История управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Древний Рим— одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma — Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство, как религия, родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский. Религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был Золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) с хризмой (нательный крест).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Экономика в Древнем Риме…………………………………………………….4
2.Общество в Древнем Риме …………………………………………………….6
3.Управление в Древнем Риме …………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………..9
Литература……………………………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

История управленческой мысли +.docx

— 22.30 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

 

1.Экономика в Древнем  Риме…………………………………………………….4

 

2.Общество в Древнем  Риме …………………………………………………….6

 

3.Управление в Древнем  Риме …………………………………………………..8

 

Заключение………………………………………………………………………..9

 

Литература……………………………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Древний Рим— одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma — Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство, как религия, родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский. Религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был Золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) с хризмой (нательный крест).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономика

 

С середины V в. римляне начинают возделывать новые культуры: пшеницу  и полбу. К этому времени они  уже имели составной плуг. Скотоводство было развито незначительно; крупный  скот в основном использовался в  качестве тягловой силы. Поля крупных  землевладельцев обрабатывались с  применением труда клиентов и  рабов, хотя число последних в  отдельных хозяйствах было еще очень  невелико.

 

Не подлежит также сомнению дальнейший рост ремесла. Восстановление Рима после галльского нашествия  уже само по себе предполагало развитие строительной деятельности. город постепенно утрачивает свой деревенский вид: в нем начинают мостить улицы, центральные площади украшаются статуями, территория рынка обносится каменными галереями. С конца IV в. идет интенсивное строительство общественных зданий, главным образом храмов. Римская архитектура доводит до полного размаха арочную систему перекрытий, заимствованную римлянами у этрусков. В постройках IV в. мы уже встречаемся с каменным сводом. О росте торговли и товарно-денежных отношений у римлян свидетельствует чеканка монеты. В начале римская монета была медной, а с конца III в. начинается чеканка серебреной и золотой монет. Проникновение римлян в Южную Италию привело к росту обмена и укреплению торговых связей с богатыми греческими городами. С III в. в Риме начинает складываться торговый и ростовщический капитал.

 

Однако основой римского хозяйства продолжало оставаться земледелие. Подчинение Римом Южной Италии привело  к распространению римских аграрных отношений на большую часть полуострова. Этому содействовало интенсивная  колонизационная политика Рима, путем  которой он стремился, с одной  стороны, решить аграрную проблему, т. е. удовлетворить нужду крестьян в земле, с другой стороны, укрепить свое господство в наиболее отдаленных районах страны. Поэтому некоторые  колонии носили преимущественно  военный характер и выводились приморские или пограничные районы, причем колонисты, как правило получали здесь относительно небольшие земельные наделы. Колонии несколько иного типа выводились главным образом во внутренние области полуострова. Они были значительно гуще населены и носили более ярко выраженный земледельческий характер. Колонисты получали здесь относительно большие участки земли. Благодаря колониям этого типа в Италии распространяется устойчивое среднее и мелкое крестьянское землевладение.

 

 

 

 

 

В сфере римской экономики, и прежде всего земельных отношений, развиваются новые процессы. Смысл  их заключается в том, что частная  собственность на землю все более  и более вытесняется собственность  общинную (государственную). Захват государственного поля имел место и в более ранние времена, но тогда он еще сохранял в какой-то мере характер аренды этих земель у государства. В IV, а в  особенности в III до н. э. за давностью  времени большинство этих некогда  арендованных у государства земель превратилось в неотъемлемую собственность  их владельцев, причем наследственными  владельцами этих земель теперь становились в равной степени как представители патрицианских, так и знатных плебейских родов. Подобная практика не только благоприятствовала концентрации земельной собственности, но и приводила к резкому обострению борьбы между мелкими и средними землевладельцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общество

 

Римское общество никогда  не было однородным. Статус жителей  империи различался в зависимости  от места рождения и состояния. Главное  деление на свободных и рабов  не отменяло тысячи мелких градаций внутри этих двух основных групп.

Свободные люди могли называться гражданами, а могли носить имя  пилигримов — представителей других городов Италии, а позднее —  других народов, входивших в империю. Рабы могли быть общественными и  частными, военнопленными, купленными на рынке или родившимися в  доме. Последние особенно ценились, так как, с одной стороны, не знали  другой жизни, а с другой — воспринимались хозяевами как члены семьи  — фамилии.

 

Римское рабство заметно  отличалось от греческого: оно, как  и всё в латинском мире, несло  отпечаток юридических пристрастий  древнего Рима.

 

Перед лицом закона раб  не имел никаких прав. Все невольники, жившие под крышей господина, подлежали  смертной казни, если хозяина убивали  в доме. Однако в эпоху империи  были введены наказания и для  владельцев за жестокое обращение со своими невольниками. Раб мог занять привилегированное положение, как, например, дворецкий или любимая  наложница. Заслуги раба перед хозяином часто являлись поводом к освобождению. Было широко распространено освобождение по завещанию господина для частных  рабов либо по акту магистрата —  для общественных. В некоторых случаях разбогатевший невольник заводил своих рабов. А вольноотпущенники, занимаясь торговлей, подчас приобретали исключительно высокое положение в римском обществе. Всё это не отменяло тяжёлого положения массы невольников, трудившихся в хозяйстве римлян, однако показывало способы, посредством которых ловкий, сметливый или просто преданный раб мог получить свободу.

