Николай II – последний самодержец земли российской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Николай II является одной из наиболее патетических фигур в истории. «Совершенное ничтожество на троне», «коварный и лживый византиец, недалекий по кругозору, неумный и необразованный», «трусливая и мстительная натура», «прекрасной души человек», «личность мягкая, обаятельная и деликатная», «существо тонкое, чувствующее, глубоко страдательное», «искренний и любящий отец и муж» – все эти столь разительно отличающиеся оценки и характеристики об одном и том же человеке – о Николае II. Кем же он был в действительности, последний российский самодержец, проклятый и отвергнутый своим народом, в массе равнодушно воспринявшим известие о его казни и гибели большинства членов его фамилии, затем канонизированный Православной церковью, а спустя десятилетия ставший и в сознании многих из людей святым мучеником? Почему именно на Николае II прекратила свое существование Династия Романовых, правящая в России более 300 лет?

Содержание работы

1. Введение
2. «Милый Ники»
3. Заботы цесаревича.
4. Любовь на всю жизнь.
5. Царская династия.
6. Правитель милостью Божией!
7. Время боли, страхов и надежд.
8. Трудный перевал.
9. Жить и умереть за Россию.
10. Святой дьявол.
11. Опустевший трон.
12. Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Жить и умереть за  Россию.

 

     Третья Государственная дума стала первой, проработавшей весь положенный ей пятилетний срок. Этот период отечественной истории неразрывно связан с именем Петра Столыпина.

     Дума начала свои занятия 1 ноября 1907 года, и ее состав оказался  несравненно более консервативным, чем у предыдущих. Свой взгляд на работу законодательного органа сформулировал царь: «Помните, что вы созваны Мною для разработки нужных России законов и для содействия Мне в деле укрепления у нас порядка и правды».30

     В это время на авансцене русской истории появилась мощная фигура Петра Аркадьевича Столыпина, ставшая ярким символом правительственной власти в последнее десятилетие существования монархии. Он готов был во имя блага Отечества пойти на любые жертвы и в конце концов принес на его алтарь собственную жизнь.

     Конечно, эта личность во многих  отношениях была неоднозначной, можно даже сказать, противоречивой, но эта противоречивость присуща  в той или иной степени всем  выдающимся историческим персонажам, вне зависимости от места их исторического действия. В отличие от многих других, он знал, что делать и как делать, чтобы избавить Россию от угрозы социального взрыва, укрепить правопорядок и провести постепенные преобразования, способные превратить страну в стабильное, правовое государство под монаршим скипетром. Он являлся русским консерватором новой формации, понимавшим, что для защиты исконных государственных начал надлежит не только демонстрировать силу, «давить и не пущать»; необходимо изменить социальную природу общества, создать массу крепких собственников-хозяев, которые стали бы естественной базой социального умиротворения. Он никогда не сомневался, что авторитаризм и Россия – вещи неразрывные, что все серьезные преобразования можно проводить лишь сильной, властной и честной рукой, что введение правового строя процесс длительный и сложный, требующий многолетних, постоянных усилий сверху, поддержки и понимания снизу.

     Столыпин был призван в высший  эшелон власти не в силу  каких-то родственных ух и мифических  протекций, а потому, что достаточно проявил себя как сильный и смелый администратор, что было замечено и оценено монархом. 

     Тема «Петр Столыпин и Николай II» является чрезвычайно важной для понимания сложных политических коллизий отечественной истории начала XX века. Он был истинный русский монархист, один из последних в петербургских коридорах власти, для которого воля монарха и воля России являли одного целое. Будучи просвещенным и целеустремленным политиком, Столыпин понимал, что реформы необходимы и неизбежны. Девиз премьера был прост и в тех условиях логичен: сначала успокоение, а затем реформы. Однако откладывать назревшие изменения было невозможно, и реформы приходилось осуществлять в атмосфере не утихающих беспорядков. Главную стратегическую цель премьер видел в принципиальной реорганизации землепользования и землевладения крестьянство, понимая всю пагубность существования общины. Столыпинская реформа в большинстве случаев реализовывалась царскими указами, что гарантировало оперативность ее проведения. Она базировалась на принципе неприкосновенности частной собственности на землю, которая не могла ни в какой форме насильственно отчуждаться.

     В Думе премьеру удавалось  добиваться одобрения большинства  вносимых законопроектов. Однако  недовольных правительственной политикой всегда хватало в стенах Таврического сада.

     Вечером 1 сентября в Киевском  городском театре шла опера  «Сказка о царе Салтане»,  где  присутствовал царь с семьей, министры, генералитет, «сливки» киевского  общества. Во время второго антракта  к премьеру подошел человек во фраке и произвел в него два выстрела. Столыпин был помещен в одну из киевских клиник, где несколько дней находился между жизнью и смертью, а 5 сентября в 10 часов 12 минут вечера Петр Аркадьевич скончался и 9 сентября был торжественно похоронен в Киево-Печерской лавре.

