Личность и деятельность Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

Я выбрала данную тему, так как личность Ивана Грозного притягивала и притягивает к себе взоры многих ученых, исследователей, людей интересующихся историей. Отклики о его личности были как положительные, так и отрицательные.
Цель моей работы изучить личность, деятельность одного из наиболее известных правителей Руси ХIII – ХVII вв.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

Содержание работы

Введение
1. Детство, юность и венчание на царство Ивана Грозного
2. Внутренняя политика
2.1 Избранная Рад
2.2 Реформы в социально-экономической сфере про Иване Грозном
2.3 Военные преобразования при Иване Грозном
2.4 Судебник 1550 года
2.5 Стоглавый собор 1551 года
2.6 Опричнина
3. Внешняя политика
4.1 Присоединение Астраханского и Казанского ханства
4.3 Освоение Сибири
4.3 Ливонская война
5. Семейная жизнь Ивана Грозного
5.1 Смерть первого русского царя Ивана IV Грозного
5.2 Наследие Ивана Грозного
Литература

Файлы: 1 файл

реферат ИВАН ГРОЗНЫЙ.docx

— 56.44 Кб (Скачать файл)

     Реформы в социально-экономической  сфере при Иване  Грозном

     Уже в Судебнике 1550 года затрагиваются  существенные вопросы землевладения. В частности, принимаются постановления, затрудняющие дальнейшее существование  вотчинных земель.

     Главные изменения в социально-экономической сфере были направлены на обеспечение землей служилых людей - дворян. В 1551 году на Стоглавом соборе Иван IV заявил о необходимости перераспределения земель между землевладельцами: "у кого лишек, ино недостаточного пожаловати". Под "недостаточными" подразумевались служилые люди. Для проведения упорядочения земель предпринимается их всеобщая перепись. В процессе ее осуществления прежнее подворное налоговое обложение заменялось поземельным. На основных территориях вводилась новая единица обложения - "большая соха". Ее размеры колебались в зависимости от социального положения землевладельца: на соху черносошного крестьянина приходилось меньше земли, но больше налогов. Ущемлялись также интересы церкви, зато в привилегированном положении оказывались помещики.

     Размеры земельных владений обусловливали  и прежние службы дворян. "Уложение о службе" (1555) устанавливало правовые основы поместного землевладения. Каждый служилый человек имел право требовать  поместье не меньше 100 четвертей земли (150 десятин, или примерно 170 га), так  как именно с такой земельной  площади должен был выходить на службу "человек на коне и в доспехе  полном". Таким образом, с первых 100 четвертей выходил сам землевладелец, а со следующих - его вооруженные  холопы. Согласно "Уложению"; вотчины  в отношении службы уравнивались с поместьями, а вотчинники должны были нести службу на тех же основаниях, что и помещики.

     Изменения в положении служилых людей тесно  связаны также с отменой наместничьего  управления (кормлений). Вместо "кормленичего дохода", шедшего в основном в  руки наместников и волостелей, вводился общегосударственный налог "кормленый  откуп". Этот налог поступал в  государственную казну, откуда раздавался служилым людям в качестве жалования - "помоги". Денежную "помогу" давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше нормы. Зато тот, кто вывел  меньше людей, платил денежный штраф, а  неявка могла повлечь конфискацию  владений и телесное наказание. 

     Военные преобразования при  Иване Грозном 

     Основу  вооруженных сил составляло теперь конное ополчение землевладельцев. Помещик или вотчинник должен был выходить на службу "конно, людно  и оружно". Кроме них, существовали служилые люди "по прибору" (набору): городская стража, артиллеристы, стрельцы. Сохранялось и ополчение крестьян и горожан - посоха, несшая вспомогательную службу.

     В 1550 году была предпринята попытка  организации под Москвой трехтысячного  корпуса "выборных стрельцов из пищали", обязанных быть всегда наготове для  исполнения ответственных поручений. В него вошли представители знатнейших родов и верхи Государева Двора. Стрельцы представляли собой уже  регулярное - войско, вооруженное новейшим оружием и содержащееся казной. Организационное  строение стрелецкого войска было позднее  распространено на все войска.

     Управление  дворянским войском чрезвычайно  усложнялось обычаем местничества. Перед каждым походом (а иногда и  в походе) происходили затяжные споры. "С кем кого ни пошлют на которое  дело, ино всякой разместничается", - отмечал в 1550 году Иван IV. Поэтому  местничество в армии воспрещалось и предписывалось несение воинской службы "без мест". Принцип занимать высшие посты в армии родовитыми княжатами и боярами тем самым  нарушался. 

