно, зрению. Только в случае отсутствия самых вещей допустимо и даже необходимо применение заместителей их - картин. Таким образом, в качестве фундамента естественного метода Коменского выдвигает принцип наглядности обучения.  
 
В непосредственной связи с ним стоит еще другой принцип. Так как верное и полное познание существа вещей может возникнуть в человеческом духе только тогда, когда за чувственным созерцанием вещей следует поясняющее слово учителя, то отсюда и возникает методический принцип параллелизма вещей и слов. Познание слов без познания вещей решительно ничего не стоит, даже прямо вредно, так как все нестроения мира и грехи происходят от незнания истинной сущности вещей.  
 
Важнейшее требование, вытекающее отсюда, состоит в том, чтобы не предлагать ничего непонятного для заучивания на память. Из того же, что человек телесно и душевно составляет организм, а потому подчинен органическому росту, вытекает принцип постепенного и беспрерывного обучения. Этот принцип должен прилагаться как к каждому классу школы в отдельности, так и ко всем ним вместе. В первом случае он требует, чтобы все совокупное изучалось в связи, энциклопедически, а во втором - чтобы каждый высший класс концентрически расширял знания, вынесенные из класса низшего, чтобы, таким образом, классы различались более формой знания, чем его содержанием. Но чтобы все эти принципы могли быть плодотворно приложены в школе, необходима дисциплина.  
 
Более строгую дисциплину следует применять не к тем, которые не успевают в занятиях и науках, а лишь к тем, которые погрешают против нравственности и религии, и притом так, чтобы как можно реже приходилось употреблять телесные наказания; обычные дисциплинарные средства: окрик, порицание, возбуждение самолюбия посредством похвалы другим или посредством состязаний (диспутов). И здесь - absit violentia rebus! Коменский, вместе со своими сочинениями и гениальными идеями, забыт был в течение всего XVIII и 1-й половине XIX века: лишь некоторые великие умы, как Лейбниц и Гердер, знали и высоко ценили его.  
 
Развитие педагогических идей (Локк, Руссо, Песталоцци) шло помимо влияния (по крайней мере, литературного) Коменского. Лишь Раумер в своей "истории обучения и воспитания" впервые "открыл" Коменского: с тех пор Коменский и его идеи вошли в европейский научно-литературный оборот.  
 
Громадная, на всех европейских языках, литература о Коменском выяснила тот факт, что все, сказанное позднейшими педагогами по частям, им высказано было уже сразу и вместе. Для изучения этого "Колумба воспитания" основано в 1891 г. берлинское "международное общество Коменского", издающее свои "Monatshefte". В Санкт-Петербурге при военнопедагогическом музее (Соляном городке) образовался "Отдел Коменского", устроивший, между прочим, в 1892 г. торжественное празднование. 300-летие дня рождения Коменского.  
 
Из сочинений Коменского на русский язык переведены: "Orbis pictus" (Мир в картинках) - 3 издания конца XVIII и нач. XIX вв.; "Didactica magna" (Великая дидактика), под ред. С. Миропольского, в 1875-1877 гг., Адольфом и Любомудровым в 1893 г., Щепинским - в том же году и в жуpн. "Гимназия" в 1895 году (печатается); "Informatorium материнской школы" - Воскресенской в 1892 г. (с нем.) и г. Ржигой в 1893 г. (с чешск.); "De ingeniorum cultura" (О культуре природных дарований) в 1893 г. Модзалевским; "Leges Scholae bene ordinatae (Законы благоустроенной школы) - в 1893 г. Каптеревым; несколько отрывков из других сочинений Коменского "Отдел Коменского" при военно-педагогическом музее готовит к печати большой сборник переводов из Коменского.

Среди множества  небольших журнальных статей о Коменском  на русский язык выдается статья С. Миропольского: "Ян-Амос Коменский  и его значениe в педагогии" ("Ж. М. Н. Пр." за 1871 г.). См. также "Очерки истории воспитания и обучения" Л. Модзалевского. Лучшие специальные труды: О. К. Kvacsasa, "Joh.-A. Comenius, sein Leben und seine Schriften" (1892); Laurie, "John-Amos Comenius, Bishop of the Moravians. His life, and educational works" (1885); Zoubek, "Zivot J. Amos Komenskeho" (1892).

