Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 04:57, курсовая работа
Цель работы - изучить личность Сталина и ее роль в событиях страны.
Для достижения поставленной цели ставились следующие основные задачи:
- изучить биографию Сталина;
- дать Сталину оценку как государственному деятелю;
- оценить влияние личности Сталина на историю страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ И.В. СТАЛИНА 5
ГЛАВА II. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 9
ГЛАВА III. РОЛЬ И.В. СТАЛИНА В ГРАЖДАНСКОЙ И ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНАХ. 14
3.1. Гражданская война 14
3.2. Отечественная война 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирский
(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)
Кафедра «История и архивное дело»
Курсовая работа
по дисциплине «Археография»
на тему: «Личность Иосифа Висарионовича Сталина как полководца»
Выполнил: студент V курса, группы 769 Гармаева Н.П.
Проверил: преп-ль
Маншеев Д.М.
Улан – Удэ
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ И.В. СТАЛИНА 5
ГЛАВА II. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 9
3.1. Гражданская война 14
3.2. Отечественная война 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы заключается в том, что в последнее время в России развернулась и ведется острая дискуссия и споры по вопросу о роли отдельных личностей в истории XX века. В наибольшей степени это касается фигуры и личности И.В.Сталина. Какова его роль в развитии СССР после смерти В.И.Ленина в январе 1924 г., в развитии социализма в Советском Союзе и в мире, в развитии Коммунистической партии Советского Союза и мирового коммунистического движения, в реализации социальных, демократических, самоуправленческих, гуманных, правовых и других присущих социализму принципов.
Позиции в основном свелись к двум взаимоисключающим крайностям: полностью в оправдание и обеление И.В.Сталина или полностью в осуждение и бичевание его. Он или гений или тиран, или великий деятель и спаситель СССР или беспощадный палач, деспот и диктатор, истребляющий без зазрения совести людей и собственный народ.
Обе эти крайние, абсолютизированные позиции являются недиалектическими, ненаучными, вульгарными. Реальность по вопросу о роли конкретных личностей в историческом развитии намного сложнее, противоречивее, богаче, чем однолинейные, максималистские, эмоциональные, примитивные оценки и схемы.
Многовековой опыт развития человеческой истории, в том числе опыт истории XX века, убедительно показывает и доказывает, что абсолютно гениальных, великих, героических, только положительных или только отрицательных деятелей и лиц практически не бывает или бывает очень мало и редко. Человек как многомерное, многоплановое существо, как многосторонняя личность очень разнообразен и часто противоречив, внутренне и внешне неодинаков. Ведь он проявляет и реализует себя и как деятель, творец, и как формальный или неформальный лидер, и как руководитель, управленец или исполнитель, и как человек среди людей, и человек в семье и среди друзей, и человек как своеобразная личность со своими индивидуальными неповторимыми чертами.
Поэтому и измеряться, оцениваться,
описываться он должен многомерно и
многопланово, и с целостных и
с конкретно разнообразных
Цель и задачи исследования. Цель работы - изучить личность Сталина и ее роль в событиях страны.
Для достижения поставленной цели ставились следующие основные задачи:
- изучить биографию Сталина;
- дать Сталину оценку как государственному деятелю;
- оценить влияние личности Сталина на историю страны.
Объект исследования – биография Сталина.
Предмет исследования – личность Сталина.
Источниковая база исследования. В работе я, прежде всего, опиралась на такие работы, как Ф. Д. Волкова «Сталин: взлет и падение» и Голенков А. «Предлагая объяснить Сталина»
Что касается работы Э. Радзинского «Сталин», то это очень интересная, но скорее не научная, а публицистическая книга. В ней много спорных выводов, иногда автор использует непроверенные факты.
Методология исследования. В изучении личности Сталина был применен феноменологический подход, первостепенным для которого является не типология, а специфическая сущность явления. Так же в своей работе я использовал метод сравнения. Сравнительный метод можно обосновать в подходах к проблеме зарубежных и отечественных ученых.
Территориальные рамки. территория
Хронологические рамки. период кон.XIX до середины XX.
ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ И.В. СТАЛИНА
Иосиф Сталин родился в грузинской семье в ряде источников высказываются версии об осетинском происхождении предков Сталина в городе Гори Тифлисской губернии. Отец — Виссарион Иванович Джугашвили — по профессии был сапожником, впоследствии — рабочий обувной фабрики фабриканта Адельханова в Тифлисе. Мать — Екатерина Георгиевна Джугашвили в девичестве — Геладзе — происходила из семьи крепостного крестьянина Геладзе села Гамбареули, работала подёнщицей.
