Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:36, реферат
В первой главе моего реферата я рассказываю о личности Суворова, о его детстве и воспитании, о первых годах его военной службы и о его взгляде на военное искусство.
Во второй главе говорится о грандиозных победах Суворова в Русско-турецких войнах, о подавлении народного восстания под предводительством Пугачева и о взятии крепости Измаил.
В заключительной третьей главе рассказывается о временах правления Павла I. О конфликте императора с Суворовым, о ссылке легендарного полководца в село Кончанское и о знаменитом перевале русской армии через Альпийский хребет.
Введение ……………………………………………………………….………………………………… 3
Глава I. Биография и начало военной службы Александра Суворова
§1. Воспитание полководца……………………………………………………………………. 4
§2. Начало военной службы ………………………………………………………………….. 5
§3. Метод Суворова …………………………………………………………………………….. 7
§4. Польская война …………………………………………………………………………………. 8
Глава II. Турецкие войны
§1. Русско-турецкая война (1768-1774) ……………………………………………… 10
§2. Восстание под предводительством Пугачева ………………………………. 11
§3. Русско-турецкая война (1787-1791) ……………………………………………... 11
§4. Взятие Измаила …………………………………………………………………………….. 13
Глава III. Ссылка и последние победы Суворова
§1. Ссылка …………………………………………………………………………………………….. 15
§2. На полях Италии …………………………………………………………………………….. 16
§3. Последний поход ……………………………………………………………………………. 19
Заключение …………………………………………………………………………………………… 22
Список используемой литературы ……………………………………………………….. 23
Содержание
Введение ……………………………………………………………….……………
Глава I. Биография и начало военной службы Александра Суворова
§1. Воспитание полководца……………………………………………………
§2. Начало военной службы ………………………………………………………………….. 5
§3.
Метод Суворова …………………………………………………………………………….
§4.
Польская война ………………………………………………………………
Глава II. Турецкие войны
§1. Русско-турецкая война (1768-1774) ……………………………………………… 10
§2. Восстание под предводительством Пугачева ………………………………. 11
§3. Русско-турецкая война (1787-1791) ……………………………………………... 11
§4. Взятие Измаила
…………………………………………………………………………….
Глава III. Ссылка и последние победы Суворова
§1. Ссылка ………………………………………………………………………………
§2. На полях
Италии …………………………………………………………………………….
§3. Последний поход …………………………………………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………………
Список используемой литературы ……………………………………………………….. 23
Введение
Александр Васильевич Суворов - гений военного искусства. Непобедимый генералиссимус, Светлейший князь Италийский, граф Рымникский и Священной Римской империи. Кавалер всех российский орденов и многих иностранных. За всю свою карьеру не знал ни одного поражения: дал более 60 сражений и все выиграл.
Я выбрала тему «А.В. Суворов», так как он является очень интересной и известной личностью. Ему принадлежит много заслуг перед Россией и другими государствами. Суворов - личность, которая смогла оставить глубокий след в истории России. Именно поэтому я решила рассказать про этого великого полководца.
В первой главе моего реферата я рассказываю о личности Суворова, о его детстве и воспитании, о первых годах его военной службы и о его взгляде на военное искусство.
Во второй главе говорится о грандиозных победах Суворова в Русско-турецких войнах, о подавлении народного восстания под предводительством Пугачева и о взятии крепости Измаил.
В заключительной третьей главе рассказывается о временах правления Павла I. О конфликте императора с Суворовым, о ссылке легендарного полководца в село Кончанское и о знаменитом перевале русской армии через Альпийский хребет.
Глава I. Биография и начало военной службы Александра Суворова
§1. Воспитание полководца
Александр Васильевич Суворов родился
в ноябре 1730 г. в почтенной семье
дворянского происхождения
Детство Суворов провёл в отцовском имении в деревне. Суворов рос слабым мальчиком, часто болел. Отец готовил его на гражданскую службу. Однако с детских лет Суворов проявил тягу к военному делу, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал артиллерию, фортификацию, военную историю. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.
