Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:51, реферат
В настоящее время имя Данилевского и его основной труд «Россия и Европа» на фоне потрясений, которые произошли с Россией, стали, крайне интересны для изучения нашими гражданами. Особенно сейчас, когда наше государство с таким рвением заимствует опыт Европы, здесь стоит процитировать слова самого Николая Яковлевича.
«Всякое старание связать историческую жизнь России внутреннею органическою связью с жизнью Европы постоянно вело лишь к пожертвованию самыми существенными интересами России»
Введение 3
1. Данилевский Николай Яковлевич-Биография 7
1.1. Творческая деятельность 10
1.2. «Россия и Европа» 10
2. Заключение 11
Министерство образования
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт - Петербургский государственный
университет
экономики и финансов»
КАФЕДРА
Реферат по
на тему:
Выполнила:
студентка Р - 211 группы
Краслянская А.О.
Научный руководитель:
Санкт-Петербург
2012 г.
Оглавление
«Книга Н.Я. Данилевского
«Россия и Европа» будет
В настоящее время имя Данилевского и его основной труд «Россия и Европа» на фоне потрясений, которые произошли с Россией, стали, крайне интересны для изучения нашими гражданами. Особенно сейчас, когда наше государство с таким рвением заимствует опыт Европы, здесь стоит процитировать слова самого Николая Яковлевича.
«Всякое старание связать историческую жизнь России внутреннею органическою связью с жизнью Европы постоянно вело лишь к пожертвованию самыми существенными интересами России»
Исторические ситуации
прошедшего и наступившего столетия,
полностью подтвердили
В России монументальный труд Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» – крупнейшее в мировой науке историко-социологическое исследование, идеи которого использовали многие известные западные ученые, среди которых Освальд Шпенглер и Арнольд Тойнби, не переиздавался более века и был практически недоступен отечественному исследователю
Национальное самосознание, вот, пожалуй, главная задача, которую ставил перед собой идеолог панславизма. В этом году исполнится 190-лет со дня рождения Н.Я. Данилевского.
"В известном смысле, Данилевского можно отнести к славянофилам; действительно, он примыкает к ним в очень многом, досказывает и выражает многие мотивы, звучащие у славянофилов. Но вместе с тем Данилевскому решительно чужда та задача, которая рано увлекла первых славянофилов и которая нашла свое выражение у Достоевского, - задача синтеза Запада и России, идея "всечеловеческой" культуры, которую с любовью и с таким подъемом выдвигал Достоевский. Данилевский не только не верит в эту задачу, но она ему просто чужда и не нужна; кризис европейской культуры, если б он и наступил - а симптомы этого он не раз отмечает в своей книге, - его нисколько не волнует. Его гораздо больше волнует то, что русская интеллигенция больна западничеством, что она не чувствует своеобразия славянского мира и увлекается верой европейской интеллигенции в "единоспасающую" силу европейской культуры и считает ее общечеловеческой. С этой болезнью сознания и борется Данилевский, здесь лежит главный пафос его книги, и этим он всегда был и останется дорог тем, кто живет той же интуицией, тем же убеждением в своеобразии русской культуры" - В.В. Зеньковский
Будучи ученым, необычайно многогранной эрудиции как в области общественного, так и естественнонаучного знания, человеком православной культуры, Н.Я. Данилевский не был подвергнут влиянию авторитетов, научных догм и сложившихся идеолого-методологических схем. Его учение самобытно и уникально.
Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября (10 декабря) 1822 года в селе Оберец, Ливенского уезда, Орловской губернии, скончался 7 (19) ноября 1885 года в Тифлисе – русский публицист, социолог и естествоиспытатель, геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма. Данилевский был один из многих русских умов, предвосхитивших оригинальные идеи, возникшие позднее на Западе.
Уроженец Орловской губернии, сын заслуженного кавалерийского генерала Якова Ивановича Данилевского, с юных лет посвятил себя естественным наукам, а также увлекался идеями утопического социализма.
В 1833 г. Данилевский учился в пансионе Шварца близ Верро, а в следующем году он находился в Москве, где его ученье продолжалось в пансионах Павлова и Боргардта.
Данилевский воспитывался в Царскосельском лицее (1836—1843), чувствуя влечение к естественным наукам, он, поступивши на службу в канцелярию военного министерства, записался вольным слушателем на факультете естественных наук в Санкт-Петербургском университете, где и пробыл до 1847 г., получив степень кандидата. Занимаясь специально ботаникой, он также изучал социалистическую систему Фурье.
