Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 14:31, курсовая работа
Издание удачно дополняет раздел, где свои мысли о роли Курманжан датки оставили люди, которые немало сделали, чтобы книга состоялась: постоянный координатор ООН в Кыргызстане Ежи Скуратович, глава представительства Всемирного банка в республике Мохиндер Мудахар, руководитель Швейцарского бюро по сотрудничеству в Кыргызстане Урс Херрен. В книге, которая, мы уверены, будет подарочным изданием, опубликована хроника жизни и правления алайской царицы, издана библиография (что чрезвычайно важно) литературы о самой Курманжан датке самых разных жанров и стилей.
Введение
Глава 1. Изменения в общественно-политической жизни южного кыргызстана во второй половине 19 века
Глава 2. Политическая деятельность курманжан-датки в 60-90х годах 19 века и её прогрессивный характер
Заключение
Список используемой литературы:
Курманжан датка историческая личность
СРС 2
Введение
Глава 1. Изменения в общественно-политической жизни южного кыргызстана во второй половине 19 века
Глава 2. Политическая деятельность курманжан-датки в 60-90х годах 19 века и её прогрессивный характер
Заключение
Список используемой литературы:
Введение
Её открыли все, кто причастен к появлению двух замечательных изданий, соприкасающихся с великой личностью "матери кыргызской нации", овеянной легендами и оставшейся в веках благодаря историческим хроникам и записям тех, кто имел счастье видеть ее и общаться с этой подлинной "Царицей гор".
Первая книга "Горная царица "Курманжан и ее время" издана благотворительным фондом, носящим имя Курманжан датки, и вышла она в издательстве "Илим" под редакцией академиков А. Какеева и В. Плоских. Издание это замечательно иллюстрировано, и все его разделы. Представляют собой как бы новый экскурс в какую-то иную ипостась неведомый уголок жизни и свершений этой выдающейся государственной деятельницы, тонкого дипломата, удивительной матери, феноменальной личности и мудрой провидицы. И её появление на исторической арене, как горянки-мусульманки, алайской царицы, Президент А. Акаев в предисловии к изданию называет явлением уникальным и в то же время глубоко органичным. Она явление национальной истории уже потому, что сама активно сию историю творила и вершила. Женщина, сумевшая достичь высот государственной власти тех непростых лет и как бы предвидевшая драматизм своей судьбы, пошла на это, не ведая страха, так как сжигала себя лишь одним, но воистину государственным желанием в условиях жестокого века защитить свой народ и вывести его на путь правды, веры, самососознания себя в мироустройстве той далекой поры.
Разделы книги "Соприкосновение с памятью предков", "Эпоха Курманджан датки", "В зените", "От забвения к славе" - это дань памяти единственной женщине в последний двухтысячелетний период истории Азии, сделавшей невероятный политический взлет и добившейся величайшего признания и права вписать свое благородное и гордое имя на скрижалях всеобъемлющей матери-истории, оставив себя в ней как царицу Алая.
Издание удачно дополняет раздел, где свои мысли о роли Курманжан датки оставили люди, которые немало сделали, чтобы книга состоялась: постоянный координатор ООН в Кыргызстане Ежи Скуратович, глава представительства Всемирного банка в республике Мохиндер Мудахар, руководитель Швейцарского бюро по сотрудничеству в Кыргызстане Урс Херрен. В книге, которая, мы уверены, будет подарочным изданием, опубликована хроника жизни и правления алайской царицы, издана библиография (что чрезвычайно важно) литературы о самой Курманжан датке самых разных жанров и стилей.
Миниатюрное издание "Курманжан", вышедшее в издательстве "Шам" на трех языках - кыргызском, русском и английском и великолепно исполненное мастерами из Кыргызполиграфкомбината, также инициировано фондом Курманжан датки - это как бы историко-творческий путеводитель в замечательную жизнь выдающейся дочери кыргызского народа. В нем использованы материалы В. Плоских и Ж. Жолдошевой "Курманжан-датка, царица Алая", С. Мамытова "Поэтическое творчество Курманджан", поэтические вещи царицы Алая в периодах М. Рудова и статья самого переводчика "За началом - продолжение" экземпляров.
Вышло, что старшее поколение Курманжан датку "не проходило", а дети о яркой исторической личности сочинения пишут. Жылдыз Джолдошова, сегодня - председатель благотворительного фонда имени Курманжан датки, впервые услышала это имя от... финнов. Жили •они тогда, в 1982-м году, с мужем в Прибалтике, "отрабатывали дипломы" после окончания московских вузов и пользовались возможностью смотреть телепрограммы из Финляндии. Вот финны и рассказали историю о "царице Алая" (так назвал ее, оказывается, генерал царской армии Скобелев) о ее встрече с маршалом Карлом Маннергеймом. Да-да, тем самым - отказавшимся возглавить борьбу белофиннов против большевиков, предвидя победу последних, за что вскоре Финляндия получила независимость прямо из рук большевистского правительства. А еще позже, в 1939-м, именно оборонная "линия Маннергейма" остановила Красную Армию". Так вот, Маннергейм, тогда еще полковник Генштаба российской армии, путешествуя в течение двух лет верхом через северный Китай и Японию, начал свою экспедицию в 1906 году с южной Киргизии, с Алая...
