Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:14, реферат
Са́ндро Боттиче́лли (1 марта 1445 — 17 мая 1510) — прозвание флорентийского художника Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи, который привёл искусство кватроченто на порог Высокого Возрождения.
Глубоко религиозный человек, Боттичелли работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана, однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, — «Весна» и «Рождение Венеры».
Реферат
Са́ндро Боттиче́лли (1 марта 1445 — 17 мая 1510) — прозвание флорентийского художника Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи, который привёл искусство кватроченто на порог Высокого Возрождения.
Глубоко религиозный человек, Боттичелли работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана, однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, — «Весна» и «Рождение Венеры».
Долгое время Боттичелли находился в тени работавших после него гигантов Возрождения, пока не был в середине XIX века переоткрыт британскими прерафаэлитами, которые почитали хрупкую линеарность и весеннюю свежесть его зрелых полотен за высшую точку в развитии мирового искусства.
Биография
Нет живописи более
поэтичной, чем живопись Сандро Боттичелли.
Художник получил признание благодаря
тонкости и выразительности своего стиля.
Ярко индивидуальной манере художника
присущи музыкальность легких, трепетных
линий, прозрачность холодных, изысканных
красок, одушевленность ландшафта, прихотливая
игра линейных ритмов. Он всегда стремился
влить душу в новые живописные формы.
Алессандро ди Мириано ди Филипени родился
в 1445 году в семье Мариано и Смеральды
Филипени. Подобно многим жителям этого
района, его отец был дубильщиком.
Свое имя-прозвище
Боттичелли («бочонок») Алессандро получил
от старшего брата Джованни. Отец вскоре
заметил его склонность к живописи и отдал
в 1464 году Алессандро в обучение в мастерскую
к известному в городе художнику Фра Филиппе
Липпи. Он покинул ее в 1467 году. Вероятно,
уже в 1469 году Боттичелли можно считать
самостоятельным художником, поскольку
в кадастре того же года Мариано заявил,
что сын его работает дома.
Ко времени смерти
отца Филипени владели значительным имуществом.
Он умер в октябре 1469 года, а уже в следующем
году Сандро открыл собственную мастерскую.
Летом 1470 года Боттичелли пишет для Торгового
суда картину с изображением аллегории
Силы, которая принесла молодому художнику
известность в городе. К тому же времени
относится «Святое собеседование», где
еще просматривается влияние Липпи и Верроккьо.
В 1472 году Сандро
поступает в Гильдию Святого Луки. Заказы
Боттичелли получает главным образом
во Флоренции. В 1474 году для старейшей
церкви города Санта Мария Маджоре он
создает одну из самых замечательных своих
картин - «Святой Себастьян».
В 1469 году власть во Флоренции перешла
к внуку Козимо Старого - Лоренцо Медичи,
прозванному Великолепным. Его двор становится
центром флорентийской культуры. Лоренцо
- друг художников и поэтов, сам утонченный
поэт и мыслитель, становится покровителем
и заказчиком Боттичелли.
Художник много
пишет по заказам Лоренцо Медичи и его
родственников. В 1475 году он расписывает
по случаю турнира знамя для Джулиано
Медичи. А однажды он даже запечатлел своих
заказчиков в виде волхвов на картине
«Поклонение волхвов» (1475-1478). Здесь же
можно найти первый автопортрет художника.
Около 1477-1478
годов Боттичелли пишет для виллы в Кастелло,
принадлежавшей двоюродным братьям Лоренцо
Великолепного - Лоренцо и Джованни ди
Пьерфранческо Медичи, - одну из самых
своих известных картин - «Весна».
И. Долгополов
пишет: «Всмотритесь пристальней в лицо
Весны. Вас поразит русалочья лукавость,
почти холодность прозрачного взора юной
богини... В волшебной приветливости Весны
- очарование природы, каждый год восстающей
из мрака и хлада зимы, навстречу горячему
солнцу. Что-то призывно влекущее скрыто
в гордой открытости этой белокурой девушки,
усыпанной цветами. Но берегитесь: весна
- пора опасная. Глядя на свободно идущую
высокую, стройную красавицу, невольно
ощущаешь то странное и неожиданное чувство,
которое возникает в жаркий майский полдень,
когда внезапно вас настигает порыв холодного
ветра, пахнущего сырой землей и талым
снегом. Испытующе смотрит на нас Флора.
Она одна обращена к зрителю. Все происходящее
на картине - лишь ее окружение. И хотя
в середине стоит Венера, это лишь дань
регламенту, истинный центр композиции
- Весна. Боттичелли создал чарующий, будто
случайно увиденный момент из жизни Природы,
когда его освещенные на картине фигуры
походят на цветущий сад, когда деревья,
повинуясь дуновению ветра, чуть-чуть
шевелят ветвями, как бы кружась в неуловимом
танце. Несмотря на абсолютную условность
сюжета, пространства, перспективы «Весны»,
все же в ее основе лежит живое ощущение
бытия».
Начинается наиболее плодотворный период
в творчестве Боттичелли. Судя по количеству
его учеников и помощников, зарегистрированных
в кадастре, в 1480 году мастерская Боттичелли
пользовалась широким признанием. В этом
году он написал Святого Августина в церкви
Оньисанти для Веспуччи, одной из самых
знаменитых семей города, близкой Медичи.
