Поэт-новатор В. Маяковский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 14:21, реферат

Описание работы

Тема творчества и жизни великого поэта Владимира Маяковского1 наиболее актуальна на сегодняшний день. Это связано с тем, что 19 июля 2013 года исполняется 120 лет со дня рождения Маяковского. Отмечать собираются с размахом и в России, и в Украине, и в Грузии. Этот юбилей обещает много сюрпризов и подарков почитателям таланта яркой личности ХХ века.
Маяковский действительно был титанической фигурой своего времени: певец Октября, первый поэт революции, поэт – борец за светлое будущее народа. Его поэзия — художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Его стихи и поэмы навсегда вошли в историю ХХ века.

Содержание работы

Введение 3 стр.
Глава 1. Биография В. Маяковского 5 стр.
Глава 2. Творческая деятельность Владимира Маяковского 12 стр.
2.1 Маяковский – поэт. Новаторство поэзии Маяковского 12 стр.
2.2 Художник Маяковский 20 стр.
2.3 Маяковский – актер, режиссер, сценарист 23 стр.
Заключение 25 стр.
Список литературы

Файлы: 1 файл

маяк.doc

— 481.50 Кб (Скачать файл)

Этой мысли не оставляет и сам Владимир, когда в 1906 году, после смерти отца, мать с детьми переезжает в Москву. Для Маяковского начинается учение в гимназии и одновременно вечерние занятия в Строгановке. Семья живет тяжело. Вместе с сестрой Володя выжигает шкатулки, разрисовывает пасхальные яйца. В те годы он рисовал много, чаще всего портреты. Из самых ранних его работ сохранился карандашный портрет И. Морчадзе, революционера, жившего у Маяковских.

Четырнадцатилетним юношей вступил Владимир в партию большевиков. За свою революционную деятельность он три раза подвергался арестам. Будучи натурой активной, он во время тюремного заключения решает заняться самообразованием. Из Сущевской полицейской части в январе 1909 года пишет письмо старшей сестре с просьбой принести ему художественную литературу, учебники, акварельные краски. «Если найдешь (постарайся), то принеси Гнедича «Историю искусств» и Мутера «Историю живописи в XIX столетии». Хотя в тюрьме были написаны первые стихи, и 1910 год Маяковский считал началом поэтической деятельности, он по-прежнему собирается стать художником. Его мастерство формировалось в Строгановке, художественных студиях, в Училище живописи ваяния и зодчества, где Маяковский занимался более двух лет. Это было единственное профессиональное образование, которое он получил. Современники вспоминали о материальных трудностях семьи Маяковских. Но ни бедность, ни тюрьмы не сломили воли и характера художника. Он учится, много работает. Изучает старое, ищет новое, чтобы проложить собственную дорогу в искусстве. Участвует в дискуссиях и диспутах о путях изобразительного искусства, пишет статьи.

В каталогах выставок 1912-1915 годов указаны самые разные работы молодого художника: пейзаж «Волга», «Женский портрет», карикатуры, автошаржи17. Сохранились три ранние живописные работы: «Женщина в шубке», «Натурщица», «Железка». В разных техниках выполнены рисунки: пастель, тушь, акварель, уголь, карандаш. Потребность рисовать поэт ощущал так сильно, что, когда не было ничего под рукой, макал в чернила или тушь окурки, использовал обгорелые спички. Рисовал животных: собак, зебр, крокодилов. Сохранилась целая серия его жирафов. Интересны его моментально сделанные дружественные шаржи на И. Репина и К. Чуковского. По воспоминаниям Чуковского, Репин хвалил рисунки Маяковского, отмечая их реализм.

Жажда рисовать осталась на всю жизнь. Рисунками испещрены записные книжки поэта с рукописными автографами стихов. Здесь можно встретить дружеские шаржи на писателей и знакомых. В самой большой записной книжке – рисунки, сделанные во время поездки в Мексику и Америку в 1925 году. Среди них портрет американского художника Гуго Геллерта. Здесь же рукой Геллерта – надпись на английском языке: «Ей-богу. Вы не только великий поэт, но и художник».

В трудные дни гражданской войны, когда само время требовало новых агитационных форм искусства, способных поднять массы на борьбу, рождались легендарные «Окна РОСТА». Именно изобразительная публицистика стала той формой общения с людьми, которая была необходима Маяковскому: «Улица – наши кисти, площади – наши палитры»18. Здесь Маяковскому очень пригодился опыт работ в лубочном плакате. В «Окнах РОСТА» Маяковский – поэт и художник – использовал приемы народного лубка, освободив его от штампов и украшательства.

Маяковским сделано несколько тысяч рисунков и большая часть текстов к ним. И если бы он не вошел в мировую культуру как поэт, то непременно остался бы в истории как создатель нового искусства – революционного плаката19.

