Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:47, реферат
«Проект регламента московских гимназий» (1755);
«Проект регламента академической гимназии»(1758);
«Проект об учреждении гимназий и школ в «больших» и «малых»городах»(1760)
Слово о пользе химии (1751);
О сохранении и размножении российского народа (1761) и др.
Выполнила: студентка гр. 11 НК
Семенова Дарья
Михаил Васильевич Ломоносов родился
8 (19) ноября 1711 г.
Ломоносов - первый русский педагог, который разработал педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое понимание.
Основная идея теории:
Положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения.
Ломоносов выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний.
М.В. Ломоносов определил воспитание главным фактором развития человека.
Он писал, «… молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти
Качества нравственно воспитанного человека: патриотизм, милосердие, трудолюбие.
Пороки нравственности: леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.
Природные особенности детей считал основой и источником их развития.
Он выделял природные дарования: душевные (речь, память, мышление и др.) и телесные (физические способности).
Считал, что природные умственные задатки являются доброй землей «…к посеянию чистого семени, ибо семя на неплодородной земле, так и учение в худой голове тщетно и бесполезно….»
Ломоносов считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов.
«Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды».
Практика - является основой познания.
Весь процесс человеческого познания определяется потребностями практической деятельности.
Прогрессивной в дидактических идеях М.В. Ломоносова явились постановка и организация классно-урочной системы.
вопрос (ученику), вызов (для ответа), объяснение, выдержать испытание, выучить, вытвердить, изусть твердить, диспут, домашние и школьные упражнения (экзерциции), дневное задание, задача, лекции, лабораторное задание, наставление школьников ( в обучении), награждение (лучших), наказание (ленивых), опыты, переводы (текстов), проверка знаний, приводить примеры, толковать понятия, рассуждать, сочинение, слушание наук, указание (к изучению), учительский спрос, чтение лекций, экзамены, эксперимент, практика, беседа, аргументация научных положений, дискуссия, рассуждения.
Основным критерием истинности научного знания Ломоносов считал эксперимент.
Первые фундаментальные учебники по русскому языку, риторике, оригинальные учебные руководства по естественным и математическим дисциплинам, написанные Ломоносовым, заложили основы методики преподавания как науки.
В методике преподавания естественных наук главное внимание Ломоносов уделял обучению практическим навыкам, умениям владеть физическими и химическими приборами.
Посвятим этот год изучению и популяризации идей, открытий, достижений М.В. Ломоносова!!!