Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:09, реферат
Сын писателя и публициста Михаила Никитича Муравьёва и Екатерины Фёдоровны (урождённой баронессы Колокольцовой). Получил отличное домашнее образование. Позднее поступил на физико-математическое отделение Московского университета. С февраля 1812 года — коллежский регистратор в Департаменте Министерства юстиции. В начале войны 1812 года убежал из дома в действующую армию. Официально зачислен в армию прапорщиком свиты по квартирмейской части в июле 1813 года. Прошёл всю кампанию 1813 — 1814 года. Участник сражений при Дрездене и Лейпциге. 1 августа 1814 года переведён в Генеральный штаб.
Никита Михайлович Муравьёв (19 [30] июля 1795 года, Санкт-Петербург — 10 [28] марта 1843 года, с. Урик Иркутской губ.) — один из главных идеологов движения декабристов, офицер, член ложи «Трёх добродетелей»[1], капитан Гвардейского Генерального штаба.
Сын писателя и публициста Михаила Никитича Муравьёва и Екатерины Фёдоровны (урождённой баронессы Колокольцовой). Получил отличное домашнее образование. Позднее поступил на физико-математическое отделение Московского университета. С февраля 1812 года — коллежский регистратор в Департаменте Министерства юстиции. В начале войны 1812 года убежал из дома в действующую армию. Официально зачислен в армию прапорщиком свиты по квартирмейской части в июле 1813 года. Прошёл всю кампанию 1813 — 1814 года. Участник сражений при Дрездене и Лейпциге. 1 августа 1814 года переведён в Генеральный штаб. Участвовал в военных действиях против Наполеона I, возвратившегося с о. Эльбы (прикомандирован к дежурному генералу главного штаба русских войск в Вене А. А. Закревскому). В июне 1815 года в свите офицеров Генерального штаба приезжает в Париж. Здесь Муравьёв познакомился с Бенжаменом Констаном, Анри Грегуаром, аббатом Сиверсом.
По возвращении в Россию, Муравьёв вместе с будущими декабристами слушал курс политэкономии профессора К. Германа и самостоятельно изучал литературу по экономике, праву, истории. В 1816 году принял активное участие в создании Союза спасения. Один из основателей Союза благоденствия (1818). Вместе с С. Трубецким и А. Н. Муравьёвым участвовал в создании устава Союза благоденствия — «Зелёной книги». В январе 1820 года на Петербургском совещании Союза высказался за установление республиканского правления путём военного восстания. Выходит в отставку в начале 1820 года. Уезжает на юг России вместе с М. С. Луниным и встречается там с Пестелем.
Кипренский О. Портрет Никиты Михайловича Муравьева, 1813
После формального роспуска Союза благоденствия (1821 год) Муравьёв инициирует создание новой организации — Северного общества, его влияние в 1821—1823 гг. в обществе было чрезвычайно велико. В то же время Муравьёв не терял связи с Пестелем — руководителем Южного общества. Пестель ввёл Муравьёва в руководящий орган Южного тайного общества — Директорию.
В декабре 1821 года возобновляется служба Муравьёва в Генеральном штабе, он принят туда в чине поручика. Зимой этого года, находясь вместе с гвардией в Минске, Муравьёв разработал первый вариант конституции. В нём наряду с уничтожением крепостного права, феодального строя, рекрутчины и военных поселений появляются идеи сохранения монархии, ограниченной в действии конституцией, устанавливался высокий имущественный ценз, освобождение крестьян было безземельным, сохранялось помещичье землевладение. Этот вариант Конституции был раскритикован Пестелем, Рылеевым, Штейнгелем, Торсоном. В последующих вариантах Конституции Муравьёв снизил имущественный ценз, оговорил условия наделения крестьян землёй.
В декабре 1825 года Муравьёва не было в Петербурге: взяв отпуск по семейным обстоятельствам, он уехал с женой в орловское имение Чернышёвых Тагино. Имя Муравьёва, как одного из руководителей тайного общества, было названо в доносе Майбороды. Арестован в с. Тагино 20 декабря 1825 года. Доставлен в Петербург на главную гауптвахту 25 декабря, переведён 26 декабря в Петропавловскую крепость. После допроса 5 января 1826 года представил Тайному комитету «Историческое обозрение хода Общества». Осуждён по I разряду. По конфирмации 10 июля 1826 года приговорён к каторжным работам сроком на 20 лет, 22 августа 1826 года срок каторги сокращён до 15 лет. Отправлен в Сибирь 10 декабря 1826 года.
