Д. И. Менделеев как педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:47, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение характера и результатов педагогической деятельности русского ученого. Я попыталась раскрыть результаты деятельности и пути их достижения, пользуясь высказываниями самого ученого и его современников; выявить, в каких условиях происходило формирование личности Менделеева, как педагога.
Задачи:
- изучить основные тенденции и факторы развития образования в России во второй половине XIX - начале XX века;
- определить условия формирования мировоззрения и социально-
педагогических взглядов Д .И .Менделеева;
- охарактеризовать общественно-педагогическую деятельность Д.И .Менделеева;
- раскрыть направленность основных педагогических идей
Д.И .Менделеева;

Содержание работы

Введение 3
Биография Д.И. Менделеева 5
Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования 10
Д.И. Менделеев о народном образовании 15
Д.И. Менделеев о средней общеобразовательной школе 17
Д.И. Менделеев о высшей школе 19
Воспоминания друзей и учеников Д.И. Менделеева 23
Известные педагогические работы 25
Заключение 25
Используемая Литература 27

Файлы: 1 файл

менделеев.docx

— 51.54 Кб (Скачать файл)

Последний способ испытания, по мнению Д. И. Менделеева, должен иметь решающее значение; без него нельзя выпускать  ни одного слушателя высшего учебного заведения с полным дипломом, так  как «умение разобраться в  частности на основании того, что  уже известно, вполне необходимо в  жизни, а уменье из частностей доходить до, вероятно, справедливого, а тем  паче до достоверного или несомненно истинного и составляет существо научной самостоятельности»

В организации строя учебной  жизни высших учебных заведении  Д. И. Менделеев не был сторонником, так называемого свободного посещения лекций и других занятий, предусмотренных учебным расписанием, и называл эту систему «полунемецкими порядками». Он требовал определенного порядка в работе студентов и считал, что учащиеся обязаны посещать все учебные занятия.

Дмитрий Иванович решительно высказывался за широкое обеспечение студентов  государственными стипендиями. Он говорил, что надо соразмерить величину стипендии не только с расходами, но и с успехами стипендиатов.

Д. И. Менделеев указывал, что когда  государство даст свои средства отдельному лицу на его образование, оно должно требовать или последующего возврата выданной стипендии, или обязательной службы в тех местах, куда будет назначен окончивший курс.

Д. И. Менделеев считал необходимым  давать женщинам такое же образование, как и мужчинам. Он видел в развитии женского образования один из основных путей улучшения общественных условий. В 1880— 1831 гг. Д. И. Менделеев читал  курс химии на Петербургских высших женских Бестужевских курсах.

Д. И. Менделеев требовал, чтобы профессор не только вел преподавание на высоком теоретическом уровне, но и сам вел бы научно-исследовательскую работу, двигал науку вперед, служил в этом отношении примером для своих студентов. «Не тот профессор,— писал он,— должен получать высшее правительственное одобрение, который только блюдет законы и только сообщает юношеству признанные истины, но тот, который сверх того личным примером дает образцы того, для чего назначаются выспые учебные заведения, т. о. тот, который наиболее вносит в науку самостоятельного, нового».

Д. И. Менделеев был горячим защитником системы избрания профессоров университетским  советом. «Быть выбранным — значит не только иметь диплом, но уже пользоваться, сверх того, известным научным успехом, а чтобы его достичь, мало было получить ученые степени, надо усердно работать..., и надо было заслужить ничем не могущее прямо выражаться доверие к силам и способностям»,— писал Д. И. Менделеев в своем письма к С. Ю. Витте о развитии среднего и высшего образования.

Д.И. Менделеев указывал на необходимость  широкого развития подготовки к профессорской  деятельности молодых научных работников. Однако он считал существовавшую при  нем систему этой подготовки путем  посылки за границу по только ненужной, но и вредной для развития русской  науки. Дмитрий Иванович писал, что  первое вступление будущих русских  ученых в науку должно совершиться  именно в своей стране.