     Судебник 1550 года

     На  первом Земском соборе, Иван IV Грозный  принял решение о создании нового правового кодекса - Судебника. В  основу был положен предыдущий Судебник 1497 года.

     В Судебнике 1550 года из 100 статей большая  часть посвящена вопросам управления и суда. В целом пока что сохранялись  старые органы управления (центральные  и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения. Таким образом, продолжалось их эволюционное превращение в рамках формирующегося сословно-представительного государства. Так, наместники теперь лишались права  окончательного суда по высшим уголовным  делам, оно передавалось в центр. Судебник, вместе с тем, расширил деятельность городовых приказчиков и губных старост: к ним полностью отошли важнейшие отрасли местного управления. А их помощники - старосты и "лучшие люди" - по постановлению Судебника  обязательно должны были участвовать  в наместничьем суде, что означало контроль со стороны выборных от населения  за деятельностью наместников. Значение служилых людей - дворян - поднималось  и тем, что устанавливалась неподсудность  их суду наместников. 

     Стоглавый собор 1551 года

     Процесс усиления государственной власти неизбежно  вновь выдвигал вопрос о положении  церкви в государстве. Царская власть, источники доходов которой были немногочисленными, а расходы велики, с завистью смотрела на богатства  церквей и монастырей.

     На  совещании молодого царя с митрополитом Макарием в сентябре 1550 года была достигнута договоренность: монастырям запрещалось  основывать новые слободы в городе, а в старых слободах ставить новые  дворы. Посадские люди, бежавшие от тягла в монастырские слободы, кроме того, "выводились" назад. Это было продиктовано потребностями государственной казны.

     Однако  в январе-феврале 1551 года был собран церковный собор, на котором были зачитаны царские вопросы, составленные Сильвестром. Ответы на них составили  сто глав приговора собора, получившего  название Стоглавого, или Стоглава. Царя и его окружение волновало, "достойно ли монастырям приобретать  земли, получать различные льготные грамоты.

     По  решению собора прекратилось царское  вспомоществование монастырям, имеющим  села и другие владения. Стоглав  запретил из монастырской казны давать деньги в "рост" и хлеб в "насп", т.е. - под проценты, чем лишил монастыри  постоянного дохода.

     Ряд участников Стоглавого собора (иосифляне) встретили программу, изложенную в  царских вопросах, ожесточенным сопротивлением.

     Программу царских реформ, намеченных Избранной  Радой, в наиболее существенных пунктах  Стоглавый собор отклонил. Гнев Ивана IV Грозного обрушился на наиболее видных представителей иосифлян.11 мая 1551 года (т.е. через несколько дней после  завершения собора) была запрещена  покупка монастырями вотчинных  земель "без доклада" царю. У  монастырей отбирались все земли  бояр, переданные ими туда в малолетство  Ивана (с 1533 года). Тем самым был  установлен контроль царской власти над движением церковных земельных  фондов, хотя сами по себе владения остались в руках у церкви. Церковь сохраняла  свои владения и после 1551 года.

     Вместе  с тем, были проведены преобразования во внутренней жизни церкви. Утверждался  созданный ранее пантеон общерусских  святых, унифицировался ряд церковных  обрядов. Были приняты также меры по искоренению безнравственности  духовного сословия. 

     Опричнина

     3 декабря 1564 года царь неожиданно  для многих выехал из Москвы  вместе с семьей в сопровождении  заранее подобранных бояр и  дворян. Взял он также с собой  казну и "святости". После  посещения Троице-Сергиева монастыря  он направился в свою летнюю  резиденцию - Александровскую слободу  (ныне г. Александров в 100 км  к северо-востоку от Москвы). Отсюда  в начале января 1565 года Иван IV Грозный шлет в Москву две  грамоты. В первой - адресованной  боярам, духовенству и служилым  людям - он обвинял их же  в изменах и потворстве изменам,  а во второй царь объявлял  московским посадским людям, что  у него "гневу на них и  опалы никоторые нет". Послания  царя, прочитанные на Красной  площади, вызвали в городе огромное  волнение. Московское "людье" потребовало,  чтобы царя уговорили вернуться  на престол, угрожая, что в  противном случае они "государственных  лиходеев и изменников" сами "потребят".

