Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:37, реферат
«Россия на распутье» - именно так можно охарактеризовать начало 19 века в России, когда был выбор между самодержавно-крепостническим строем русской государственности и русских общественных отношений и поисками новых форм социально политической организации страны. Это эпоха напряженнейшей внешней и внутренней борьбы очень крепкого старого уклада всей общественной и государственной жизни и назревавшего, еще слабого, нового строя всех отношений. Все это происходило на фоне огромного европейского кризиса наполеоновской эпохи. Противоречия и колебания многих личностей той эпохи были живым отражением колебаний и противоречий в борьбе основных течений их времени.
Введение
Начало деятельности М. М. Сперанского
Экономические взгляды М. М. Сперанского
План государственных преобразований
Заключение
Библиографический список
Р Е Ф Е Р А Т
по «Истории Отечества»
Тема: «Экономические взгляды М. Сперанского. План государственных преобразований»
|
Содержание
Введение
Заключение
Библиографический список
Введение
«Россия на распутье» - именно
так можно охарактеризовать начало
19 века в России, когда был выбор
между самодержавно-
Именно в этот сложный период на исторической арене появляется такая личность как М. М. Сперанский. Он предложил проект государственных преобразований. Отрывки из проекта Сперанского были впервые обнародованы Н.И. Тургеневым еще в 1847 г., черновые редакции проекта увидели свет в к. 19 в. – н. 20 в. Окончательный же вариант «Введения к уложению государственных законов» был обнаружен только в советское время. В 1961г. он опубликован под редакцией С.Н. Валка в сборнике проектов и записок М.М. Сперанского. Издано огромное количество книг по проекту реформ Сперанского.
Имя М. М. Сперанского привлекает к себе особенное внимание в те периоды российской истории, когда государство находится на грани серьезных общественных преобразований. Не случайно, что именно в годы подготовки и проведения в стране реформ публиковались наиболее обстоятельные исследования о жизни и деятельности М.М. Сперанского и его труды. Ему принадлежит большая заслуга в развитии русского конституционализма, правозаконности и правосознания. В отношении образа государственного правления М.М. Сперанский проявил себя сторонником конституционной монархии, устанавливаемой путем постепенного реформирования общества.
В данной работе я попыталась рассмотреть план государственных преобразований Сперанского.
В 1803 г. Александр I закончил первый этап государственных реформ. Для дальнейшего продолжения реформаторской деятельности императору нужен был человек, не так тесно связанный с верхушкой аристократии и преданный лишь ему. Учения М.М. Сперанского основаны на его глубоких познаниях в политических теориях как античных, так и современных ему европейских философов. Сперанский как мыслитель сформировался в начале XIX века, отмеченного либерализацией общего социально-политического курса в стране и зарождением правительственного конституционализма. Он испытывал влияние французских просветителей, немецкой исторической школы права, а также английских философов и экономистов. Кроме того, заметно так же влияние антикрепостнических взглядов некоторых российских государственных деятелей и философов. Именно такой образованный и просвещенный человек нужен был Александру I.
М. М. Сперанский родился в семье священника. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. По окончании стал преподавателем семинарии, затем секретарем князя А. Б. Куракина. В 1797 г. был в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник. Сперанский по праву считается основателем русской юридической науки и русскоязычной юридической терминологии. С 1807 г. стал фактически личным секретарем императора.
Наполеон говорил про М. М. Сперанского так: «Какого человека вы имеете при себе! Я отдал бы за него любое королевство!»
Л. Н. Толстой «… видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только во благо России».
Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 году в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Однако только после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления.
2. Экономические взгляды М. М. Сперанского
Серьезными преобразованиями Сперанского стали реформы в области экономики, т.к. в стране были проблемы с финансами. Многочисленные войны, присоединение к континентальной блокаде, к тому же неумелое управление и хозяйствование привели финансы России в бедственное, если не сказать катастрофическое положение. С каждым годом увеличивался государственный долг.
М. М. Сперанский составил "План финансов", который лег в основу царского манифеста от 2 февраля 1810 года. Суть плана заключалась в необходимости ликвидации бюджетного дефицита. Решение подобной задачи требовало проведения мер, из которых важнейшими были: прекращение выпуска обесценившихся ассигнаций, изъятие из обращения ассигнаций и образование капитала для погашения, сокращение расходов всех государственных ведомств, установление жесткого контроля над государственными расходами, устройство монетной системы, упорядочение внутренней и внешней торговли, введение новых налогов, в том числе на дворянские имения.
Первым шагом на пути реализации "Плана финансов" явилось сокращение государственных расходов на 20 млн рублей. Долг погашался за счет распродажи государственного имущества в частную собственность. Продаже подлежали казенные леса, арендные имения и др.
Реформатор предполагал сделать серебряный рубль главной монетной единицей; мелкую медную монету – заменить серебряной, для чего увеличить ее количество в обращении. Конечная задача – введение кредитных денег вместо ассигнаций. Подобные меры способствовали выравниванию курса серебра и ассигнаций, восстанавливали доверие к последним, облегчали их размен на монету.
