Политический портрет Екатерины II
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 16:40, реферат
Описание работы
Законодательная деятельность императрицы и создание Соборного Уложения. Изменение границ прежних административных территорий. Внешняя политика России.
Содержание работы
Введение 1. Детство и юность будущей императрицы 2. Восхождение на престол 3. Законодательная деятельность 4. Внутренняя политика императрицы. Административная деятельность 5. Внешняя политика 6. Культура и просвещение 7. Итоги и результаты правления Заключение
Файлы: 1 файл
поняты
дворянством, которое с возмущением отвергнет
их, и тогда судьба самой
императрицы
будет печальной. "Если бы я была мужчиной,
то была бы непременно
убита,
не дослужившись до капитанского чина"-так
говорила императрица. С точки
зрения
государыни, ей предстояла тяжелая, повседневная
работа – преобразование
общества
в духе идей гуманизма и просвещения. Екатерина
была намерена
пользоваться
при этом любыми «обстоятельствами, предложениями
и
случайностями».
Она
прибегла к тактике воспитания общества
в духе Просвещения посредством
манифестов
и деклараций, провозглашаемых с высоты
императорского трона. Одной
из
первых идей, привнесенных Екатериной
в сознание общества, стала мысль о
создании
«новой породы людей» - просвещенных и
гармоничных. И как ни странно,
эта
утопическая на первый взгляд идея утвердилась
в сознании дворянства.
Например,
забота о сирых и убогих была признана
не только обязанностью
государства,
но и долгом каждого человека. Вольнолюбивые
мечтания императрицы
далеко
не всегда влияли на ее практическую государственную
деятельность.
Во-первых,
при всем свободолюбии и пристрастии республиканским
идеалам
Екатерина
никогда не собиралась ограничивать монаршую
власть: она рассчитывала
на
те огромные возможности, которые предоставляли
ей положение самодержицы для
проведения
в стране реформ. Желая быть мудрой правительницей,
благодетельствующей
России, императрица лишь все более и более
«прирастала» к
власти,
а радикализм намеченных преобразований
все слабел и слабел. Во-вторых,
искренне
стремясь отменить крепостное право, Екатерина
совсем не желала
рисковать
троном из-за возмущения дворянства, которое
было бы лишено своего
главного
богатства – крепостных крестьян. В-третьих,
восстание Пугачева,
потрясшее
самые основы российской империи, надолго
охладило пыл Екатерины в
отношении
всякого рода послаблений крестьянам.
В-четвертых, конец царствования
императрицы
проходил под знаком великой революции
во Франции. Казнь королевской
четы
и кровавые события в стране, взрастившие
вольную мысль
философов-просветителей,
способствовали ужесточению внутренней
политики
Екатерины:
она опасалась повторения примера Франции
в России.
3. Законодательная деятельность
"Если государственный человек
заблуждается, если он рассуждает
плохо, принимает
ошибочные
меры, то целый народ испытывает пагубные
следствия этого" (Екатерина
Великая)
Другим важнейшим направлением
деятельности Екатерины стала
реформа
законодательства.
Главным действующим кодексом законов
империи оставалось
Соборное
уложение 1649 г. Но вследствие реформ Петра
I оно устарело и стало
практически
непригодным. Попытки обновить Уложение,
заменить его сводом
законов,
соответствующих эпохе, делались и при
Петре I, и после него. Однако
специальные
комиссии, собиравшиеся для этой цели,
в их числе и проработавшая
более
семи лет елизаветинская комиссия 1754 г.,
не имели успеха.
Екатерина
лично занялась подготовкой нового законодательства.
Прежде всего, она
ознакомилась
с текстом Соборного Уложения и поняла,
что составляющие его основу
старинные
русские, византийские и литовские правовые
документы не соответствуют
требованиям
времени. Свое внимание императрица сосредоточила
на новейших
сочинениях
по теории права.
Опираясь
на сочинения Монтескье и Беккариа, Екатерина
приступила к
формулированию
общих принципов будущего свода законов
российской империи. Этому
всепоглощающему
труду она отдала полтора года. Шутливо
называя свои занятия
«законобесием»,
императрица тратила на них по 15 часов
в сутки. В результате
чего
появилось сочинение, отдельные части
которого Екатерина предложила для
ознакомления
сведущим людям. Многие из них были поражены
и возмущены, прочитав
о
естественном праве каждого человека
на свободу, о равенстве всех перед
законами
и других принципах, абсолютно чуждых
традициям средневекового
законодательства.
