Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 14:15, реферат
Будущая знаменитость тюрко-монгольского мира Северной Евразии, казахский правитель Абулхаир Мухаммед-Гази-бахадур хан происходил из незнатного султанского рода, ни один из представителей которого никогда прежде не поднимался на белой кошме.
Будущая
знаменитость тюрко-монгольского мира
Северной Евразии, казахский правитель
Абулхаир Мухаммед-Гази-бахадур хан происходил
из незнатного султанского рода, ни один
из представителей которого никогда прежде
не поднимался на белой кошме. По утверждению
хана Абулхаира, его династия происходила
от казахского султана Осека – одного
из девяти сыновей хана Жанибека, основавшего
в середине XV века совместно со своим соправителем,
ханом Кереем, самостоятельное Казахское
ханство на территории Северо-Западного
Семиречья. Исторический
факт существования у хана Жанибека восьмого
по счету сына по имени Осек (или Оснек)
султан убедительно доказывается сведениями
из нескольких сочинений средневековых
мусульманских авторов, основательно
изученных и проанализированных современным
востоковедом Т.И.Султановым, и поэтому
каких-либо сомнений относительно его
достоверности у исследователей не вызывает.
Более трудным в данном отношении представляется
вопрос о прямой генеалогической связи
между Осеком и Абулхаиром, так как конкретных
сведений о сыновьях этого султана, за
исключением отдельных упоминаний об
одном из них – султане Болате, в известных
письменных источниках XVI – XVII веков не
имеется.
Согласно прямым показаниям
Абулхаира, записанным генерал-майором
Алексеем Тевкелевым, его фамильная ветвь
восходила к Осеку через следующие четыре
династических поколения: Кажи султан
(отец) – Ирыс султан (дед) – Айшуак султан
(прадед) – Болекей-Коян султан (прапрадед)
– Осек султан.
Абулхаир очень рано остался
без родителей и других близких родственников
по отцовской линии.
Преждевременная утрата
старших членов своей семьи и других близких
родственников по мужской линии, безусловно,
наложила глубокий отпечаток на процесс
формирования личности юного Абулхаира,
столкнув его лицом к лицу с суровой действительностью
той драматической эпохи и заставив самостоятельно
пробивать себе дорогу в жизни безо всякой
надежды на материальную и иную помощь
со стороны.
Весьма тяжелые, даже по
жестким меркам переломного XVIII века жизненно-бытовые
обстоятельства социализации юного чингизида
изначально стимулировали сравнительно
раннее интеллектуальное и моральное
возмужание Абулхаира, закалив его характер
и развив у молодого человека твердость
духа, личную отвагу, умение бесстрашно
смотреть опасности в лицо и мужественно
преодолевать различные препятствия,
постоянно возникавшие перед ним на пути
к желанному возвышению в казахских жузах.
Вместе с тем, суровая необходимость полагаться
только на самого себя при отсутствии
таких ценных ресурсов, как знатные имена
предков и обилие сильной поддержки в
семейном кругу, сформировали у Абулхаира
еще в молодом возрасте обостренное чувство
собственного достоинства, а также очень
гордый и самолюбивый характер.
Судя по отдельным отрывочным
данным письменных материалов первой
четверти XVIII века, фамильные кочевья младшего
поколения семейства султана Кажи и детей
его родных братьев располагались в тот
период зимой в низовьях Сырдарьи, песках
Каракум и на территории Северного Приаралья,
а летом – в верховьях рек Торгай и Иргиз
и недалеко от Эмбы, где казахи Младшего
жуза часто подвергались с конца XVII века
военным набегам волжских калмыков.
В начале XVIII века северо-западные
территории Казахстана являлись объектом
повышенного интереса честолюбивого калмыцкого
правителя Аюки, стремившегося возвысить
свой престиж за пределами России за счет
военных набегов в соседние районы Прикаспийской
низменности, захвата у ближайших номадов
пленных и скота и приведения в вассальную
зависимость предводителей иноплеменных
кочевых народов. В 1697 году по новому договору
с царским правительством Аюка дал твердое
обещание полномочным представителям
императора Петра I прекратить нападения
калмыков на «верноподданных» народов
Южного Урала и Поволжья и с этого момента
перенес свою энергию на борьбу с кубанскими,
казахскими и хивинскими правителями,
которые тогда еще не находились в российском
подданстве.
