Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 03:22, реферат
Николай II – русский царь, самодержавец, чья судьба интересует нас не только
из-за трагического финала, но и главным образом потому, что в жизни он всегда
внимательно и с абсолютным доверием относился к знамениям судьбы, считая еѐ
априори своему счастью. Некий историк того времени подвѐл следующий итог
царствования Николая II: « Николай II правит без вдохновения и без замысла.
Безразличный к бедственному положению своей страны он нашѐл убежище в
частной жизни».
Это безапелляционное суждение легко перечеркнуло то, что в действительности
определяло политику правления последнего Русского императора. Царь безуспешно
пытался обеспечить в государстве необходимый переход от старого режима к
европейскому буржуазному порядку, не лишая при этом Россию еѐ естества, не
отрывая еѐ от собственной природы.
Большевики называли Николая II «кровавым». Семья, современники, многие
историки считали его «слабым, не имевшим планов», а Фрейд видел в нем невротика.
Впрочем, ни одно из этих определений нельзя признать ни уместным, ни справедливым,
и ни одно из них не позволяет полностью описать этого человека.
Так кем же был последний Российский самодержавец? В этом я и попыталась
разобраться в данном реферате.
1. Введение.
2. Детство, юность Николая II
3. Начало правления.
4. Внутренняя политика.
5. Внешняя политика.
6. Первая Русская революция.
7. Первая мировая война.
8. Революция 1917 года. Отречение. Ссылка.
9. Семья Николая II
10. Николай II: кто он? (воспоминания современников).
11. Заключение.
12. Список использованной литературы.
Содержание.
1. Введение.
2. Детство, юность Николая
II
3. Начало правления.
4. Внутренняя политика.
5. Внешняя политика.
6. Первая Русская революция.
7. Первая мировая война.
8. Революция 1917 года. Отречение.
Ссылка.
9. Семья Николая II
10. Николай II: кто он? (воспоминания
современников).
11. Заключение.
12. Список использованной
Введение.
Николай II – русский царь, самодержавец, чья судьба интересует нас не только
из-за трагического финала, но и главным образом потому, что в жизни он всегда
внимательно и с абсолютным доверием относился к знамениям судьбы, считая еѐ
априори своему счастью. Некий историк того времени подвѐл следующий итог
царствования Николая II: « Николай II правит без вдохновения и без замысла.
Безразличный к бедственному положению своей страны он нашѐл убежище в
частной жизни».
Это безапелляционное суждение легко перечеркнуло то, что в действительности
определяло политику правления последнего Русского императора. Царь безуспешно
пытался обеспечить в государстве необходимый переход от старого режима к
европейскому буржуазному
отрывая еѐ от собственной природы.
Большевики называли Николая II «кровавым». Семья, современники, многие
историки считали его «слабым, не имевшим планов», а Фрейд видел в нем невротика.
Впрочем, ни одно из этих определений нельзя признать ни уместным, ни справедливым,
и ни одно из них не позволяет полностью описать этого человека.
Так кем же был последний Российский самодержавец? В этом я и попыталась
разобраться в данном реферате.
Детство, юность.
Николай II родился 6 (18) мая
1868, старший сын императора
императрицы Марии Федоровны, урожденной Дагмары Софьи Доротеи, дочери
датского короля. Детские годы Николая прошли в стенах Гатчинского дворца.
В раннем возрасте к
его свободному владению английским языком. Склонность к языкам мальчик
проявил и в дальнейшем, свободно овладев немецким, французским и датским языками.
С 9-летнего возраста образование наследника было поручено генерал-адъютанту
Г.Г.Даниловичу. К обучению привлекались также профессора Петербургского
университета и Академии Генерального штаба, известные ученые, политические и
военные деятели (К.П.Победоносцев, Н.Н.Бекетов, Н.Х.Бунге, Ц.А.Кюи и др.).
Воспитание и обучение будущего императора проходило под личным руководством
Александра III на традиционной религиозной основе.
Воспитатели будущего императора и его младшего брата Георгия получили
следующее указание: «Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить
в меру. Учите хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей строгости
законов, не поощряйте лени в особенности. Если что-то адресуйтесь прямо ко мне,
а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны
нормальные русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доносчику — первый кнут.
Это — самое мое первое требование».
Учебные занятия Николая II велись
по тщательно разработанной
лет. Первые восемь лет были посвящены предметам расширенного гимназического курса.
Особое внимание уделялось изучению политической истории,
русской литературы, английского, немецкого и французского языков. Воспитатель
наследника Престола Жильяр отмечал сдержанность и самообладание Николая
Александровича, его умение управлять своими чувствами. Даже по отношению к
неприятным для него людям император старался держать себя как можно корректней.
Последующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и
экономических наук, необходимых для государственного деятеля.
Николай Александрович изучал военное дело с большим увлечением. О том
свидетельствуют его старательно составленные конспекты по военной топографии,
тактике, артиллерии, навигационным приборам, военному уголовному праву,
стратегии. Очень впечатляют записи по фортификации, снабженные рисунками и
чертежами.
Чтобы будущий
император на практике
строевой службой, отец направил его на военные сборы. Первые два года Николай
служил младшим офицером в рядах Преображенского полка.
Два летних сезона он проходил службу в рядах кавалерийского гусарского
полка эскадронным командиром, а затем в рядах артиллерии. Для знакомства с
государственными делами с мая 1889 Николай начал присутствовать на заседаниях
Государственного Совета и Комитета министров.