В период жизни Сталина и впоследствии в энциклопедиях, справочниках и биографиях днём рождения И. В. Сталина была обозначена дата 9 декабря 1879. Отмечавшиеся при его жизни юбилеи были приурочены именно к этой дате. Ряд исследователей со ссылкой на первую часть метрической книги Горийской Успенской соборной церкви, предназначенной для регистрации родившихся, установили иную дату рождения Сталина — 6 (18) декабря 1878. В то же время, встречаются документы полицейского ведомства, где годом рождения Иосифа Джугашвили значится 1879 и 1881 годы. В документе, собственноручно заполненном И. В. Сталиным в декабре 1920 года, — в анкете шведской газеты Folkets Dagblad Politiken значится год рождения — 1878.1
Иосиф был третьим сыном в семье, первые двое (Михаил и Георгий) умерли во младенчестве. Его родным языком был грузинский. Русский язык Сталин выучил позже, но всегда говорил с заметным грузинским акцентом. Согласно утверждениям дочери Светланы, Сталин, однако, пел по-русски практически без акцента.
Екатерина Георгиевна была известна как женщина строгая, но горячо любившая сына; она старалась дать своему ребёнку образование и надеялась на такое развитие его карьеры, которое ассоциировалась у неё с положением священника. Сталин к матери относился крайне почтительно. Сталин на похороны матери в мае 1937 года приехать не смог, но прислал венок с надписью по-русски и по-грузински: «Дорогой и любимой матери от её сына Иосифа Джугашвили (от Сталина)».
В пятилетнем возрасте в 1884 году Иосиф заболевает оспой, которая оставила следы на лице на всю жизнь. С 1885 года вследствие сильного ушиба — на него налетел фаэтон — у Иосифа Сталина на протяжении всей жизни остался дефект левой руки.
В 1886 году Екатерина Георгиевна хотела определить Иосифа на учёбу в Горийское православное духовное училище. Однако, поскольку ребёнок совершенно не знал русского языка, поступить в училище не удалось. В 1886—1888 годах по просьбе матери обучать Иосифа русскому языку взялись дети священника Христофора Чарквиани. Результатом обучения стало то, что в 1888 году Сосо поступает не в первый подготовительный класс при училище, а сразу во второй подготовительный. Через много лет, 15 сентября 1927 года, мать Сталина, Екатерина Джугашвили, напишет благодарственное письмо учителю русского языка училища Захарию Алексеевичу Давиташвили.
В 1889 году Иосиф Джугашвили, успешно закончив второй подготовительный класс, был принят в училище. В июле 1894 года по окончании училища Иосиф был отмечен как лучший ученик. Его аттестат содержит «пятёрки» по многим предметам. По окончании училища Иосиф был рекомендован для поступления в духовную семинарию.
В сентябре 1894 года Иосиф, блестяще сдав приёмные экзамены, был зачислен в православную Тифлисскую духовную семинарию, которая была расположена в центре Тифлиса. Там он впервые познакомился с идеями марксизма. К началу 1895 года семинарист Иосиф Джугашвили знакомится с подпольными группами революционных марксистов, высланных правительством в Закавказье среди них: И. И. Лузин, О. А. Коган, Г. Я. Франчески, В. К. Родзевич-Белевич, А. Я. Краснова и др. Впоследствии сам Сталин вспоминал: «В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе».
В 1896—1898 годах в семинарии Иосиф Джугашвили руководит нелегальным марксистским кружком, который собирался на квартире революционера Вано Стуруа в доме № 194 по улице Елизаветинской. В 1898 году Иосиф вступает в грузинскую социал-демократическую организацию «Месаме-даси» «Третья группа». Вместе с В. З. Кецховели и А. Г. Цулукидзе И. В. Джугашвили образует ядро революционного меньшинства этой организации. Впоследствии в 1931 году Сталин в интервью немецкому писателю Эмилю Людвигу на вопрос «Что вас толкнуло на оппозиционность? Быть может, плохое обращение со стороны родителей?» ответил : «Нет. Мои родители обращались они со мной совсем неплохо. Другое дело духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма…».
В книге воспоминаний «Сталин и трагедия Грузии», изданной в 1932 году в Берлине на немецком языке, одноклассник Иосифа Джугашвили по Тифлисской духовной семинарии Иосиф Иремашвили утверждал, что юному Сталину были присущи злопамятность, мстительность, коварство, честолюбие и властолюбие.
В 1898—1899 годах Иосиф руководит в железнодорожном депо кружком, а также проводит занятия в рабочих кружках на обувной фабрике Адельханова, на заводе Карапетова, на табачной фабрике Бозарджианца, в Главных тифлисских железнодорожных мастерских. Сталин вспоминал об этом времени: «Я вспоминаю 1898 год, когда я впервые получил кружок из рабочих железнодорожных мастерских… Здесь, в кругу этих товарищей, я получил тогда первое своё боевое крещение… Моими первыми учителями были тифлисские рабочие». 14-19 декабря 1898 года в Тифлисе проходит шестидневная забастовка рабочих-железнодорожников, одним из инициаторов которой был семинарист Иосиф Джугашвили. 19 апреля 1899 года Иосиф Джугашвили в Тифлисе участвует в рабочей маёвке.