Специальным предметом занятий Данилевского в университете была ботаника, которую он продолжает изучать до 1849 г., исследуя для магистерской диссертации флору Рязанской и Орловской губерний и вообще всей черноземной полосы России, что в конечном итоге позволило ему получит степень магистра. В этом же году он был арестован по делу Петрашевского. Проведя 100 дней в Петропавловской крепости, он представил оправдательную записку, в которой доказал свою политическую невиновность, и был освобожден от суда в 1850 году, но выслан из Петербурга и определен в канцелярию сначала вологодского губернатора, а потом в 1852 переведен, по ходатайству Перовского, председательствовавшего в суде по делу Петрашевского, в канцелярию самарского губернатора. В том же году Данилевский женился на вдове генерал-майора, В. Н. Беклемишевой, урожденной Лавровой, но в следующем году она умерла от холеры.
18 июня 1853 г. Данилевский был "командирован, в звании статистика, на два года в ученую экспедицию для исследования состояния рыболовства на Волге и в Каспийском море". Эта командировка, продолжавшаяся до 1857 г. сблизила Данилевского с начальником экспедиции, знаменитым натуралистом К. Бэром, оценившим его знания и способности, и дала направление почти всем дальнейшим естественнонаучным исследованиям Данилевского, так как до 1871 г. ему девять раз было поручаемо собирание сведений о состоянии рыболовства в разных местностях России: в 1858 г. он был назначен "начальником экспедиции для исследования рыболовства в Белом и Ледовитом морях"; в 1861 г. командирован в Астрахань "для присутствия в комиссии рыбных и тюленьих промыслов"; в 1862 г. он отправился в командировку "на Псковское и Чудское озера для разъяснения жалоб на правила рыболовства"; в 1863 г. назначен "начальником экспедиции для исследования рыболовства в Черном и Азовском морях", причем работы экспедиции продолжались до конца 1867 г.; в следующем же году Данилевский командирован в Астрахань "для разъяснения вопросов, касающихся Каспийских рыбных и тюленьих промыслов"; в 1869 г. он опять отправился в Астрахань "для присутствия в комитете каспийских рыбных и тюленьих промыслов", и, наконец, в 1870—71 гг. Данилевский был "начальником экспедиции для исследования рыболовства в северо-западных озерах России". Этими многолетними трудами был собран громадный материал, существенно важный для уяснения положения этой первостепенной отрасли промышленности России и легший в основу действующего у нас законодательства о рыболовстве. Кроме этого служебная деятельность Данилевского выразилась в работах по борьбе с филоксерой в Крыму (в 1880 г. он был председателем Крымской филоксерной комиссии) и на Кавказе (в 1885 г. он был командирован в Тифлис на филоксерный съезд), а также в председательстве в 1872 г. в "комиссии для составления правил о пользовании проточными водами в Крыму". В 1861 году Данилевский женится на Ольге Александровне Межаковой. Вторая жена родила ему пятерых детей. И уже в 1864 году семейство отправляется на юг, в Мисхор, что находится в Крыму под Ялтой, где приобрёл имение Мшатку, хотя ему постоянно приходилось покидать дом для указанных служебных командировок, и он мог оставаться с семьей только в зимнее время, когда рыболовство, бывшее главным предметом его исследований, прекращается. Этот зимний досуг посвящался Данилевским литературно-научным зянятиям, обработке результатов, добытых летними экскурсиями, и его публицистическим и историко-философским статьям, начало которых относится к 1865 г., когда Данилевский принялся за свое сочинение "Россия и Европа". Быть может, эта неутомимая деятельность была одной из причин зарождения болезни сердца, которая свела Данилевского в могилу, 7\23 ноября 1885 года в Тифлисе на 63 году жизни в конце своей инспекторской поездки в Грузию с целью изучения рыболовства на озере Гохча. Умер внезапно в гостиничном номере от сердечного приступа. Данилевского похоронили там, где он и завещал: на крутом берегу моря, на территории его имения, где природа образовала небольшую квадратную площадку, со всех четырёх строн ограждённую стройными кипарисами («кипарисовый зал»). Это прекрасное место находилось на Южном берегу Крыма, в его любимой Мшатке. Однако смерть Данилевского не оставила в покое его тело. В 20-30- годы ХХ века, когда особенно стала яростной борьбой с национальными святынями, там была устроена, по воспоминаниям недавно ушедшей из жизни правнучки учёного В.Я. Данилевской-Данильченко, спортивная площадка, а затем там останавливались приезжающие в Крым туристы. Их палатки стояли на могилах Данилевского и его жены О.А. Межановой.