 

 

Биография Песталоцци Иоганна Генриха 

 

Песталоцци  Иоганн Генрих (1746 - 1827) - знаменитый педагог, родом из Цюриха, сын глазного врача.  
 
Рано лишившись отца, он был окружен в детстве заботами матери. В школе он считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей.  
 
Поступив в университет, он имел в виду богословское поприще; но вскоре он начинает думать о нуждах народа, о средствах к их устранению и, чтобы быть ближе к народу, готовится сначала к юридическому поприщу, а затем становится агрономом.  
 
Чтение "Эмиля" Руссо подействовало на Песталоцци с особенною силою; человек замечательно мягкого характера, до болезненности отзывчивый к людскому горю, Песталоцци волновался и горячился на каждом шагу.  
 
Покинув университет, он приобрел небольшое имение, Нейгоф. Здесь ему хотелось ввести некоторые преобразования в земледелии и познакомить с ними окрестных крестьян. Вследствие полной неспособности Песталоцци заниматься хозяйством, попытка его не дала никаких результатов и привела только Песталоцци к крайне стесненному материальному положению. В это время он пришел к мысли, что больше всего в помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без вся кого призора и воспитания.  
 
При некоторой поддержке местных общин и добрых людей Песталоцци собрал у себя до 50 детей, которым самоотверженно посвятил все свои силы и материальные средства, приучая их летом к полевым работам, а зимою к ремеслу. Это начинание также постигла неудача. Родители стали уводить своих детей, как только те получали приличную одежду, или же забирали себе деньги, которые были заработаны детьми. Песталоцци вынужден был закрыть школу, тем более, что у него не хватало средств на ее содержание.  
 
Небольшое сочинение его: "Досуги отшельника" (1780 г.), написанное в виде афоризмов, встречено было не без сочувствия; Песталоцци высказывает здесь все основные взгляды, которые он только развивал впоследствии. Большой успех имело сочинение его: "Лингард и Гертруда, книга для народа" (1781 г.). Это рассказ о том, как в одной деревушке получила влияние простая, но толковая женщина, умеющая воспитывать своих детей, и убедившая односельчан завести у себя школу.  
 
От неопределенных и пылких мечтаний Песталоцци переходит здесь к суровым вопросам жизни: "заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия", можно только в том случае, если уровень народного образования будет поднят - но так как у народа нет ни средств, ни сил для устройства громадного числа школ, то образование, по убеждению Песталоцци, прежде всего следует отдать в руки матерей. Для облегчения матерям их задачи необходимо дать им руководство, которое и было написано Песталоцци. 
 
Под старость Песталоцци пришлось вернуться к своей прежней деятельности. Швейцарское правительство, в среде которого были люди, расположенные к Песталоцци, предоставило ему здания монастыря урсулинок в Станце, полуразрушенные во время войны. Здесь Песталоцци вновь собрал детей, бродивших после войны без пристанища.  
 
Не имея помощников, Песталоцци должен был сам справляться с толпою около сотни детей, усвоивших себе не совсем хорошие привычки. Песталоцци был в одно и тоже время начальником заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой. Тем не менее сердечность и душевная привлекательность Песталоцци превозмогли все трудности; старшие дети вскоре стали помогать Песталоцци.  
 
Занятия Песталоцци были прерваны совершенно случайно: французским войскам понадобились монастырские здания под госпиталь, и Песталоцци, силы которого в это время были надорваны, вынужден был закрыть школу. Несколько времени спустя, при более благоприятных обстоятельствах, ему удается открыть школу в Бургдорфе, а затем перенести ее о Ивердон, где известность Песталоцци достигает апогея. В Бургдорф и Ивердон являлись разные лица, чтобы воочию убедиться в целесообразности приемов Песталоцци. Имп. Александр I также интересовался делом Песталоцци, виделся с ним и отнесся к нему весьма милостиво.  
 
