Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 08:43, реферат
В этих условия российская научная общественность ищет причины замедленного развития экономики России, относительной бедности и низкой культуры быта трудового народа.
Целью данной работы является изучение развития российской экономической мысли во все исторические периоды становления нашей страны, выявление ее особенностей, отличительных и сходных черт с западной экономической мыслью.
Введение.
Глава 1.Экономические деятели конца 18-начала 19 вв………………………..4
Глава 2.Александр Николаевич Радищев………………………………………..5
2.1 Краткая биография……………………………………………………………5
2.2 Экономические взгляды……………………………………………...……….7
Глава 3.Павел Иванович Пестель………………………………………………...9
3.1 Краткая биография……………………………………………………………9
3.2 Экономические взгляды………………………………………………………9
Глава 4.Николай Гаврилович Чернышевский…………………………………11
4.1 Краткая биография…………………………………………………………..11
4.2 Экономическое учение………………………………………………………12
Заключение.
Список использованной литературы.
Большой интерес представляют
взгляды Радищева по вопросам теории
денег, денежного обращения, кредита,
налогов. Он рассматривал деньги как
товар и приближался к
Радищев показал весьма глубокое
понимание природы и
Радищев подверг резкой критике существовавшую в России налоговую систему, требуя отмены подушной подати и установления подоходно-поимущественного налога. Высказываясь за широкое развитие кредита, он обосновал идею его производительного использования.
Глава 3. П.И. Пестель
3.1 Краткая биография
Павел Иванович Пестель - дворянский революционер, декабрист, полковник. Сын крупного сановника И. Б. Пестеля. В 1805-1809 годах учился в Дрездене, в 1810-1811 годах в Пажеском корпусе, откуда выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк. Участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов. В 1821 году назначен командиром Вятского пехотинского полка. Обладал обширными научными познаниями, незаурядными организационными способностями и сильной волей. В 1816 году вступил в "Союз спасения", был основным автором его устава. В 1818 году организовал в Тульчине управу "Союза благоденствия". Добился принятия членами Союза республиканской программы, заложив тем самым республиканские традиции в русском освободительном движении; обосновывал необходимость цареубийства, уничтожения всех членов императорской фамилии. Стремился к слиянию Северного общества с Южным, для чего в 1824 году ездил в Петербург.
С 1821 года разрабатывал проект социально-экономических и политических преобразований в России (в 1824 году названный им "Русской правдой"), который был принят в качестве политической программы. Вторая редакция "Русской правды" свидетельствует о дальнейшей демократизации взглядов Пестеля. Она содержит требования немедленного освобождения крепостных крестьян с землёй, ограничения помещичьего землевладения и создания двух земельных фондов: общественного и частного; ликвидации сословных привилегий и предоставления политических прав всем мужчинам с 20 лет. Павел Иванович Пестель был ярым поборником республики и государственной централизации. Согласно записке Пестеля - "Конституция. Государственный завет" (представляющий собой конспект "Русской правды"), законодательным органом объявлялось однопалатное Народное вече, исполнительная власть вручалась Державной думе, а блюстительная - Верховному собору. По социально-экономическому содержанию программа Пестеля была буржуазной с определёнными элементами демократизма; по религиозно-философским воззрениям Пестель стоял на позициях деизма. В 1825 году вёл переговоры с представителями Польского патриотического общества о совместных революционных действиях. Арестован 13 декабря 1825 года в Тульчине. Повешен вместе с четырьмя другими декабристами в Петропавловской крепости.
