Назир Турекулов первый дипломат казах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 17:18, доклад

Описание работы

Работа посвящена первому в истории Казахской ССР -дипломату. Первый дипломат-казах, который добился в советскую эпоху самого высокого звания – Полпреда СССР в Саудовской Аравии (Королевство Недж и Хиджаз). Его жизнь окутана тайной, мы почти ничего не знаем о его индивидуальности, о его мировоззрении.

Файлы: 1 файл

Статья №4 для ОНТ, от Турхановой.docx

— 62.39 Кб (Скачать файл)

СООТНОШЕНИЕ ДИПЛОМАТИИ И ТВОРЧЕСТВА В ЖИЗНИ ПЕРВОГО  ДИПЛОМАТА КАЗАХСКОГО НАРОДА – НАЗИРА ТЮРАКУЛОВА

 

 

Турханова Айгерим 

ЕНУ им.Л.Н.Гумилева, Астана

 

 

Что самое ценное в жизни?  Каждый из нас ответит на этот вопрос- по своему. Действительно, нет однозначного ответа на этот вопрос. Могут измениться политические режимы, идеологии, появится новые политические течения, исчезнуть цивилизации, но в целом, человеческие ценности не изменяются.

Такие ценности как: любовь, долг, дети, счастье, народ будут вечными.  Для большинства людей своя судьба и судьба своей семьи важнее всего, но есть люди, для которых национальный долг это и есть семейный долг, для которых свой народ и своя страна это и есть их - семья. Настоящие дипломаты, всегда ставят национальные интересы выше -  собственных.

 Их профессия, связанная с установлением внешнеполитических отношений с государствами. Дипломаты, которые рисковали своей жизнью в незнакомых странах, выполняли международные задачи своего отечества и своего народа. К числу которых относится  дипломат –Н.Тюракулов.

О Назире Тюракулове известно многое и - почти ничего. До приобретения Казахстаном независимости такие исторические личности как Назир Тюракулов, были неизвестны своему народу. Первый дипломат-казах, который добился в советскую эпоху самого высокого звания – Полпреда СССР в Саудовской Аравии (Королевство Недж и Хиджаз). Его жизнь окутана тайной, мы почти ничего не знаем о его индивидуальности, о его мировоззрении.

В книге Т.Мансурова ««Нәзір Төреқұлов – Кеңес Одағының Сауд Арабиясындағы елшісі» опубликованы документы которые обладают исторической ценностью. Переписка, записки дипломата дают нам возможность понять, не  только каким был Н.Тюракулов дипломатом, но и попытаться понять его - индивидуальность.

Записки полпреда интересны  стилем своего изложения. Его мысли  не закованы в рамки официальных  требований, где то он прибегает  к шутливым высказываниям, что может  свидетельствовать о позитивном отношении к любому делу и о живом аналитическом складе ума. Этот стиль изложения можно охарактеризовать как - открытый стиль, что удивительно для той непростой и довольно закрытой эпохи. Где то он может выразиться с долей иронии  и шутки.

Так, в одном из описаний «Королевство Геджас-Неджа и присоединенных областей» Н.Тюракулов пишет: « Прежде чем говорить о практических вопросах нашей политики и торговли в Геджасе, я считал бы полезным хотя бы вкратце обрисовать социально – экономическую физиономию страны и условия ее развития».

В своих письмах  Н.Тюракулов не только рассматривает внешнеполитические вопросы, но всегда указывает на социальные проблемы, природные факторы, культуру, религию обычаи. Подчеркивая какие-то, незнакомые обывателю черты характера Геджаских жителей. Так в письме от 13.01.1932 года «О медицинской работе  в Геджасе», дипломат пишет о необходимости создания медицинской части при Полпредстве. Приводя внушительные доводы. Не только экономические - дороговизна иностранных докторов, но и религиозные – отказ от врачей –мужчин.

«Египет присылает  ежегодно санитарные  медицинские  экспедиции на время хаджа. Эти медицинские  силы обслуживают не только своих  паломников, но и местное население  на началах платности. Плата за визит  спекулятивно высокая – 1 англ.фунт  (золотом). Благодаря этому «помощь» совершенно недоступна широким слоям.

В другой части письма Н.Тюракулов указывает на религиозные причины отказа от обращения к врачам:  «Отмечу, что мусульмане по своим бытовым предразсудкам избегают показывать своих больных жен и дочерей мужчинам врачам. В Геджазе нет ни одного врача – женщины! Женщины лишены медицинской помощи».