В программу
образования императора
по различным губерниям России, которые он совершал вместе с отцом. В довершение
образования отец выделил в его распоряжение крейсер для путешествия на Дальний
Восток. За девять месяцев он со свитой посетил Грецию, Египет, Индию, Китай,
Японию, а позднее — сухим путем через всю Сибирь возвратился в столицу России.
Во время посещения храма в японском городе Отсу религиозный фанатик совершил
покушение на Николая, нанеся ему удар саблей по голове.
К 23 годам своей жизни Николай Романов — высокообразованный молодой
человек с широким кругозором, прекрасно знающий историю и литературу и в
совершенстве владеющий
сочеталось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, что
было нечасто для
Николая II был царь Алексей Михайлович «Тишайший», к которому он относился с
глубоким уважением и любовью. Однако время, в которое выпало царствовать
Николаю II, сильно отличалось от эпохи первых Романовых.
Если тогда народные основы
и традиции служили
общества, которое почитали и простой народ, и правящий слой, то к началу XX века
российские основы и традиции становятся объектом отрицания со стороны
образованного общества. Значительная часть правящего слоя и интеллигенции
отвергает путь следования российским основам, традициям и идеалам, многие из
которых они считают отжившими и невежественными. Не признается право России
на собственный путь. Делаются попытки навязать ей чужую модель развития — либо
западноевропейского либерализма, либо западноевропейского марксизма.
Начало правления. (1896-1905)
Александр III умер 20 октября (2 ноября) 1894. За два часа до кончины
умирающий император потребовал к себе наследника и приказал ему подписать
манифест о восшествии на престол.
Коронация императора состоялась в Москве в мае 1896. На престол Николай II
взошел в 26 лет, раньше, чем ожидалось, в результате преждевременной смерти отца.
В первой своей политической речи на приеме депутаций от дворянства, земств,
городов и казачьих войск 17 (29) января 1895 (текст ее был подготовлен
К.П.Победоносцевым) новый царь заявил: «Мне известно, что в последнее время
слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся
бессмысленными мечтаниями об участии представителей земств в делах внутреннего
управления. Пусть все знают, что я... буду охранять начало самодержавия так же
твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель».
Николай II сумел достаточно быстро оправиться от первоначальной растерянности и стал
проводить самостоятельную политику, чем вызвал
недовольство части своего окружения, рассчитывавшей влиять на молодого царя.
Основой государственной политики Николая II стало продолжение стремления его
отца ―придать России больше внутреннего единства путем утверждения русских
элементов страны.
В своем первом обращении к народу
Николай Александрович
―отныне Он, проникшись заветами усопшего родителя своего, приемлет священный
обет пред лицом Всевышнего всегда иметь единой целью мирное преуспеяние,
могущество и славу дорогой России, и устроение счастья всех Его верноподданных‖.
Во время раздачи царских подарков на Ходынском поле, где на небольшом
пространстве собралась полумиллионная толпа, произошла страшная давка. Погибли
и были искалечены тысячи людей. Ожидалось, что в связи с трагедией Николай
отменит назначенный на вечер бал, но этого не случилось.
Стоит отдельно сказать и о состоянии экономики и хозяйства к началу правления
Николая Александровича.
Время царствования Николая II явилось периодом самых высоких в истории
России темпов экономического роста. За 1880—1990годы темпы роста
промышленного производства превышали 9 % в год. По этому показателю Россия
вышла на первое место в мире, опередив даже стремительно развивающиеся
Североамериканские
По производству главнейших сельскохозяйственных культур Россия вышла на
первое место в мире, заготавливая более половины производимой в мире ржи, более
четверти пшеницы, овса и ячменя, более трети картофеля. Россия стала главным
экспортером сельскохозяйственной продукции, первой «житницей Европы», на ее
долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельхозпродукции.
Успехи в аграрном производстве
явились результатом
отмена крепостного права в 1861 году Александром II и Столыпинской земельной
реформы в годы правления Николая II, в результате которой в руках крестьян
оказалось более 80 % пахотных земель, а в азиатской части — почти вся. Площадь же
помещичьих земель неуклонно сокращалась. Дарование крестьянам права свободно
распоряжаться своею землей и упразднение общин имело огромное государственное
значение, которое до сих пор неоднозначно оценивается историками: реформа не
была завершена, крестьянин не стал собственником земли на всей территории
страны, крестьяне массово выходили из общины и возвращались обратно. Но
значительно повысилась производительность крестьянского труда, улучшился их
материальный быт и
Внутренняя политика.
Перечень заслуг Николая II очень велик. При нѐм была введена золотая валюта,
благодаря чему экономика России стала эффективной. За 1885-1913 промышленная
продукция выросла в пять раз, превысив
темпы промышленного роста
развитых стран мира. Была построена Великая Сибирская магистраль, кроме того,
ежегодно строилось 2 тыс. км железных дорог. Народный доход России, по самым
преуменьшенным расчетам, вырос с 8 млрд. руб. в 1894 до 22-24 млрд. в 1914, т. е.
почти в три раза. Среднедушевой доход русских людей удвоился. Особенно
высокими темпами росли доходы рабочих в промышленности. За четверть века они
выросли не менее чем в три раза. Общие расходы на долю народного образования и
культуры выросли в 8 раз, более чем в два раза опережая затраты на образование во
Франции и в полтора раза — Англии.
Время Царствования Николая II — самый динамичный период в росте
численности русского народа за всю его историю. Менее чем за четверть века
население России увеличилось на 62 млн. человек.
Во внутренней политике правительство
Николая последовательно
любыми проявлениями общественной жизни и свободомыслия.
После поражения России в
русско-японской войне 1904—
выявившей серьезные недостатки в центральном управлении, организации, системе
комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии, императором
были проведены военные реформы.