Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:08, доклад
Время царствования Екатерины II называют эпохой "просвещенного абсолютизма". Смысл "просвещенного абсолютизма" состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.
Царствование Екатерины II. Внутренняя политика
Время царствования
Екатерины II называют эпохой "просвещенного
абсолютизма". Смысл "просвещенного
абсолютизма" состоит в политике
следования идеям Просвещения, выражающейся
в проведении реформ, уничтожавших
некоторые наиболее устаревшие феодальные
институты (а иногда делавшие шаг
в сторону буржуазного
Развитие и воплощение
начал "просвещенного абсолютизма"
в России приобрело характер целостной
государственно - политической реформы,
в ходе которой сформировался
новый государственный и
Задачи "просвещенного
монарха" Екатерина II представляла
себе так:
"1.Нужно просвещать нацию, которой должен
управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве,
поддерживать общество и заставить его
соблюдать законы.
3. Нужно учредить в государстве хорошую
и точную полицию.
4. Нужно способствовать расцвету государства
и сделать его изобильным.
5. Нужно сделать государство грозным в
самом себе и внушающим уважение соседям".
Свои главные задачи она
видела в укреплении самодержавия,
реорганизации государственного аппарата
с целью его усиления, в упрочении международного
положения России. Екатерина II объявила
себя преемницей Петра I. Уже в начале царствования
она сосредоточила в своих руках всю законодательную
и распорядительную власть. Законодательным органом был Сенат. В 1763 г. Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, каждый с
определёнными полномочиями и компетенцией.
Тем самым она ослабила его как законодательный орган. В 1764 г., чтобы подавить стремление
к отделению на Украине, Екатерина II ликвидировала
гетманство (автономию). В 1654 г. Украина вошла в состав России на правах
самой широкой автономии. Екатерина II
считала, что для внутренней прочности
многонациональная империя долж
Екатерина действительно
мечтала о государстве, способном
обеспечить благоденствие подданных.
И, по моему мнению, с этой задачей
она успешно справлялась. Свойственная
веку Просвещения вера во всемогущество
человеческого разума заставляла царицу
полагать, что все препятствия
к этому могут быть устранены
путем принятия хороших законов.
Российское же
законодательство была крайне запутанным.
Формально все еще продолжало действовать
Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие
с тех пор более 100 лет было издано множество
законов и указов, зачастую не согласующихся
друг с другом. Хотя при Петре I, а затем
при его преемниках предпринимались попытки
создать новый свод законов, но всякий
раз по тем или иным
причинам этого сделать не удавалось.
Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме "Наказа", в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.
"Наказ" состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье "О духе законов"; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа "О преступлениях и наказаниях". Тем не менее "Наказ" является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского "просвещенного абсолютизма".
"Наказ" торжественно
провозглашал, что цель власти
состоит не в том, "чтобы
у людей отнять естественную
их вольность, но чтобы
Значительно решительнее
императрица высказывалась за реформу
судопроизводства. Она отвергала
пытки, лишь в исключительных случаях
допускала смертную казнь, предлагала
отделить судебную власть от исполнительной.
Вслед за гуманистами просветителями
Екатерина провозглашала: "Гораздо
лучше предупреждать преступления, нежели
наказывать".
Однако все рассуждения
о свободе довольно странно звучали
в стране, где значительная часть
населения находилась в крепостной
зависимости, фактически в рабстве.
Императрица уже в 1762 г., почти
сразу после вступления на престол,
издала Манифест, в котором однозначно
заявила: "Намерены мы помещиков
при их имениях и владениях
нерушимо сохранять, а крестьян в
должном им повиновении содержать".
Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили
зависимость крепостных от их господ.
И все же Екатерина видела в крепостном
праве "несносное и жестокое иго",
"человеческому роду нестерпимое положение",
чреватыми серьезными потрясениями для
государства. Правда, и "генеральное
освобождение" она считала несвоевременным
и опасным, а для "приготовления умов"
к освобождению императрица за 34 года
своего царствования раздала генералам,
сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных
крестьян обоего пола, распространила
крепостное право на Украину.
В духе "Наказа" проходило и его обсуждение.
Еще в период работы над ним Екатерина
показывала свое произведение сподвижникам
и под влиянием их замечаний сожгла добрую
половину написанного. Однако главное
обсуждение этого документа намечалось
на заседании специальной Комиссии для
кодификации законов.
Комиссия начала
свою работу 30 июля 1767 г. "Наказ" был
выслушан с восхищением, некоторые
депутаты даже прослезились. Тогда
и было принято решение преподнести
императрице титулы Великая, Премудрая,
Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа
делегация депутатов
делах оставляю времени и потомству беспристрастно
судить, Премудрая - никак себя таковой
назвать не могу, ибо один Бог премудр,
и Матерь Отечества - любить Богом врученных
мне подданных я за долг звания моего почитаю,
быть любимой от них есть мое желание".
Тем не менее, именно с этого момента уже
современники будут называть её "Великой".
Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.
При Екатерине полностью
изменилась судебная система. Она была
построена по сословному принципу:
для каждого сословия свой суд. Дворян
судили верхний земской суд в губернских
городах и уездный суд - в уездных. Горожан
- соответственно губернский и городовой
магистраты, государственных крестьян
- верхняя и нижняя судебная расправы.
В губерниях создавался совестный суд
из представителей трех сословий, который
выполнял функции примирительной или
третейской инстанции. Все эти сословные
суды были выборными. Более высокой судебной
инстанцией являлись создаваемые в губерниях
судебные палаты - гражданская и уголовная,
члены которых не избирались, а назначались.
Высшим судебным органом империи был Сенат.
Стремясь создать наиболее реальные гарантии
просвещённой монархии, Екатерина II начала
работать над жалованными грамотами дворянству,
городам и государственным крестьянам.
Грамоты дворянству и городам получили
законную силу в 1785 г. Жалованная грамота
дворянству закрепила за каждым потомственным
дворянином свободу от обязательной службы.
Они освобождались и от государственных
податей, от телесного наказания. За ними
сохранялось право собственности на движимое
и недвижимое имущество (даже в случае
осуждения владельца, дворянские имения
не конфисковывались), а также право судиться
только равными (т.е. дворянами), вести
торговлю, "иметь фабрики и заводы по
деревням". Дворянское общество каждого
уезда и
каждой губернии закрепляло за собой право
периодически собираться, избирать сословных
предводителей, иметь собственную казну.
Правда, императрица не забыла поставить
дворянские собрания под контроль генерал-
губернаторов.
Екатерина II внесла
существенный вклад в развитие культуры
и искусства в России. При Екатерине
была создана Российская Академия,
Вольное экономическое
Ряд мероприятий эпохи "просвещённого абсолютизма" имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.
Секуляризация церковного
землевладения значительно
Информация о работе Царствование Екатерины II. Внутренняя политика