Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:06, реферат
Лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей для группы цели. Так как люди, будучи существами социальными, существуют в группах и именно через группу, групповое взаимодействие могут осуществлять свои замыслы, лидерство охватывает практически все сферы социально-значимой деятельности людей: оно проявляется в экономической и политической деятельности в сфере досуга и развлечений, отправления религиозных культов и образования, в спорте и активности уличных банд и т.д.
Введение
I. Жизнеописание
II. Деятельность
III. Личностные качества как лидера
Заключение
Список использованной литератур
В 1905 году, проживая в Санкт-Петербурге под именем Уильям Фрей, Ленин познакомился с Элизабет де К. Элизабет была хорошенькой, умной и богатой любительницей острых ощущений. Незадолго до знакомства с "Фреем" она развелась со своим мужем. Во время их третьей встречи "Фрей" сказал ей, что хотел бы проводить в ее квартире конспиративные встречи и собрания. Элизабет дала на это согласие. В работе некоторых из таких конспиративных собраний принимало участие лишь два человека. Эта связь продолжалась, с некоторыми перерывами, на протяжении девяти лет. Их миры, однако, были слишком разными, и оказалось, что этих людей просто невозможно примирить. В мире Элизабет было много литературы и искусства, и он был чересчур утонченным и буржуазным. Дело и взгляды Ленина были для Элизабет слишком радикальными. Ленин однажды сказал ей: "Совершенно очевидно, что ты никогда не станешь социал-демократом". "А ты, — ответила Элизабет, — никогда не станешь никем, кроме социал-демократа ".
Элизабет Арманд была известна под именем Инесса и знала французский, немецкий, английский и русский языки. Ей был 31 год, когда она познакомилась с Лениным в Париже весной 1910 года. К этому времени она уже оставила своего молодого богатого мужа (забрав с собой своих пятерых детей) и прожила какое-то время с его братом. Затем она оставила брата своего бывшего мужа и стала учиться у известной феминистки Эллен Кей. Прочитав работу Ленина "Что делать?", Инесса занялась активной революционной деятельностью. Она была арестована, посажена в тюрьму, затем сослана. Из ссылки ей удалось бежать. Вскоре она была предана Ленину не меньше, чем делу, которому он служил. Несмотря на связь Ленина с Инессой, Крупской тоже очень нравилась компания молодой революционерки. Все трое часто гуляли, путешествовали, а иногда и жили вместе. Практически со дня знакомства с Лениным и до своей смерти в 1920 году от сыпного тифа Инесса была вместе с ним и с Крупской. Отсутствовала она только в тех случаях, когда выполняла где-нибудь очередное партийное задание или находилась в тюрьме. Ее смерть была тяжелым ударом для Ленина. Во время ее похорон он был в таком состоянии, что к нему не решались приблизиться даже его товарищи. Один из исследователей даже утверждает, что именно эти октябрьские похороны привели к резкому ухудшению состояния здоровья Ленина и практически стали точкой отсчета постепенной потери Лениным принадлежащей ему власти.
Со времени исключение из университета и до 1891 года Владимир не имел определенных занятий. Именно в это тяжелое время, чувствуя себя отверженным, пришел он в кружок Федосеева. Марксистское учение сразу привлекло молодого человека. Ему казалось, что оно несет в себе такой заряд, который способен взорвать весь этот несправедливый мир. В 1891 году Ульянову, наконец, разрешили сдавать экзамены экстерном на юридическом факультете Петербургского университета. Испытания были успешно выдержаны. Но к этому времени В.И. Ульянов имел уже вполне сформировавшееся мировоззрение, на котором мало отразилось юридическое образование, полученное наспех, экстерном. Наоборот, следуя установившейся в революционном движении традиции, он с презрением относится к «буржуазному» праву, к «буржуазным конституциям.
В 1894 по 1895 гг. написаны первые крупные работы «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов» и "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе)». В этих трудах Ленин трактовал марксизм как единственно верную революционную теорию и проводил мысль о необходимости его творческого развития и применения к российским условиям. Первоочередной задачей социал-демократов Ленин считал организацию социалистической рабочей партии, способной возглавить пролетариат в борьбе против царизма, а затем и капитализма. «Когда создадут прочную организацию, партию, преобразующую разрозненные бунты и стачки рабочих в сознательную классовую борьбу пролетариата, тогда, - писал Ленин, - русский рабочий, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет русский пролетариат (рядом с пролетариатом всех стран) прямой дорогой открытой политической борьбы к победоносной коммунистической революции.