Однажды к Суворовым приехал старый друг Василия Ивановича, тоже генерал, прадед Пушкина, воспитанник Петра I, Ибрагим Петрович Ганнибал. Он захотел повидаться с старшим сыном Василия Ивановича. Юный Суворов сидел в своей комнате и предавался любимому занятию – разыгрывал при помощи игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений. Ганнибал стал с интересом наблюдать. Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно свободно ориентировался в тактических сложностях маневра. Ганнибал стал подавать свои советы. Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил. Завязалась оживленная беседа о военных правилах, о великих полководцах, и старый генерал поразился меткости суждений мальчика. Он вернулся к Василию Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании Александра решен им самим, и притом вполне правильно.
Так было решено будущее Александра Суворова. Одиннадцати лет он был записан в знаменитый лейб-гвардии Семеновский полк солдатом-мушкетером.
Шесть лет будущий генералиссимус учился военному делу дома, постигая арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию, инженерное дело, артиллерию. В 17 лет он получил чин капрала, а через год после этого начал служить в полку, в третьей роте. В знак доброго начинания службы Ибрагим Петрович Ганнибал подарил Александру Суворову старый палаш с надписью на лезвии: «Петр I». Это было оружие юного царя времен «потешных баталий» в селе Преображенском. Реликвия вдохновляла Суворова до конца дней – он не мог уронить славы священного в его глазах оружия.
§2. Начало военной службы
Вступив в полк, он сразу сделался заправским солдатом. Ротный командир писал его отцу: «У него одна страсть – служба, и одно наслаждение – начальство над солдатами. Не было исправнее солдата, но зато и не было более взыскательного унтер-офицера, как ваш сын. Вне службы он с солдатами как брат, а на службе – неумолим». Суворов с радостью, с увлечением занялся изучением всего того, что кажется другим в солдатской службе тяжелым, грубым, скучным и мелочным. Он с любовью исполнял все обязанности солдата, тяжелые и легкие, изыскивая способы и средства, чтобы как можно больше знакомиться даже и с такими сторонами солдатского житья-бытья, знание которых необязательно. В его программу входило и самое тщательное изучение солдатской среды со всеми ее привычками, обычаями, понятиями, верованиями — до самых сокровенных тайн солдатского быта. Вместе с тем он очень вдумчиво изучал воинские уставы и постановления. Живя на вольной квартире, а не в казарме, он с усердием без малейших упущений нес всю строевую службу, аккуратно бывал на строевых учениях и в караулах, вместе с нижними чинами исполнял все их служебные труды и черные работы.
Он явно отличался от других солдат молодцеватым, изящным видом и обращал на себя внимание. Так, например, императрица Елизавета Петровна заметила его, когда он стоял на часах у Монплезира, в Петергофе. Проходя мимо, императрица спросила, как его зовут. Услыхав, что он — сын Василия Ивановича, которого она знала, вынула рубль с намерением отдать его Суворову. Но тот отказался, сказав, что по уставу караульный не имеет права брать денег. Императрица похвалила его за «знание службы», потрепала по щеке, дала ему поцеловать свою руку и положила рубль на землю, сказав: «как сменишься, так возьми». Суворов всю жизнь хранил эту монету.
Разносторонне изучая военное дело, он вместе с тем усиленно работал для пополнения и расширения общего образования. Главным образовательным средством его были самостоятельные, домашние научные занятия, частью при помощи покупаемых книг, в большинстве же случаев — посредством книг, добываемых на стороне: в полку, в кадетском корпусе — словом, где только была хоть какая-нибудь к этому возможность.
Эта работа была так упорна, что во все время пребывания в полку Суворов решительно нигде не бывал кроме корпуса и службы, посвящая весь отдых самообразованию у себя на дому. В результате такой самодеятельности оказалось, что ко времени наступления 20-летнего возраста он обладал уже таким прочным, обширным, разносторонним образованием, какого не могло дать ему ни одно из существовавших тогда учебных заведений. Помимо общеобразовательных предметов основательно была изучена также и Библия, весь цикл церковных служб, весь церковный обиход.