История жизни Курманджан датки этой выдающейся женщины Востока, незаурядного государственного деятеля Центральной Азии достаточно хорошо изучена по устным преданиям ее современников, родственников и детей. Легенды и были о ней бережно передавались из поколения в поколение. Слишком уж феноменальным было это явление женщины-предводителя на Восток Русские и зарубежные путешественники Генералы штаба России, другие деятели и чиновники колониальных властей, посещавшие юг Киргизии, непременно наносили визит Курманджан датке. Им было важно знать позицию влиятельной правительницы "беспокойных", вольнолюбивых южных киргизов.
Эта тема всегда была и останется актуальна, Курманджан датка всегда будет жить в наших сердцах, кыргызский народ всегда будет помнить тот вклад, который она внесла в развитие кыргызской культуры. Эта великая женщина - пример нашему и будущим поколениям. Мы всегда будем любит и почитать эту необычную женщину, передавать знания о ней нашим детям и внукам, ведь без знания своего прошлого невозможно построить прекрасного будущего.
Глава 1. Изменения в общественно-политической жизни южного кыргызстана во второй половине 19 века
В 1865 году крупными военными силами русских под предводительством генерала М.Г. Черняева был осаждён и взят Ташкент. Отныне власть Кокандского ханства ограничивалась лишь Ферганской долиной и кыргызскими кочевьями Памиро-алая. Ограничения территории вызвало сокращение доходов казны, что побуждало хана увеличить размер налогов и податей с оставшегося населения. Тяжесть двойного гнёта: кокандских налогов и повинностей собственным феодалом, бесконечные кровавые родо-племенные и дворцовые междоусобицы разоряли народные массы, подрывали экономику края, уносили множество человеческих жизней.
В этих условиях южные кыргызы также стали подумывать о присоединении к России. Этому способствовали и успехи русского оружия в борьбе с Кокандом. Россия не вмешивалась во внутриэкономическую политику ханства и признавала Худояр-хана суверенным государём. Туркестанский генерал - губернатор Кауфман, исходя из интересов Российской империи, даже взял под защиту Худояр-хана и старался оградить его от внутренних смут. Это существенно осложнило политическое положение южных кыргызов и пошло не на пользу тем, кто держал ориентир на России, что особенно сказалось в ходе анти - кокандского восстания 1873 - 1876 г. г. его участники, борясь против ханского гнета, искали поддержки и помощи у России и изъявляли желание принять её подданство.
Весной 1874 года часть восставших во главе с кыргызом Мамыром обратилась генерал-губернатору Туркестана с просьбой принять их в русское подданство. В апреле того же года восставшие кыргызы, число которых составляло - по их собственному подсчету - более 200 тысяч, в письме, адресованном российскому поданному Журабеку (бывшему в близких отношениях с Туркестанским генерал-губернатором и владевшему русским языком), просили его ходатайствовать о принятии их в подданство России.
Повстанцы, в частности, писали: "Как Вам известно, все кыргызы, подведомственные Коканду, считаются подданными Худояр-хана, Притеснения, гонения, страшные казни, как-то: сажание на кол, которым подвергаемся мы со стороны хана, и наказания палками, принудили нас отпасть от хана и принять враждебное положение в отношении его Рода обозначенных кыргызов: мундуз, кушчи. утуз-оглы. туялас, наймаи, кызыл-аяк, нуйгут, кыргыз-кыпчаки, адыгене. ахтачи, бури и барги. за исключением автобачн; численность кыргызов и кыпчаков доходит до 200 тысяч кибиток. Если будет возможность и не составит для Вас труда, доложите обо всем вышеизложенном гснерал-губернатору. При согласии его превосходительства, мы, несчастные кокандские подданные, могли бы извиться от тиранства Худояр-хана и найти спокойствие".
С осени 1875 г. царская администрация Туркестана открыто и полностью поддержала власть кокандских ханов и даже оказывала им вооруженную помощь в подавлении восстаний. Стихийные и разрозненные выступления повстанцев охватывали все новые и новые районы ханства, особенно южную часть Кыргызстана. Движущую силу восстания составляли рядовые кыргызы-скотоводы и узбеки-земледельцы. Выступлениями кыргызов руководили выходцы из народа - Мамыр Мергенов, Момун Шамырканов и мулла Исхак Хасан уулу, известный под именем Пулат-хан. Восставшие боролись теперь не только против хана, но и против его защитника - царизма.