Не пройдя полный курс, на пятом году обучения, перед экзаменами 29 мая 1899 года был исключён из семинарии с мотивировкой «за неявку на экзамены по неизвестной причине» вероятно, фактической причиной исключения, которой также придерживалась официальная советская историография, была деятельность Иосифа Джугашвили по пропаганде марксизма среди семинаристов и рабочих железнодорожных мастерских. В свидетельстве, выданном Иосифу Джугашвили по исключении, значилось, что он может служить учителем начальных народных училищ. 2
После исключения из семинарии Иосиф Джугашвили некоторое время занимался репетиторством. Среди его учеников, в частности, был С. А. Тер-Петросян будущий революционер Камо. С конца декабря 1899 года И. В. Джугашвили в качестве вычислителя-наблюдателя был принят в Тифлисскую физическую обсерваторию.
ГЛАВА II. РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
23 апреля 1900 года Иосиф Джугашвили, Вано Стуруа и Закро Чодришвили организовали рабочую маёвку, на которую собралось 400—500 рабочих. На митинге, который открыл Чодришвили, среди прочих выступил Иосиф Джугашвили. Это выступление было первым появлением Сталина перед большим собранием людей. В августе того же года Джугашвили участвовал в подготовке и проведении крупного выступления рабочих Тифлиса — стачке в Главных железнодорожных мастерских. В организации протестов рабочих приняли участие рабочие-революционеры: М. И. Калинин, С. Я. Аллилуев, а также М. З. Бочоридзе А. Г. Окуашвили, В. Ф. Стуруа. С 1 до 15 августа в забастовке приняло участие до четырёх тысяч человек. В результате были арестованы более пятисот забастовщиков. Аресты грузинских социал-демократов продолжались в марте — апреле 1901 года. Coco Джугашвили, как один из руководителей стачки, избежал ареста: он бросил работу в обсерватории и перешёл на нелегальное положение, став революционером-подпольщиком.
В сентябре 1901 года в типографии «Нина», организованной Ладо Кецховели в Баку, вышла нелегальная газета «Брдзола» («Борьба»). Передовая первого номера, озаглавленная «От редакции», принадлежала двадцатидвухлетнему Coco. Эта статья является первой известной политической работой И. В. Джугашвили-Сталина.
В 1901—1902 годах Иосиф — член Тифлисского, Батумского комитетов РСДРП. С 1901 года Сталин, находясь на нелегальном положении, организовывал забастовки, демонстрации, устраивал вооруженные разбойные нападения на банки, передавая похищенные деньги (в ряде других источников называемые также экспроприированными) на нужды революции. 5 апреля 1902 год в Батуми был впервые арестован. 19 апреля переведён в Кутаисскую тюрьму. После полутора лет тюремного заключения и перевода в Бутум был сослан в Восточную Сибирь. 27 ноября он прибыл на место ссылки — в село Новая Уда Балаганского уезда Иркутской губернии. Через более чем месяц Иосиф Джугашвили совершил свой первый побег и вернулся в Тифлис, откуда позже снова переехал в Батум.
После II-го съезда РСДРП (1903), состоявшегося в Брюсселе и Лондоне, — большевик. По рекомендации одного из руководителей Кавказского союза РСДРП М. Г. Цхакая Коба был направлен в район Кутаиси в Имеретино-Мингрельский комитет в качестве представителя Кавказского союзного комитета. В 1904—1905 годах Сталин организовывает типографию в Чиатуре, участвует в декабрьской стачке 1904 года в Баку.3
В период Первой русской революции 1905—1907 годов Иосиф Джугашвили занят партийными делами: пишет листовки, участвует в издании большевистских газет, организует боевую дружину в Тифлисе (осень 1905), посещает Батум, Новороссийск, Кутаис, Гори, Чиатуру. В феврале 1905 года участвует в вооружении рабочих Баку в целях воспрепятствования армяно-азербайджанским столкновениям на Кавказе. В сентябре 1905 года участвует в попытке захвата Кутаисского цейхгауза. В декабре 1905 года Сталин участвует в качестве делегата 1-й конференции РСДРП в Таммерфорсе, где он впервые встретился с В. И. Лениным. В мае 1906 года — делегат IV-го съезд РСДРП, проходившего в Стокгольме.
Информация о работе Личность Иосифа Висарионовича Сталина как полководца