     Убийцей премьера оказался 24-летний  Д.Г. Богров. На допросах после  покушения, охотно рассказывая о  себе, но не смог внятно объяснить  мотивы своего поступка, заявив  лишь, что глава правительства  – «главный виновник реакции». Военный суд приговорил убийцу к высшей мере.

     Покушение на Столыпина гулким  эхом отозвалось по всей России; этому событию уделили большое  внимание российские и иностранные  газеты. Кровавые эксцессы, как казалось  многим, начинали стихать, жизнь понемногу входила в нормальное и спокойное русло, и вдруг эти выстрелы в Киеве!

     Царь потерял верного сановника, хотя и не последнего, но наиболее  крупного и деятельного.

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Святой дьявол.

 

 

 

 

 

Весь заключительный период царствования

Николая II был осенен болезнью наследника,

которая сама по себе не может объяснить все.                                                                            С ее появлением – а это была одна из причин,

обусловивших падение империи, - стал возможен

феномен Распутина, приведший к фатальной

изоляции императора и его супруги, которые

вынуждены были жить замкнуто, полностью

поглощенные скрытой от посторонних глаз тревогой.

Пьер Жильяр.

 

Без Распутина не было бы и Ленина.

Александр Керенский.31

                                                         

 

 

     Распутин…  «полуграмотный сибирский мужик, хлыстовец, пьяница и развратник, «варнак», по выражению председателя  царского совета министров Коковцова, пробрался к монаршему трону и почти десять лет влиял на царскую семью, оказывая огромное воздействие на государственную политику последнего Романова, являясь «разрушительной силой» для престижа царской власти… без Распутина и его влияния на последних правителей почти невозможно понять последнее царствование». 32 Его разоблачали при жизни, клеймили и высмеивали после смерти, но этот человек-легенда, человек-символ вызывает интерес до сих пор.

     Родился Григорий  в слободе Покровской Тюменского  уезда Тобольской губернии в семье крестьянина среднего достатка Ефима Яковлевича Распутина, очевидно, в 1896 году (в переписном листе переписи 1897 года его возраст определен в 28 лет).

     В начале 90-х  годов XIX века Григорий Ефимович женился на тихой девушке Прасковье, от брака с которой имел двух дочерей, Марию и Варвару, и сына Дмитрия. Жизнь вел тогда самую обычную, ничем не примечательную. Перелом произошел в тридцатилетнем возрасте, во время посещения Верхотурского монастыря в Пермской губернии.

     Это путешествие  на богомолье способствовало перерождению Григория, и очевидцы отмечали эту разительную перемену. Распутин стал вести «богоугодную жизнь»: соблюдал все посты, не пропускал ни одной службы в храме, молился дома, хоть копейкой, но помогал нищим. Затем начались его паломничества по святым местам. 

     К моменту  появления в Петербурге он  уже хорошо знал Священное  писание и мог часами вести  беседы на религиозные темы. Григорий  ни в каком учебном заведении  не обучался и грамотой владел  с трудом. Со временем ему удалось научиться выводить слова, но техникой письма в полном смысле этого слова так и не овладел.

     Распутин отличался  природным умом, крестьянской сметкой  и удивительной интуицией, много  раз проявлявшейся к вещей  славе его как прорицателя. Многие  называли его «старцем»…

     Понять удивительный  феномен Распутина трудно, если  оторвать его от исторических  народных представлений о нравственной  жизни. Православному часто требовался  наставник, духовный друг, советчик  и поводырь, способный указать  правильную дорогу в жизни. Старец – это бесспорный праведник, благочестивый человек и христианин, строго соблюдавший все канонические принципы веры. Вот почему, когда началась борьба с Распутиным, очень много усилий было положено на то, что бы доказать всем, но в первую очередь венценосцам, что пресловутый Гришка – сектант, «хлыстовец», и по этой причине его деятельность не может быть угодна Богу.

     Впервые в  Петербург Распутин приехал, очевидно, в 1903 году, успев к тому времени  «покорить сердце» казанского  епископа Хрисанфа, рекомендовавшего его ректору Петербургской духовной академии епископу Сергию, который в свою очередь представил Распутина профессору, иеромонаху Вениамину и инспектору академии. Последний состоял в тот период духовником царской семьи и некоторых великих князей.

     Духовник великого  князя Петра Николаевича и  его жены великой княгини Милицы  Николаевны, отец Феофан ввел  «сибирского старца» в великокняжеские  покои.

     От салона  Милицы уже был всего лишь  шаг до царских чертогов. Роковая  встреча должна была состояться, и она в конце концов произошла 1 ноября 1905 в Петергофе. В дневнике Николая II записано: «Пили чай с Милицей и Станой. Познакомились с человеком Божьим – Григорием из Тобольской губернии».33 Царь и царица находились в подавленном состоянии духа. Общее положение дел в стране было для них безрадостным. Несмотря на Манифест 17 октября, умиротворение не наступило. Отовсюду шли сигналы о беспорядках и насилиях. В такой мрачной атмосфере и появился тот, кто утешил их беседой, предсказав благоприятное м скорое завершение смут и волнений.

