Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 21:30, доклад
В центре социально-политических взглядов Августина стоял вопрос о государстве. В условиях кризиса государственности в Римской империи, очевидцем которого он был, Августин стремился создать концепцию христианского государства. Опираясь на античную философию, он утверждал, что задача государства - забота о благе народа, т. е. об общем благе. Народ он понимал как «большое разумное множество, сплоченное полным единством своих идеалов». Обязанность народа и правителей - всячески укреплять возвышенные идеалы.
Цель государства - забота о мире и обеспечении безопасности граждан, поддержание в обществе порядка и гармонии. Достичь этого можно, опираясь на справедливый закон, без которого невозможно политическое устройство. Государство без закона - ненастоящее государство.
Концепция Августина Блаженного
В центре социально-политических взглядов
Августина стоял вопрос о государстве.
В условиях кризиса государственности
в Римской империи, очевидцем которого
он был, Августин стремился создать концепцию
христианского государства. Опираясь
на античную философию, он утверждал, что
задача государства - забота о благе народа,
т. е. об общем благе. Народ он понимал как
«большое разумное множество, сплоченное
полным единством своих идеалов». Обязанность
народа и правителей - всячески укреплять
возвышенные идеалы.
Цель государства - забота о мире и обеспечении
безопасности граждан, поддержание в обществе
порядка и гармонии. Достичь этого можно,
опираясь на справедливый закон, без которого
невозможно политическое устройство.
Государство без закона - ненастоящее
государство.
Августин различает два вида государства
- земное государство, основанное на эгоизме
и гордыне, и государство небесное, основанное
на принципах справедливости и любви.
Противоречие между «градом земным» и
«градом небесным» лежит в основе религиозно
осмысленной Августином человеческой
истории.
Мир в государстве - большая ценность.
Однако Августин признавал возможность
справедливой войны: народ, подвергшийся
нападению, имеет право защищаться.
Государство должно обеспечить гражданам
порядок и безопасность. Государство поддерживает
закон, охраняет собственность граждан,
карает нарушителей. Все это невозможно
без судов.
Подчеркивая необходимость судов, Августин
отмечает, что их деятельность должна
быть проникнута гуманностью.
Забота о подданных и их благе дает государству
право требовать от них повиновения. Без
власти невозможна общественная жизнь.
Власть происходит от Бога. Конечной причиной
объединения людей в общество Августин
считал социальную природу человека, который
был создан Богом. Важной проблемой для
Августина было отношение между государством
и Церковью. Каждый из этих институтов
по-своему важен и необходим, и между ними
существует взаимозависимость. Церковь
должна признавать специфические цели
государства и не нарушая, общественного
спокойствия, не противоречить законам
государства (если эти законы не противоречат
божественным заповедям). Государство
должно признавать авторитет Церкви в
духовной сфере и, исходя из превосходства
духовных целей над мирскими, темными
целями, подчиняться духовному авторитету
Церкви. Вопрос о соотношении полномочий
Церкви и государства в эпоху Средневековья
вышел далеко за пределы чистой теории.
Соперничество светской и духовной власти
пронизывает всю историю Средневековья.
Он утверждал, что человек — это душа,
которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть
- презренны и греховны. Душа есть только
у людей, животные ее не имеют. Человек
полностью и всецело зависим от Бога, он
несвободен и не волен ни в чем. Человек
создавался Богом как свободное существо,
но совершив грехопадение, сам выбрал
зло и пошел против воли Бога. Так возникает
зло. Так человек становится несвободным.
С момента грехопадения люди предопределены
ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся
делать добро.
Главная цель человека, считал Августин,-
спасение перед Страшным Судом, искупление
греховности рода человеческого, беспрекословное
повиновение церкви как «граду Божьему».