В.И. Ленин первым из марксистов выдвинул идею гегемонии пролетариата и идею революционного союза рабочего класса и крестьянства как главного средства свержения царизма, помещиков и буржуазии. Эти идеи явились ценным вкладом в марксистскую теорию. Тогда же в 1894 году Ленин познакомился с Н.К. Крупской, ставшей через 4 года его женой и соратницей. В апреле 1895 Ленин выезжал, за границу для установления связей с группой "Освобождение труда" и деятелями западноевропейской социал-демократии. Для развертывания работы в массах, марксистские кружки в Петербурге по инициативе Ленина объединились в единую социал-демократическую нелегальную организацию, принявшую в конце 1895 года название «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». «Союз был построен на принципах центризма, строгой дисциплины и тесной связи с массами. В его ядро входило 15-17 человек, они распределялись между тремя районами, на которые был разбит город. Основой являлись рабочие кружки на заводах и фабриках. Руководила «Союзом» центральная группа во главе с Лениным, который одновременно был редактором всех его изданий. В «Союз борьбы» входили: А.А. Ванеев, П.К. Запорожец, Г.М. Кржижановский, Н.К. Крупская, Ю.О. Мартов и другие. Встревоженное деятельностью «Союза борьбы», царское правительство нанесло ему жестокий удар. В ночь на 9 декабря 1895 года было арестовано руководство «Союза» во главе с Лениным и около сорока активных работников. В течение 1896 года полиция совершила еще ряд набегов, вырывая из «Союза все новых и новых бойцов. Однако именно этот год принес крупную победу «Союзу борьбы». Летом разразилась общая стачка текстильщиков столицы. «Союз» руководил стачкой, издав 13 листовок. Царское правительство, арестовав свыше тысячи рабочих, пыталось не только сломить стачку жестокими репрессиями, но и разложить идейное движение лживыми заверениями, будто правительству «одинаково дороги, как дела фабрикантов, так и рабочих». Этот маневр был немедленно разоблачен «Союзом» в листовке. Весть о стачке разнеслась по всей стране и далеко за ее пределами. Напуганное размахом борьбы, царское правительство вынуждено было в 1897 году законодательно ограничить рабочий день 11,5 часами.
Выступление пролетариата создала
новую обстановку революционной
борьбы. В революционном движении
России в XIX веке, отмечал позднее
Ленин, явственно выделяются три
периода в соответствии с тем,
какой общественный класс налагает
свою печать на движение. В крепостную
эпоху, от выступления декабристов
и до падения крепостного права,
в движении преобладали революционеры-
Петербургский «Союз борьбы» продолжал
действовать, и в 1898 году в Минск
съехались представители ряда марксистских
кружков и групп (всего 9 человек).
Они объявили о создании Российской
социал-демократической
Социал-демократическое движение получило значительное развитие.
Особую опасность представляли «экономисты», которые представляли собой русскую разновидность международного оппортунизма возникшие в 90-х годах. Они выступали под лозунгом «свободы критики» Маркса, требовали пересмотра его учения, отрицая возможность научно обосновать социализм, и объявили несостоятельным само понятие «конечная цель» рабочего движения, то есть коммунизм. Они отрицали растущую нищету масс и обострение капиталистических противоречий, требовали отказа от основных положений марксизма - от теории классовой борьбы, социалистической революции, диктатуры пролетариата. Против «экономистов» решительно выступил Ленин, написав в 1899 году «Протест российских социал-демократов», утвержденный на собрании семнадцати марксистов, находившихся в Сибирской ссылке. Необходимо было объединить все революционные силы на борьбу с таким злом, как кустарничество, идейные шатания, «экономизм».
За рубежом В.И.Ленин занимался вопросами, связанными с изданием газеты. С апреля 1901 года секретарем редакции стала Н.К.Крупская. Идейным руководителем "Искры" - так назвали первую общерусскую нелегальную политическую газету - был Ленин. Он разрабатывал план каждого номера, редактировал статьи, находил авторов, переписывался с корреспондентами, занимался финансовыми вопросами, обеспечивал регулярный выпуск "Искры". В январе 1901 В.И. Ульянов впервые подписал письмо Г.В. Плеханову под псевдонимом Ленин, а в декабре 1901 года и публикацию в № 2-3 журнала «Заря». Большую помощь в подготовке издания газеты оказывали В.И. Ленину видная деятельница немецкого и международного рабочего движения К. Цеткин, немецкий социал-демократ А. Браун, польский революционер Ю. Мархлевский. Ленин подробно разъясняет принципы построения революционной партии, призванной повести рабочий класс на завоевание политической власти. Проект программы, выработанный редакцией газеты, стал идейной платформой сплочения в единую партию разрозненных социал-демократических организаций, он был представлен Г.В. Плехановым. По настоянию Ленина он был очищен от абстрактности, расплывчатости многих определений и формулировок и дополнен рядом положений. Ленин первым из марксистов увидел, что рабочему классу нужна партия нового типа. Свои взгляды на партию, ее характер, на роль в рабочем движении, на основные принципы ее деятельности он изложил в книге «Что делать?». Эта книга сыграла огромную роль в сплочении партийных кадров на основе марксизма. В.И. Ленин разработал проект Устава партии, написал план доклада съезду о деятельности организации «Искры», другие материалы. В.И. Ленин разработал регламент и порядок дня съезда, проекты резолюций: «О демонстрациях», «О работе среди крестьянства», «О работе в войсках», «Об отношении к учащейся молодежи».