Во многих документальных
материалах первой половины XVIII века отмечается,
что калмыцкая конница хана Аюки по своему
военно-техническому обеспечению и боевым
качествам заметно превосходила военные
силы соседних кочевников. Поэтому в вооруженных
столкновениях с казахами Аюка, по утверждению
современников, почти «всегда над ними
имел авантажи» и, как правило, возвращался
с желанной добычей из этих походов. Вслед
за башкирами и казахами Младшего жуза
он обратил свой взгляд на юго-восточное
побережье Каспийского моря, где проживали
туркмены, аральские узбеки и каракалпаки.
Покорив за короткий срок мангышлакских
туркмен, калмыцкий хан обязал их платить
себе дань, а затем стал нападать на жителей
приграничных районов Хивинского ханства
и смежных с ними каракалпаков.
В результате многочисленных
военных набегов на казахов, башкиров,
туркменов и каракалпаков хан Аюка смог
в начале XVIII века значительно укрепить
внутриполитическое положение Калмыцкого
ханства и распространить свою власть
на соседние регионы.
Вынужденно находясь в
калмыцких улусах, Абулхаир имел возможность
непосредственно наблюдать осуществленную
Аюкой реорганизацию военного дела и системы
управления среди волжских калмыков и
при этом существенно расширить свой этнографический
и геополитический кругозор.
Служба в «придворном
штате» у одного из самых лучших и авторитетных
степных полководцев первой четверти
XVIII века, широко известного далеко за
пределами Заволжской степи, не прошла
бесследно для смелого и интеллектуально
одаренного юноши-чингизида. Военные походы
Абулхаира в 1723-1726 годах в улусы волжских
калмыков убедительно показали, что он
оказался очень способным учеником и уже
через несколько лет после ухода от Аюки
поражал своих сподвижников и ближайших
кочевых соседей в Поволжье и на Южном
Урале не только дарованной ему от бога
могучей физической силой, но и исключительным
воинским мастерством.
В течение непродолжительного
времени Абулхаир пробыл в кочевьях хана
волжских калмыков, а затем при неизвестных
обстоятельствах покинул Нижнее Поволжье
и возвратился к своим родственникам в
присырдарьинские степи и урочище Каракумы.
Время возвращения Абулхаира в приаральский
регион совпало с новым обострением военно-политической
обстановки на границе казахских жузов
с Джунгарским ханством, вызванным очередным
вторжением ойратов в южные земли Казахстана.
В 1708 – начале 1709 годов
в связи с учащением вторжений ойратов
на территорию Южного Казахстана казахи
были поставлены перед необходимостью
многократно вступать в ожесточенные
сражения с джунгарскими войсками, во
время которых впервые ярко проявились
полководческий талант, личная отвага
и мужество султана Абулхаира. Не случайно
во многих письменных памятниках первой
половины XVIII века и казахских исторических
преданиях дореволюционного периода именно
с этими годами и военными событиями связывается
первоначальный факт его военно-политического
возвышения среди кочевников.
Совершенные Абулхаиром
в войне против джунгаров различные батырские
подвиги на поле брани своевременно обратили
на него внимание некоторых знатных башкирских
тарханов и батыров, кочевья которых непосредственно
граничили с летними пастбищами казахов
Младшего жуза. Принимая во внимание чингизидское
происхождение и незаурядные бойцовские
качества молодого степного полководца-батыра,
предводитель башкирских повстанцев,
тархан Алдар Исянгельдин и его ближайшие
сподвижники решили заручиться поддержкой
отважного казахского султана в своей
борьбе с царской администрацией в Волго-Уральском
регионе и предложили ему оказать содействие
восставшим башкирам, выступив в роли
легитимного монархического символа провозглашенного
ими суверенного статуса башкирских земель
по отношению к официальной России. Поэтому
в 1709 году, сразу после отражения очередного
натиска ойратов, Абулхаир откочевал по
приглашению Алдара из Северного Приаралья
в Восточную Башкирию, на территорию Ногайской
даруги, где разгоралось новое восстание
местных башкир против российского господства
на Южном Урале.