Последние годы жизни Песталоцци принесли ему однако, много огорчений: помощники его в Ивердоне перессорились, Песталоцци должен был покинуть основанное им заведение и вскоре умер в своем Нейгофе. Это был народник в лучшем значении слова. Последовательнее всего Песталоцци изложил свои педагогические взгляды в книге: "Как Гертруда учит своих детей". Основою воспитания должна быть природа человека.  
 
В психической жизни человека Песталоцци подмечает пять "физико-механических" законов: закон постепенности и последовательности, закон связности, закон совместных ощущений, закон причинности и закон психической самобытности. Эти законы должны быть применены к воспитанию и обучению - а им удовлетворяет только наглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений и представлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой подкладки, то они пусты и бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешних органов чувств в приобретения и усвоении знаний.  
 
Усвоение знаний обнаруживает в человеке троякого рода способность: способность получить образ, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массы образов и способность дать ему определенный значок. Поэтому основой всякого усвоения, а следовательно и обучения, надо считать форму, число и слово, Знание только тогда можно считать усвоенным, когда оно отлилось в форму, ясно различается от других знаний и получило название. На этих рассуждениях Песталоцци строит последовательную методику элементарного преподавания. Обучение слову, форме и числу приводит к необходимости заниматься родным языком, чистописанием, рисованием и арифметикою. Песталоцци дает очень обстоятельную методику этих предметов, основанную на принципе наглядности.  
 
Основные методические приемы обучения грамоте, счету и письму, как они изложены у Песталоцци, стали в настоящее время достоянием всякой здравой педагогики. Подобно другим педагогам, простое накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию. Верный принципу наглядности, Песталоцци желает, чтобы и навыки, и сноровки приобретались тем же путем, как и знания - путем наглядности.  
 
Собрание сочинений Песталоцци вышло еще при его жизни (Тюбинген и Штуттг., 1819-1826 гг.); новое издание принадлежит Зейфарту (Берлин, 1869 г. и сл.), который написал и одну из лучших биографий Песталоцци. (Лпц., 1876 г.).  
 
По-русски избранные педагогические сочинения Песталоцци выходят в "Педагогической Библиотеке", издаваемой гг. Тихомировым и Адольфом (М., 1893 г. и сл.). "Исповедь" Песталоцци переведена К. Воскресенским (Рига, 1893 г.). См. ст. К. Тимофеева в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (ч. 110 и 111); А. Попов, в "Православном Обозрении" (1897 г., ноябрь и декабрь).

В биографии, составленной для серии г. Павленкова г. Я. Абрамовыми (СПб., 1893 г.), Песталоцци нашел крайне одностороннюю оценку.

 

Биография Ушинского Константина  Дмитриевича 

 