Интересно, что человек, который писал данное письмо более 80 лет назад, размышлял как современный политический технолог. Приводя разумные доводы в доказательство необходимости обеспечения медицинскими работниками - (врачи–женщины) дипломатическое представительство, не только для того чтобы последние оказывали медицинскую помощь сотрудникам, но и служили как бы проводниками идей советской власти в арабское общество. То есть, вели пропагандистскую  работу.

«Во всем арабском мире мы не имеем ни одного печатного  органа, дружественно и правдиво освещающего положение в СССР. Зато имеем бешеную травлю со стороны англо-арабской прессы, изображающей нас варварами. В таком пункте, как Геджаз, куда ежегодно стекаются десятки тысяч людей со всех концов мусульманского мира, наша медицинская работа будет иметь огромное значение для борьбы за СССР» - пишет Н.Тюракулов.

Из этого письма также становится ясным, что работа в Полпредстве довольно тяжелая, не только в психологическом плане, но и в физическом. Из – за тяжелых климатических условий (летом средняя температура 50 градусов, зимой – сильная сырость) представители дипломатической миссии подвергались тяжелым болезням.

Так по этому поводу Н.Тюракулов указывает : «..из 16 сотрудников Полпредства за 6 лет его существования переболело 16 человек 2 из них похоронены в Аравии».

В другом письме к тов. Карахану о необходимости передачи легендарного «Корана Османа» в Мекку, дипломат пишет о двух целях преследуемых советским правительством в передаче в качестве подарка- «Корана Османа».

А именно: - укрепление дипломатических  связей с правительством Ибн-Сауда; - удобной формой  избавления,  ставшего  новым предметом паломничества антисоветских кругов в СССР.

Н.Тюракулов пишет: «Особой научной ценности он не представляет, считают, что он является именно тем экземпляром Корана, при чтении которого был убит третий калиф Осман. В качестве доказательства этой версии обычно ссылаются на следы крови на нем, которые и создают почву для кликушества. Таким образом «возвращение» его в Мекку является наиболее удобной формой его ликвидации для нас и в тоже время он может быть нами использован в качестве ценного подарка ибн-Сауду».

Как известно, вокруг Корана Османа, в 30 годы 20 века было неоднозначное отношение советской власти. Так как в то время эта мусульманская реликвия, была превращена в предмет паломничества. Поэтому предложение Н.Тюракулова переправить Коран Османа на Родину, это проявление заботы о мусульманской реликвии.

Данное письмо  также  показывает глубокую осведомленность  о предмете, о котором пишет Н.Тюракулов. Так как в посткриптуме письма он от руки пишет интересный факт: «Любопытно отметить, что во время гражданской войны. Ген. Деникин обратился к горцам Кавказа  с воззванием, в котором указывалось на «факт» уничтожения  большевиками –безбожниками «Корана Омара», этой святыни всего мусульманства. Деникин ошибся, назвав его Кораном Омара, но он имел в виду, именно этот экземпляр Корана.

Коран Османа (Усмана), третьего халифа, действительно является святыней мусульман. Пророк Мухаммад с.ғ.с не делал записей, его проповеди передавались из уст в уста его учениками. После смерти Пророка люди стали искажать смысл его слов. Тогда, халиф Осман решил создать книгу по записям проповедей Мухаммада с.ғ.с., сохранившимся у его учеников и приближенных  (приемный  сын пророка Зейд ибн Сабит). А также по сохранившимся в памяти приближенных людей (учеников)  его мудрость. В результате было напечатано, первых 5 экземпляров –Корана.  Все пять экземпляров были отправлены в пять самых главных мусульманских городов: Мекка, Медина, Куффа, Басра, Дамаск.  Интересно то, что Халиф Осман откорректировал все, что могло вызвать недовольство и вражду в мусульманском  обществе. Шестой экземпляр, мы можем предполагать, что он был не отредактированным, Халиф Осман оставил себе.

Именно за чтением шестого  экземпляра Корана он был убит толпой мятежников. До сих пор ученые спорят, является ли тот экземпляр Корана, о котором писал в письме Н.Тюракулов подлинным Кораном Османа. Поскольку в мире насчитывается около десятка экземпляров рукописных священных книг обагренных кровью, которые все претендуют называться «Кораном Османа». К слову, Коран не был передан Ибн –Сауду в качестве подарка, он до сих пор хранится в Ташкенте в мечети Тилла –Шайх.