Напрасно Екатерина защищала свое детище,
ссылаясь на
европейские
и русские авторитеты. Ей пришлось сжечь
или вымарать более трех
четвертей
написанного, переделать оставшуюся часть
и издать ее под названием
«Наказ
императрицы Екатерины II, данный Комиссии
для составления проекта нового
Уложения».
Создание
этой Комиссии было одним из важнейших
начинаний Екатерины. В
соответствие
с манифестом, опубликованным 14 декабря
1766 г., в Москве
собрались
представители всех сословий (за исключением
помещичьих крестьян) для
сочинения
проекта нового Уложения. Согласно воле
императрицы, депутаты получили
полное
содержание на время работы в Комиссии.
В дальнейшем, в случае совершения
преступления
они освобождались от смертной казни,
телесных наказаний и
конфискации
имущества. Предусматривались суровые
кары для обидчиков депутатов.
К
началу работы Комиссии депутаты имели
при себе наказы тех, кто отправлял их
в
Москву,
с перечислением требований, нужд и пожеланий.
Летом 1767 г. в
Грановитой
палате Кремля начались заседания Комиссии,
в которых участвовало
около
500человек. Получив «Наказ» императрицы,
в восторге и умилении от
оказанной
им чести они стали искать способ отблагодарить
ее. После долгих
прений
решили преподнести ей почетный титул
«Великая, премудрая и матерь
отечества».
Узнав об этом, Екатерина возмутилась:
«Я им велела делать
рассмотрение
законов, а они делают анатомию моим качествам».
На
одном из первых заседаний из числа депутатов
были избраны специальные
комиссии.
Одна из них – Дирекционная – во главе
с генералом-прокурором и
председателем-маршалом
руководила всей деятельностью комиссии.
Другие
занимались
подготовкой отдельных частей будущего
Уложения. В ходе заседаний
важное
не отделялось от второстепенного: о средствах,
помогающих при
обморожении,
говорили с неменьшим пылом, чем о правах
купечества, а вопросы
гигиены
обсуждали вслед за проблемами управления
инородцами. Случалось, что
важный
законопроект не получал одобрения из-за
невнятной речи чтеца: одна
половина
не расслышала его, а другая не поняла.
Путаница, беспорядок и
медлительность
губили то разумное, что удавалось сделать
на заседаниях.
Екатерина
стала понимать, что ее замысел кончился
ничем: гармоничного
соединения
теории с практикой – «Наказа» с желаниями
общества – не получилось.
Депутаты
не были готовы к восприятию принципов,
предложенных императрицей:
сказались
отсутствие традиций политической и правовой
культуры, откровенный
консерватизм
большинства депутатов. Кроме того, интересы
сословий часто не
совпадали,
а компромисса найти не удавалось. В конце
1768 г. Комиссия была
распущена
на неопределенный срок под предлогом
начавшейся войны с Турцией, и ее
работы
более не возобновлялась.
Екатерина
не смогла провести общую реформу законодательства,
но работа Комиссии
не
пропала впустую. Был собран огромный
фактический материал о положении
сословий
в империи, остались протоколы заседаний,
настроений и интересов
тогдашнего
общества. Кроме того, Екатерина сумела
заставить россиян задуматься
о
государственной вольности, политических
правах, веротерпимости, вреде
применения
пыток, равенстве всех подданных перед
лицом Закона. Работа в
Комиссии
явилась для многих школой гражданственности,
где личная выгода
уступала
место стремлению к благу государства,
где пробуждались чувства
патриотизма
и национального самосознания.
Знакомство с материалами работы
Комиссии позволило Екатерине
со временем
принять
род законов в интересах развития русского
общества. Особенно важное
значение
имела перестройка административной системы.
4. Внутренняя политика императрицы.
Административное правление
В год вступления Екатерины
на престол вельможа Н.И. Панин
представил ей на
рассмотрение
проект учреждения императорского Совета,
в который вошли бы
немногие
особо доверенные лица, наделенные всей
полнотой власти. Императрица
под
благовидным предлогом отвергла проект,
резонно усмотрев в нем реальную
возможность
превращения страны из самодержавной
монархии в государство,
управляемое
аристократами. При таких условиях Екатерина
не могла сразу
разработать
и представить определённую программу
правительственной
деятельности.
Екатерине предстоял тяжёлый труд. Ей
надо было сладить с
окружающей
средой, присмотреться к делам, выбрать
помощников и лучше узнать
способности
окружающих её лиц. Екатерине очень помогли
её природные
способности,
наблюдательность, практичность, широкое
образование и отвлечённое
философское
мышление.
