Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:15, монография
Ипполит Адольф Тэн (1828-1893гг.) является одним из наиболее ярких представителей позитивизма. Это направление в методологии науки повлияло на историка еще в университетские годы. В 1848 году, поступив в Высшую Нормальную школу, Тэн становится свидетелем реакции против царившей до того времени в высшем преподавании эклектической философии Кузена с ее ненаучными элементами. В этот период в гуманитарные науки проникает объективный дух естественно-исторического реализма и философского позитивизма, враждебных романтизму и метафизике.
Это философское направление, подхваченное Тэном, сделало невозможным для него преподавание в высшей школе; оно отразилось и на его политических взглядах: его отношение ко второй империи было отрицательным, главным образом, за ее связь с клерикализмом, как врагом духовной свободы и научного исследования. Однако его занятия историей, психологией и литературой не имели никакого отношения не только к текущей политике, но и вообще к политической теории. Как весьма верно отметил Н. И. Кареев, во всех темах, за которые брался Ипполит Тэн, он «проводил один и тот же научный дух, пользовался одним и тем же объективным методом». (Кареев Н. И.; Историки Французской революции. т.2. Л., 1924. с. 30)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ
Идеи позитивизма в работе Ипполита Тэна "Наполеон Бонапарт"
Реферат по Историографии истории Нового времени стран Запада
студента 3-го курса очной формы обучения
Научный руководитель: доктор исторических наук, доцент Ростиславлева Н. В. |
Москва 2012
На свете есть только одно дело,
достойное человека: раскрытие какой-нибудь
истины, которой отдаешься и в которую веришь.
И. Тэн
Ипполит Адольф Тэн (1828-1893гг.) является одним из наиболее ярких представителей позитивизма. Это направление в методологии науки повлияло на историка еще в университетские годы. В 1848 году, поступив в Высшую Нормальную школу, Тэн становится свидетелем реакции против царившей до того времени в высшем преподавании эклектической философии Кузена с ее ненаучными элементами. В этот период в гуманитарные науки проникает объективный дух естественно-исторического реализма и философского позитивизма, враждебных романтизму и метафизике.
Это философское направление, подхваченное Тэном, сделало невозможным для него преподавание в высшей школе; оно отразилось и на его политических взглядах: его отношение ко второй империи было отрицательным, главным образом, за ее связь с клерикализмом, как врагом духовной свободы и научного исследования. Однако его занятия историей, психологией и литературой не имели никакого отношения не только к текущей политике, но и вообще к политической теории. Как весьма верно отметил Н. И. Кареев, во всех темах, за которые брался Ипполит Тэн, он «проводил один и тот же научный дух, пользовался одним и тем же объективным методом». (Кареев Н. И.; Историки Французской революции. т.2. Л., 1924. с. 30)
Научные изыскания Тэна обычно делят на два периода:
В настоящей работе я собираюсь рассмотреть отражение идей позитивизма в работе И. Тэна «Наполеон Бонапарт», написанной в 1888г. (относится ко второму периоду творчества). Стоит отметить, что параллельно с этим исследованием историк работает над трудом «Происхождение современной Франции» (т. 1—3, 1876—93, рус.пер., т. 1—5, 1907), в котором отражается его критика Великой французской революции и якобинской диктатуры. А особое внимание в этой работе Тэна как историка и социолога привлекала эпоха подготовки и проведения насильственной ломки феодально-абсолютистских порядков во Франции, завершившаяся установлением буржуазно-абсолютистского «нового порядка» (по терминологии Тэна) в форме военно-бюрократической диктатуры Наполеона. (Гримм Э.Д.; Политические воззрения Ипполита Тэна. М., 1909. с. 17)
Таким образом, рассмотрев взгляды исследователя по конкретной проблеме, следует перейти к выводам, сделанным Тэном в своей работе «Наполеон Бонапарт».