Реформаторские старания Сперанского дали быстрые результаты. Уже в 1811 году дефицит государственного бюджета сократился до 6 млн рублей, доходы возросли до 300 млн.
Еще одна заслуга Сперанского в финансовом отношении состояла в том, что при нем были положены начала отчетности и проверки состояния финансовых дел в стране. Впервые вводилась практика обсуждения бюджета страны Государственным Советом. Это обеспечивало контроль и уменьшало произвол в финансовых делах.
М.М. Сперанский был убежденным конституционалистом. Во всех его политических трактатах и проектах государственных преобразований проводилась мысль о верховенстве закона над самодержавной властью. Конституция, считал он, способна была ограничить наиболее крайние проявления тирании, так характерные для России того времени, гарантом прав и свобод уже выступал бы закон; но установление конституционного строя, во избежание общественных потрясений, должно совершиться по инициативе императора.
Сперанский так же считал необходимым устранение самодержавия. Путь к этому – не общественный переворот, а самоустранение самодержавия без серьезных препятствий со стороны общества. Вместе с тем, он считал, что Россия еще не готова к конституционному строю и преобразования следует начать с реорганизации государственного аппарата.
Принцип разделения властей Сперанский считал основой своей будущей реформы. В главе «Введение», озаглавленной «О разуме государственного уложения», говорилось:
1) Законодательное сословие
должно быть так устроено, чтоб
оно не могло совершать своих
положений без державной
2) Сословие судебное должно
быть так образовано, чтоб в
бытии своем оно зависело от
свободного выбора и один
3) Власть исполнительная
должна быть вся исключительно
вверена правительству; но
Для этого предлагалось для законодательной власти создать новый орган – Государственную Думу, исполнительную поручить министерствам, а судебную передать Сенату.
Законодательный ряд образовали «думы» волостные, уездные, губернские и государственная. Исполнительной властью являются правления волостные, уездные и губернские, избираемые местными думами, а высшая исполнительная власть, министры, назначается государем. Судебную власть образуют волостные суды, затем уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных; высшую судебную инстанцию составляет Сенат, члены которого избираются (пожизненно) Государственной Думой и утверждаются императором. Вводились гражданские и политические права, то есть речь шла о конституционной монархии.
Учреждался также и другой верховный орган, призванный объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, - Государственный совет, состоящий из высших государственных сановников, по назначению императора. Государственный Совет разделялся на четыре департамента: 1) законов, 2) военных дел, 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономии. Общее собрание составлялось из членов всех департаментов и из министров. Председателем был сам государь или особое лицо, назначенное им. Этот орган не обеспечивал участия общества в управлении.
Подразумевая, что крепостное право будет уничтожено, Сперанский предполагал существование трех классов: дворянства, среднего состояния и народа. По его проекту политические права получали только дворяне и «среднее состояние», а именно купцы, мещане, государственные крестьяне (на основе имущественного ценза), в то время как гражданскими правами обладал еще и «народ рабочий». Особым указом Сперанский ограничил привилегии дворянства. По его мысли, все права должны подразделяться на три группы: 1) общие гражданские права для всех жителей России, независимо от их общественного положения; 2) особые гражданские права для того или иного класса; 3) политические права, даваемые только собственникам.
Конечную цель реформатор
видел в ограничении
Заключение
Вся реформаторская деятельность Сперанского была основана на конституционной монархии, финансовых преобразованиях и предоставлении прав и свобод практически всем сословиям России. Но такие изменения в жизни общества вызывали негативное восприятие значительной части дворянства, сановничества и чиновничества. Реформы пугали и отталкивали дворян, которые боялись за свои привилегии и положение в обществе.
Сам М.М. Сперанский позднее
писал: "Существенные преобразования,
и особенно преобразования финансов,
везде влекут за собой важное неудобство:
прикосновение к частным
Помимо давления высших кругов есть еще одна существенная причина, помешавшая проведению реформ в жизнь. Разработка проектов Сперанского в сфере общественно-политических преобразований проходила втайне от общества, что не давало возможности передовой его части выступить в поддержку реформ и защиту реформатора.
Глядя на происходящее в стране, Император должен был принять какие то меры. М. Сперанский был сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь, где принял должность сибирского генерал-губернатора. В 1821 году возвратился в Петербург, вновь заняв высокие посты в бюрократической иерархии. Прогрессивное значение имело создание в 1826 году II отделения Собственной его императорского величества канцелярии, занимавшегося кодификацией законов. За подготовку "Полного собрания законов" и "Свода законов Российской империи" М.М. Сперанский незадолго до своей кончины был пожалован Николаем I графским титулом.
Михаил Михайлович Сперанский
скончался 11 февраля 1839 года. Весть
о его кончине пронеслась по всей
России и достигла Европы. Солидные
периодические издания
Почти не получившие практического применения в жизни, идеи Сперанского оказали в дальнейшем большое влияние на развитие России, утвердив в общественном сознании представления о конституционном образе правления. Хорошо известно влияние идей М.М. Сперанского на декабристов –для участия в учреждаемом ими после победы Временном правительстве, которое тщательно разрабатывалось руководством Северного общества, они предполагали пригласить только М.М. Сперанского и Н.С. Мордвинова.