Посылать в заграничные командировки, по мнению Д. И. Менделеева, надо только тех, которые «уже заявили себя своими научными трудами» так как иначе  самостоятельность научного направления  едва ли может совершиться.

Д.И. Менделеев был блестящим  педагогом, глубоко понимавшим, что  задачей профессора высшей школы  является воспитание молодежи в духе творческого труда на благо Родины, дли развития науки. В воспитании молодежи для него воплощалась одна из важнейших сторон призвания ученого. (1)

 

___________

  1. Макареня А.А., Рысев Ю.В. Д.И.Менделеев - М.: Просвещение, 1977.

 

Воспоминания  друзей и учеников Д.И. Менделеева

Д. И. Менделеев, по отзывам его учеников, был выдающимся лектором. Хотя лекции его и не отличались внешним блеском, слушать их собирался буквально  весь университет, настолько они  были увлекательны и содержательны.

В своих лекциях он как бы вел  за собой слушателя, заставляя его  проделывать тот трудный, утомительный, но увлекательный путь, который от сырого фактического материала науки  приводит к познанию природы и  ее законов; он заставлял почувствовать, что обобщения в науке даются лишь ценой упорного труда. И тем  ярче выступали перед аудиторией окончательные выводы.

Дмитрий Иванович не был оратором в обычном смысле слова. Про него иногда говорили, что когда он читает лекцию, то будто камни ворочает. Его ученик, а в дальнейшем известный  химик и основатель музея Д. И. Менделеева, академик В.Е. Тищенко вспоминал  о лекциях великого ученого: "Интонация  его голоса постоянно менялась: то он говорил на высоких тонах, то низким баритоном, то скороговоркой, точно  мелкие камешки с горы катятся, то остановится, тянет, подыскивает для  своей мысли образное выражение, и всегда подыщет такое, что в 2-3-х словах ясно выразит то, что  хотел сказать".

Первые фразы почти всегда приводили  в недоумение людей, слушавших его  впервые. Иногда им становилось даже неловко за лектора, который подолгу  подыскивал нужное слово, высоким плачущим голосом тянул "э-э-э-как сказать". Потом это "э-э-э..." вдруг сменялось  скороговоркой, затем следовали  внятные, отчеканенные фразы, произносимые сильным звучным голосом, и постепенно магия менделеевской речи завораживает аудиторию. Строй речи, интонация, громкость голоса, внушительная жестикуляция в точности повторяют самый ход менделеевской мысли, то убыстряющейся - когда приводились промежуточные выкладки, то замедляющейся - когда обсуждался важный вывод.

Очевидно, не столько сам предмет, сколько метод его преподавания и сама личность преподавателя приводили  к тому, что лекции Дмитрия Ивановича  посещали не только его студенты, но слушатели с других факультетов  и просто посторонние люди. Д.И. Менделеев  отдавался лекции без остатка, и  студенты отвечали ему взаимностью. Вот что по этому поводу вспоминает выдающийся физико-химик, академик А.А. Байков: "Длинные седые волосы, ниспадавшие с головы до самых  плеч, и седая борода окаймляли  его серьезное и задумчивое лицо с сосредоточенными проникновенными глазами".

Сотрудники, много лет работавшие с Менделеевым, вспоминали, что Дмитрий  Иванович очень тщательно готовился  к лекциям и требовал такой  же тщательности от лаборантов. Когда  с кафедры он сообщал, что соединения того-то с тем-то производит кипение  или взрыв, то кипение или взрыв  должны были следовать сразу же за его словами. "Водород горит  в кислороде", - произносил педагог, оборачивался и видел: водород горит  в кислороде. "Но и кислород может  гореть в водороде", - говорил профессор, снова оборачивался и видел: кислород горит в водороде. Надо полагать, что такая слаженность и четкость давались лаборантам и служителям дорогой  ценой. (1)

___________

  1. Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников. — М.: Атомиздат, 1973.