С 1481
года Боттичелли работал в Риме. Для Сикстинской
капеллы он пишет три фрески: «Сцены жизни
Моисея», «Исцеление прокаженного», «Наказание
Корея, Дафана и Авирона». В 1482 году художник
вернулся во Флоренцию и больше не покидал
ее. В 1483 году Лоренцо Великолепный заказал
Боттичелли и другим известным живописцам
выполнить цикл настенных росписей на
своей вилле в Спедалетто около Вольтерры.
В 1483-1484 годы Ботичелли создает свою знаменитую
картину «Рождение Венеры». «По зыбкой
поверхности моря скользит раковина с
золотоволосой богиней. Дуновением Ветров
раковину несет к берегу, где Венеру ожидает
Нимфа. Образ Венеры - один из наиболее
пленительных женских образов, созданных
Боттичелли: одухотворенное лицо с мечтательно
устремленными вдаль глазами, удлиненных
пропорций. Фигура - воплощение женственности,
чувственной грации и красоты», - пишет
О.М. Персианова.
Среди
многочисленных изображений мадонн знаменита
«Мадонна во славе», известная под названием
«Магнификат». Группа ангелов окружает
богоматерь с младенцем, два из них возлагают
корону на голову Марии. Группа мастерски
вписана в круг, так называемое тондо,
форме которого вторят плавные изгибы
фигур.
В
это же время художник пишет множество
портретов известных людей, в том числе
Джулиано Медичи, Микеле Марулло, Лоренцо
Лоренцано и др.
В девяностые годы Флоренция переживает
политические и социальные потрясения
- изгнание Медичи, кратковременное правление
Савонаролы с его обличительными религиозно-мистическими
проповедями, направленными против папского
престижа и богатого флорентийского патрициата.
Раздираемая противоречиями душа Боттичелли,
чувствовавшая красоту мира, открытого
Ренессансом, но боявшаяся ее греховности,
не выдержала. В его искусстве начинают
звучать мистические ноты, появляются
нервозность и драматизм. «Уже в картине
«Благовещение» (1489-1490) художник вносит
в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную
смятенность, - отмечает И.Е. Данилова.
- Ангел врывается в комнату и стремительно
падает на колени, и за его спиной, как
струи воздуха, рассекаемого при полете,
вздымаются его прозрачные, как стекло,
едва видимые одежды. Его правая рука с
длинными нервными пальцами протянута
к Марии, и Мария, словно слепая, словно
в забытьи, протягивает навстречу ему
руку. Кажется, будто внутренние токи,
невидимые, неясно ощутимые, струятся
от его руки к руке Марии и заставляют
трепетать и изгибаться все ее тело.
В
картине «Венчание Богоматери» (1490) в лицах
ангелов видна суровая, напряженная одержимость,
а в стремительности их поз и жестов - почти
вакхическая самозабвенность».
После смерти покровителя мастера Лоренцо
Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) художник
отказался не только от трактовки гуманистических
тем, но и от свойственного ему ранее пластического
языка. Его последние картины отличаются
аскетичностью и лаконизмом цветового
решения и проникнуты пессимизмом и безнадежностью.
Одна из известных картин этого времени,
«Покинутая» (1495-1500), изображает плачущую
женщину, сидящую на ступенях у каменной
стены с наглухо закрытыми воротами.
Нарастающая религиозная экзальтация
достигает трагических вершин в двух монументальных
«Оплакиваниях Христа», где образы близких
Христа, окружающих его бездыханное тело,
полны душераздирающей скорби.
В 1495 году художник выполнил последние
из работ для Медичи, написав на вилле
в Треббьо несколько произведений для
боковой ветви этой семьи.
В 1498 году семья Боттичелли, как показывает
запись в кадастре, владела немалым имуществом:
имела дом в квартале Санта Мария Новелла
и, кроме того, получала доход с виллы Бельсгуардо,
расположенной вне города, за воротами
Сан Фредиано.
После 1500 года художник редко брал кисть
в руки. Единственное подписное его произведение
начала шестнадцатого века - «Мистическое
рождество». Внимание мастера сосредоточено
теперь на изображении чудесного видения,
пространство же выполняет вспомогательную
функцию. Эта новая тенденция в соотношении
фигур и пространства характерна также
для иллюстраций к «Божественной комедии»
Данте, выполненных пером на великолепном
манускрипте.
В 1502 году художник получил приглашение
перейти на службу к Изабелле д`Эсте, герцогине
Мантуанской. Однако по неизвестным причинам
эта поездка не состоялась.
Хотя он был уже пожилым человеком и оставил
живопись, с его мнением продолжали считаться.
В 1504 году вместе с Джулиано да Сангалло,
Козимо Росселли, Леонардо да Винчи и Филиппино
Липпи Боттичелли участвовал в комиссии,
которая должна была выбрать место для
установки Давида, только что изваянного
молодым Микеланджело. Решение Филиппино
Липпи было признано самым удачным, и мраморный
гигант был помещен на цоколе перед Палаццо
делла Синьория.
В воспоминаниях современников Боттичелли
предстает жизнерадостным и добрым человеком.
Он держал двери своего дома открытыми
и охотно принимал там своих друзей. Художник
ни от кого не скрывал секретов своего
мастерства, и у него отбоя не было от учеников.
Даже его учитель Липпи привел к нему сына
Филиппино.
Боттичелли скончался 17 мая 1510 года и был
погребен в семейной гробнице в церкви
Оньисанти.