Лука Пачоле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 16:29, реферат

Описание работы

Лука Пачоле родился в 1445 г. в Борго СанСеполькро. Этот маленький провинциальный городок, принадлежал — Флоренции, городу-республике, хотя в этническом и географическом отношении его следует отнести к северной Умбрии. Борго СанСеполькро упирается в правый берег Тибра. воды которого текут к Риму; с другой стороны городок прилепился к огромной горе — Монте Казале. В городе жили ремесленники, а на горе, в монастыре, построенном в Х111 в. францисканцами,— монахи нищенствующего ордена, именовавшие себя, согласно воле папы Гонория III (1216— 1227), миноритами.

Файлы: 1 файл

Реферат математика 1 курс.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

 

Факультет информационных ресурсов и дизайна

 

направление подготовки 

«Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лука Пачоле

 

(реферат по дисциплине  «Математика в социально-гуманитарной сфере»)

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Выполнил:

Добрачев С. В.

                                                                                          1 курс ЗФО

                                                                                            гр. ВД-124з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БАРНАУЛ 2013       

Лука Пачоле родился в 1445 г. в Борго СанСеполькро. Этот маленький провинциальный городок, принадлежал — Флоренции, городу-республике, хотя в этническом и географическом отношении его следует отнести к северной Умбрии. Борго СанСеполькро упирается в правый берег Тибра. воды которого текут к Риму; с другой стороны городок прилепился к огромной горе — Монте Казале. В городе жили ремесленники, а на горе, в монастыре, построенном в Х111 в. францисканцами,— монахи нищенствующего ордена, именовавшие себя, согласно воле папы Гонория III (1216— 1227), миноритами.

Уважаемое в городе семейство  возглавлял Бартоломео Пачоли, отец трех сыновей; одного из них звали Лука. В детстве мальчик помогал местному торговцу Фолько де Бельфольчи [57, с. 36). Большое влияние на воспитание и образование Луки оказал его дядя по матери — Бенедетто, капитан армии Альфонса V (1416 — 1458). Будущего бухгалтера и математика отдали учиться в мастерскую художника Пьеро делла Франческа (1416—1492), слава которого гремела по всей Италии.

Это была первая встреча  маленького мальчика с великим человеком  — художником и математи-ком. Как  свойственно людям эпохи Возрождения, учитель Л. Пачоли не был только художником, и мастерская его напоминала скорее своеобразный «университет культуры», чем школу живописи. В созданном Пьеро делла Франческа мире, как и в мастерских других крупных художников XV века, ученики знакомились не только с приемами и методами живописи, скульптуры и архитектуры, но и с основами точных наук. У Пьеро делла Франческа царит железный закон чисел, поэтому он так ясен и логичен. Его господствующая сила человеческий разум вся и все себе подчиняющий, внутренняя просветленность и стоическая бесстрастность. Ученики, по мере своих сил и способностей, должны были приобщаться к ясному и логичному миру учителя.         

Судя по тому, что мы известно о Л. Пачоли, можно предположить, что чувство прекрасного было глубоко присуще ему. Вместе с тем он не был и, очевидно, не мог быть человеком искусства. Франческа был художником и ученым, но только вторая ипостась учителя нашла отзвук в сердце ученика. Юный Лука Пачоли, прирожденный математик, был влюблен в мир чисел, число представлялось ему, как и его учителю, неким универсальным ключом, одновременно открывающим доступ к истине и красоте. На первом месте стоит истина, занятия наукой посвящены ей.        

До девятнадцати лет Л. Пачоли работает и учится в мастерской, потом расстается с учителем и переезжает в Венецию. Он поселился на острове Гвидека — одном из 70 островов, на которых расположилась сильнейшая морская и колониальная держава тогдашней Европы.         

В новом для него городе Лука Пачоли становится воспитателем трех сыновей богатого купца Антонио де Ромпиази: Бартало, Франческа, Паоло Воспитывая детей, он учит их тому, что знает и понимает сам; часто он учится вместе со своими учениками, посещая публичные лекции знаменитого математика Доменико Брагадино, помогает отцу учеников в ведении конторских книг, приобретая первые навыки в деле, в историю которого ему суждено будет вписать несколько замечательных страниц. У Ромпиази Л. Пачоли не только воспитывал детей, но, как он потом скажет, «путешествовал на кораблях, перевозящих товары» [57, с. 36].         

В 1470 г. он закончил свою первую книгу  — учебник коммерческой арифметики, написанный для своих воспитанников. В том же году Л. Пачоли прервал  карьеру воспитателя и уехал  в Рим.        