II съезд открылся 17 июля 1903 года в Брюсселе. Первое заседание проходило в складском помещении на одной из рабочих окраин бельгийской столицы. Но из-за преследований полиции работа съезда была перенесена в Лондон. 26 организаций послали на съезд своих делегатов. Состав их был неоднороден. Наряду с последовательными пролетарскими революционерами в работе участвовали "экономисты", центристы и другие представители оппортунизма. Это определило остроту и напряженность развернувшейся на съезде борьбы по многим вопросам. [4, 101].
В.И. Ленин активно участвовал в работе съезда. Он был избран вице-председателем съезда, а также членом программной, уставной и мандатной комиссий. В протоколах записано свыше ста тридцати его выступлений и замечаний. Съезд утвердил выработанный редакцией "Искры" проект Программы партии, впервые в истории международного рабочего движения после смерти К. Маркса и Ф. Энгельса была принята такая революционная программа, в которой борьба за диктатуру пролетариата выдвигалась как основная задача рабочего класса. В принятой Программе подчеркивалась роль пролетариата - руководителя всех трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за демократию и социализм, определялась роль крестьянства как союзника рабочего класса. В рукописи первого параграфа, проекта Устава партии, Ленин требовал от каждого ее члена активного участия в революционной борьбе, подчинения единой партийной дисциплине. При выборах центральных руководящих органов партии - Центрального Комитета и редакции Центрального Органа - сторонники В.И. Ленина получили большинство голосов. Именно с тех пор их стали называть «большевиками», а их противников - оппортунистов, оставшихся в меньшинстве, - «меньшевиками». И только за Лениным беспрекословно шли, как за единственным, бесспорным вождём. Ибо только Ленин представлял собою «редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатичную веру в движение, в дело с не меньшей верой в себя... Людовик XIV мог говорить: Государство - это я... Ленин без излишних слов неизменно чувствовал, что партия - это он. Что он - концентрированная в одном человеке воля движения. И соответственно этому действовал».
Уникальное качество Ленина как политического лидера нашего времени состояло в том, что в нем сочеталась приверженность абстрактной
теоретической программе с редким умением приспособить свою тактику к требованиям жизни. Сочетание казалось в высшей степени необычным: в
одном человеке соединились фанатик и оппортунист.
В политической жизни часто случалось, что радикальные социалистические лидеры, достигнув власти, прятали свои абстрактные теории в архив иобращались исключительно к фактам повседневной жизни.В отличие от них Ленин не утерял фанатичную веру в свой идеал даже тогда, когда вся полнота политической власти сосредоточилась в его руках. И только в самом конце карьеры, в период проведения Новой экономической политики, голос того идеала, на котором строилась вся политическая жизнь Ленина, стал звучать слабее, уступив новым веяниям реальной жизни. Болезнь и смерть прервали последний этап ленинской деятельности и похоронили вместе с ним тайну: до каких пределов смог бы он отступать "на интеллектуальном фронте".
Идеалистический фанатизм Ленина являлся основой его политического мужества. И вопрос здесь не только в личной смелости. Беспредельное мужество, готовность отдать жизнь за свои идеалы - отличительные черты
многих политических лидеров, в том числе революционеров. В этом отношении Ленин не отличался от них. Вопрос здесь в политической
смелости. Ленин не боялся выдвинуть лозунги (или "тезисы", как он
называл их), которые прямо разрывали не только с тем, что признавалось
общественным мнением, но и с тем, во что верила его собственная партия.
Выдвигая новый лозунг, Ленин твердо придерживался его, не обращая
внимания на насмешки и недовольство окружающих, пока поставленная цель не была достигнута или пока он сам не делал вывода о необходимости
внести в тактику изменения.
Исключительный фанатизм, беззаветная вера в правильность своего
политического идеала - вот что
давало Ленину силы идти
считаясь с мнением своих сторонников и почитателей. И он никогда не
боялся остаться один. В свою очередь, оппортунизм Ленина давал ему возможность определить, когда условия жизни требовали новой тактики и в какой момент необходимо отступить и искать обходных путей. Вместе с непреклонным фанатизмом Ленин обладал и замечательным политическим инстинктом, который помогал ему чувствовать подъем и падение народных настроений (даже в международном плане). Некоторые из соратников Ленина, по их собственному признанию, испытывали своего рода суеверный страх, сталкиваясь с политической проницательностью лидера.