 

 

 

2.3 Маяковский – актер, режиссер, сценарист

 

Творчество Маяковского по своему общественному звучанию не укладывалось в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии "Владимир Маяковский" (поставлена в 1913 г.). Пафос трагедии – в протесте против установлений буржуазного общества, против власти "бездушных вещей". Трагедия в конечном счёте восходит к настроениям масс, возмущённых несправедливостью мира, но ещё не осознавших своей силы.

В марте 1918 г. Маяковский написал сценарий фильма «Не для денег родившийся» по роману Д. Лондона «Мартин Иден» и сам снялся в главной роли поэта Ивана Нова. В фильме участвовали также Д. Бурлюк, В. Каменский и Л. Гринкруг. В мае 1918 года в кинотеатре «Модерн» (ныне «Метрополь») был устроен просмотр, на котором присутствовал А. Луначарский. Впоследствии фильм несколько лет шел с успехом  в кинотеатрах многих городов. Но ни одна копия фильма не сохранилась.

     Почти одновременно с выходом с этой картиной на экраны вышел и другой фильм с Маяковским в главной роли — «Барышня и хулиган», по повести Э. Де Амичис «Учительница рабочих». Фильм снимался без сценария, повесть прямо на ходу приспосабливали к реалиям России. Этот фильм дошел до наших дней (правда, не сохранились титры).

      А в мае 1918-го года Маяковский пишет очередной киносценарий - "Закованная фильмой". В фильме вместе с Маяковским играла Лиля Брик20.

Полностью работа над картиной была закончена уже в июне, но этой работой Маяковский остался очень недоволен: он считал, что игровое воплощение текста полностью сгубило его смысл. Фильм получился скучным и каким-то неповоротливым. В середине 70-х архивисты отыскали несколько забракованных кусков этого фильма, которые хранятся в Российском государственном архиве кинофотодокументов в городе Красногорске, но целиком фильм не сохранился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Маяковский создал новаторскую поэтическую систему, во многом определившую развитие как советской, так и мировой поэзии; его воздействие испытали Назым Хикмет, Луи Арагон, Пабло Неруда, И. Бехер и другие. Исходя из своей идейно-художественной задачи, Маяковский существенно реформировал русский стих. Новый тип лирического героя с его революционным отношением к действительности способствовал формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художественных средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств лирического героя. Это сказывается в системе графических обозначений: повышенная экспрессивность передаётся и при помощи изменений в рамках традиционной орфографии и пунктуации, и введением новых приёмов графической фиксации текста - "столбика", а с 1923 - "лесенки", отражающих паузирование. Стремление к максимальной выразительности стиха проходит по разным линиям: лексики и фразеологии, ритмики, интонации, рифмы.

Гибель поэта по сей день остается загадкой. Это произошло 14 апреля 1930 года в маленькой квартирке поэта на Лубянке. Последним, кто видел его живым, была его пассия, актриса Вероника Полонская. Критики склонны считать, что Владимир Маяковский покончил жизнь самоубийством, но тем не менее остается слишком много неточностей и загадок в расследовании данного дела.

Итак, Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930 гг.) – поэт, новатор, художник, актер, режиссер, сценарист, ярчайшая личность середины ХХ века. Он внес огромный вклад в русскую культуру, показал, что стих может писаться по-другому, «по-маяковски». Поэт действительно является новатором в поэзии, его стихи говорят, кричат, задевают за живое, трогают душу. Я думаю, что его стихи хоть и являются классикой как у Пушкина, Лермонтова, но они стоят в одном ряду с ними по значимости. При написании своих стихов и поэм Маяковский использовал те приемы, благодаря которым стих стал действительно «звучать»: звукопись, многочисленные метафоры и сравнения, гиперболы. Маяковский входил в состав группы футуристов и впервые сделал то, чего до него не делал ни один футурист: он создал свой стих с социальным содержанием. В этом сказалось влияние на него революционной работы и знакомство с марксизмом. По мере усиления классовой борьбы в стране, в его творчестве все отчетливее и громче звучат ноты революционного протеста.

Маяковский известен нам как бунтарь с вечной сигаретой в зубах, с ровной осанкой, широкими плечами, шагающий большими шагами по жизни. Он всегда хотел всего и сразу, был нетерпелив, неуемен. Даже в последние минуты жизни он требовал немедленного ответа от Полонской на предложение переехать к нему, он не хотел ждать, требовал либо всего, либо ничего.

Вот такая яркая личность повлияла на развитие русской культуры ХХ века.

Целью моей работы было  – наиболее подробно рассказать о жизни и творчестве поэта Владимира Маяковского.

Задача работы – раскрыть всю полноту таланта Маяковского, показать новаторство в поэзии Маяковского.

