Преставление Преподобного Сергия Радонежского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 12:20, реферат

Описание работы

Цель моего реферата раскрыть историческую значимость, жизнь и деяния самоотверженного, редкого по силе духа и веры человека, которые заслуживают всеобщего поклонения и признания.
Какими эпитетами не награждался урождённый Варфоломей Кириллович Иванчин, вошедший в историю под славным именем Сергий Радонежский! Он и величайший из пророков, и народный святой, и миротворец, и дипломат-прозорливец, и «собиратель Руси».

Содержание работы

Введение 2
1. Жизненный путь Сергия Радонежского 3
1.1. Детство Сергия Радонежского 3
1.2. Всеобщее признание. 3
2. Государственная деятельность. 6
2.1. Сергий Радонежский - примиритель Князей. 8
3. Преставление Преподобного Сергия Радонежского. 10
Заключение 12
Список источников и литературы:

Файлы: 1 файл

г21н.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

План

 

 

Введение

Кто не знает о существовании Троице-Сергиевой лары, величественном памятнике истории, религии, архитектуры, жемчужине православной России? Слава лавры повсеместна и заслуженна, ибо у истоков её стоял Сергий Радонежский -  «ангел-хранитель русской земли».

Цель моего реферата раскрыть историческую значимость, жизнь и деяния самоотверженного, редкого по силе духа и веры человека, которые  заслуживают всеобщего поклонения и признания.

Какими эпитетами  не награждался урождённый Варфоломей Кириллович Иванчин, вошедший в историю под славным именем Сергий Радонежский! Он и величайший из пророков, и народный святой, и миротворец, и дипломат-прозорливец, и «собиратель Руси».

"Есть имена, которые носили  исторические люди, жившие в известное  время, делавшие исторически известное  жизненное дело, которые выступили  за рамки времени, когда жили  их носители. Это потому что  дело, сделанное  таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, и стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Таково имя преподобного Сергия Радонежского; это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания”. 1  

 

                                           

 

 

 

  1. Жизненный путь Сергия Радонежского

    1. Детство Сергия Радонежского

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в семье именитых бояр ростовских Кирилла и Марии и был наречен при  крещении Варфоломеем. В семь лет Варфоломей, вместе с братьями, старшим Стефаном и младшим Петром, был отдан учиться грамоте      в церковную школу, но грамота ему плохо давалась. Однажды отец послал Варфоломея  увидел под дубом "старца, погруженного как бы в молитвенное созерцание". Старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел ему съесть, сказав о том, что надлежит сделаться обителью Пресвятой Троицы, дабы многих привести вслед себе к уразумению Божественных Заповедей". После этих пророческих слов чудный Старец удалился.

 С этого времени в Варфоломее как бы проснулось предчувствие предстоящего ему подвига, и он всею душой пристрастился к богослужению и изучению священных книг.

    1. Всеобщее признание.

Около 1330 года отец его потерял почти все свое состояние и со всею семьей перешел в Радонеж (в 12 верстах от нынешней Лавры). Кирилл получил в Радонеже поместье, сам служить уже не мог по старости, его замещал сын Стефан, женившийся еще в Ростове; женился и младший сын Кирилла Петр, один Варфоломей продолжал прежнюю жизнь, жизнь инока в миру.

Оставив имущество брату своему Петру, отправился он к брату Стефану, который к этому времени овдовел и тоже принял монашество, и убедил его вместе отправиться на трудный подвиг, на "взыскание места пустынного", этим было им положено начало нового, необычного подвига. Братья выбрали возвышенное место в дремучем лесу, носившее название "Маковец", находившееся в 30 верстах от Радонежа, недалеко от речки Кончуры.

Здесь впоследствии возник славный Троицкий монастырь.

Тут братья поселились и поставили два сруба, один для церкви, другой для жилья. Церковь освятили во имя Святой и Живоначальной Троицы. Так было положено начало выполнению пророчества таинственного Старца. Но Стефан не долго выдержал тяготу пустынного жития и ушел в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей остался один. Вначале изредка заходил для совершения богослужения старец Митрофан, который затем и постриг его в иноческий чин с именем Сергий.

 

Спустя десять лет по основании Обители около нее постепенно стали селитьсякрестьяне и скоро окружили монастырь своими поселками. Простота, великаясердечность Преподобного, отзывчивость на всякое горе и, более всего, его ничем несломимая вера в заступничество Сил Превышних, и отсюда ясная, радостная бодрость, не оставлявшая его в самые тяжкие минуты, привлекали к нему всех и каждого.,

. О нем говорили, что «имел силу двоих человек». После долгих отказов Сергий был рукоположен в священники и Переяславским епископом назначен игуменом нового Троице-Сергиева монастыря.

