Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 18:12, контрольная работа
В 518 г. на трон взошел начальник дворцовой стражи Юстин I (518-527). Он происходил из бедной крестьянской семьи, но благодаря своим способностям (он стал весьма дельным генералом) сделал фантастическую карьеру. До конца дней своих он так и не научился грамоте и подписывался через прорезь в золотой табличке. Сам по себе императором он был никаким, но у него было два очень больших достоинства: его православие и его племянник.
Государственная политика Юстиниана: общий обзор……………...….3
Правовые аспекты политики императора Юстиниана……………….…7
Свод Юстиниана (Corpus juris civilis). Значение Кодекса Юстиниана для развития правовой мысли………………………………………..…………11
Кодекс Юстиниана…………………………………………………………13
Заключение………………………………………………
Институции (Institutiones)
Представляли систематизированное изложение общих правовых принципов, как они понимались в римской юридической традиции, и основополагающих институтов главным образом частного права. Формально они должны были служить официальным руководством (institutio — научаю) для первоначального изучения права. Но в силу того значения, какое придал Юстиниан проведенной кодификации, обобщенные догматические определения приобрели силу закона.
Основными источниками при составлении Институций стали одноименное сочинение классического юриста Гая, отличавшееся упрощенным, даже бытовым изложением (иногда его так и называли «Повседневные вещи»), а также сочинения юристов Флорентина, Марсиана, Павла и Ульпиана. По традиции, составители разделили Институции на 4 книги: 1) общее учение о праве и о субъектах прав — лицах, 2–3) общие институты вещного и обязательственного права, 4) учение об исках и принципах судебного правоприменения. С этого времени такая схема систематизации права стала называться институционной.
На общее учение о праве и началах правоприменения большое влияние оказали идеи правовой справедливости и естественного права, присущие эллинистической стоической философии, а также христианской свободы и индивидуализма: «Юстиция есть постоянная и неизменная воля [к тому, чтобы] воздать каждому свое право». Соответственно этому определялись и общие задачи юриспруденции и науки — это «знание вещей божественных, равно и человеческих, познание справедливого, равно как и несправедливого».
Дигесты, или Пандекты (Digestae, Pandectae)
Были самой объемной частью Свода. Они представляли систематическую компиляцию цитат — в сокращении или даже в изложении — из работ классических римских юристов. Всего в Дигестах насчитывается 9.142 фрагмента из почти двух тысяч произведений, принадлежавших перу 39 римских правоведов I–V вв. В большинстве случаев составители привели определенные указания на названия и даже на разделы использованных трудов. Это сделало Дигесты своего рода юридической энциклопедией римской юриспруденции, особенно важной тем, что о большинстве юристов, их трудах и взглядах известно только по этим отрывкам. Компиляция эта отражала тем не менее приоритеты императорской юстиции позднейших веков: наибольшее количество текста пришлось на извлечения из сочинений Ульпиана (2.462 отрывка), Павла (2.083), Папиниана (595), Помпония, Гая, Модестина, Юлиана (по нескольку сотен). Дигесты разделялись на 50 книг по разным юридическим темам, внутри книг — на титулы и на фрагменты. Фрагменты также располагались не произвольно. Вначале систематизировались отрывки, комментирующие юридические вопросы, описанные в классическом сочинении юриста Сабина по гражданскому праву, затем толкования на преторский постоянный эдикт, в третьем разделе — практические рекомендации и разборы казусов по сочинениям Папиниана. В некоторых титулах Ди-гест имелся и особый Appendix — приложение. Важной особенностью содержания Дигест стало то, что составители нередко приводили разные точки зрения на один и тот же юридический вопрос или на одну и ту же правовую норму древнего права, а описываемые казусы разбирались с позиций двух наиболее знаменитых юридических школ классической юриспруденции — сабинианцев и прокульянцев. Это предохраняло приведенные отрывки от излишне догматического к ним отношения и было особенно важным для того, чтобы право не омертвело в дальнейшем.
Дигесты в целом также были систематизированы по семи условным частям: в первой (кн. 1–4) рассматривались общие вопросы права и учение о правах лиц; во второй (кн. 5 –11) — «о праве лиц на свои собственные и на чужие вещи», о защите права собственности; в третьей (кн. 12–19) — «об обязательствах двусторонних или возникающих из взаимного доверия»; в четвертой (кн. 20–27) — об обеспечении обязательств, издержках и исках из обязательств, об обязанностях из семейных и опекунских прав; в пятой (кн. 28–36) — о завещаниях; в шестой (кн. 37–43) — о разных вопросах, разрешаемых по судейскому усмотрению; в седьмой (кн. 44–50) речь шла главным образом об уголовном и публичном праве. Наиболее любопытной была заключительная, 50-я книга Дигест: в ней были систематизированы не столько юридические оценки или разъяснения по узкоправовым институтам, сколько древние юридические правила, пословицы и зафиксированные классическими юристами еще более древние обычаи (нередко восходившие еще к священным римским законам). Многие из них впоследствии стали общепринятыми правилами в мировой юридической культуре, поскольку выражали самые-самые типические, но остро отмеченные черты бытования права: «Никто не может другому передать более прав, чем имеет сам» или «Невозможное не должно содержать в себе представления о некоей обязанности».