Временно расставшись
с башкирскими соратниками в борьбе за
«землю и волю», молодой султан возвратился
из кочевий Ногайской даруги в родные
степи уже многоопытным и широко известным
казахским батыром. Отныне почетная в
тюрко-монгольском культурном мире приставка
«бахадур» стала неотъемлемой частицей
полного собственного имени чингизида
Абулхаира. С этой знаменательной прикочевкой
в Приаральские Каракумы завершилась
эпоха личностного самоутверждения и
лихого батырства в политической биографии
Абулхаира и началась новая страница его
жизни, когда вчерашний бедный одинокий
юноша-аристократ вырос в харизматического
лидера степного населения Западного
Казахстана, принявшего из рук седобородых
казахских старшин высшие символы власти
над кочевыми родами и племенами всего
Младшего жуза.
Во втором десятилетии
XVIII века геополитическое положение Казахстана
характеризовалось значительным усилением
военной напряженности на его этнических
рубежах. На северо-западе казахские кочевья
подвергались постоянным набегам волжских
калмыков, а на юге и на юго-востоке региона
с конца 1708 года почти непрерывно происходили
военные стычки казахов с джунгарскими
войсками. Напряженные отношения существовали
у казахских родов и племен и с соседними
народами Средней Азии, находившимися
в состоянии затяжного социально-политического
кризиса и ожесточенной междоусобной
конфронтации друг с другом.
В это время сепаратистские
настроения среди казахской знати и процессы
рассеивания власти в кочевом обществе
казахов заметно возросли в связи с усилением
военной напряженности по всему периметру
внешних границ Казахстана.
Опасность нового, более
сильного наступления джунгаров на казахские
земли побудила султанов и старшин временно
отодвинуть междоусобные распри на задний
план и попытаться сообща найти способы
обороны от неприятеля. С этой целью в
1710 году в Приаральских Каракумах был
созван съезд народных представителей
Младшего и Среднего жузов, на котором
обсуждался вопрос о возможных совместных
действиях против военной агрессии Джунгарского
ханства. Его участниками стали правящие
чингизиды и старшины подавляющего большинства
родов поколения алимулы, многих родов
поколений байулы и жетыру Младшего жуза,
а также несколько семей найманов и кыпшаков
Среднего жуза.
Местом проведения данной
встречи послужил ареал кочевания сильного
и многочисленного рода каракесек местных
алшынов (поколение алимулы), поэтому она
запечатлелась в исторической памяти
казахского народа под двумя названиями
– как Каракисецкого, так и Каракумского
съезда представителей Младшего и Среднего
жузов. Народные воспоминания об этом
событии дошли до нашего времени в письменном
изложении русского путешественника Гавердовского,
который записал их в 1803 году в казахских
аулах рода шекты и некоторых других подразделениях
поколения алимулы на территории Северо-Восточного
Приаралья.
На съезде было создано
народное ополчение, которое возглавил,
согласно общему решению всех его участников,
батыр Богенбай. Кроме того, с целью закрепления
достигнутого на нем единства мнений между
представителями разных родоплеменных
объединений казахские старшины абсолютного
большинства родов Младшего жуза провозгласили
своим ханом в нарушение степной традиции
молодого султана Абулхаира – представителя
незнатной и маловлиятельной среди казахов
младшей ветви родового древа Жанибек
хана, никто из представителей которого
никогда раньше не избирался в казахские
ханы.
Необходимо отметить,
что при отсутствии в письменных источниках
первой половины XVIII века конкретных сведений
о точной дате приобретения Абулхаиром
ханского титула среди казахов в научной
литературе и справочно-энциклопедических
изданиях разных лет имеются противоречивые
версии относительно времени и конкретных
мотивов его избрания в ханы Младшего
жуза.
И, наконец, современный
историк-востоковед В.А.Моисеев и некоторые
другие казахстанские авторы полагают,
что Абулхаир приобрел свой ханский титул
где-то на рубеже двадцатых годов XVIII века,
так как в отдельных документах за 1718 год
он именуется всего лишь султаном, а не
ханом Младшего жуза.
Информация о работе Казахский правитель Абулхаир Мухаммед-Гази-бахадур хан