Композиционно труд Тэна делится на две части: в первой, автор анализирует происхождение Наполеона, пытается проследить явления, повлиявшие на становление взглядов и идей императора; во второй – рассматривается период правления Наполеона, его взаимодействие с окружением, средства управления, причины краха.
Часть Первая
Основной источник – Переписка Императора Наполеона I в тридцати двух томах.
Чтобы понять события 1789-1814гг. необходимо рассмотреть «индивидуальный характер», отложивший отпечаток на нынешней Франции.
Глава I
Наполеон – не француз и не дитя XVIII века. В нем выражается «национальное самолюбие» - коронация папой Наполеона. Месть рассматривается как корсиканская традиция. Это оказывает влияние на Наполеона. В ранних своих произведениях подражает Руссо и Рейналю, но «дух языка (французского - Г.П.) был ему чужд» (постоянно переспрашивал слова – не всегда понимал с первого раза). Наполеон чужд дворянским и монархическим традициям. Мыслит продуманно, но лицемерно – «ни якобинец, ни роялист».
Глава II
И. Тэн отмечает трудолюбие Наполеона, отсутствие непроизводительной работы. Однако это перерастало в неспособность окружающих его людей выполнить поставленные задачи. Наполеон презирает идеологию; недостаток образования, который компенсируется «практикой». Осведомлен обо всем, что происходит в министерствах и различных государственных учреждениях. Исследователь связывает это с любовью Наполеона к деталям.
Глава III
Наполеон любит анализировать события и явления собственной жизни или связанных с ней людей, главные вопросы: «почему» и «как». Составлял психологические портреты своего окружения с целью манипуляции.
Глава IV
В Наполеоне как бы содержатся три главных атласа (не реальные, а ментальные):
Тэн критикует последний
«атлас», так как он отражает искаженное
восприятие Наполеоном явлений, связанное
с заложенными в нем
Глава V
У Наполеона все основывается на расчете: и кажущиеся вспышки гнева и искренние излияния.
Лучшее дарование Наполеона – «творческое воображение». Проявляется в военном деле, управлении государством («я люблю власть, как художник», - пишет сам Наполеон).
Вывод к первой части:
Наполеон – гений итальянского Возрождения того же порядка, что и Данте и Микеланджело.
Часть Вторая
Глава I
У Наполеона нет нравственных принципов. Он агрессивен, нетерпелив, капризен, эгоистичен; мыслит быстрее, чем пишет, поэтому его собственноручно написанное письмо невозможно прочесть. Главное – его действия инстинктивны, из чего следует необузданный эгоизм.
Глава II
Дядя предрек Наполеону славу, аргументируя это его умением лгать. Впоследствии Наполеон охладевает к философии Руссо, поэтому правит по теории «народ - это собака, которой нужен хозяин». А все свои средства управления выбирал из числа тех, которые «уничтожают человека». Из этого следует, что Наполеон видит человека таким, каким он ему нужен.
Глава III
Наполеон честолюбив, поэтому министры становятся для него «лакеями, а не советниками» (перестает избирательно подходить к назначению на должности, считая себя достаточно сильным, чтобы справляться со всем). Ухудшения отношений с родственниками, которые, прежде всего, обязаны руководствоваться наставлениями и приказами Наполеона.
Глава IV
Наполеон действует по принципу «кнута и пряника». А своими высказываниями в обществе демонстрирует дурное воспитание, отсутствие такта. Изменяет Жозефине и даже не скрывает от нее этого.
Глава V
Наполеон не способен терпеть обиды, а за личное оскорбление считает непризнание его величия. Главная цель Наполеона – «подчинение континента» ему одному.
Глава VI
Результатом правления Наполеона стало подчинение государства личности. Именно поэтому к 1811 г. уже никто не сомневался, что будет революция. Правление подобного рода (деспотия) привело к тому, что Франция зиждилась на «европейском всемогуществе», поддержание которого возможно только лишь военным путем, но на это у Наполеона не хватило сил.