Предводитель повстанцев Пулат-хан
пытался установить связи с туркестанской
колониальной администрацией, направлял
своих посланцев к генерал-губернатору
К.П. Кауфману. Однако царские власти арестовали
членов его делегации (14 человек во главе
с Ахун-Дамуллой-Мир-Бадал-
В этих условиях восстание, не теряя своей антифеодальной сущности, приобрело и антиколониальный, антирусский характер. Действия восставших все более направляются против царских властей, взявших под военную защиту свергнутых кокандекских ханов Худояра и Насредди-на и направивших карательные отряды для подавления восстания. На этом этапе восстание в известной степени приобрело религиозную окраску, появились лозунги газавата ("войны с неверными"). Однако в целом изменить народный характер восстания не могли и действия таких его руководителей, таких, как Абдурахман Автобачи, Иса-Аулие, и других феодалов, пытавшихся направить наступление повстанцев как против русских вообще.
Жестокость царских войск при подавлении восстания в Фергане вызывало яростное сопротивление кыргызов и узбеков. Но силы не были равны. Преследуемые царскими войсками, повстанцы отступили к городу Ош, а затем в районы Кара су и Узгена.10 сентября 1875 года Ош был занят русскими войсками. Полковник Скобелев потребовал от жителей выдачи предводителей восстания, сдачи имевшегося у них оружия и наложил контрибуцию продовольствия. Такие же условия были предъявлены и населению Узгена.
19 февраля 1876 года территория
Кокандского ханства (а следовательно,
и подвластных ему южных
Абдулла-бек, Оморбек, Маматбек, Асанбек - сыновья Алымбека - датхи и "алайской царицы" Курманжан-датхи - начали борьбу против всупивших в их пределы русских воск. Используя горную местность, повстанцы пытались сдержать продвижение русских войск на Алай.1500 джигитов заняли труднодоступные позиции в высокогорной местности Жанырык в 25 ерстах от Гульчи.25 апреля 1876 года они оказали упорное сопротивление русским войскам. Бой продолжался целый день. Отряду Скобелева удалось вытеснить кыргызов с занимаемых позиций, они понесли большие потери. Русским оказал значительную помощь сарыбагышский манап Шабдан Джантаев. Его джигиты активно во главе с Баяке-батыром Кумтугановым активно действовали против Алайских повстанцев, оказавших сопротивление русским войскам.
Курманжан-датха, страшась нашествия капыров, откочевала со своими аилами в долину Кок су, в пределы Кашгара. Однако здесь беззащитные аилы Курманжин были разгромлены. Потеряв большую часть стад, датха возвратилась на Алай и оттуда предприняла ещё одну попытку - уйти в Афганистан.
Джигиты Шабдана 29 июля вышли на Курманжан-датху и окружили её. Зная большое влияние царицы на алайских кыргызов, князь Витгенштейн проводил Курманжан с почётом, а не как пленницу в штаб Скобелева в Маргелан. Здесь её ожидала встреча, соответсвовавшая её положению среди кыргызов. Скобелев попросил её передать сыновьям его предложение о замерении - пусть возвращаются в аилы со всеми бежавшими джигитами, наступает пора мирной жизни. Датха обещала, но в ответ потребовала не преследовать восставших, освободить пленных. Курманжан сдержала слово. Она направила послания сыновьм: вону нужно кончать, сыновьям обещаны не только помилования, но и назначение волостными управителями. Датха была уверена в правильности своего выбора.
Роль личности Курманжан в истории Кыргызстана велика и вместе с тем неоднозначна. Будучи крупным родоправителем, она в то же время на определённом этапе являлась выразителем политических интересов масс. Имеющиеся первоисточники не умаляют роли её как сильной незаурядной личности - представителя своего класса и своего времени. Она была феодалом со всеми вытекающими отсюда последствиями, но нельзя не признать, что Алайская царица была умной и дальновидной представительницей своего народа. В своей работе я хотела бы рассказать, о великой женщине привлекающие внимание своей смелостью, и мужеством перед самыми трудными проблемами того времени.
Глава 2. Политическая деятельность курманжан-датки в 60-90х годах 19 века и её прогрессивный характер
Курманжан датка - Курманжан Маматбай кызы (1811-1907) - происходила из ответвления баргы рода мунгуш, населявшего окрестности Оша. Пренебрегая законами и традициями, убежала от первого мужа, навязанного ей сватами и годившегося по возрасту юной девушке в деды. Три года после этого жила у родителей. Второй раз вышла замуж по любви за правителя Алая Алымбека датку. Прожила с ним 29 лет, родила пятерых детей, была неизменной помощницей и советчицей мужу, обладала не только редкой красотой, но и острым умом, и дипломатическими способностями, и поэтическим даром. 1