В данной работе поставленные мною цели и задачи были выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и источников:

Источники:

  1. Маяковский, В. В. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 1– Гос. издательство худ. литературы, 1955 г., 106 стр.;
  2. Маяковский,В. В. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 2 – Гос. издательство худ. литературы, 1956 г., 84 стр.;
  3. Маяковский, В. В. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. Том 5 – Гос. издательство худ. литературы, 1956 г., 89 стр.;
  4. Маяковский, В. В. Автобиография «Я сам», 1928 г., 8 стр.;
  5. Маяковский, В. В. Сборник стихотворений, 1920 г., 25 стр.;

     Маяковский, В. В. «Как делать стихи?» 1926 г. (электронный ресурс//режим доступа  http://www.proza.ru/2008/12/19/559);

 

 Использованная литература

  1. Реформатская, Н. В. Маяковский в воспоминаниях современников – Гос. издательство худ. литературы, 1963 г., 100 стр.;
  2. Цветаева, М. Эпос и лирика современной России, 1932 г.          (электронный ресурс//режим доступа http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/tsv/?r=proza&id=10);
  3. Николаев, П. А. Русские писатели. Биобиблиографический словарь, Т. 2 М-Я – М.: Просвещение, 1990 г.,  430 стр.;
  4. Михайлов, А. А. Маяковский – М.: Молодая гвардия, 1988 г., 147 стр.;
  5. Наумов, Е. И. В. В. Маяковский, 1963 г., 444 стр.;
  6. Карабчиевский, Ю. Воскресение Маяковского, 1990 г. (электронный ресурс//режим доступа http://modernlib.ru/books/karabchievskiy_yuriy/voskresenie_mayakovskogo/read/)
  7. Михайлов, А. Точка пули в конце: жизнь Маяковского – М.: Планета, 1993 г., 257 стр.;
  8. Катанян, В. Маяковский. Хроника жизни и деятельности – М.: Советский писатель, 1985 г., 280 стр.;
  9. Шкловский, В. О Маяковском – М.: Советский писатель, 1940 г., 190 стр.;
  10. Черемин, Г. С. В. В. Маяковский в литературной критике. 1917 – 1925. – Л.: Наука, 1985 г., 205 стр.;
  11. Субботин, А. Маяковский. Сквозь призму жанра – М.: Советский писатель, 1986 г., 290 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Рис. 1 «Владимир Маяковский» 1924 г.

 

 

 

Рис. 2 «Семья Маяковских» 1904 г.

 

 

 

 

Рис. 3 «Давид Бурлюк» 1913 г.

 

 

Рис. 4 «В. Маяковский с Лилей и Осипом Брик» 1916 г.

 

 

 

Рис. 5 «Автошарж» Маяковского

 

Рис. 6 «Революционный плакат» 1919 г.

 

 

Рис. 7 «Съемки фильма «Закованная фильмой». Маяковский и Лиля Брик»

 

1918 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 см. Приложение, рис. 1

2 Маяковский В. В. Полное собрание сочинений. Том 5 – Гос. издат. худ. литературы, 1956 г., С. 58

3 см. Приложение, рис. 2

4 Русские писатели. Биобиблиографический словарь, Т. 2  М-Я// под ред. П. А. Николаева. – М.: Просвещение, 1990 г., С. 3 

5 см. Приложение, Рис. 3

6  Реформатская Н. В. В. Маяковский в воспоминаниях современников. – Гос. изд. худ. литературы, 1963 г., С. 29

7 Реформатская Н. В. В. Маяковский в воспоминаниях современников. – Гос. изд. худ. литературы, 1963 г., С. 100

8 см. Приложение, рис. 4

9 Маяковский В.В. Как делать стихи? 1926 г. (электронный ресурс http://www.proza.ru/2008/12/19/559)

 

10 Цветаева М. Эпос и лирика современной России, 1932 (электронный ресурс http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/tsv/?r=proza&id=10)

 

11 Маяковский В.В. Полное собрание сочинений. Том 2 – Гос. издат. худ. литературы, 1956 г., С. 4

12 Маяковский В. В. «Я сам», 1928 г., С. 3

13 Наумов Е. И. В. В. Маяковский, Ленинград: Гос. учебно-педагогическое издательство Мин. просвещения РСФСР, 1963 г., С. 6

14 Михайлов А. А. Маяковский. – М.: Молодая гвардия, 1988 г., С. 3

15 Маяковский В.В. Сборники стихотворений, С. 10

16 Маяковский В. В. Полное собрание сочинений. Том 1 – Гос. издат. худ. литературы, 1955 г., С. 3

17 см. Приложение, рис. 5

18 Маяковский В. В. Полное собрание сочинений. Том 2– Гос. издат. худ. литературы, С. 4

19 см. Приложение, рис. 6

20 см. Приложение, рис. 7

 


 



Информация о работе Поэт-новатор В. Маяковский