Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:06, реферат
Имя Елизаветы Петровны Карцевой стало священным для русского воина, да и не только для русского. На памятнике этой легендарной женщины, прослужившей на поприще милосердия более 40 лет.( на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге выбита надпись: «Больше той любви никто же не имать, да кто душу свою положит за други своя (Севастополь, Черногория, Болгария, Турция) Да любите друг друга, яко же и Я возлюбил вы». Две цитаты из Евангелия и название мест боевых подвигов Е.П. Карцевой отражают суть её жизненного пути.) Она стала одной из первых русских сестёр милосердия, когда сестринское движение только зарождалось.
Елизавета Петровна Карцева
Имя Елизаветы
Петровны Карцевой стало священным
для русского воина, да и не только
для русского. На памятнике этой
легендарной женщины, прослужившей
на поприще милосердия более 40 лет.( на кладбище Новодевичьего монастыря
в Санкт-Петербурге выбита надпись: «Больше
той любви никто же не имать, да кто душу
свою положит за други своя (Севастополь,
Черногория, Болгария, Турция) Да любите
друг друга, яко же и Я возлюбил вы». Две
цитаты из Евангелия и название мест боевых
подвигов Е.П. Карцевой отражают суть её
жизненного пути.) Она стала одной
из первых русских сестёр милосердия,
когда сестринское движение только зарождалось.
Елизавета Петровна Карцева родилась
в 1823 году в Старорусском уезде Новгородской
губернии в небогатой помещичьей семье.
Сведений о её жизни в детстве и юности
практически нет. Известно, что в семье
Карцевых «воспитание детей было трудовым:
они помогали в обработке земли, продаже
урожая, заготовке выращенных ягод». С
детства в семье утверждались нравственные
начала на основе религиозных. Мать стремилась
определить сыновей в кадетский корпус,
а дочь – в институт благородных девиц.
В юности Елизавета Карцева
была увлечена идеями известного хирурга
и педагога Николая Ивановича Пирогова
(1810-1881), в частности, изложенными в его
работе «Идеал женщины», в которой он обсуждал
вопросы женской эмансипации и роль женщины
в развитии общества. Эта работа Пирогова
никогда не издавалась, и его поклонники,
в том числе и Карцева, переписывали её
от руки и распространяли в своих кругах.
27 ноября 1855 года во время Крымской войны
Елизавета Карцева вступила в Крестовоздвиженскую
общину, готовившую сестёр милосердия
для отправки на фронт. Вскоре она отправилась
с отрядом сестёр в Крым. Николай Иванович
Пирогов, возглавлявший госпитальное
дело во время войны, оценив по достоинству
личность Елизаветы Петровны, направил
её старшей сестрой главного отряда в
Симферополь. Отряд состоял из 28 дежурных
сестёр в двух госпиталях Симферополя,
куда были перевезены тяжелораненые и
ампутированные.
Священник
С.К. Махаев писал о Е.П. Карцевой в своей
книге «Подвижницы милосердия»: «Вся сгорая
жаждой подвига, вся отдавшись новому
для нее делу помощи страждущим, она быстро
изучила его под руководством знаменитого
Пирогова, сразу угадавшего, какое огромное
любящее сердце бьется в груди этой самоотверженной
женщины».
О первых подвигах Карцевой известно
главным образом благодаря Пирогову. Из
его писем жене, написанных с Крымской
войны, можно составить представление
о личности Елизаветы Петровны: «Карцева
принялась совестливо за дело, и мы с ней
так поставили запущенный госпиталь на
ногу, что теперь не узнаешь. Отдали вместе
с нею смотрителя под следствие, завели
контрольные дежурства из сестер, и обо
всем каждый день она приходит сообщать
отчет»; «Карцева…несмотря на то, что
мала ростом, так славно работает в госпиталях,
что любо смотреть»; «Карцева просто неутомима,
день и ночь в госпитале; и варит для больных,
и перевязывает, и сама делает все, и всякий
день от меня выходит с новыми распоряжениями».
Н.И. Пирогов
писал впоследствии Э.Ф. Раден о Карцевой
(27 февраля 1876 г.): «Когда же, наконец, прибыла
и третья значительная личность общины
(Крестовоздвиженской), Е.П. Карцева, с
некоторыми новыми сестрами, и прямо выехала
в Симферополь, где приняла дирекцию одной
партии сестер, то уж была введена настоящая
гармония в воззрениях и действиях общины.