     Через несколько дней в Александровской  слободе Иван Васильевич принял делегацию  духовенства и боярства и согласился вернуться на престол с условием, "что ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю, были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статки иматп, а учинити емут на своем государстве  себе опричнину, двор ему учинить  себе и весь обиход особный".

     Опричнина не была каким-либо новым делом, ибо  так назывался издавна удел, который  князь выдавал своей вдове, "опричь" (кроме) другой земли. Однако в данном случае опричнина означала личный удел царя. Остальная часть государства  стала именоваться земщиной, управление которой осуществлялось Боярской думой. Политическим и административным центром  опричнины стал "особый двор" со своей Боярской думой и приказами, частично переведенными из земщины. В опричнине была особая казна. Первоначально  в опричнину была взята тысяча (к концу опричнины - уже 6 тысяч) в  основном служилых людей, но были и  представители некоторых старых княжеских и боярских родов. Для  опричников вводилась особая форма: к шеям своих лошадей они привязывали  собачьи головы, а у колчана  со стрелами - метлу. Это означало, что  опричник должен грызть "государевых  изменников" и выметать измену.

     Выступление Ивана Грозного и опричников против старых удельных институтов достигло своего апогея в 1569-1570 годах. Еще с  начала 50-х годов царь Иван повел  линию па физическое уничтожение  последнего удельного князя на Руси - Владимира Андреевича Старицкого, который, как показали события 1553 года, связанные с болезнью Ивана, мог  реально претендовать на царствование. После ряда опал и унижений Владимир Андреевич в октябре 1569 года был  отравлен.

     В декабре 1569 года войско опричников, лично  возглавлявшееся Иваном Грозным, выступило  в поход на Новгород, поводом к  которому послужило подозрение в  желании Новгорода перейти к  Литве. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. Царь шел как по неприятельской стране. Опричники громили города (Тверь, Торжок), села и деревни, убивали  и грабили население. В самом  Новгороде разгром длился 6 недель. Подозреваемых тысячами пытали и  топили в Волхове. Город был разграблен. Имущество церквей, монастырей и  купцов было конфисковано. Избиение продолжалось и в Новгородских пятинах. Затем  Грозный двинулся к Пскову, и лишь суеверность грозного царя позволила  этому старинному городу избежать погрома.

     Новгородский  поход опричников позволяет сделать  вывод, что Иван IV страшился отнюдь не только представителей аристократии (как препятствия на пути к неограниченной власти), но и в равной мере (а может  быть в большей) городского и сельского  населения, также представленного  на Земских соборах - учреждении сословно-представительном.

     После возвращения из Новгорода начинаются казни самих опричников, тех, которые  стояли у ее истоков: на смену им приходят наиболее отличившиеся в погромах и казнях, среди них Малюта Скуратов и Василий Грязной. Опричный террор продолжался. На 1570 год приходятся последние  массовые казни в Москве.

     В 1572 году опричнина была отменена. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 году крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль. Крымский хан, неожиданно появившись под Москвой со 120-тысячным войском, заставил Ивана Грозного бежать из Москвы в Александровскую слободу, оттуда - в Ростов.24 мая 1571 года Москва была сожжена, за исключением Кремля. Количество погибших в огне составило несколько сот тысяч человек, до 150 тысяч татары увели в плен. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что изменена была лишь вывеска, а опричнина под именем "государева двора" продолжала существовать и далее. Другие историки считают, что Иван IV попытался вернуться к опричным порядкам в 1575 года, когда вновь получил во владение "удел", а остальной территорией поставил управлять крещеного татарского хана Симеона Бекбулатовича, который назывался "великим князем всея Руси", в отличие от просто "князя московского". Не пробыв и года на престоле, хан был сведен с великого княжения. Все вернулось на свои места.

     Опричнина в целом не смогла усилить на более  или менее продолжительное время самодержавное правление, не ликвидировать центральные сословно-представительные органы и местное самоуправление. Опричнина не должна рассматриваться как ступень к новой "прогрессивной" самодержавной форме правления, как часто определяют ее значение. В большей степени она являлась возвращением к временам удельного правления. Опричнина была реформой, но реформой с противоположным знаком. Об этом свидетельствуют и ее последствия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Внешняя политика

     Присоединение Астраханского и  Казанского ханства

Информация о работе Личность и деятельность Ивана Грозного