В те времена карта Италии представляла собой мозаику маленьких и враждебных друг другу государств. Древний Рим, центр всего католического мира, был вместе с тем и столицей Папской области — одного из государств Италии. Взгляду Луки Пачоли предстали многочисленные руины старой столицы, огромное число обветшалых средневековых зданий, готовых рухнуть в любую минуту, и немногочисленные постройки новых великих зодчих Италии. Одним из зачинателей нового архитектурного стиля был Леон Баттиста Альберти (1404 — 1472) — архитектор, ученый, писатель, музыкант.        

В доме Альберти, скорее всего по просьбе  Пьеро делла Франческа, был принят и поселился Л. Пачоли. Так он встретился со вторым на своем жизненном пути великим человеком. Беседы с ним  и совместные занятия оказали большое влияние на духовный мир математика и бухгалтера. Его взгляды характеризует то, что влюбленный в мир чисел, Л. Пачоли повторит за Пифагором мысль о том, что число лежит в основе вселенной.        

В доме Альберти Л. Пачоли познакомился с семьей Ровере. Ее глава — Франческа делла Ровере — был генералом ордена францисканцев и в 1471 г. стал папой под именем Сикста IV. Полагают, что Л. Пачоли провел в Риме не более двух лет.         

В 1472 г. Л. Пачоли было 27 лет, он постригся  в монахи и уходил из мирской жизни, чтобы отдать себя науке. Ради этого стал монахом-францисканцем. Выбор был продиктован научными традициями, сложившимися в ордене и семейными обстоятельствами — оба брата Луки Пачоли тоже были францисканцами.         

После пострижения он живет на родине — в Сан - Сеполькро. Его учитель Пьеро делла Франчсска пишет в 1475 г. картину "Мадонна со святыми", среди святых доминиканский монах Пьеро Мартир (Петр Мученик); считают, что моделью послужил Л. Пачоли.

События показали, что  Л. Пачоли правильно оценил свои возможности и перспективы. 14 октября 1477 г. он получил профессуру в университете Перуджи, а в ноябре прочитал свои первые лекции. Ему положили оклад в 30 гульденов, но уже 11 января 1478 г. из внимания к тому, что «он уже два месяца читает лекции по геометрии и алгебре и оказал в оных превосходные познания и что, очевидно, ему жить нельзя на такое скудное содержание», разрешена ему прибавка в 20 гульденов. Судя по всему, Л. Пачоли оказался хорошим лектором. 4 июля 1478 г. корпорация профессоров решила оставить Л. Пачоли при занимаемой им кафедре еще на два года, увеличив ему вместе с тем содержание до 60 гульденов. За время, проведенное в Перудже, Л.Пачоли, готовясь к лекциям, написал развернутый конспект курса, который оформил в виде отдельной книги, посвятив ее «своим любезным ученикам, отличным и славным юношам Перуджи». Впоследствии ее основы войдут в состав первого капитального труда Л.Пачоли. Рукопись этой книги хранится в Ватиканской библиотеке.        

11 декабря 1480 г. Л.  Пачоли уехал в Зару, в его педагогической карьере наступил перерыв. В течение восьми лет Л. Пачоли будет заниматься философией, теологией и совершенствоваться в математике. Выполняя орденские обязанности, он будет совершать поездки в различные города Италии, чаще будет ездить во Флоренцию. Занятия новыми предметами не прошли бесследно, с 1486 г. он уже именуется магистром священной теологии.        

14 декабря 1487 г. его по рекомендации  генерала ордена приглашают в  Перуджу, через несколько дней  он поднимается на кафедру. Альбер Дюпон, со свойственным ему романским воображением, примерно так, глядя на портрет, относящийся к тому времени, описывает Луку Пачоли: «Красивый, энергичный молодой мужчина; поднятые и довольно широкие плечи обличают врожденную физическую силу, мощная шея и развитая челюсть, экспрессивное лицо и глаза, излучающие благородство и интеллект, подчеркивают силу характера. Такой профессор мог заставить слушать себя и уважать свой предмет. Педагогическую деятельность Л. Пачоли сочетает с научной работой: он пишет энциклопедический труд по математике.        

 С 1490 по 1493 г. Л. Пачоли живет  в родном Борго Сан-Сеполькро.  Он много работает, пишет книгу,  которая прославит его имя.  Во время работы в 1492 г. два  события потрясли его: одно  было радостным — генуэзец Христофор Колумб нашел «путь в Индию»; второе событие свершилось рядом, в родном Борго Сан-Сеполькро — умер Пьеро делла Франческа.         

Когда Л. Пачоли заканчивал свой большой математический труд, он не мог не вспоминать своего первого учителя, который «ставил себе задачей обобщить наблюдения над действительностью в форме строго числового закона, в форме тех вечных пропорций, которые устраняли из явления все случайное, все наносное». Ученик всю свою жизнь будет стремиться к тому же.         