     До конца 1907 года встречи императорской четы  со «старцем Григорием» были  случайными и довольно редкими. Между тем слава сибирского  молитвенника и предсказателя  в Петербурге постепенно росла, а слухи о том, что с ним виделась царская чета, лишь множили их.

     По мере  роста известности, в обществе  начинали циркулировать компрометирующие  Распутина слухи. Чад «леденящих  кровь историй» о невероятных  эротических похождениях его  и о немыслимых оргиях пьянил воображение образованных мещан.

     В первые  свои наезды в Петербург Григорий  Распутин расположил к себе  многих из числа тех, кто пытался  найти «истинного Бога». С конца 1907 года идет отсчет систематических  встреч Григория Распутина с  царской семьей. Местом их в последние годы монархии чаще всего служил небольшой одноэтажный каменный дом №2 на Церковной улице в Царском Селе, в котором поселилась ближайшая подруга и наперсница царицы Анна Александровна Вырубова (Танеева).

     Она заняла  в жизни императорской семьи исключительное место; у венценосцев не было от нее никаких секретов. Та искренне дорожила этим доверием и платила им бескорыстной преданностью, доходившей до самозабвения. Александра Федоровна и Аня Танеева были единомышленницами: их душевные устремления и нравственные представления почти целиком совпадали, хотя по своей природе, по психологическому и эмоциональному складу эти женщины были очень несхожи. Императрицу и ее фрейлину-наперсницу сближало одинаковое отношение к Григорию Распутину, которого они обе глубоко почитали, видя в нем воистину Божьего человека, способного наставить на праведный путь и указать судьбу.

     Удивительное  расположение венценосцев к неприметной, неприметной, не блиставшей ни  красотой, ни талантом столичной  барышне, неизбежно вызвало интерес в свете, плодило слухи и сплетни. Сплетни высвечивают одну характерную сторону столичного высшего общества последнего царствования: удивительную эротическую истерию, надрывный культ плотской чувствительности и вакханического экстаза, охвативший в первую очередь дам столичного света. Разнузданную похоть часто прикрывали разговорами о поисках простоты, искренности и истинности.

     Эта атмосфера  сексуального надлома очень способствовала  росту известности, а затем и  ажиотажу вокруг личности Григория Распутина. Разговоры на эти темы, еще совсем недавно немыслимые в пуританском русском обществе, сделались модными. Через некоторое время беспощадная молва будет утверждать, что А.А. Вырубова, эта пресловутая «устрица» сожительствует с «грязным мужиком Распутиным».

     Ничего плотского  в этих отношениях никогда  не существовало. Вырубова питала  к Распутину почтение, переставшее  в обожание. Она, как и царица, уверовала в то, что, молитвы этого  «посланца Божьего» дойдут до  Всевышнего, спасут и сохранят царскую семью, приведут Россию к счастью и процветанию.

     Очень скоро  «сибирский старец» стал своим  и для Николая и Александры, и для их детей, воспитанных  в духе глубокой религиозности, беспредельно всегда уважавших  и ценивших все то, что было дорого родителям.

     Впервые разговоры  о Распутине возникли в столичном  высшем обществе в 1908-1909 годах. Передавали  друг другу сенсационную новость: в царской семье появился советчик, родом из Сибири, какой-то мужик. Слухи были неопределенные, никто  не знал, но это, тем не менее, стало вызывать озабоченность у должностных лиц. Довольно быстро удалось установить, что к революционной среде Распутин отношения не имеет и что у него уже в это время существовала известная духовная близость с венценосцами.

     Последнее обстоятельство обеспокоило министра внутренних дел и премьера П.А. Столыпина, поручившего товарищу министра внутренних дел и шефу корпуса жандармов генералу П.Г. Курлову установить за Распутиным наблюдение. Выяснилось, что в прошлом этого человека имелось немало темных страниц, его жизнь окружили нелицеприятные слухи. Петр Аркадьевич прекрасно понимал, что нахождение около венценосца человека с сомнительной репутацией неизбежно будет дискредитировать его, тем более, что об этом рано или поздно станет широко известно. Враги трона и династии получат еще один козырь.

     Имевшую информацию  премьер решил представить царю. Объяснение произошло ранней  весной 1911 года. Император выслушал  сообщение, поблагодарил и в конце  заявил: «Я знаю и верю, что Вы мне искренне преданы. Быть может, все, что Вы мне говорите, - правда. Но я прошу Вас никогда больше мне о Распутине не говорить. Я все равно сделать ничего не могу». За три месяца до трагической гибели Столыпина царь записал: «После обеда имели радость видеть Григория по возвращении из Иерусалима и с Афона».

     «Радость видеть»  император редко с кем испытывал. Под воздействием каких чар  находился самодержец? Как заметила  Вырубова, царь и царица «верили  ему, как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили; и когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обращались к нему с просьбою помолиться».

Информация о работе Николай II – последний самодержец земли российской