Е.П. Карцева, хотя моложе и неопытнее Хитрово
и Бакуниной, притом она молчаливого и
тихого нрава, показала, однако, что у нее
много такта, последовательности и особенной
самостоятельности в исполнении взятых
на себя обязанностей. Попечение о больных,
надсмотр и контроль госпитальной прислуги
ведены были этими тремя личностями с
такою бдительностью и энергией, что их
действия невольно повлияли на всех членов
госпитальной администрации, и все отношения
к общине существенно изменились Симферопольские
лазареты и бараки были наполнены ранеными
после штурма Малахова, и меж ними царствовали
тиф и кровавый понос…
Я заботился, на сколько мог, с пользой
распределить сестер с…молодыми врачами
по разным лазаретам…В городских лазаретах
действовали Е.А. Хитрово и Е.М. Бакунина
с Тарасовым, Хлебниковым и другими врачами.
На другой половине симферопольских госпиталей
действовали сердобольные с военными
медиками. Е.П. Карцеву с Боткиным и еще
несколько молодых врачей я занял в бараках,
лежащих вне города. Это был лучший период
существования общины во всей ее истории…».
Отрывки из воспоминаний Екатерины Михайловны
Бакуниной (1811-1894), также прославившейся
в Крымскую войну: «…приехали в Симферополь.
Тотчас же я пошла к Екатерине Александровне
Хитрово, и с ней вместе вечером к Николаю
Ивановичу Пирогову, где увидала Елизавету
Петровну Карцеву. О ней я не буду говорить:
она слишком хорошо известна и теперь,
как самая отличная сестра, и в Крестовоздвиженской,
и в Георгиевской общинах. Она произвела
на меня очень приятное впечатление. Елизавета
Петровна очень встревожена была всем,
что здесь происходило…
Екатерина
Александровна (Е.А. Хитрово – настоятельница
Крестовоздвиженской общины) скончалась.
Боже мой! За что Бог лишил общину такой
примерной сестры милосердия…
Я получила короткое письмо от Тарасова;
они там все в отчаянии, а ее помощница,
Елизавета Петровна Карцева, которая во
время ее болезни управляла общиной, лежит
в тифе, так что доктор Тарасов по необходимости
остался во главе симферопольского отделения.
Я ему писала в полной надежде, что Елизавета
Петровна поправится; я находила, что она
вполне может занять место Екатерины Александровны…
Тогда я писала Н.И.
Пирогову . Он же мне пишет, что на это мне
будет отвечать откровенно и без затруднения.
Отдав полную справедливость всем качествам
сестры Карцевой, он пишет, что, несмотря
на все ее достоинства, она не может и не
хочет быть пастырем нашего стада…И кончает
так: “Итак, с теплой верой в Бога и упованием
на Его всемогущество и милосердие, принимайте
тяжелый крест правления. Елизавета Петровна
поправляется и просит вас тоже принять
эту должность…
Наконец 14 мая
(1856 г.) я приехала в Симферополь. Слава
Богу, я нашла сестер в очень хорошем положении.
Были некоторые не совсем здоровы, но не
в опасности. Карцева давно совершенно
поправилась и заведовала и распоряжалась
служением сестер. Сестры были в лагере,
где было до 1600 больных в это время».
После окончания
Крымской войны Е.П. Карцева продолжала
работать старшей сестрой Крестовоздвиженской
общины, которую после смерти Е.А. Хитрово
возглавила Е.М. Бакунина. Пирогов писал
Бакуниной: «Если община будет наконец
введена в военные петербургские госпитали,
то я бы советовал поручить их непременно
Елизавете Петровне, - никому другому…»
В конце
1870 года Карцева по рекомендации С.П. Боткина
(1832-1889), с которым вместе трудилась в Крыму,
была приглашена в Свято-Георгиевскую
общину сестёр милосердия и приехала в
Санкт-Петербург.