Ушинский  Константин Дмитриевич ( 19.02(02.03).1824 - 22.12.1870(03.01.1871) ), русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета. В 1846 - 1849 профессор Ярославского Демидовского лицея, который вынужден был оставить после обвинений в неблагонадёжности. Сотрудничал в журналах "Современник" (1852 - 1854) и "Библиотека для чтения" (1854 - 1855). С 1854 преподаватель русской словесности и юридических предметов Гатчинского сиротского института, в 1855-59 инспектор его классов, с 1859 инспектор Смольного института, в 1860 редактор "Журнала Министерства народного просвещения". С усилением правительственной реакции отказался от редактирования журнала, а после политического доноса вынужден был в 1862 оставить и Смольный институт. В 1862-67 жил за границей, изучая постановку школьного дела. Деятельность Ушинского протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёма общественно-демократического движения и формирования в нём революционно-демократического направления. Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации системы образования и обучения. Ушинский понимал тесную связь между педагогикой и философией. Педагогика, утверждал он, "...в основании наука философская..." (Собр. соч., т. 11, 1952, с. 182). Он заявлял, что искусство воспитания "...в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению..." (там же, т. 3, 1948, с. 363). В общественных взглядах Ушинского, в целом идеалистических, нашли отражение прогрессивно-демократическая идея поступательного развития общества, протест против деспотизма, признание деятельной сущности человека, труда как важнейшего фактора жизни. В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Противостоящая "официальной народности", связанной с самодержавием и крепостничеством, эта идея стала для прогрессивной педагогической общественности опорой в борьбе за реформы народного образования, против рабского подражания иноземному, недооценки богатой трудовыми и патриотическими подвигами жизни простого народа, родного языка, отечественной литературы, истории, природы. Идея народности Ушинского свободна от славянофильской национальной ограниченности. Признавая законность использования достижений других народов, Ушинский подчёркивал, что оно "...оказывается безвредным только тогда, когда основания общественного образования твердо положены самим народом" (там же, т. 2, 1948, с. 144). Эта идея Ушинского включала требование борьбы с бюрократическо-министерским управлением народным образованием, широкого привлечения к нему общественного мнения, сближения "...образованных людей с людьми рабочего класса" (там же, с. 496), развития инициативы демократической общественности в открытии народных школ, в т. ч. воскресных, изъятия их из ведения духовенства. С этих же позиций Ушинский выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке. Воспитание Ушинский рассматривал как общественное явление, "создание истории". Этим у него предопределяется развитие педагогики и школы. "Предметом воспитания" является человек, и "если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" (там же, т. 8, 1950, с. 23). Знать человека "во всех отношениях" у Ушинского означало изучение его физических и психических особенностей, влияний "непреднамеренного воспитания" - общественной среды, "духа времени", его культуры и передовых общественных идеалов. Педагогика, организуя целенаправленное ("преднамеренное") воспитание человека, использует достижения наук о человеке, которые Ушинский называл "антропологическими",- философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др. Материалистическая позиция Ушинского в понимании физиологических и психических процессов позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические проблемы, особенно в области дидактики. Связи с педагогикой "антропологических наук", "...в которых изучается телесная или душевная природа человека..." (там же, с. 22), наиболее полно раскрыты им в капитальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868 - 1869). В развитии человека решающую роль Ушинский отводил исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, "...действуя заодно с другими общественными силами..." (там же, т. 2, 1948, с. 165); оно, "...совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных" (там же, т. 8, 1950, с. 24). Цель воспитания - формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Труд учащихся в школе в различных его формах Ушинский рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и образования. Учение Ушинского о творческом труде как факторе жизни и воспитания явилось крупным достижением русской педагогической мысли и получило всестороннее развитие в советской педагогической науке. В понимании Ушинского нравственности и нравственного воспитания отразились антикрепостнические настроения, демократическая идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за независимость от неё науки и школы, против руководящей роли духовенства в школьном деле. Проблемы нравственного развития человека представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который, утверждал Ушинский, с "истинно львиною силой" проявлялся в народе при защите Родины от внешних врагов. Истинный патриотизм, подчёркивал Ушинский, исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга "высказать смелое слово истины" против гнёта и насилия, которые не исчезли в России с отменой крепостного права. Его система нравственного воспитания ребёнка исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственного влияния учителя, на "разумной деятельности ребёнка", требовала развития активной любви к человеку, создания атмосферы товарищества. Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Опираясь на материалистическую гносеологию, достижения психологии и физиологии, Ушинский раскрыл особенности умственного развития ребёнка. Он исследовал психофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учёта и развития в процессе обучения. Основной закон детской природы Ушинский видел в том, что "...дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью", и делал вывод: "...чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности..." (там же, т. 3, 1948, с. 147). Дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. Ушинский ставил перед педагогом задачу "учить учиться" и помочь воспитаннику найти своё место в жизни. Он исходил из того, что "...следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания" (там же, т. 2, 1948, с. 500). В содержании общего образования Ушинский уделял большое место естественнонаучным знаниям, а в постановке преподавания гуманитарных предметов выступал против одностороннего, классического его направления. Ушинский высоко оценивал учение Дарвина, которое, писал он, "...придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим образовательным предметом для детства и юности..." (там же, т. 9, 1950, с. 378). Большое внимание Ушинский уделял родному языку в школе, в котором "...одухотворяется весь народ и вся его родина" (там же, т. 2, 1948, с. 557). В книги для первоначального классного чтения "Детский мир и Хрестоматия" (1861) и "Родное слово" (1864) он, кроме высокохудожественных отрывков из родной литературы и устного народного творчества, включил т. н. деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны. Научный уровень знаний здесь сочетался с доступностью и яркостью изложения, служил задачам нравственного и эстетического воспитания. В них дан содержательный материал для наблюдений, разработана система логических упражнений. В методических руководствах для учителей Ушинский рассмотрел основы методики начального обучения. Огромны его заслуги во внедрении в школу нового, аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в современной школе. Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения - единства обучения и воспитания. "...Воспитание,- учил он,- должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека" (Архив У., т. 4, 1962, с. 592). Ведущая роль в этом принадлежит учителю, являющемуся "...живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, ...его дело, скромное по наружности,- одно из величайших дел истории..." (Собр. соч., т. 2, 1948, с. 32). В формировании личности народного учителя Ушинский возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему его подготовки. Ушинский оказал огромное влияние на развитие прогрессивной педагогики народов России и славянских стран. Его педагогическое учение во многом опередило время и используется в советской педагогике. В 1945 СНК СССР учредил медаль К. Д. Ушинского, которой награждаются особо отличившиеся учителя и деятели педагогической науки в РСФСР.