Отбывал наказание с 28 января 1827 года в Читинском остроге, с сентября 1830 года — в Петровском заводе. В Петровском заводе читал курс лекций по истории России и военной истории. Активный участник Малой артели. В ноябре 1832 года срок был сокращён до 10 лет. Из Петровского завода отбыл на поселение в с. Урик Иркутского округа. На поселении вместе с братом занимался сельским хозяйством. Построил мельницу. Есть сведения, что в Сибири Муравьёв писал политические сочинения и мемуары, но после ареста Лунина в 1841 году всё уничтожил.
Па́вел Ива́нович Пе́стель (24 июня [5 июля] 1793, Москва — 13 [25] июля 1826, Санкт-Петербург) — руководитель Южного общества декабристов.
Происходит из немецкого семейства Пестелей, поселившегося в России в конце XVII века[1].
Отец — Иван Борисович Пестель (1765—1843). Мать — Елизавета Ивановна Крок (1766-1836). Семья исповедовала лютеранство[2]. Первый ребёнок в семье, при крещении получил имя Пауль Бурхард.
Получив начальное домашнее
образование, в 1805—1809 учился в Дрездене.
В 1810 вернулся в Россию, обучался в
Пажеском корпусе, который блестяще
окончил с занесением имени на
мраморную доску, и был определён
прапорщиком в лейб-гвардии
Участвуя в Отечественной
войне, отличился в Бородинском
сражении[3] (1812); был тяжело ранен
и награждён золотой шпагой за
храбрость. По выздоровлении поступил
в адъютанты к графу
В 1822 году он был переведён полковником в совершенно расстроенный Вятский пехотный полк и в течение года привёл его в порядок[4]. Сам Александр I, осматривая его в сентябре 1823 года, выразился: «Превосходно, точно гвардия», и пожаловал Пестелю 3000 десятин земли.
Участвовал с 1816 года в
масонских ложах. Позднее был
принят в «Союз спасения», составил
для него устав, в 1818 году стал членом
Коренной управы Союза благоденствия,
а в 1821 году, после его самоликвидации
возглавил Южное тайное общество.
Обладая большим умом, разносторонними
познаниями и даром слова (о чём
единогласно свидетельствуют
Выражением его взглядов была составленная им «Русская Правда»; этот проект, написанный в республиканском духе, можно считать вместе с проектом Н. Муравьёва главными выражениями идей тайного общества, хотя ни тот, ни другой не имели никакой обязательности для членов общества. Сам Пестель, по словам Ивана Якушкина, при составлении «Русской Правды» имел в виду только подготовиться к деятельности в земской думе. Важнейшей стороной «Русской Правды» являлись размышления Пестеля о внутреннем устройстве России, политическом и экономическом, которые Николай Тургенев называл «социалистическими теориями». Следственная комиссия построила свои обвинения против Пестеля и некоторых других именно на «Русской Правде».
Из сохранившихся писем Пестеля видно, что он отличался нежной заботливостью по отношению к родителям. Незадолго до 14 декабря 1825 года он был арестован на дороге в Тульчин и после 6-месячного заключения в Петропавловской крепости приговорён к четвертованию, заменённому повешением, что и было исполнено 13 (25) июля 1826 г.
В своём последнем перед казнью письме от 1 мая 1826 года из Петропавловской крепости к родителям Пестель писал: "Я должен был раньше понимать, что необходимо полагаться на Провидение, а не пытаться принять участие в том, что не является прямой нашей обязанностью в положении, в которое Бог нас поставил, и не стремиться выйти из своего круга. Я чувствовал это уже в 1825 году, но было слишком поздно!"[5].
По свидетельству одного офицера, перед казнью Пестель сказал такие пророческие слова: «Что посеял, то и взойти должно и взойдёт впоследствии непременно». Сохранилось следующее воспоминание протоиерея Мысловского, присутствовавшего на казни декабристов, о Пестеле: «Пестель в половине пятого, идя на казнь и увидя виселицу, с большим присутствием духа произнёс следующие слова: «Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали тела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно бы было нас и расстрелять».