В 1493г. тринадцатилетняя работа над книгой была закончена. Написав  книгу, Л. Пачоли выезжает в Венецию. При покровительстве претора  республики св. Марка мецената Марко  ди Сануто 10 ноября 1494 г. большой многолетний  труд Л. Пачоли из типографии «мудрого Паганино ди Паганини» вышел в свет. Он назывался «Summa de Arithmetica, Geometria, Proportioni et Proportiona111а» — «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях».

Какова же математическая концепция Л. Пачоли? Известно высказывание Л. Пачоли: «Из всех истинных наук, как утверждают Аристотель и Аверроэс, наши математические науки наиболее истинны и имеют первую степень достоверности, и им следуют все другие естественные науки».        

Книга напечатана на 300 листах. Весь материал делится на две части, первая часть посвящена арифметике и алгебре, вторая — геометрии. Включая в состав математики прикладные методы, автор в первой части выделяет специальный отдел IX, посвященный вопросам применения математики в коммерческом деле. В отдел входит двенадцать трактатов, в том числе ХI — о счетах и записях.        

Трактат XI, который нас  интересует, состоит из 36 глав. Л. Пачоли трактует бухгалтерский учет как  прикладную математическую дисциплину. Два формальных обстоятельства были отмечены современниками сразу: арабские цифры и итальянский язык. Вот как описывалась одна из учетных книг, датированных 1494 г.: «Записи сделаны были ровным круглым почерком, без прописных букв, без точек и запятых, с цифрами римскими, отнюдь не арабскими, считавшимися легкомысленным новшеством, непристойным ~м~ деловых книг». После Л.Пачоли римские цифры в деловых книгах были вытеснены "легкомысленными" арабскими.        

Итак, Л. Пачоли на закате XV столетия подытоживал математические знания средневековья. Самым важным было то, что Л. Пачоли стремился к выработке теоретического знания. Здесь мысли великого математика вполне созвучны записям Леонардо да Винчи: «Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории».        

В 1494 г. Италия начала читать «Сумму арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». Монументальная печатная работа Л. Пачоли, несомненно, способствовала его славе.         

Когда в 1496 г. в Милане — крупнейшем городе и государстве  Италии, в университете открыли кафедру  математики, занять ее был приглашен  фра Лука ди Борго Сан-Сеполькро. Приглашение было принято. При дворе  герцога Людовико Моро Сфорца —  сияло солнце Леонардо да Винчи. Л. Пачоли читает учебные лекции студентам и публичные лекции всем желающим. Количество его слушателей росло с каждым днем. Он знает математику и при этом умеет говорить и ладить с людьми; он становится популярным. Его приглашают читать во дворец, придворные собираются посмотреть и послушать человека, ставшего модным.        

Он познакомился с  Леонардо да Винчи — третьим великим  человеком на его жизненном пути; вначале их связывали отношения  деловые, следы которых остались в записных книжках Леонардо: «Научись умножению корней у маэстро Луки», «попроси брата из Борго показать тебе книгу «О весах», Л. Пачоли помогал Леонардо в выполнении расчетов для конного памятника Сфорца. «Для отливки его в бронзе понадобилось бы 200 тысяч фунтов металла".        

В Милане Л. Пачоли начал  писать «Божественную пропорцию», свою вторую великую книгу. Под влиянием бесед с Леонардо да Винчи и  воспоминаний об уроках Пьеро делла  Франческа Л. Пачоли занялся разработкой  теории перспективы, геометрии и  архитектуры. Леонардо да Винчи иллюстрировал новую книгу. Постепенно деловые отношения перешли в дружбу. Жизнь и работа в Милане были лучшими годами в жизни Леонардо да Винчи и Луки Пачоли.        

В 1499 г. Леонардо да Винчи  и Лука Пачоли уехали во Флоренцию, там их пути разошлись.         

В 1501 г. из Флоренции Лука Пачоли переезжает в Болонью, где  в старейшем университете Европы (осн. в 1058 г.) занимает кафедру математики. В 1504 г. истек десятилетний срок привилегии на печать «Summa», т. е. срок авторского права. Кто-то в Венеции переиздал теперь уже безгонорарную книгу, но характерная деталь — не всю работу, а только одиннадцатый трактат, с новым названием на титульном листе: «La scuola perfetta dei mercanti di Fra Paciolo di Borgo Santo Sepotecro». Venezia, 1504 — «Совершенная школа торговли, сочинение брата Пачоли из Борго Сан-Сеполькро».         

В 1505 г. Л. Пачоли снова  во Флоренции, в братии монастыря  св. Креста. Все время, свободное  от орденских обязанностей, Л. Пачоли посвящает «Божественной пропорции». Он торопится. В рукопись он включает не только иллюстрации своего друга Леонардо да Винчи, но и содержание бесед с ним, не только воспоминания о своем учителе Пьеро делла Франческа, но и почти весь трактат его.        

Информация о работе Лука Пачоле