 

Общественная жизнь Рима была по сравнению с греческой куда более сложной и напряжённой. Римляне даже в республиканский период тяготели к всеохватности государственной власти. Во времена республики Рим управлялся целой армией выборных должностных лиц: консулов, преторов, квесторов, цензоров, трибунов, эдилов, префектов... Их функции были чётко очерчены и не пересекались. В отличие от соседних народов, и в первую очередь от эллинов, они охотно делились своим гражданством не только с пилигримами, но и с вольноотпущенниками. При этом получение гражданства было равносильно получению национальности. Кровь не играла роли. Главными были общий для всех граждан образ жизни, подчинение единым законам. Убеждённые в собственной исключительности, даже мессианстве, римляне тем не менее не были националистами и в том смысле, в каком, например, можно назвать националистами афинян, смотревших даже на собратьев из древней Греции как на людей второго сорта. Для римлянина грань между цивилизованным человеком и варваром пролегала по образу жизни и определялась весьма просто. Культурный человек живёт в городе, носит тогу, владеет рабами, подчиняется законам. Варвар живёт в лесу, носит штаны из звериных шкур, ему сильно повезёт, если он попадёт в рабство и сможет послужить укреплению Рима. Если он будет хорошо трудиться и усвоит римские идеалы, хозяин отпустит его на волю, а глядишь, и поможет получить гражданство. Так, обретение гражданских прав — это в прямом смысле слова переплавка в горниле иной культуры.

 

Однако было бы неверно  видеть в римском гражданстве  некий аналог современного. Гражданство — принадлежность к городу — долгое время не могло стать в Риме общегосударственным институтом. Обитатели других италийских городов имели своё гражданство, хотя и жили в одной стране с римлянами. Промежуточным этапом на этом пути стало предоставление двойного гражданства, например Рима и Капуи, Рима и Медиоланума и т. д. Но это не решало всех проблем. Римляне понимали, что стабильность их государства напрямую связана с расширением числа граждан. К началу новой эры из 50 млн подданных Рима лишь около миллиона имели статус гражданина. Император Каракалла в 212 г. в так называемой Антониновой конституции дал римское гражданство всем свободным людям вне зависимости от национальности, проживавшим на территории империи. Римский гражданин имел обычно три имени: личное (Гай), родовое (Юлий) и фамильное или прозвище (Цезарь). Ощущенный на волю раб получал личное и родовое имя своего хозяина. Так, раб и близкий друг Цицерона — Тирон, освобождённый в 53 г. до н. э., стал именоваться, как его господин, Марк Туллий и приобрёл римское гражданство.

 

Римское общество отличалось высокой социальной мобильностью. Принадлежность к тому или иному сословию определялась в зависимости от имущественного ценза. Городские власти в соответствии с оценкой состояния приписывали  жителей к сословиям, которые  не наследовались. Таким образом, разбогатевший  мастеровой мог проскользнуть в  сословие всадников, надеть золотое  кольцо и белую тогу с тонкой пурпурной  полосой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление

 

В первые века существования  Древнего Рима одним из органов управления обществом совет старейшин –  глав римских родов. На этом совете решались основные вопросы, возникающие  в отношениях между родами. В дальнейшем совет, получивший название Сената стал одним из органов государственного управления Римской республикой.

 

В состав Сенат входило  от 100 до 600 самых богатых и знатных  людей Рима, которые были прямыми  потомками их основателей. Должность  сенатора была пожизненной, он мог лишиться её только в случае совершения преступления. Из состава Сената ежегодно избирали двух консулов, которые осуществляли руководство советом.

 

В обязанности сенаторов  входила разработка и утверждение  законов, регулирование внешнеполитических вопросов и назначение лиц на государственные  должности. Вскоре после образования  республики полномочия Сената стали  сужаться. Их решения контролировались народными трибунами, избираемыми  из числа плебеев – представителей и потомков народов, чьи территории были завоеваны Римом.

 

С момента образования  империи Сенат и вовсе превратился  в формальный орган, фактически не принимающий  никаких важных решений. Вся власть была сосредоточена в руках императора. В конце III в. н.э. Сенат был упразднён  и преобразован в городской совет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе рассматривалось  становление римского общества в  эпоху образования государства  и развития системы классического  рабства.

 

Было показано развитие римской  экономики, выявлены тенденции в  таких ее отраслях, как строительство, земледелие, скотоводство.

 

Одним из важных вопросов, относящихся  к периоду Древнего мира, относится  становление системы классического  рабства. Был рассмотрен процесс  перерождения системы рабства патриархального, когда раб находился на положении  младшего, практически бесправного  члена семьи, в систему признания  раба - вещью, правом распоряжаться которой обладал ее господин, вплоть до лишения жизни. Это было отражено также и в системе римского права: бесправное положение рабов и ненаказуемость хозяев за действия, совершенные по отношению к рабам.

 

Также были выделены предположительные  причины упадка системы классического  рабства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1)Виппер Р. Ю. Очерки истории Римской империи. Изд. 2. М. 1949.

 

2)Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-III вв. до н. э. / Ельницкий Л. Я. - М. - 1964.

 

3)Всемирная История. Т. 2.

 

4)Древний Рим/Дж. Саймон. - М. - 1994.

 

5)Древний Рим: книга для чтения/ под ред. Каллистова и др. - М. - 1969.


Информация о работе История управленческой мысли