Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:47, реферат
Цель работы: изучение характера и результатов педагогической деятельности русского ученого. Я попыталась раскрыть результаты деятельности и пути их достижения, пользуясь высказываниями самого ученого и его современников; выявить, в каких условиях происходило формирование личности Менделеева, как педагога.
Задачи:
- изучить основные тенденции и факторы развития образования в России во второй половине XIX - начале XX века;
- определить условия формирования мировоззрения и социально-
педагогических взглядов Д .И .Менделеева;
- охарактеризовать общественно-педагогическую деятельность Д.И .Менделеева;
- раскрыть направленность основных педагогических идей
Д.И .Менделеева;
Введение 3
Биография Д.И. Менделеева 5
Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования 10
Д.И. Менделеев о народном образовании 15
Д.И. Менделеев о средней общеобразовательной школе 17
Д.И. Менделеев о высшей школе 19
Воспоминания друзей и учеников Д.И. Менделеева 23
Известные педагогические работы 25
Заключение 25
Используемая Литература 27
Последний способ испытания, по мнению Д. И. Менделеева, должен иметь решающее значение; без него нельзя выпускать ни одного слушателя высшего учебного заведения с полным дипломом, так как «умение разобраться в частности на основании того, что уже известно, вполне необходимо в жизни, а уменье из частностей доходить до, вероятно, справедливого, а тем паче до достоверного или несомненно истинного и составляет существо научной самостоятельности»
В организации строя учебной жизни высших учебных заведении Д. И. Менделеев не был сторонником, так называемого свободного посещения лекций и других занятий, предусмотренных учебным расписанием, и называл эту систему «полунемецкими порядками». Он требовал определенного порядка в работе студентов и считал, что учащиеся обязаны посещать все учебные занятия.
Дмитрий Иванович решительно высказывался за широкое обеспечение студентов государственными стипендиями. Он говорил, что надо соразмерить величину стипендии не только с расходами, но и с успехами стипендиатов.
Д. И. Менделеев указывал, что когда государство даст свои средства отдельному лицу на его образование, оно должно требовать или последующего возврата выданной стипендии, или обязательной службы в тех местах, куда будет назначен окончивший курс.
Д. И. Менделеев считал необходимым давать женщинам такое же образование, как и мужчинам. Он видел в развитии женского образования один из основных путей улучшения общественных условий. В 1880— 1831 гг. Д. И. Менделеев читал курс химии на Петербургских высших женских Бестужевских курсах.
Д. И. Менделеев требовал, чтобы профессор не только вел преподавание на высоком теоретическом уровне, но и сам вел бы научно-исследовательскую работу, двигал науку вперед, служил в этом отношении примером для своих студентов. «Не тот профессор,— писал он,— должен получать высшее правительственное одобрение, который только блюдет законы и только сообщает юношеству признанные истины, но тот, который сверх того личным примером дает образцы того, для чего назначаются выспые учебные заведения, т. о. тот, который наиболее вносит в науку самостоятельного, нового».
Д. И. Менделеев был горячим
Д.И. Менделеев указывал на необходимость широкого развития подготовки к профессорской деятельности молодых научных работников. Однако он считал существовавшую при нем систему этой подготовки путем посылки за границу по только ненужной, но и вредной для развития русской науки. Дмитрий Иванович писал, что первое вступление будущих русских ученых в науку должно совершиться именно в своей стране.
Посылать в заграничные
Д.И. Менделеев был блестящим педагогом, глубоко понимавшим, что задачей профессора высшей школы является воспитание молодежи в духе творческого труда на благо Родины, дли развития науки. В воспитании молодежи для него воплощалась одна из важнейших сторон призвания ученого. (1)
___________
Д. И. Менделеев, по отзывам его учеников, был выдающимся лектором. Хотя лекции его и не отличались внешним блеском, слушать их собирался буквально весь университет, настолько они были увлекательны и содержательны.
В своих лекциях он как бы вел за собой слушателя, заставляя его проделывать тот трудный, утомительный, но увлекательный путь, который от сырого фактического материала науки приводит к познанию природы и ее законов; он заставлял почувствовать, что обобщения в науке даются лишь ценой упорного труда. И тем ярче выступали перед аудиторией окончательные выводы.