Всеобщее признание и почитание ни в чем не изменили его, ни уклада жизни, ни обращения с людьми; он с равною внимательностью и любовью обращался как с князьями, обогащавшими его Обитель, так и с бедняками, питавшимися от монастыря. Всегда оставался простым и кротким наставником, но в редких случаях являлся и суровым судьей.

Итак, в лице Сергия-игумена мы имеем образ истинного Вождя, входящего как во внутреннюю, так и во внешнюю жизнь доверившихся ему. Он мог быть снисходительным, но нигде не видно попустительства. Есть свидетельство, что при всей своей мягкости он бывал суров на исповеди. Именно присущая ему великая справедливость покоряла все сердца. Можно сказать, что подвижническая жизнь Сергия, своим личным примером введя в жизнь высокое нравственное учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской.

Благодаря широкому установлению им и учениками его новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа. Возникшие вокруг тихих монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою неповторяемую школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему.

 

  1. Государственная деятельность.

 

Уже с половины жизни Облик Преподобного Сергия Радонежского вошел в сознание народа русского как Всенародный Учитель, Заступник и Ободритель. Кто может исчислить, какое множество народа шло к нему со всеми своими нуждами, большими и малыми? Но слава о святости и мудрости Сергия распространилась по всей Руси и помимо воли выдвинула его и на поприще государственной деятельности.

Часты в то время были междоусобия среди князей, оспаривавших друг у друга ханский ярлык на великокняжество, и митрополит Алексий, неоднократно возлагал на Преподобного труднейшие политические поручения словом и убеждением усмирить распри удельных князей и привести их к признанию верховной власти князя Московского. И настолько было велико обаяние личности Преподобного, что самые упорные смирялись перед силою и мудростью его слова.

Итак, по его почину пустынное житие широко распространилось в Московской Руси. В ХV и в ХVI веках все леса северной Руси населились пустынножителями, духовными чадами и подражателями Преподобного. Около этих уединенных хижин быстро вырастали новые и новые обители. В XV веке в одной Московской Руси было основано до 57 пустынных монастырей. Возникали они в разных местах, становясь опорными пунктами в освоении русскими людьми просторов Севера и Заволжья. Сюда уходили люди, скрывались от татарских набегов и княжеских самоуправств, ставили села и городки, превращали лесные дебри в ухоженные места. Монастыри того времени — опять же с легкой руки Сергия — никак не притесняли и не угнетали крестьян, напротив, под монастырскими стенами люди чувствовали себя спокойнее, хозяйства их процветали, и близость к монастырям открывала путь к учению, к книгам. Да и моральный дух тогдашней братии действовал на окружающих мирян благотворно.

Легенды окружали имя Сергия на Руси, пробуждавшейся от великого гнета – татарского ига. Его дела, поступки, нравственный облик, его поведенческий кодекс поразительным образом не походили на то, к чему люди привыкли, с чем почти что примирились и чему, казалось, не будет конца. Воздух времени пропитался злобой, ожесточением и безнадежностью. Целые поколения жили в обстановке безвластия, беззакония, произвола и грабежа. Распад государственного порядка, постоянные неурядицы, набеги то татар, то «своих», хозяйственная разруха грозили нравственным распадом народа.

Велико было историческое значение монастырей в деле строительства Российского Государства, ибо, по завету Преподобного, они основывались в местах пустынных и диких и, конечно, привлекали к себе население, которому было удобнее и духовно радостнее и прочнее жить при них. Таким образом, они явились истинными рассадниками жизни и просвещения, своего рода колонизаторами; они развивали земледелие, строительство, насаждали ремесла и на культуре духа закладывали основу государственности.

Итак, Святой Сергий явился отцом северного русского монашества, основоположником Святой Руси и также предтечей будущих старцев. Но, помимо того, велико было его значение и в общегосударственной жизни народа. Мы видели, как неоднократно он улаживал распри между князьями, грозившие неисчислимыми бедствиями молодому государству. Он же скрепил своею подписью закон о престолонаследии от отца к сыну, положивший конец междоусобным соискательствам, раздиравшим Землю Русскую.