Кодекс Юстиниана
Законодательная реформа началась с составления Кодекса Юстиниана. 13 февраля 528 г. по приказанию императора была создана комиссия из 10 опытных государственных деятелей, занимавших высшие административные посты, знающих юристов и профессоров права. Возглавил эту комиссию патриций Иоанн. Кроме него, в нее входили знатные вельможи: патриций Леонтий, патриций Фока, Василид и Фома. Трибониан в то время еще не занимал первого места в комиссии, и в императорской конституции он был, упомянут после этих вельмож. Кроме того, в комиссии состояли юристы Константин, чиновник императорской канцелярии и профессор права в Константинополе Феофил, а также адвокаты и чиновники более низких рангов — Диоскор и Презентин. Согласно характеристике Юстиниана, в комиссию вошли «люди науки, неутомимого трудолюбия и похвального усердия к общественному делу». Среди них своими знаниями особенно выделялся, помимо Трибониана, профессор права Феофил. Перед комиссией десяти правительством была поставлена задача отобрать из огромной массы императорских конституций наиболее важные, имеющие практическое применение, и отбросить все устаревшие, фактически потерявшие реальное значение. Кроме того, необходимо было систематизировать и классифицировать все отобранные императорские постановления. Комиссия начала работу с пересмотра ранее созданных кодексов — Грегориева, Гермогенианова и Феодосиева и отобрала из них самое ценное — в первую очередь конституции, соответствующие реальным потребностям времени и важные для юридической практики. Возможно, были использованы и специальные юридические работы Бейрутской школы права. Были также собраны и систематизированы законы императоров, не вошедшие в предшествующие кодексы. В процессе работы комиссия юристов, получившая широкие полномочия, вносила изменения в законы, отбрасывала устаревшие постановления, исключала отмирающие или уже исчезнувшие институты, стремилась устранить противоречия и повторения. Работа была завершена в поразительно короткий срок: уже 7 апреля 529 г., спустя немногим более года после начала кодификации, первая редакция Кодекса Юстиниана была закончена, а 16 апреля она получила силу закона. Однако спешка не могла не сказаться на качестве работы, и очень скоро потребовалось издание новой, второй редакции Кодекса. Составление новой редакции Кодекса было вызвано тем, что, видимо, в законах еще осталось немало важных контроверз и устаревших институтов, которые отменялись вновь изданными конституциями Юстиниана, вышедшими в свет между 529 и 534 гг. Все время, пока составлялись Дигесты, возникало много спорных вопросов, которые могли быть разрешены лишь законодательной властью. С 529 г. Юстиниан начал издавать особые законы, содержавшие решение этих спорных вопросов, устранение противоречий и устаревших институтов. Эта законодательная работа продолжалась вплоть до 534 г., т. е. в течение всей деятельности кодификационной комиссии. Вышедшие в свет конституции Юстиниана получили название решений (decisiones), и из них был составлен особый сборник — «50 решений» (Liber quinquaginta decisionum), использованный при создании второй редакции Кодекса и вошедший в разные его титулы. В этом сборнике устранялись различия между гражданским правом и правом племен (jus gentium), проводилась унификация форм собственности: уничтожалась разница между так называемой квиритской и бонитарной собственностью, между так называемыми легатами и фидеикомиссами и т. п. Используя первую редакцию Кодекса, до нас, к сожалению, не дошедшую, новая комиссия, состоявшая из Трибониана, Дорофея и трех константинопольских адвокатов, в начале 534 г. приступила к составлению второго издания Кодекса. Комиссия вновь получила широкие полномочия вносить изменения и дополнения в первый Кодекс. 16 ноября 534 г. эта работа была опубликована под названием Codex repetitae praelectionis, a 29 де кабря 534 г. второе издание Кодекса получило силу закона. Кодекс Юстиниана сохранился до наших дней во второй редакции, и именно в этом виде уже впоследствии приобрел всемирную известность. Правда, недавно был обнаружен папирус, содержащий фрагменты списка титульных рубрик первой редакции Кодекса, который дает некоторое представление о содержании этого варианта Кодекса Юстиниана (H. F. I о 1 о w i с z. Op. cit., p. 505). Очень сложен вопрос о соотношении первой и второй редакций Кодекса. Новейшие исследования показали, что во второй редакции были сделаны более значительные изменения, чем было принято считать раньше. Найденный недавно папирус, содержащий фрагмент первой редакции Кодекса, с определенностью удостоверяет, что при составлении второй редакции Кодекса были включены целые новые титулы, а отдельные постановления сняты. Все это говорит о том, что была проделана большая работа по окончательному редактированию Кодекса. Еще более затруднено определение интерполяций, внесенных в Кодекс как юристами Юстиниана, так и правоведами IV—V вв. Лишь в отдельных случаях интерполяции можно установить при сопоставлении текста Кодекса Юстиниана с текстами предшествующих кодексов — Грегориева, Гермогенианова и Кодекса Феодосия. Путем сличения этих кодексов удалось выяснить, что комиссия