Дмитрий Иванович не был оратором в обычном смысле слова. Про него иногда говорили, что когда он читает лекцию, то будто камни ворочает. Его ученик, а в дальнейшем известный химик и основатель музея Д. И. Менделеева, академик В.Е. Тищенко вспоминал о лекциях великого ученого: "Интонация его голоса постоянно менялась: то он говорил на высоких тонах, то низким баритоном, то скороговоркой, точно мелкие камешки с горы катятся, то остановится, тянет, подыскивает для своей мысли образное выражение, и всегда подыщет такое, что в 2-3-х словах ясно выразит то, что хотел сказать".
Первые фразы почти всегда приводили в недоумение людей, слушавших его впервые. Иногда им становилось даже неловко за лектора, который подолгу подыскивал нужное слово, высоким плачущим голосом тянул "э-э-э-как сказать". Потом это "э-э-э..." вдруг сменялось скороговоркой, затем следовали внятные, отчеканенные фразы, произносимые сильным звучным голосом, и постепенно магия менделеевской речи завораживает аудиторию. Строй речи, интонация, громкость голоса, внушительная жестикуляция в точности повторяют самый ход менделеевской мысли, то убыстряющейся - когда приводились промежуточные выкладки, то замедляющейся - когда обсуждался важный вывод.
Очевидно, не столько сам предмет, сколько метод его преподавания и сама личность преподавателя приводили к тому, что лекции Дмитрия Ивановича посещали не только его студенты, но слушатели с других факультетов и просто посторонние люди. Д.И. Менделеев отдавался лекции без остатка, и студенты отвечали ему взаимностью. Вот что по этому поводу вспоминает выдающийся физико-химик, академик А.А. Байков: "Длинные седые волосы, ниспадавшие с головы до самых плеч, и седая борода окаймляли его серьезное и задумчивое лицо с сосредоточенными проникновенными глазами".
Сотрудники, много лет работавшие
с Менделеевым, вспоминали, что Дмитрий
Иванович очень тщательно готовился
к лекциям и требовал такой
же тщательности от лаборантов. Когда
с кафедры он сообщал, что соединения
того-то с тем-то производит кипение
или взрыв, то кипение или взрыв
должны были следовать сразу же за
его словами. "Водород горит
в кислороде", - произносил педагог,
оборачивался и видел: водород горит
в кислороде. "Но и кислород может
гореть в водороде", - говорил профессор,
снова оборачивался и видел: кислород
горит в водороде. Надо полагать,
что такая слаженность и
___________
На рубеже XIX-XX вв. ученый создал свои главные педагогические работы: "О народном просвещении" (1899), "Экзамены" (1899), "Подготовка учителей и общее направление, подобающее русскому народному просвещению" (1900), "Общеобразовательные гимназии" (1901), опубликовал главы из "Заветных мыслей" ("Об образовании, преимущественно высшем" и "О подготовке учителей и профессоров" (1904), написал "Проект Училища наставников" (1906). Анализ содержащихся в них мыслей и идей дает все основания говорить об оригинальности и глубине, комплексности и целостности, актуальности и прогностичности суждений мыслителя.
Жизнь и творчество Д. И. Менделеева - пример органичного сочетания полета фантазии, воображения и умения работать и мыслить конкретно, сосредоточенно. Покоряющей чертой личности Менделеева была преданность тому, что он считал делом своей жизни: наука, промышленность, преподавательская работа.
Научный мир и общественность России высоко ценили и глубоко уважали великого ученого. Он пользовался огромным уважением и популярностью и на Родине, и за рубежом.
Совершенно незаслуженно в истории педагогики не упоминается имя Д.И. Менделеева, внесшего огромный вклад в русской педагогическую науку. Между тем, педагогические мысли, высказанные им в статьях, заметках, выступлениях, работах, представляют богатейшее наследство, изучение которого, уверен, принесет несомненную пользу учащимся, учителям средней школы, студентам, профессорам и преподавателям высшей школы и всем, кому дорого совершенствование народного просвещения в России
Ученик и последователь
Д. И. Менделеева, впоследствии русский
академик Д. П. Коновалов на могиле своего
наставника сказал: «Дорогой и незабываемый
учитель! От лица русских химиков
я говорю тебе последнее прости.
Кто из нас не испытал чувства
гордости при мысли, что в наших
рядах находится Менделеев. Поднявшись
до высоты мирового гения, ты дал нам
такие «Основы химии», которые
всех покорили могучим размахом творчества,
волшебной красотой научного горизонта...
Несколько поколений черпало
и будет черпать научное