3.2 Экономические взгляды
Радикальные идеи Радищева получили развитие в программе декабристов, написанной Павлом Ивановичем Пестелем (1793-1826 гг.), высокообразованным человеком, хорошо знавшим сочинения представителей классической политической экономии. У него мы находим понятие естественного права, на которое должны ориентироваться как политические законы, так и политическая экономия. Один из его центральных вопросов - аграрный. Земледелие Пестель рассматривал как основную отрасль хозяйства, а источником народного богатства в основном считал труд в земледельческом производстве. Если одной из задач нового общественного устройства признавалось уничтожение нищеты и бедности народных масс, то ближайший путь достижения этого виделся ему в предоставлении возможности всем гражданам новой России трудиться на земле, находящейся, либо в общественной собственности и предоставленной в пользу крестьян, либо в их частной собственности. Общественной собственности на землю Пестель отдавал предпочтение перед частной, поскольку пользование землей из общественного фонда должно быть бесплатным и каждый сможет получить ее в распоряжение независимо от имущественного положения. Справедливости ради следует отметить, что аграрный проект Пестеля не был поддержан всеми членами общества декабристов. В частности Николай Иванович Тургенев допускал освобождение крестьян без земли, либо за выкуп. В отличие от Пестеля Тургенев видел будущее России в капиталистическом развитии земледелия во главе с крупными капиталистическими хозяйствами помещиков, где крестьянским хозяйствам отводилась подчиненная роль источника дешевой рабочей силы для помещичьих имений. Воззрения декабристов нашли дальнейшее развитие в экономических идеях русского демократического движения, которые выступали идеологами крестьянской революции.
Глава 4. Николай Гаврилович Чернышевский
4.1 Краткая биография
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889 гг.), русский писатель, публицист, общественный деятель. Родился 12 июля 1828 года в Саратове в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. После университета преподавал в Саратовской гимназии. В 1853 году переезжает в Петербург и сотрудничает в журналах "Современник" и "Отечественные записки". В 1855 году Чернышевский защищает магистерскую диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности". В 1862 году был арестован и около двух лет находился в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке в Сибирь. В 1883 году Чернышевскому было разрешено поселиться в Астрахани, а за полгода до смерти переехать в Саратов. Умер Чернышевский в Саратове 17 октября 1889 года.
Чрезвычайно сильное влияние оказало на Николая Чернышевского философское учение Фейербаха. Уже в конце жизни он писал, что считает себя верным последователем немецкого материалиста. В фейербаховской критике гегелевской философии он видел образец решительного и последовательного преодоления "метафизической трансцендентальности", хотя и признавал заслуги представителей немецкого классического идеализма (прежде всего Гегеля и Шеллинга) в сфере диалектики, в определении "общих форм, по которым двигался процесс развития". К основным философским трудам Чернышевского относятся "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855 г.); "Антропологический принцип в философии" (1860 г.); "Характер человеческого знания" (1885 г.).
Ленин писал, что от сочинений Чернышевского веет духом классовой борьбы. Действительно, даже среди российских революционных идеологов Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой "чистой науки" для него не существовало.
Причисляя себя к материалистическому направлению в философии, Николай Гаврилович Чернышевский критиковал не только последовательный философский идеализм, но и все, в чем усматривал уступку идеалистическому мировоззрению: скептицизм, дуализм и пр. Можно сказать, что и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть "так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются - начинается жизнь природы". Столь же безапелляционно Чернышевский формулировал и суть своего понимания основ материалистической гносеологии: "Ощущение по самой натуре своей непременно предполагает существование двух элементов мысли, связанных в одну мысль: во-первых, тут есть внешний предмет, производящий ощущение; во-вторых, существо, чувствующее, что в нем происходит ощущение; чувствуя свое ощущение, оно чувствует известное свое состояние; а когда чувствуется состояние какого-нибудь предмета, то, разумеется, чувствуется и самый предмет".
Моральная философия И. Бентама, родоначальника этики утилитаризма, была хорошо известна в России в 19 веке. Чернышевский в своей теории "разумного эгоизма" дал своеобразную революционную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики: критерий морали - достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Концепция "разумного эгоизма" оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для "разумной личности". "Новые люди" в его знаменитом романе "Что делать?" осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как "удовольствие". Обращение Чернышевского к моральной сфере было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В своей эстетике, в отношении к искусству мыслитель-революционер руководствовался теми же общими принципами. "Искусство для искусства, - утверждал он, - мысль такая же странная в наше время, как "богатство для богатства", "наука для науки" и т.д. Все человеческие дела должны служить на пользу человеку, искусство также должно служить на какую-нибудь существенную пользу, а не на бесплодное удовольствие".