На основании сделанных выводов, стоит рассмотреть идеи позитивизма, отраженные в представленном исследовании.
Во-первых, Ипполит Тэн
демонстрирует новаторский
Эти три условия подробно анализируются Тэном в первой части данного исследования в отношении личности Наполеона. Интересно заметить, что в связи с этим положением, психологические портреты, сделанные самим диктатором, критикуются историком, так как они базируются на заложенных в нем мировоззренческих идеях, неприемлемых для исторических условий тогдашнего французского общества.
Во-вторых, ранее рассмотренный мной критический подход Тэна к революции и «новому» порядку, отражается в позиции историка о «чуждости» Бонапарта культуре и традициям Франции. Тем не менее, Тэн ни в коем случае не преуменьшает значимости исторической фигуры Наполеона. Как пишет известный русский историк Э. Гримм, еще в 1852 г. Тэн пришел к убеждению, что идея равенства людей, усвоенная им во времена его студенчества, неверна: «...мы допускаем (таким образом) нелепую гипотезу, что все люди — люди. Совсем нет: иногда случайно встречаешь человека, остальные — это машины, которые готовят нам хлеб и платья и которым, прибавлю я, почтительно кланяются».1 Таким человеком был Бонапарт – «гений итальянского Возрождения», приравненный в своем величии к Данте и Микеланджело.
В-третьих, в работе Тэна представлен и позитивистский метод логического анализа: аргументация исследователя четкая, всегда подкрепленная цитируемыми сочинениями. Выводы делаются на основании оценок событий их современниками и непосредственными участниками; а культурный диссонанс императора и страны, в которой он пытается применять неестественные ей исторически средства управления, приводит к краху установленного режима. Эта идея сопрягается и с положением позитивистов о прогрессе, относительно которой Тэн демонстрирует эволюцию «неумения» и невозможности Наполеона управлять Францией.
Стиль повествования Ипполита Тэна Здесь же важно сказать о том, что В. И. Герье отмечал сознательное чередование Тэном ораторских и живописных приемов изложения, свойственный ему культ развернутой живописной метафоры.2 Тем не менее, и эстетические ресурсы использовались им для обоснования правомерности позитивистского исторического мышления, стремившегося не уступать в точности естественнонаучному. Более того, Тэн доводит позитивистские установки до логического предела: «...ведь может же историк относиться к своей задаче, как натуралист; я смотрел на свою тему как на метаморфозу насекомого».3
Ключевые слова: позитивизм, история, психология, метод,
Источники:
Тэн И. Происхождение современной Франции, т.1. Старый порядок. СПб, 1907 - 293 с.
Тэн И. Наполеон Бонапарт. М.: МФТИ, [1997]
Историография:
Кареев Н. И. Историки Французской
революции, т.2. Л.: Колос, [1924] // Режим доступа:
http://vive-liberta.narod.ru/
Гримм Э.Д. Политические воззрения Ипполита Тэна / [Соч.] Э. Гримма. - СПб. ; М. : т-во М.О. Вольф, [1909]. - 86 с.
Герье В.И. (О Тэне) Вестник Европы, 1889, сентябрь; 1890, январь, февраль.
Лало Ш. Введение в эстетику. Методы эстетики. Прекрасное в природе и искусстве. Импрессионизм и догматизм / пер. с фр. С. Гельфгата; под ред. Н.В. Самсонова. М.: Труд, [1915]. XVI, 254, с.
|
1 Гримм Э.Д.; Политические воззрения Ипполита Тэна. СПб — М., 1909, с. 41
2 Герье В.И.; (О Тэне) Вестник Европы, 1889, сентябрь
3 Тэн И.; Происхождение современной Франции, т.1. Старый порядок. СПб, 1907, с. 5-6
Информация о работе Идеи позитивизма в работе Ипполита Тэна "Наполеон Бонапарт"