Петр Яковлевич Чаадаев – русский философ, мыслитель, публицист. В его главном произведении – «Философических письмах» - содержалась столь резкая критика современной ему России, что власти официально объявили его сумасшедшим. Он родился в Москве 7 июня (27 мая по ст. ст.) 1794 г., стал продолжателем рода в богатом старинном дворянском семействе, рано стал сиротой и воспитывался с братом у тети - княжны А. Щербатовой.
В их доме Петр получил отличное домашнее образование, которое продолжил в Московском университете (1807-1811). В этом учебном заведении его ожидало знакомство с будущими декабристами И. Якушкиным и Н. Тургеневым. В мае 1812 г. Чаадаев и его брат поступают в Семеновский полк в качестве лейб-прапорщиков, в 1813 г. его переводят в Ахтырский гусарский полк. Чаадаев был участником Отечественной войны 1812 г. и Бородинского сражения в частности, стал кавалером ордена св. Анны и прусского Кульмского креста; участвовал в заграничных военных походах 1813-1814 гг., сражался в боях под Лейпцигом, Парижем и др.
В 1816 г. корнета Чаадаева переводят в гусарский лейб-гвардейский полк, дислоцирующийся в Царском Селе. Здесь, в доме Карамзина, состоялось его знакомство с А.С. Пушкиным. Чаадаев произвел тогда на него огромное впечатление. Кроме того, в 1816 г. Чаадаев стал членом масонской ложи, познакомился с А. Грибоедовым, С. Волконским, П. Пестелем, М. Муравьевым-Апостолом.
В 1817 г. Петра Чаадаева назначают
адъютантом генерала Васильчикова. В
конце 1820 г. он послал Чаадаева к царю
с докладом о взбунтовавшемся
батальоне лейб-гвардии
В 1819 г. П. Чаадаев становится членом декабристского «Союза благоденствия», в 1821 г. - Северного общества декабристов. Это членство едва не сыграло роковую роль в его биографии, однако деятельного участия в работе обществ он никогда не принимал и относился к ней с изрядной долей скептицизма. С 1823 по 1826 гг. путешествовал по континенту, посетил Великобританию, Францию, Германию; поездка была связана в том числе с желанием поправить ухудшившееся здоровье. В мае 1822 г. Чаадаев произвел раздел имущества, т.к. возвращаться на родину не собирался. Однако в 1826 г. все же сделал это и практически сразу же был арестован. Его обвиняли в причастности к декабристскому движению, однако доказать ее не удалось, Чаадаев категорически все отрицал и спустя 40 дней был выпущен на свободу. Позднее о декабристском восстании он будет отзываться нелестно, видя в этом шаге отбрасывание общества на полстолетия назад.
По возвращении на родину
Петр Яковлевич проживал в Москве,
а также в подмосковном селе, в
имении тети. В этот период он мало общается,
много читает, ведет уединенный образ
жизни. На протяжении 1829-1831 гг. пишет
на французском языке главную
работу в своей жизни - «Письма
о философии и истории», получившую
большую известность как «
В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано первое письмо, следствием чего стала ссылка редактора и увольнение цензора. Самого же Чаадаева официально объявили умалишенным и в качестве наказания применили домашний арест, снятый только в 1837 г. с условием, что тот больше не напишет ни строчки. Написанная в этот период «Апология сумасшедшего» была опубликована лишь посмертно. Остаток жизни Чаадаев провел в Москве, активно участвовал в общественной жизни. В период после Крымской войны у него возникали мысли о самоубийстве, т.к. будущее России виделось ему в самом мрачном свете. Скончался же он 26 апреля (14 апреля по ст. ст.) 1856 г. в Москве от пневмонии и был похоронен здесь же, на Донском кладбище.
Творчество Чаадаева, его идеи были настолько неоднозначны, что по отношению к нему применялись самые различные определения - консерватора, религиозного мыслителя, мистика, воинствующего западника и т.п. Как бы там ни было, роль его идей в формировании российской общественной мысли весьма значительна. Мировоззрение многих мыслителей, в частности, В. Белинского, Герцена, М. Бакунина, формировалось не без воздействия Чаадаева.