4.2 Экономическое учение
Особое место среди произведений экономистов XIX в. в России занимают труды Николая Гавриловича Чернышевского. Его научное творчество наиболее плодотворно протекало в 50-е — начале 60-х годов XIX в., в период подъема общественного движения в России. Чернышевский — крупнейший мыслитель и ученый своего времени.Его труды по философии, политической экономии и истории составили целую эпоху в развитии этих наук. В.И. Ленин называл его самым большим и талантливым представителем социализма до К. Маркса. Н.Г. Чернышевский являлся идеологом трудящихся, в первую очередь крепостного крестьянства.
Экономические произведения
Чернышевского содержали
Центральное место в трудах Чернышевского заняли вопросы критики крепостничества, разработка демократической программы решения аграрного вопроса.
Одной из первых экономических работ Чернышевского была статья "О земле как элементе богатства" (1854 г.), написанная в связи с изданием книги либерального экономиста А. Львова. Чернышевский выступил в ней с критикой западной политэкономии. Вслед за тем появились другие экономические произведения, написанные в течение 50-х годов, в числе которых статьи "О поземельной собственности", "О новых условиях сельского быта", "Устройство быта помещичьих крестьян", "Славянофилы и вопрос об общине", "Критика философских предупреждений против общинного владения", "Суеверие и правда логики" и др. Важные экономические работы были написаны в начале 60-х годов, в том числе: "Капитал и труд", "Замечания к книге Д.С. Милля "Основания политической экономии", "Очерки из политической экономии по Миллю", "Письма без адреса".
В своей аграрной программе Чернышевский исходил из необходимости полной ликвидации помещичьей собственности на землю, помещичьего землевладения. Земля должна была стать государственной собственностью с передачей ее в пользование крестьянским общинам. Требование национализации земли составляло важнейший пункт его аграрной программы. Помещичьи хозяйства ликвидировались и заменялись крестьянскими. Но такие хозяйства представляли только первый шаг на пути создания новой экономической системы. В дальнейшем предусматривался переход к крупным коллективным хозяйствам, которые в состоянии обеспечить прогресс производства, основанного на широком применении достижений науки и техники. Осуществление такой программы Чернышевский связывал с народной революцией.
В решении аграрной проблемы значительное место отводилось крестьянской общине. Отношение к ней изложено Чернышевским в ряде произведений, в частности, в статьях "О поземельной собственности", "Критика философских предупреждений против общинного владения", "Суеверие и правила логики" и др. Учитывая сохранение крестьянской общины в России, Чернышевский считал необходимым использовать ее в социально- экономических преобразованиях, отводил ей важное место в структуре того аграрного строя, который должен был утвердиться после ликвидации крепостничества. Выступая за полное уничтожение класса помещиков, национализацию земли, он считал, что на основе общины следует строить систему землевладения и землепользования.
"Политическая экономия трудящихся" рассматривала все основные проблемы экономической теории. Отвергая определение предмета политэкономии как науки о богатстве, Чернышевский называл ее наукой о материальном благосостоянии человека, насколько оно зависит от вещей и положений, производимых трудом.
В качестве метода исследования
Чернышевский выдвинул метод гипотез,
получивший название гипотетического.
Это, по существу, метод абстракций,
нацеленный на то, чтобы с помощью
научных предположений (
Чернышевский отметил заслугу А. Смита и Д. Рикардо в создании трудовой теории стоимости. Он считал, что стоимость принадлежит только вещам, произведенным трудом, а труд — единственный источник производства. С позиции трудящихся из трудовой теории стоимости был сделан вывод о том, что если продукт обязан своим возникновением труду, то весь должен составлять принадлежность того самого организма, трудом которого создан.
"Политэкономия трудящихся"
по-иному, чем западные
В подходе к капиталу Чернышевский также не ограничился позицией классиков западной политэкономии. Он делал отличный от них вывод: поскольку капитал является продуктом труда, то и принадлежать он должен тем, кто его создал. Разделяя теорию Рикардо и, по существу, отождествляя прибыль с прибавочной стоимостью, он делал ударение на обратной зависимости прибыли и заработной платы, подчеркивал несовместимость интересов стоящих за этими категориями двух классов. В интересах повышения материального благосостояния трудящихся следовало, по его мнению, объединить прибыль с заработной платой.
Информация о работе Экономические деятели конца 18-начала 19 вв