Но апофеозом деятельности Преподобного Сергия  было его историческое благословение на страшную битву великого князя Дмитрия с Ордой. Он знал, какое следствие будет иметь его слово, и принял на себя эту ответственность. И следствием этого вдохновения и ободрения была великая победа над вековыми утеснителями – Золотой Ордой. Победа эта явилась поворотным пунктом в истории молодого Московского Государства, несмотря на еще угрожавшее нападение врагов, все же она настолько укрепила веру народа в свои силы, настолько подняла дух его, что Московское Государство смогло укрепиться, чтобы с течением времени развиться в Великую Державу Всероссийскую. Страшны были татары, но еще страшнее и губительнее для Земли Русской были все еще продолжавшиеся раздоры между князьями.

    1. Сергий Радонежский - примиритель Князей.

Многие, должно быть, знали, что он наотрез отказался от сана митрополита, то есть главы Русской Церкви, и дал понять, что вообще ни к какой власти не стремится. Свой долг видел в том, чтобы понимать дух народа, оживлять и приводить в движение его нравственные чувства.

Здесь уместно сказать об участии Сергия в политической жизни того времени. Он не увлекался ежедневной, текущей политической деятельностью, был далек от распрей, раздиравших семью русских князей, да и в церковные дела старался не вмешиваться. Иногда, правда, он вмешивался в политику, но лишь когда это затрагивало интересы широкие, а не внутренние, личные княжеские расчеты. Но и здесь он оставался верен себе, действуя словом, убеждением. Сергий был близок с князем Московским Дмитрием Ивановичем и, несомненно, поддерживал его деятельность по укреплению Москвы и превращению ее в будущий новый центр Руси.

Игумен уговорил князя Константина признать над собой власть великого князя Московского. В 1365 году он смирил Бориса, захватившего нижегородский стол. Тут, правда, ему пришлось употребить власть — он закрыл в Нижнем Новгороде все церкви, лишил горожан богослужения и отправления других церковных обрядов и объяснил им неправомочность действий Бориса.

Так и в 1385 году вел. кн. обратился к Преподобному с просьбою уладить его отношения с грозным и неукротимым кн. Олегом Рязанским, давнишним врагом Москвы и союзником Мамая и Ольгерда. Вся жизнь этого вероломного князя прошла в интригах и походах; и не раз способствовал он и ханским нашествиям на Землю Русскую. Многих послов посылал Дмитрий к Олегу, но высокомерный князь никого не хотел слушать. И вот Сергий, уже 70-летний старец, идет в Рязань, чтобы утвердить прочный мир между князьями. Чудный Старец долго беседовал с суровым князем и своим огненным духом и словами сердца привел его в такое умиление, что уговорил заключить вечный союз с вел. князем Дмитрием.

 

 

  1. Преставление Преподобного Сергия Радонежского.

После той духовной высоты, которой достиг Преподобный Сергий, он уже не долго жил. За полгода до своей кончины Преподобный получил откровение о своем исходе. Призвав братию, он вручил управление Обителью своему ученику преподобному Никону, сам же удалился в келью, в полный затвор, пребывая в безмолвии.

Именно Сергий проводил в последний путь князя Дмитрия Ивановича и, как один из духовников его, поставил подпись под завещанием великого князя, в котором определялся переход престонаследия от отца к сыну, что юридически прекращало распри вокруг власти и открывало путь к воссозданию единого Российского государства.

Умер Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года на 78-м году от рождения, загодя предвидя кончину и успев вручить игуменский жезл любимому своему ученику.

Уже ближайшие поколения русских людей, чья сознательная жизнь пришлась на первые десятилетия XV века, оценили личность Сергия и его вклад в судьбоносные дела Руси. «Прежде его такого не бывало… всеми любим был из-за честного жития своего. Он был не только пастух своему стаду (то есть монастырской братии), но и всей Русской земле нашей учитель и наставник».

Сергий был причислен к лику святых, и благодаря этому акту созданы его биографии-жития и образ его явился на иконах.

На протяжении многих лет обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимала первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны.

Духовное делание, проповедником которого был Сергий и его ученики имело не меньшее значение в возрождении России, чем активная деятельность московских князей на поле брани и за столом переговоров с другими князьями, литовскими и ордынскими владыками.

 

Заключение

Выдающаяся личность преподобного Сергия, его высочайший духовный и нравственный авторитет выдвинули его в ряд крупнейших церковных деятелей России. Преподобному Сергию Радонежскому выпала роль собирателя духовной мощи Руси и созидания немеркнущего облика Святорусского государства. 

Не будет преувеличением сказать, что Сергий Радонежский — один из тех, кто создал Россию и на ком она до сих пор держится. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы.

В заключении мне хотелось бы процитировать историка В. О. Ключевского, который в своих трудах писал: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравов».

Информация о работе Преставление Преподобного Сергия Радонежского