Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:29, доклад
После потрясшего Россию цареубийства на престол вступил сын погибшего императора — Александр III.
Император Александр III. После потрясшего Россию цареубийства на престол вступил сын погибшего императора — Александр III.
Александр III (1845—1894)
был вторым сыном императора Александра
II. Он стал наследником престола только
в 20 лет, после внезапной смерти своего
старшего брата. Началась спешная подготовка
Александра Александровича к этой роли.
Но, получив в детстве армейское воспитание,
наследник имел большую склонность к военным
наукам и занимался ими с гораздо большим
увлечением, нежели какими-либо иными.
Исключение составляла русская история,
которую ему преподавал знаменитый ученый
С. М. Соловьев. Александр III возглавил
Историческое общество, у него была прекрасная
историческая библиотека.
Осенью 1866 г. он женился на датской принцессе
Даг- маре, нареченной при замужестве Марией
Федоровной. Александр III очень любил свою
жену, обожал детей. Император увлекался
рыбалкой, охотой, отличался огромным
ростом, плотным телосложением, обладал
недюжинной физической силой, носил бороду
и простое русское платье.
Александр III был
трудолюбивым человеком, пытался вникнуть
во все проблемы сам, часто посещал
государственные учреждения, учебные
заведения, воинские части, больницы и
приюты. Скромность, прямодушие, трудолюбие
и привязанность к семье
Начало нового царствования. Гибель отца потрясла Александра Александровича. Когда он смотрел на окровавленного «царя-освободителя», умиравшего в страшных муках, то поклялся задушить революционное движение в России. Программа царствования Александра III содержала две основные идеи — жесточайшее подавление любых противников власти и очищение государства от «чуждых» западных влияний, возвращение к русским основам — самодержавию, православию, народности.
2 марта 1881 г.,
принимая членов
Александру III было
известно, что его отец одобрил
проект Лорис-Меликова. Наследнику оставалось
лишь формально утвердить его на специальном
совещании высших чиновников и решить
вопрос о публикации этого проекта в печати.
М. Т. Лорис-Меликов был спокоен, полагая,
что воля покойного государя является
для его наследника законом. Среди собравшихся
8 марта на совещание государственных
чиновников сторонники проекта составляли
большинство. Однако случилось непредвиденное.
Александр III поддержал меньшинство противников
проекта, устами которых вещал К. П. Победоносцев.
Константин Петрович
Победоносцев (1827—1907) родился в семье
профессора словесности Московского университета.
Он закончил Училище правоведения и в
1859 г. был приглашен на кафедру гражданского
права Московского университета. Вскоре
Победоносцев стал преподавать законоведение
сыновьям Александра II. С Александром
Александровичем у него сложились теплые
и доверительные отношения.
Император Александр
II высоко ценил профессиональные и
деловые качества Победоносцева
и стремился использовать их и
в государственном масштабе. Победоносцев
занимал ряд ответственных
Поначалу Победоносцев слыл умеренным либералом, но затем перешел на консервативные позиции. У Победоносцева вызывали неприязнь те «новшества», которые были «списаны» с западноевропейских образцов. Он считал, что основы европейской политической жизни неприемлемы вообще, а в России в особенности.
В первые же часы после убийства Александра II Победоносцев предпринял колоссальные усилия, чтобы навязать новому императору свои подходы к разрешению возникших проблем. Он писал царю: «Вам достается Россия смятенная, расшатанная, сбитая с толку, жаждущая, чтобы ее повели твердою рукою, чтобы правящая власть видела ясно и знала твердо, чего она хочет и чего не допустит никак».
Ободренный поддержкой императора, Победоносцев в секрете от остальных министров составил текст манифеста, с которым 29 апреля 1881 г. Александр III обратился к народу «для успокоения умов». Из него следовало, что главной задачей своего правления царь считает сохранение самодержавной власти «для блага народного, от всяких на нее поползновений». Надежды либеральных чиновников на введение даже некоего подобия конституции рухнули. Министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов подал в отставку. Вместе с ним со своих постов ушли министр финансов А. А. Абаза и военный министр Д. А. Милютин.
Тем не менее манифест Александра III был проникнут духом уважения к реформам минувшего царствования.
Более того, высказывалось желание следовать реформаторским путем и дальше. Это стремление еще ярче было подчеркнуто в циркуляре нового министра внутренних дел Н. П. Игнатьева от 6 мая 1881 г. В нем говорилось, что правительство будет работать в тесном контакте с представителями общественных сил.
В июне 1881 г. была созвана первая так называемая «сессия сведущих людей», которым было предложено принять участие в разработке закона о снижении выкупных платежей. И хотя «сведущие люди» не избирались земствами, а назначались правительством, среди них оказались видные либеральные деятели. Второй «сессии сведущих людей», собранной в сентябре 1881 г., был предложен вопрос о переселенческой политике.
Попытки решения крестьянского вопроса. После демонстративного ухода в отставку ведущих министров на новые посты были назначены отнюдь не противники всяких преобразований. Министр внутренних дел Н. П. Игнатьев, бывший посланник России в Константинополе, являлся сторонником славянофильских идей. Вместе с видным славянофилом И. С. Аксаковым он разрабатывал проект созыва совещательного Земского собора. Министром финансов стал Н. X. Бунге. Он слыл хотя и весьма умеренным, но либерально настроенным политиком, стремящимся к облегчению участи народных масс. Новые министры энергично взялись за претворение в жизнь законопроектов, разработанных еще при Лорис-Меликове.
28 декабря 1881
г. был принят прошедший
Следующая реформа постепенно отменяла
подушную подать. При ее подготовке
Бунге испытывал противоречивые чувства.