На 25-м году жизни, в 1754 г., Суворов был произведен в поручики и переведен в армейский Ингерманландский пехотный полк. В 1756 г. его произвели в капитаны и определили исполнять должность обер-провиантмейстера в Новгороде, а в декабре 1756 г. он получил чин премьер-майора.
В 1757 г., в связи с началом Семилетней
войны, Суворову поручили укомплектовать
резервные батальоны для 17 полков,
а затем препроводить их в Восточную
Пруссию к действующей армии.
По выполнении этого поручения он
был произведен в полковники и
назначен комендантом Мемеля, где
были сосредоточены армейские
Он сразу прекратил телесные
наказания шпицрутенами – длинными
гибкими палками или прутьями
– за дисциплинарные нарушения. Александр
Васильевич сократил хождение строем,
а освободившееся время посвятил
навыкам штыкового и
§3. Метод Суворова
Военная
манера Суворова начиналась в эпоху,
когда в военном искусстве
безраздельно господствовали кордонная
стратегия и линейная тактика. Основное
правило кордонной стратегии
сводилось к тому, чтобы равномерно
распределить войска на театре военных
действий с целью одновременного
прикрытия всех направлений. Главной
задачей считалось не уничтожение
врага, а овладение его крепостями
и магазинами снабжения. Обычно это
достигалось за счет сложного маневрирования
на флангах и коммуникациях
Взгляд
Суворова на военное искусство был
с самого начала противоположным. Вместо
бесконечного маневрирования он ставил
на первое место быстрый бросок,
решительный напор и
Исходя из своего подхода к военному искусству, Суворов готовил солдат совсем не так, как прусский король. Поскольку одной из главных задач в линейной тактике было соблюдение строя, огромное значение при подготовке войск тогда отводилось различным строевым упражнениям, шагистике, вахтпарадам и вообще строевой подготовке. От каждого солдата требовали не инициативы, а полного подчинения стихии строя – он постоянно должен был чувствовать себя частичкой целого. Методика подготовки такого солдата строилась в прусской армии на широком применении физических наказаний. Благодаря жестокой муштре человек быстро превращался в послушный автомат. Суворов имел о солдате прямо обратные понятия и говорил, что «каждый солдат должен иметь свой маневр». Вместо строя и муштры он обучал подчиненных наступательному движению и быстрым маршам. Решающее значение в бою придавалось не ружейной стрельбе, а сокрушительной штыковой атаке («Пуля – дура, штык – молодец», - говорил Суворов). Муштру он не признавал и старался заражать солдат своей энергией, своим примером и своим воодушевлением. Все, что должны были делать и делали его солдаты, делал и он сам. «Учи показом, а не рассказом», - любил повторять Суворов. Высокий воинский дух он считал непременным условием всякой победы и заботился об этом ничуть не менее, чем о подготовке и обучении солдат. Он относился к ним строго, но с любовью, и они платили ему взаимностью. Часто одного появления Суворова в рядах войска было достаточно для того, чтобы сообщить ему неудержимый порыв.
§4. Польская война.
В 1768 году наступила первая польская война. Суворов был направлен со своим полком туда. Поход Суздальцев как нельзя лучше продемонстрировал эффективность суворовской системы подготовки солдат : 850 верст полк прошел за 30 дней, причем в дороге заболело всего шесть человек. Прекрасно оправдала себя система Суворова и на месте военных действий. Война в Польше была в основном партизанской, успех в ней приносили быстрота и натиск. А эти положения были главными в суворовской системе. Способность быстро оценить позицию неприятеля и воспользоваться его слабыми сторонами, стремительно ударить в нужном направлении неизменно приносила Суворову победы и обратила на него внимание в европейских армиях. За эту войну Александр Суворов получил ордена Анны первой степени, Георгия третьей степени, Александра Невского и чин генерал-майора.