Первые
годы своего царствования Екатерина знакомилась
с Россией, с положением
дел,
подбирала советников и укрепляла своё
положение на престоле. Императрица
была
недовольна положением дел, какое она
застала, вступая на престол. Главная
забота
правительства – финансы – были далеко
не в блестящем состоянии.
Не
удовлетворяла Екатерину и деятельность
сената, который обладал, по ее
мнению,
избытком власти и подавлял всякую самостоятельность
подчиненных ему
учреждений.
Екатерина получила представление о Сенате
и с иронией относилась к
его
деятельности. По мнению Екатерины, Сенат
и все другие правительственные
учреждения
перестали выполнять ту функцию, которая
была им присвоена с самого
начала.
Сенат
возник в 1711 г. и на несколько десятилетий
стал высшим органом
государственного
управления, подчиненным лишь монарху
и закону. В годы, когда
правитель
не уделял достаточного внимания государственным
делам, сенат получал
почти
самодержавную власть. Постепенно императрица
превратила сенат в
центральное
административно-судебное учреждение,
передав часть его функций иным
ведомствам
и полностью взяв на себя законодательную
инициативу.
Прежде,
согласно территориальному делению России,
введенному Петром I, губернии
состояли
из провинций, а те – из уездов. При неодинаковой
численности населения
с
губерний взимался равный налог. Екатерина
упразднила провинции, а для
губерний
и уездов установила определенное количество
жителей: по 300-400 тыс. и
по
20-30 тыс. человек соответственно.
С
изменением границ прежних административных
территорий возникли новые уездные
и
губернские центры. Система местной власти
была реорганизована. Прежде ее
представляли
губернатор и воевода, которым подчинялся
небольшой штат
чиновников.
Слабость местной власти проявлялась
в ее неспособности собственными
силами
подавит антиправительственные выступления.
Это убедительно доказали
события
московского «чумного бунта» 1711 г. (широкого
выступления, вызванного
строгостями
карантина), а особенно восстание Пугачев.
Теперь в распоряжении
центральной
власти находились многочисленные административные
учреждения, любое
вооруженное
выступление встретило бы скорый и жестокий
отпор.
Впервые
в России появился суд, отделенный от исполнительной
власти, хотя и
зависимый
от нее. Деятельность новых органов приобрела
черты самоуправления,
так
как в ней принимали участие местные жители.
Новые суды были выборными.
Отдельно
избирались суды для дворян, городского
населения и для тех крестьян,
которые
не находились в крепостной зависимости
(крепостных судил в основном сам
помещик).
Роль первой скрипки в этой новой судебной
системе принадлежала
помещикам.
каждые три года все уездные дворяне должны
были съезжаться в
центральный
город уезда, чтобы выбирать их своей среды
администрацию -
предводители
дворянства, капитана-исправника, заседателей
в суды, палаты и
другие
учреждения. В результате дворяне каждого
уезда образовали сплоченное
общество,
через своих представителей влиявшее
на управление делами уезда.
Судебная
реформа отнюдь не означала ослабления
мощной и разветвленной системы
центрального
управления: ее лишь «разгрузили» от мелких
текущих дел, дав
сословиям
(дворянам, мещанам, крестьянам) права
решать их самостоятельно.
В
1785 г. Екатерина обнародовала Жалованную
грамоту дворянству и в ней
подтвердила
все его права, полученные от прежних государей,
наделив новыми.
Отныне
дворянин мог лишиться своего звания только
по решению суда. Он
освобождался
от податей и телесных наказаний, владел
как неотъемлемой
собственностью
всем, что находилось в его имении, окончательно
избавлялся от
обязательной
прежде государственной службы.
Данные
дворянству привилегии способствовали
дальнейшему закрепощению крестьян,
ограничению
их прав и усилению над ними господства
помещиков. Но Екатерина не
только
знакомилась с положением дел, она хотела
познакомиться с самой Россией.
Она
предприняла ряд поездок по государству.
В 1763 году ездила в Ростов и
Ярославль,
в 1764 году – в Остзейский край, в 1767 году
проехала по Волге до
Симбирска.
Русский историк Соловьёв писал: «После
Петра Великого Екатерина была
первая
государыня, которая предпринимала путешествия
по России с
правительственными
целями».И так прошли первые пять лет правления
Екатерины.
Она
привыкла к обстановке, присмотрелась
к делам, подобрала нужный ей круг
Информация о работе Политический портрет Екатерины II