25 мая 1995 года бетон был снят с могилы, поставлен крест, а 22 мая 1997 года возле места захоронения был устроен камень с надписью: «На сём месте 22 мая 1997 года в день памяти Перенесения мощей Святителей и Чудотворца Николая из Мир Ликийский в Бари — заложен, сей камень в фундамент будущей часовни и в знак увековечивания памяти великого славянского философа и учёного Николая Яковлевича Данилевского».
Литературные труды Данилевского могут быть разделены на 3 группы:
Основное воззрение
автора «России и Европы», резко
отличается от образа мыслей прежних
славянофилов. Последние утверждали,
что русский народ имеет
Данилевский видит в человечестве только отвлеченное понятие, лишенное всякого действительного значения и оспаривает общепринятые деления — географическое (по частям света) и отвергает деление истории на древнюю, среднюю и новую, как основанное на несущественных признаках и как соединяющее в одну группу разнородные явления (народы древнего востока с греками и римлянами, арабов с романо-германцами и т. д.).
При этом вслед за немецким историком Генрих Рюккертом, Данилевский выставляет в качестве действительных носителей исторической жизни несколько обособленных «естественных групп», которые обозначает термином «культурно-исторические типы».
Всякое племя или
семейство народов, характеризуемое
отдельным языком или группою
языков, довольно близких между собою
для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без
глубоких филологических изысканий, составляет
самобытный культурно-исторический тип,
если оно вообще по своим духовным задаткам
способно к историческому развитию и вышло
уже из младенчества. Таких типов, уже
проявившихся в истории, Данилевский насчитывает
10: I.Египетский; II.Китайский; III.Ассиро-вавилоно-
Россия со славянством образуют новый, имеющий в скором времени проявиться культурно-исторический тип, совершенно отличный и отдельный от Европы. К этим несомненным, по Данилевскому, естественным группам он причисляет ещё два сомнительных типа (американский и перуанский), «погибших насильственною смертью и не успевших совершить своего развития» (в отношении Новой Америки Данилевский так и не признал особый вырабатывающийся культурно-исторический тип).
Николай Яковлевич Данилевский выдвигает концепцию четырех основных разрядов культурной деятельности:
1. деятельности религиозной,
объемлющей отношение человека
к Богу, религии, как народного
мировоззрения, как твердой
2. деятельности культурной,
в узком смысле слова,
3. деятельности политической,
объемлющей отношения людей
4. деятельности общественно-
Значительную часть книги Данилевского занимают рассуждения об упадке Европы и об отличительных особенностях России (православие, община и т. п.). Оригинальны для того времени, когда появилась книга, стали политические взгляды Данилевского, которые он резюмирует в следующих словах:
«Если невозможно и вредно устранить себя от европейских дел, то весьма возможно, полезно и даже необходимо смотреть на эти дела всегда и постоянно с нашей особой русской точки зрения, применяя к ним как единственный критерий оценки: какое отношение может иметь то или другое событие, направление умов, та или другая деятельность влиятельных личностей к нашим особенным русско-славянским целям; какое они могут оказать препятствие или содействие им? К безразличным в этом отношении лицам и событиям должны мы оставаться совершенно равнодушными, как будто бы они жили и происходили на луне; тем, которые могут приблизить нас к нашей цели, должны всемерно содействовать и всемерно противиться тем, которые могут служить ей препятствием, не обращая при этом ни малейшего внимания на их безотносительное значение…»4
Та цель, ради которой мы должны, по Данилевскому, отрешиться от всяких человеческих чувств к иностранцам и воспитать в себе и к себе odium generis humani — заключается в образовании славянской федерации с Константинополем как столицей. При составлении плана этой федерации, доставившего ему некоторую популярность в литературно-политических кружках Богемии и Хорватии, Данилевский значительно облегчил себе задачу: одна из главных славянских народностей обречена им на совершенное уничтожение за измену будущему культурно-историческому типу; зато членами славянской федерации должны «волей-неволей» сделаться три неславянские народности: греки, румыны и мадьяры. Этот план, основанный на разделе Австрии и Турции, осуществится после ожесточенной борьбы между Россией и европейской коалицией, предводимой французами; единственной союзницей нашею в Европе будет Пруссия.5
Заключение.
Исследователь, годы жизни |
Страна (страны) |
Научная школа (по странам и регионам) |
Были ли политико-географические (геополитические) исследования основной сферой работы или научного творчества? (оценить по шкале 1-5 баллов) |
Другие сферы общественной и научной деятельности |
Данилевский Николая Яковлевич (1822-1885 гг.) |
Российская империя |
5 |
Публицист; Социолог; Естествоиспытатель; |