Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 06:04, реферат
Лев Иосифович Петражицкий родился в 1867 г. в польской дворянской семье, в Витебской губернии. Первоначально Л.И. Петражицкий учился на медицинском факультете Киевского университета, затем перешел на юридический. Обучение на медицинском факультете и повлияло на его предпочтения в дальнейшем в сфере юридических исследований.
Л.И. Петражицкий отличался выдающимися способностями. Так, обучаясь на юридическом факультете, он перевел "Пандекты" Барона, которые стали своего рода учебником для ряда поколений студентов-юристов. В такой ситуации неопределенности в целях решения проблемы соотношения морали и права была создана известным российским правоведом и общественным деятелем Л.И. Петражицким психологическая теория права и государства.
Причины появления психологической школы………………………………3
Биография и творчество Л.И. Петражицкого………………………………..3
Методологические и философские основы теории…………………………6
Элементы психики……………………………………………………………..6
Этические эмоции……………………………………………………………...8
Понятие права и его отличие от нравственности…………………………..11
Виды права…………………………………………………………………….12
Политика права как особая отрасль правоведения…………………………14
Список использованной литературы………………………………………...16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»
Филиал в г. Братске
Реферат
по дисциплине:«История политических и правовых учений»
Тема: «Психологическая теория права Л.И. Петражицкого»
Выполнил(а):
студент группы
Юз-10-1 _____________ Дудорова В.В.
Проверил: _____________ Кузнецов К.В.
Братск-2012
СОДЕРЖАНИЕ
Список использованной литературы………………………………………...16
1.ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ
Вопрос соотношения морали и права приобрел необычайную остроту в русской научной и общественной мысли XIX - начала XX в. Решение этой проблемы было тесным образом связано с осознанием путей историко-культурной самобытности и направленности общественного развития России. Славянофилы и консерваторы отрицали право в пользу морали, либеральное крыло российской интеллигенции рассматривало право как высшую социальную ценность.
Выбор мировоззренческой и методологической основы юриспруденции в России XIX - начала XX в. был относительно невелик: юридический позитивизм или доктрина естественного права. Но сделать этот выбор было нелегко, поскольку юридический позитивизм, отождествлявший право с законом, не соответствовал идее либералов о независимости права от государства, а доктрина естественного права XVII - XVIII в.в. в начале XX в. выглядела явным анахронизмом и не удовлетворяла запросов юриспруденции.
В такой ситуации неопределенности в целях решения проблемы соотношения морали и права была создана известным российским правоведом и общественным деятелем Л.И. Петражицким психологическая теория права и государства.
2.БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО Л.И. ПЕТРАЖИЦКОГО
Лев Иосифович Петражицкий родился в 1867 г. в польской дворянской семье, в Витебской губернии. Первоначально Л.И. Петражицкий учился на медицинском факультете Киевского университета, затем перешел на юридический. Обучение на медицинском факультете и повлияло на его предпочтения в дальнейшем в сфере юридических исследований.
Л.И. Петражицкий отличался выдающимися способностями. Так, обучаясь на юридическом факультете, он перевел "Пандекты" Барона, которые стали своего рода учебником для ряда поколений студентов-юристов.
Окончив Киевский университет, Л.И. Петражицкий продолжил обучение в Германии. Он обучался в так называемой римской семинарии, готовившей профессоров римского права. Научным итогом обучения в Германии стала его монография по римскому праву «Учение о доходах», который внес существенный вклад в учение о римском праве и цивильное право. Л.И. Петражицкий ввел в оборот новые понятия: «доход от собственности» и «права на доходы, добытые трудом». Монография Л.И. Петражицкого была отмечена в среде немецких юристов.
По возвращении в Россию
Л.И. Петражицкий занялся вопросами
общей теории права. В 1896 г. он преподавал
в Киевском университете. В 1897 г. защитил
тезисы докторской диссертации по теме
«Акционерные общества» и стал ординарным
профессором права в Санкт-
В этот период правовед издает два своих основных произведения – «Введение в изучение права и нравственности» (1905) и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907 - 1910). В них он и осуществил синтез теории права с психологией.
По возвращении в Россию Л.И. Петражицкий активно начал заниматься политической деятельностью. Он был членом партии кадетов и до 1915 г. входил в ЦК этой партии. Л.И. Петражицкий был избран от этой партии депутатом первой Государственной Думы и активно участвовал в законопроектной деятельности (законопроекты о земельной реформе, о правах личности, о национальном равноправии).
Л.И. Петражицкий участвовал
в подписании известного Выборгское
воззвание после разгона
После Февральской революции
Временное правительство
После Октябрьской революции в 1921 г. Петражицкий принял польское гражданство на основе Рижского договора 1921 г. об оптации. Университеты Германии и Чехословакии предлагали ему кафедры, однако он предпочел Варшавский университет, где для него была специально создана кафедра социологии. В Польше правовед занимался сугубо преподавательской деятельностью, работал над социологическими проблемами, переиздавал свои труды.
Общий ход исторических событий и тяжелая болезнь породили в Л.И. Петражицком настроения глубокого пессимизма, который привел к тому, что в 1931 г. он покончил с собой.
В период Второй мировой войны при разгроме Варшавского восстания погибли рукописи Л.И. Петражицкого. Однако созданного им оказалось достаточно, чтобы не утратить внимания мировой юриспруденции.
В формировании теории права и государства Л.И. Петражицкого можно выявить несколько этапов.