Соч.: Собр. соч., т. 1 - 11, М. - Л., 1948 - 1952; Архив К. Д. Ушинского, т. 1-4, М., 1959 - 1962; Избр. педагогические соч., т. 1-2, М., 1974.

Лит.: Лордкипанидзе  Д. О., Педагогическое учение К. Д. Ушинского, 3 изд., М., 1954; Данилов М. А., Дидактика  К. Д. Ушинского, М. - Л., 1948; Струминский  В. Я., Основы и система дидактики  К. Д. Ушинского, М., 1957; его же, Очерки жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского, М., 1960; Гончаров Н. К., Педагогическая система К. Д. Ушинского, М., 1974; "Советская педагогика", 1974, № 2 (номер посвящён У.); Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в., под ред. А. И. Пискунова, М., 1976, гл. 12.

 

Большая Советская Энциклопедия

 

Биография Макаренко Антона Семёновича

 

Макаренко Антон Семёнович ( 01(13).03.1888 - 01.04.1939 ), советский педагог и писатель. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём (1905) учительствовал на Украине. В 1917 окончил Полтавский учительский ин-т. В 20-30-е гг. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной им. Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. В 1937 переехал в Москву, посвятив себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. По Макаренко, цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания. Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе через коллективную методику целесообразного в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др. В методике Макаренко чётко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования "воспитательного коллектива", Макаренко подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив ("педагогика параллельного действия") и непосредственно педагогом. Сущность своего педагогического опыта Макаренко определял принципом "как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему". Макаренко старался "проектировать лучшее в человеке", стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы. Подлинный гуманист, Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно- морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся. Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом - вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный, простой, искренний тон в отношениях с детьми. Педагогический опыт Макаренко, его педагогические взгляды воплощены в художественном творчестве. В своих художественных произведениях ("Педагогическая поэма", "Марш 30-го года", "Флаги на башнях"), художественно-теоретической "Книге для родителей", в публицистических статьях ("Воля, мужество и целеустремлённость", "О коммунистической этике", "Коммунистическое воспитание и поведение" и др.) Макаренко как педагог-новатор и художник проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек. Литературная деятельность Макаренко - редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-учёного. Как писатель и педагог Макаренко сформировался под сильным воздействием М. Горького, его творчества и личности. Система педагогических взглядов Макаренко способствовала развитию педагогической мысли в СССР и других социалистических странах. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. В УССР в 1958 учреждена медаль Макаренко, которой награждаются особо отличившиеся учителя и другие работники народного образования. Соч.: Собр. соч., т. 1 - 7, 2 изд., М., 1959-60; Собр. соч., т. 1-5, М., 1971. Лит.: Горький М., По союзу Советов, Собр. соч., т. 17, М., 1952; Воспоминания о Макаренко. Сб. материалов, Л., 1960; Балабанович Е. Н., А. С. Макаренко. Человек и писатель, М., 1963; А. С. Макаренко. Сборник, М., 1963; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 3, Л., 1964.

 

Большая Советская Энциклопедия


Информация о работе Биография Коменского Яна-Амоса