С одной стороны, как министр финансов
он понимал, что с отменой подушной подати
казна ежегодно будет терять 40 млн рублей.
Однако, с другой стороны, как гражданин
он не мог не видеть всю несправедливость
подушной подати, ее тяжелые последствия
— круговую поруку, ведущую к ограничению
свободы передвижения крестьян и права
выбора ими занятий.
Бунге значительно упорядочил сбор податей, который до той поры производился полицией нередко с применением самых бесцеремонных методов. Были введены должности податных инспекторов, на которых возлагалось не только взимание денег, но и сбор сведений о платежеспособности населения в целях дальнейшего урегулирования налогового обложения.
В 1882 г. были приняты
меры для смягчения малоземелья
крестьян. Во-первых, был учрежден Крестьянский
банк, который предоставлял льготные
кредиты для покупки
На повестке дня стоял вопрос об урегулировании переселенческой политики. Но решение его затянулось, так как в подходах правительства и специально созванной «сессии сведущих людей» выявились значительные разногласия. Закон о переселениях появился лишь в 1889 г. и фактически включал в себя меры, предложенные «сведущими людьми»: разрешение на переселение давало лишь Министерство внутренних дел; переселенцам предоставлялись значительные льготы — они освобождались на 3 года от податей и воинской повинности, а в последующие 3 года платили подати в половинном размере; им предоставлялись небольшие денежные пособия.
В то же время правительство Александра III стремилось сохранить и укрепить крестьянскую общину, считая, что она предотвращает разорение крестьян и сохраняет устойчивость в обществе. В 1893 г. был принят закон, ограничивший возможность выхода крестьян из общины. Другой закон сузил права общины на переделы земли и закреплял наделы за крестьянами. По новому закону за передел должно было проголосовать не менее 2/3 крестьянского схода, а срок между переделами не мог составлять менее 12 лет. Был принят закон, запрещавший продавать общинные земли.
Начало рабочего законодательства. 1 июня 1882 г. был издан закон, запрещавший труд детей до 12-летнего возраста. Этот же документ ограничивал рабочий день детей от 12 до 15 лет 8 часами. Для надзора за исполнением закона вводилась специальная фабричная инспекция. В 1885 г. последовало запрещение ночного труда для женщин и несовершеннолетних.
В 1886 г. под непосредственным
влиянием рабочих выступлений вышел
закон о взаимоотношениях предпринимателей
с рабочими. Он ограничивал размер
штрафов. Все взыскания, налагаемые
на рабочих, поступали теперь в специальный
фонд, идущий на выплату пособий
самим рабочим. По закону запрещалось
расплачиваться с рабочими товарами
через фабричные лавки. Были введены
специальные расчетные книжки, в
которые вносились условия
Россия стала первой в мире страной, где осуществлялся контроль за условиями труда рабочих.
Конец «игнатьевского режима». Новые министры продолжили начинания Лорис-Меликова по вопросу о реформе местного самоуправления, в том числе и крестьянского. Для обобщения поступившего из земств материала Н. П. Игнатьев создал специальную комиссию под председательством статс-секретаря М. С. Каханова, бывшего у Лорис-Меликова заместителем. В комиссию вошли сенаторы и представители земств.
Однако их работа была вскоре остановлена, так как в Министерстве внутренних дел произошли важные изменения. Они свидетельствовали о переменах во внутренней политике. В мае 1882 г. Н. П. Игнатьев был смещен со своего поста. Он поплатился за то, что попытался убедить Александра III созвать Земский собор.
На место Игнатьева был назначен граф Д. А. Толстой, уволенный в 1880 г. с поста министра народного просвещения по инициативе Лорис-Меликова. С этого момента во внутренней политике более определенно стали проявляться новые черты, придавшие царствованию Александра III реакционную окраску.
Меры по борьбе с «крамолой». Очертания нового курса проглядывали в опубликованном еще 14 августа 1881 г. «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Этот документ давал право министру внутренних дел и генерал-губернаторам объявлять любой район страны на «исключительном положении». Местные власти могли высылать без решения суда нежелательных лиц, закрывать торгово-про- мышленные предприятия, передавать судебные дела на рассмотрение военного суда вместо гражданского, приостанавливать выпуск газет и журналов и закрывать учебные заведения.
В дальнейшем политический
строй Российской империи стал приобретать
все новые черты полицейского
государства. В 80-х гг. возникли Отделения
по охранению порядка и
Политика в области просвещения и печати. Став министром внутренних дел, Д. А. Толстой решил доделать то, что не успел в предыдущем царствовании, — «навести порядок» в Министерстве народного просвещения. В 1884 г. новый министр народного просвещения И. И. Де- лянов ввел университетский устав, по которому университеты лишались автономии, а министерство получило возможность контролировать содержание обучения в них. Почти вдвое выросла плата за обучение. Было решено взять студентов в «ежовые рукавицы», запретив любые студенческие организации. Проявлявших открытое недовольство отдавали в солдаты.
Занимаясь средней школой, Делянов «прославился» распоряжением от 5 июня 1887 г., получившим у либералов название закона о «кухаркиных детях». Его смысл состоял в том, чтобы всячески затруднить поступление в гимназии детям из низших слоев общества. Предлагалось принимать в гимназии «только таких детей, которые находятся на попечении лиц, предоставляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимых для учебных занятий удобств». Это было сделано для того, чтобы «освободиться от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». С этой же целью повышалась плата за обучение. В гимназиях было увеличено количество уроков, отведенных на изучение религиозных предметов и древних языков.