Исторический портрет Владимира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:25, сочинение

Описание работы

Владимир родился около 962 г., он был внебрачным сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы великой княгини Ольги. Хотя по языческим обычаям социальный статус определялся по отцу, и династические права не ущемлялись, прозвище «робичич» (сын рабы) долго преследовал его.
В 970 г. Владимир стал князем Новгородским, а его наставником на время малолетства был поставлен дядя, воевода Добрыня.

Файлы: 1 файл

Исторический портрет Владимира.docx

— 23.03 Кб (Скачать файл)

Владимир родился около 962 г., он был внебрачным сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы великой княгини Ольги. Хотя по языческим обычаям социальный статус определялся по отцу, и династические права не ущемлялись, прозвище «робичич» (сын рабы) долго преследовал его.

В 970 г. Владимир стал князем Новгородским, а его наставником  на время малолетства был поставлен  дядя, воевода Добрыня.

После смерти великого киевского  князя Святослава в 972 г. Ярополк  стал управлять Киевом, а через 3 года между братьями началась междоусобная война, в ходе которой сначала погибает брат Олег, древлянский князь, а затем и Ярополк.

Таким образом, начало правления  Владимира Святославича ознаменовалось братоубийством. В 978 г. он стал киевским князем.

Владимиру немало пришлось вести войны с соседями. Воевал он с поляками и отнял у них  несколько городов; два раза ходил  на вятичей (981-982 гг.), которые пробовали  освободиться от дани, и усмирил  их; в 983 г. завладел землею балто-литовского племени ятвагов, тем самым открыв путь к Балтике; в 984 г. покорил радимичей; в 985 г. победил волжских болгар; в 992 г. подчинил себе хорватов.

До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира  было 5 законных жен (одна из них, Рогнеда, была невестой Ярополка) и несколько сот наложниц, среди которых была и беременная вдова Ярополка. Летописцы, описывая Владимира, наделяют его самыми разными пороками, особенно сластолюбием и ненасытностью в блуде, безудержностью в пирах и забавах.

Владимир был сначала  ревностным язычником, он воздвиг в  Киеве пантеон с шестью главными идолами, перед которыми совершались  человеческие жертвоприношения. Но т.к. в Киеве жило много христиан, и  в дружине их было немало, Владимир стал колебаться в своей вере. Соседние страны также стали пытаться сделать  киевского князя своим единоверцем.

Сказание «Об испытании  вер» гласит, что в 986 г. являлись к  Владимиру послы разных вероисповеданий. Приходили болгары-мусульмане, хазарские  евреи, немцы - представители западного  христианства. Затем пришел к Владимиру  греческий философ и рассказал  ему о сотворении мира, о рае  и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. Увидев преимущества восточного христианства, князь Владимир Святославич решил принять эту веру.

Осуществлению этого решения  поспособствовали события, происходившие  в Византийской империи в конце 80-х гг. X века. Мало того, что Греция была ослаблена поражением в войне  с болгарами (986 г.), так на нее еще  обрушился мятеж полководца Варды Фоки, который в 987 г. объявил себя императором. Соправители Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю за помощью. Владимир согласился помочь, но потребовал себе в жену царевну Анну, их сестру. Византийские императоры были вынуждены согласиться, но при условии крещения князя Владимира, т.к. не может их сестра выйти замуж за язычника. В конце 987 г. - начале 988 г. Владимир крестился, вероятно, в Киеве, и принял имя Василия.

Шеститысячная армия Владимира  разбила войско Варды Фоки, но императоры не торопились выдавать Анну замуж за Владимира. Тогда разгневанный князь выступил с войском на Корсунь, греческий город в Крыму, и подчинил византийцев.

Здесь же прошло бракосочетание Владимира и Анны, а также крещение бояр и дружинников. Русский князь  вернулся в Киев, прихватив с собой  множество святынь, икон, священников.

По возвращении в Киев Владимир приказал приступить к массовому  крещению. Крещение киевлян происходило  в водах Днепра корсунскими священниками. Традиционно летописный 988 год считается годом крещения Руси.

Сразу же после крещения великий киевский князь Владимир велит строить церкви. На месте  языческого святилища в Киеве  была построена церковь святого  Василия, позднее появилась церковь  Пресвятой Богородицы, получившая название Десятинной и ставшая главным  храмом Киевской Руси.

Процесс христианизации на Руси проходил довольно мирно, за исключением  некоторых регионов. В Новгороде  Добрыне, который руководил здесь  крещением, пришлось силой подавлять  восстание.

В 992 г. великий князь воевал с Польшей за Червенские земли. После победы он сам с епископами ходил крестить людей и построил здесь город, названный его именем Владимиром.

В более глухих местах язычество  держалось крепко, и пришлось немало усилий приложить, чтобы донести  до ума народа преимущества веры Христовой. Проблема состояла в том, что проповедников, которые могли бы объяснять святое писание, было очень мало. Корсунские священники были греками и не знали  славянского языка. Тогда приказал Владимир брать детей у бояр и  лучших мужей и отдавать их в книжное  учение.

После принятия христианства у Владимира склонность к войне  ослабела. Он больше не предпринимал больших  походов, только с печенегами приходилось  вести беспрерывную борьбу, которая  длилась весь период правления Владимира  Святославича. Однажды он чудом избежал плена, укрывшись под мостом близ города Василева. Печенеги, не найдя князя, ушли и даже не разорили земли. Это событие произошло в день праздника Преображения Господня, 6 августа 996 г. В честь этого чуда Владимир возвел Спасо-Преображенскую церковь в Василеве.

Еще в начале своего княжения князь Владимир построил несколько  городов-крепостей, самым важным по своему значению из которых был Белгород. Укрепление границ Руси было главным  делом внутренней политики князя  Владимира.

У Владимира было 12 сыновей, всех их он распределил княжить в  важных городах Руси.

Все законы и решения киевский князь принимал, согласовав со своим  советом, состоящим из дружины и  старейшин из разных городов. Князю  Владимиру приписывается издание  «Церковного устава», который определяет компетенцию церковных судов.

Владимир Святославич первый начал чеканку золотых и серебряных монет.

Результатом внешней политики князя Владимира стало заключение мирных договоров с Польшей, Чехией и Венгрией. Но мир с Польшей  был недолгим, в 1013 г. польский князь  Болеслав в союзе с печенегами напал на Русь. Русское войско справилось с врагами.

Последние годы жизни Владимира  Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира - Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но он был стар и болен и не смог его осуществить.

Незадолго до смерти Владимир призвал к себе любимого сына Бориса, передал ему дружину и отправил на войну с печенегами, которые  снова напали на Русь. Но великому князю  не суждено было узнать исход войны, 15 июля 1015 г. он умер. Похоронен Владимир Святославич в Десятинной церкви в Киеве.

Хотя русские люди начали чтить память Владимира в XI веке, первые надежные сведения о почитании  Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку. Возможно, причтение его к лику святых связано с победой Александра Невского, потомка Владимира Святославича, в битве на Неве. Русские разгромили шведское войско именно в день памяти Владимира Крестителя, 15 июля 1240 г.

Народ очень любил своего князя, воспевал его в песнях и  былинах и называл его Владимир Красное Солнышко, «ласковый князь  Владимир». Он стал прототипом великого князя в русских былинах, которому служили три доблестных богатыря – Илья Муромец, Алёша Попович  и Добрыня Никитич, известные  своими подвигами. Владимир – идеальный  князь, покровитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее.

28 июля (по новому стилю)  – день памяти святого равноапостольного  князя Владимира, крестителя Руси.

 


Информация о работе Исторический портрет Владимира