Известные педагогические работы

На рубеже XIX-XX вв. ученый создал свои главные педагогические работы: "О народном просвещении" (1899), "Экзамены" (1899), "Подготовка учителей и общее направление, подобающее русскому народному просвещению" (1900), "Общеобразовательные гимназии" (1901), опубликовал главы из "Заветных мыслей" ("Об образовании, преимущественно  высшем" и "О подготовке учителей и профессоров" (1904), написал "Проект Училища наставников" (1906). Анализ содержащихся в них мыслей и идей дает все основания говорить об оригинальности и глубине, комплексности и целостности, актуальности и прогностичности  суждений мыслителя.

Заключение

 

Жизнь и творчество Д. И. Менделеева - пример органичного сочетания полета фантазии, воображения и умения работать и мыслить конкретно, сосредоточенно. Покоряющей чертой личности Менделеева была преданность тому, что он считал делом своей жизни: наука, промышленность, преподавательская работа.

Научный мир и общественность России высоко ценили и глубоко уважали  великого ученого. Он пользовался огромным уважением и популярностью и  на Родине, и за рубежом.

Совершенно незаслуженно в истории педагогики не упоминается  имя Д.И. Менделеева, внесшего огромный вклад в русской педагогическую науку. Между тем, педагогические мысли, высказанные им в статьях, заметках, выступлениях, работах, представляют богатейшее наследство, изучение которого, уверен, принесет несомненную пользу учащимся, учителям средней школы, студентам, профессорам и преподавателям высшей школы и всем, кому дорого совершенствование народного просвещения в России

Ученик и последователь  Д. И. Менделеева, впоследствии русский  академик Д. П. Коновалов на могиле своего наставника сказал: «Дорогой и незабываемый учитель! От лица русских химиков  я говорю тебе последнее прости. Кто из нас не испытал чувства  гордости при мысли, что в наших  рядах находится Менделеев. Поднявшись до высоты мирового гения, ты дал нам  такие «Основы химии», которые  всех покорили могучим размахом творчества, волшебной красотой научного горизонта... Несколько поколений черпало  и будет черпать научное вдохновение  в твоих творениях. Скольким же ты внушил жажду научной истины, скольких ты заразил своей научной пытливостью! Великий учитель! Слава земли  русской. Твои заветы не умрут».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая Литература

 

  1. Буцкус П.Ф. Из высказываний о Д.И.Менделееве //Химия в школе.- 1981.- №1.- С. 11-13.
  2. Буцкус П.Ф. Ученые об «Основах химии» Д.И.Менделеева //Химия в школе.- 1983.- №6.- С. 11-13.
  3. Крюкова Н.С. Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования //Первое сентября: химия. – 2006. - №3. – С. 1-4.
  4. Макареня А.А. «Основы химии» Д.И.Менделеева //Химия в школе.- 1989.- №1.- С. 37-42.
  5. А. А. Макареня и И. Н. Филимонов «Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников». Атомиздат, 1969.
  6. Макареня А.А., Рысев Ю.В. Д.И.Менделеев - М.: Просвещение, 1977.
  7. Менделеев Д. И. Заветные мысли. — М.: Мысль, 1995.
  8. Паначин Ф.Г. Педагогическая деятельность Менделеева //- 1991.- №5.- С. 11-12.
  9. Родный Н.И. Д.И.М. О проблемах образования и организации науки. //Химия в школе.- №1989.- №1.- С. 49-51.
  10. Соловьев Ю.И. Отношение зарубежных ученых к трудам Д.И.Менделеева //Химия в школе.- 1989.- №1.- С.20-29.
  11. Цитович И.К. Педагогическое наследие Д.И.Менделеева //.- 1984.- №2.- С. 10-12.
  12. С. И. Вольфкович «Дмитрий Иванович Менделеев. Жизнь и труды. Издательство академия наук СССР 1957.
  13. Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников. — М.: Атомиздат, 1973.

 


Информация о работе Д. И. Менделеев как педагог