Свято-Георгиевская
община начала свою деятельность 26 ноября
1870 года под покровительством цесаревны
Марии Фёдоровны, супруги будущего императора
Александра III. Цели и задачи Общины были
определены в её уставе очень широко: «Главная
цель Общины – подготовление сестер милосердия
для ухода за больными и ранеными в военное
время – находится в прямой связи с другим
высокоблаготворительным делом доставления
возможности нуждающимся классам одной
из беднейших частей города пользоваться
лечением и уходом бесплатно». Помощь
нуждающимся понималась разносторонне:
«Наше маленькое учреждение – такая среда,
куда стекается теперь немалое число больных,
для которых доброе слово, указание, сочувствие,
маленькая поддержка весьма важны. Ободрить,
расспросить, походатайствовать: старушку
ли определить в богадельню, ребенка ли
поместить в детскую больницу, придумать
работу нуждающемуся в ней, снабдить мясною
пищей на несколько дней истощенного,
грамотку подарить ребенку, который хотел
бы учиться, да книг не имеет, навестить
на квартире несчастных, чтобы удостовериться
в их положении – вот разнообразные милости,
которые можно оказать приходящим за врачебным
пособием в Общину».
Свято-Георгиевская
община стала первой в Петербурге общиной
сестёр милосердия, созданной в ведении
Российского общества Красного Креста,
равно как и первой сестринской общиной,
основанной в мирное время для попечения
о раненых и больных воинах на совершенно
иной концепции, нежели другие общины.
Основу Общины первоначально составляли
5 сестёр Крестовоздвиженской общины.
Елизавета Петровна Карцева была назначена
настоятельницей Свято-Георгиевской общины.
На этом посту она прослужила более 25 лет
вплоть до своей кончины.
Долгое время духовным руководителем
Георгиевской общины был отец Алексей
Колоколов.В 1873 году при Общине было открыто
отделение для призрения сирот и детей,
родители которых проходили стационарное
лечение в общинной больнице.
В 1879 году постановлением Военного Совета
Общине был передан в безвозмездное пользование
участок земли со зданием старого склада
на берегу Невы, принадлежавший Клиническому
военному госпиталю. Община купила и соседний
участок.
С началом русско-турецкой войны (1877 г.)
Свято-Георгиевская община оправила в
действующую армию два отряда сестёр милосердия.
Уже пожилая Карцева трудилась во главе
отряда из 27 сестёр на этапах в Румынии,
Болгарии, в госпиталях Горного Студня,
Тырново, Габрово, Сан-Стефано. Её отряд
был один из немногих допущенных на передовые
позиции близ осаждённой Плевны. Следуя
за русскими войсками, отряд Карцевой
преодолел Шипкинский перевал и, пройдя
через всю Болгарию, трудился в Андрианополе
и Филипполе, в непосредственной близости
от Турции.
Брат Елизаветы Петровны Павел Петрович
Карцев, командовавший 3-й пехотной дивизией
и посетивший сестру в одном из лазаретов,
вспоминал: «Внутренность шатра представляла
ужасающее зрелище. Вскрикивание, стоны,
хрипение, бред – все это смешивалось
в какой-то раздражающий душу гул…В конце
шатра несколько докторов без сюртуков,
с засученными рукавами, суетились возле
столов, на которых лежали голые люди,
а вокруг пахло кровью и хлороформом. У
одного ампутированного стояла сестра
моя; я не виделся с нею 2 года, со времени
отъезда ее в Черногорию. Увидя меня, она
быстро подошла и, целуя, проговорила:
“Здравствуй и, ради Бога, уходи скорее.
Теперь видишь, некогда слова сказать,
приезжай после, когда управимся”…Мне
страшно было оглянуться…Из шатров ежеминутно
выносили умерших и клали тут же, так что
образовались уже ряды трупов, покрытых
простынями и шинелями».
Н.И. Пирогов, считавший Карцеву образцовой
сестрой, писал: «И Е.П. Карцева на театре
войны в Болгарии, и Е.М. Бакунина, действовавшая
в эту войну в Азиатской Турции, могут
служить для нас идеалом старших сестер…»
Имя Елизаветы Петровны Карцевой стало
одним из священных для русского воина.
Скончалась она на своём посту настоятельницы
Свято-Георгиевской общины 24 октября 1898
г. на 76-ом году жизни.
Если вам доведётся оказаться в Новодевичьем
монастыре Петербурга, то, посетив, как
принято, могилы известных поэтов и художников,
вспомните и о могиле одной из «лучших
русских женщин» - Елизаветы Петровны
Карцевой.
Доклад подготовила Кулагина Вероника 23 группа.