Трибониана обычно опускала преамбулы древних конституций, включала в кодификацию только действенную часть постановления; иногда конституции императоров делились и различные их части попадали в разные титулы в соответствии с их содержанием. Некоторые постановления пропускались. Одни изменения вносились для устранения противоречий, другие — для точной датировки закона. В отдельных случаях простой язык более древних законов заменялся, вошедших в Кодекс, написано на латинском языке и лишь отдельные узаконения — на греческом. Кодекс Юстиниана представляет собой обширное собрание конституций римских императоров, начиная с конституции Адриана 117 г. и кончая законами самого Юстиниана, изданными до ноября 534 г. Подобно законам XII таблиц, Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг, которые делились примерно на 765 титулов, в свою очередь распадающихся на большое число фрагментов. В начале каждого фрагмента указывается имя императора, издавшего конституцию, и имя должностного лица которому она адресована. Конституции приводятся в очень сжатом виде, в отличие от многословных Новелл, что облегчает практическое пользование Кодексом. В случае, если нельзя было установить имя императора и дату издания закона, это обязательно указывалось (sine anno, sine die et consule). В конце каждой конституции имелась подпись, в которой указывалось время и место ее публикации. Состав каждого титула был строго определенным: вначале помещалось краткое изложение содержания, затем следовало одно или несколько императорских решений по одному и тому же правовому вопросу, расположенных в хронологическом порядке. Кодекс Юстиниана дошел до нас не в подлиннике, а лишь в более поздних рукописях, где его текст подвергся известному сокращению. Кодекс Юстиниана охватывает широкий круг правовых вопросов. Значительное место в нем занимает частное право (кн. 2—8), несколько меньшее — административное (кн. 10—12) и уголовное (кн. 9). В отличие от законодательства предшествующего времени, очень большое внимание уделяется церковным делам (кн. 1), определяются права церкви, привилегии епископов и клириков, разбираются чисто теологические вопросы. В Кодекс включены суровые постановления против еретиков, язычников, манихеев, самаритян. Чрезвычайно важны постановления Кодекса, касающиеся рабов. Серьезным нововведением по сравнению с римским правом классической эпохи являются постановления Кодекса, собранные преимущественно в 11 его книге, касающиеся такого института, как колонат. Особо говорится об источниках права и об обязанностях высших чиновников. Подробно вопрос об эволюции римского права по Кодексу Юстиниана будет рассмотрен ниже, при общей характеристике всей законодательной реформы. Рукописная традиция Кодекса не так хороша, как традиция Дигест. Правда, сохранилась очень древняя палимпсестная Веронская рукопись Кодекса, датированная VI или VII в. И хотя эта рукопись содержит весь Кодекс, включая и греческие постановления, она все же, видимо, далека от оригинала. Несмотря на запрещение Юстиниана, в этой очень ранней рукописи сделаны изменения: использована система сокращений (запрещенная Юстинианом), заглавия и подписи некоторых законов от брошены, а в свою очередь внесены дополнения и замечания, видимо, из трудов юристов VI в. В более поздних рукописях IX—XI вв. сделаны еще большие изменения; все это крайне затрудняет восстановление полного оригинального текста Кодекса. Современные издания Кодекса (особенно издание П. Крюгера) — результат титанической работы над многими рукописями Кодекса Юстиниана и над рукописями более ранних кодексов.
Заключение
Император Юстиниан I пробыл у власти 47 лет - это большой исторический срок (в период с 518 г. по 565 г. 527-565 гг. - официальное правление императора Юстиниана I). И он проявил себя на разных поприщах. Прежде всего, в военной сфере, а именно: у императора Юстиниана I были талантливые полководцы, которым он доверял в вопросах войны. И император Юстиниан I направлял их на войну против варваров, с тем, чтобы восстановить былое величие Рима. Полководцы императора Юстиниана I добросовестно воевали против германцев. На время отвоевали у германцев: в 533 г. Северную Африку, Сардинию и Корсику у вандалов. В 535-555 гг. - Италию и Сицилию у остготов. Они отняли Рим у варваров. Они в итоге взяли Рим. Кроме того, они воевали еще на востоке с Ираном - в 40-60 гг. VI века. И все эти действия - это попытка императора Юстиниана I возродить Великую Римскую империю, именно такой, какой она была раньше до разделения на две империи. Попытка, с точки зрения людей, имеющих некоторое представление о ходе всемирной истории, попытка обреченная. Но император Юстиниан I об этом не знал. И он жил своими иллюзиями. Остготы повержены, вандалы повержены, в Иране меньше, но есть тоже успехи. Император Юстиниан I пребывал в политической иллюзии того, что он очень много сделал для возрождения былого Рима. Император Юстиниан I не отдавал себе отчет в том, что ведя многочисленные войны, а в связи с этим увеличивая размер налогообложения в империи - он вел Восточную Римскую империю в пропасть. Что было и сделано.
Информация о работе Правовые аспекты политики императора Юстиниана