Первый период (с 1897 г. по 1900 г.) - творчески очень плодотворный. Сочинение Л.И. Петражицкого «Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права» сопровождалось двумя приложениями. В первом из них автор выступал за борьбу с юридическим позитивизмом и с теорией Р. Иеринга. Во втором он призвал к созданию в России правового государства. В 1898 г. в журнале «Юридический вестник» публикуется его статья «Что такое право?», идеи которой в 1900 г. найдут свое отражение в книге «Очерки философии права». В последних трудах уже даны основные положения его теории.
Второй период (1900 - 1905 гг.) посвящен тому, что Л.И. Петражицкий уже более детально разрабатывает методологические посылки своей теории. Его научные наработки отражаются в работе «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология». В 1904 г. он публикует серию статей в журнале «Научное обозрение».
Третий период (1905 - 1909 гг.)
характеризуется построением
3.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И
В освещении правовых явлений
и самой природы права Л.И. Петражицкий
в методологическом и философском
отношении следовал началам позитивной
философии, но при этом проявил большую
самостоятельность и
В решении проблемы соотношения
морали и права стремился отойти
от конфронтации либералов и консерваторов,
с одной стороны, и методологических
разногласий теоретиков права и
философов права - с другой. Ученый
не отрицал значение культурной традиции,
но вместе с тем поддерживал либеральную
идею автономии права от государства.
Он стремился рассматривать право
в связи с развитием культуры
в целом для того, чтобы создать
такую теорию права, которая могла
бы стать методологической основой
как профессиональной юриспруденции,
так и правосознания
4.ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХИКИ
В начале своего труда «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» Л.И. Петражицкий обращается к исследованию элементов психики и предлагает положить в основу психологии и других наук, касающихся психических явлений (наук о праве, о государстве, о нравственности и т. д.) вместо тройственного деления элементов психической жизни: на познание, чувство, волю деление на:
1) двусторонние, пассивно-активные переживания – эмоции (или, как он их еще называет, импульсии);
2) односторонние переживания, распадающиеся в свою очередь на:
а) односторонне-пассивные: познавательные и чувственные переживания,
б) односторонне-активные: волевые переживания.
При этом Л.И. Петражицкий
отводит эмоциям (импульсиям) в жизни
животных и человека роль «главных
и руководящих психических
В целях установления научной теории поведения людей и животных Л.И. Петражицкий предлагает различать два класса эмоций:
1.Специальные эмоции (специальные импульсии), которые имеют тенденцию превращать организм (индивидуальный психофизический аппарат, вообще годный для производства многих и весьма различных действий) на время в аппарат, специально приноровленный к исполнению определенной биологической функции и действующий в этом направлении, т. е. вызывать соответственные движения (сокращения мускулов) и бесчисленные вспомогательные физиологические и психические (интеллектуальные, волевые и чувственные) процессы.
В качестве примера действия
таких эмоций автор приводит следующий:
так, голод-аппетит приводит к появлению
представлений и мыслей, касающихся
пищи и еды, чем сильнее голод,
доходящих до бреда и галлюцинаций;
вытеснению прочих интеллектуальных,
эмоциональных и волевых
2.Абстрактные или бланкетные эмоции имеются на ряду со специальными эмоциями в нашей психике и играют весьма важную роль в жизни. Такие эмоции могут служить побуждением к любому поведению, а именно, они побуждают к тем действиям, представления о которых переживаются в связи с ними. Л.И. Петражицкий относит к таким эмоциям эмоции, возбуждаемые обращенными к нам велениями и запретами. Так, резкие приказы и запреты, высказанные строго-внушительным тоном, действуют как электрический ток и приводят к выполнению содержания повелений.
5.ЭТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ
Сообщенные выше общие психологические положения дают Л.И. Петражицкому возможность решить проблемы, связанные с природой нравственности и права.
Для этого правовед выделяет два класса нормативных переживаний: эстетические эмоции и этические эмоции.
1.Эстетические эмоции переживаются часто не только по адресу разных человеческих поступков, но и по адресу разных иных явлений и предметов, называемых в таких случаях красивыми, прекрасными (при наличности притягательной эстетической эмоции) или некрасивыми, безобразными, гадкими (при наличности отталкивающей эстетической эмоции). Как отмечает Л.И. Петражицкий, именно на сочетаниях разных представлений с этими эмоциями покоятся так называемые правила приличия, правила доброго тона, обращения в обществе, элегантности. Эстетические эмоции восстают против грамматических, стилистических погрешностей в речи.
2.Этические эмоции (эмоции долга, обязанности) представляют для исследования природы нравственности и права гораздо больший интерес. Этические эмоции переживаются человеком и управляют его поведением весьма часто. Но, как и многие другие эмоции, они обыкновенно для субъекта незаметны, не поддаются различению и наблюдению, a во всяком случае ясному и отчетливому познанию.
Л.И. Петражицкий отмечает, что этическим эмоциям присущи следующие свойства:
1.Этические эмоции отличаются своеобразным мистическо-авторитетным характером, т.е. противостоят эмоциональным склонностям человека, его влечениям, аппетитам и т. п., как «импульсы с высшим ореолом и авторитетом, исходящие как бы из неведомого, отличного от нашего обыденного и, таинственного источника».
Этот характер этических эмоций, отражается по справедливому замечанию Л.И. Петражицкого в поэзии, мифологии, религии и т. п. в форме представлений о том, что на ряду с нашим я, имеется налицо еще какое то другое существо, противостоящее нашему я и понукающее его к известному поведению, какой-то таинственный голос обращается к нам, говорит нам. К такому голосу можно отнести «совесть».
Информация о работе Психологическая теория права Л.И. Петражицкого