Письма Назира Тюракулова хранят в себе интересные факты дипломатических отношений между СССР и Саудовской Аравией.

Так, в одном из писем он пишет о передаче семян различных овощных культур арабской стороне, для культивирования.

«Семена (огурец, дыня, перец, баклажан) по Инструкции перевели на ар. яз. Все передали ……  А.Сулейману. Он благодарит. Он будет их культивировать в своем саду (Мекка)» -пишет дипломат.

В другом письме Н.Тюракулов упоминает международную организацию Красного Креста и Красного Полумесяца.  « На письмо …союза Красного Креста и Красного Полумесяца от марта с.г. ответил особо (см. в почте). Что само по себе интересно тем, что    доказывает деятельность этой международной неправительственной организации в 30 годах 20 века в Саудовской Аравии.

Среди документов приведенных  в книге Т.Мансурова также есть копия регистрационного бланка члена  ВКП(б) в котором сам дипломат пишет некоторые интересные автобиографические тонкости. Например, что у него нет  профессии по «Образованию», что он работал 20 лет газетным работником (журналистом), что занимался также преподавательской деятельностью, не имел никаких наград, владел несколькими языками: французским, турецким, арабским, узбекским и казахским.  Интересно, что Н.Тюракулов пишет, что является автором ученого труда (учебного пособия), которое было издано в 1926 году под названием «О фонетическом строе казахского языка». 

Все его письма написаны грамотным и красивым (литературным) языком. Читая его письма, поражаешься интеллектуальной составляющей. Каждое письмо это как небольшой исторический и политический рассказ. Он всегда анализировал  все аспекты вопроса или проблемы.

Совсем недавно стало известно, что Н.Тюракулов обладал художественным талантом, о чем свидетельствуют  переданные единственной дочерью дипломата незадолго до окончания своего жизненного пути  - Анель Назировной Тюракуловой создателю фонда о Н.Тюракулове  - Ибраю Смаилову, к сожалению, так же ныне покойном.

Эти рисунки отражают художественный и творческий потенциал дипломата. Исследователи задаются вопросом: «Где мог научиться так, профессионально рисовать Н.Тюракулов». Но, в истории человечества есть масса примеров, когда человек не учился чему – либо, но по сущности природы своей – обладал тем или иным талантом.

Настоящий художник от Бога - не будет учиться рисовать, ему это дается с рождения. Думаю, что и Назир Тюракулов обладал этим талантом с детства. Как свидетельствуют исследователи, рисунков Н.Тюракулова было довольно большое количество, он зарисовывал знакомых ему людей, членов своей семьи, людей, которые были вхожи в его круг общения. По сохранившимся и показанным ниже далее, в настоящей статье, двум рисункам мы видим, как талантливо он передавал не только внешность, но и психологические качества человека. Эмоции: задумчивость, грусть,  радость.

 

 

 

Сохранившиеся рисунки  Н.Тюракулова

 

К сожалению не все рисунки  удалось сохранить, многие были конфискованы, известно, что около 10 рисунков Н.Тюракулова были реализованы в  Южно-Казахстанский областной музей жертв политических репрессий от некоего частного лица.

Исследование документов, записок, секретных писем Н.Тюракулова несомненно является одной из актуальных тем научного исследования, которое  не может уместиться в рамках одной  статьи. Но, тем не менее, я думаю, что эти  небольшие фрагменты,  взятые  из писем Н.Тюракулова подтверждают мысль об оригинальном, интересном характере, современно мыслящем человеке, способным анализировать, разумно подходить к решению вопроса, глубоко изучающем проблемный вопрос.

Все размышления, написанные в данной статье, еще раз подтверждают мысль о том, что только интересный и талантливый человек может быть талантливым дипломатом.

 

 

Список использованной литературы:

 

1.Т.Мансуров «Нәзір Төреқұлов – Кенес одағының Сауд Арабиясындағы елшісі»/ Алматы, Из-во  «Зерде», 2011 г.

2.Бердалы Оспан  «Рисунки репрессированного дипломата». Новое поколение (5 марта 2009)/ http://www.np.kz/index.php

 

 

 


Информация о работе Назир Турекулов первый дипломат казах