Психологическая теория права Л.И. Петражицкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 06:04, реферат

Описание работы

Лев Иосифович Петражицкий родился в 1867 г. в польской дворянской семье, в Витебской губернии. Первоначально Л.И. Петражицкий учился на медицинском факультете Киевского университета, затем перешел на юридический. Обучение на медицинском факультете и повлияло на его предпочтения в дальнейшем в сфере юридических исследований.
Л.И. Петражицкий отличался выдающимися способностями. Так, обучаясь на юридическом факультете, он перевел "Пандекты" Барона, которые стали своего рода учебником для ряда поколений студентов-юристов. В такой ситуации неопределенности в целях решения проблемы соотношения морали и права была создана известным российским правоведом и общественным деятелем Л.И. Петражицким психологическая теория права и государства.

Содержание работы

Причины появления психологической школы………………………………3
Биография и творчество Л.И. Петражицкого………………………………..3
Методологические и философские основы теории…………………………6
Элементы психики……………………………………………………………..6
Этические эмоции……………………………………………………………...8
Понятие права и его отличие от нравственности…………………………..11
Виды права…………………………………………………………………….12
Политика права как особая отрасль правоведения…………………………14

Список использованной литературы………………………………………...16

Файлы: 1 файл

реферат ИПиПУ.docx

— 32.10 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный  университет»

Филиал в г. Братске

 

 

 

Реферат

по дисциплине:«История политических и правовых учений»

Тема: «Психологическая теория права Л.И. Петражицкого»

 

 

 

 

Выполнил(а):

студент группы

Юз-10-1                          _____________                               Дудорова В.В.

 

 

Проверил:     _____________                              Кузнецов К.В.

 

 

 

 

 

 

Братск-2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Причины появления психологической школы………………………………3
  2. Биография и творчество Л.И. Петражицкого………………………………..3
  3. Методологические и философские основы теории…………………………6
  4. Элементы психики……………………………………………………………..6
  5. Этические эмоции……………………………………………………………...8
  6. Понятие права и его отличие от нравственности…………………………..11
  7. Виды права…………………………………………………………………….12
  8. Политика права как особая отрасль правоведения…………………………14

 

Список использованной литературы………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ШКОЛЫ

Вопрос соотношения морали и права приобрел необычайную  остроту в русской научной  и общественной мысли XIX - начала XX в. Решение этой проблемы было тесным образом связано с осознанием путей историко-культурной самобытности и направленности общественного  развития России. Славянофилы и консерваторы отрицали право в пользу морали, либеральное крыло российской интеллигенции  рассматривало право как высшую социальную ценность.

Выбор мировоззренческой  и методологической основы юриспруденции  в России XIX - начала XX в. был относительно невелик: юридический позитивизм или  доктрина естественного права. Но сделать  этот выбор было нелегко, поскольку  юридический позитивизм, отождествлявший  право с законом, не соответствовал идее либералов о независимости  права от государства, а доктрина естественного права XVII - XVIII в.в. в  начале XX в. выглядела явным анахронизмом и не удовлетворяла запросов юриспруденции.

В такой ситуации неопределенности в целях решения проблемы соотношения  морали и права была создана известным  российским правоведом и общественным деятелем Л.И. Петражицким психологическая теория права и государства.

2.БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО Л.И. ПЕТРАЖИЦКОГО

Лев Иосифович Петражицкий  родился в 1867 г. в польской дворянской семье, в Витебской губернии. Первоначально  Л.И. Петражицкий учился на медицинском  факультете Киевского университета, затем перешел на юридический. Обучение на медицинском факультете и повлияло  на его предпочтения в дальнейшем в сфере юридических исследований.

Л.И. Петражицкий отличался  выдающимися способностями. Так, обучаясь на юридическом факультете, он перевел "Пандекты" Барона, которые стали  своего рода учебником для ряда поколений  студентов-юристов.

Окончив Киевский университет, Л.И. Петражицкий продолжил обучение в Германии. Он обучался в так  называемой римской семинарии, готовившей профессоров римского права. Научным  итогом обучения в Германии стала  его монография по римскому праву  «Учение о доходах», который внес существенный вклад в учение о  римском праве и  цивильное  право. Л.И. Петражицкий ввел в оборот новые понятия: «доход от собственности» и «права на доходы, добытые трудом». Монография Л.И. Петражицкого была отмечена в среде немецких юристов.

По возвращении в Россию Л.И. Петражицкий занялся вопросами  общей теории права.  В 1896 г. он преподавал в Киевском университете. В 1897 г. защитил  тезисы докторской диссертации по теме «Акционерные общества» и стал ординарным профессором права в Санкт-Петербургском  университете. Молодой ученый пришел на смену Н.М. Коркунову, чей курс лекций по общей теории права считался одним из лучших в Европе.

В этот период правовед издает два своих основных произведения – «Введение в изучение права  и нравственности» (1905) и «Теория  права и государства в связи  с теорией нравственности» (1907 - 1910). В них он и осуществил синтез теории права с психологией.

По возвращении в Россию Л.И. Петражицкий активно начал  заниматься политической деятельностью. Он был членом партии кадетов и  до 1915 г. входил в ЦК этой партии. Л.И. Петражицкий был избран от этой партии депутатом первой Государственной  Думы и активно участвовал в законопроектной  деятельности (законопроекты о земельной  реформе, о правах личности, о национальном равноправии).

Л.И. Петражицкий участвовал в подписании известного Выборгское воззвание после разгона Государственной  Думы, которое призывало граждан  России протестовать против беззакония посредством неуплаты налогов и  отказа от воинской повинности. Как  и все подписавшие воззвание, он был осужден на три месяца тюремного  заключения и лишен политических прав. Однако это никак не помешало ему оставаться до 1915 г. членом ЦК партии кадетов, преподавать в Санкт-Петербургском  университете и стать первым избранным  деканом юридического факультета.

После Февральской революции  Временное правительство назначило  Л.И. Петражицкого одним из сенаторов  первого департамента Правительствующего Сената с оставлением должности  профессора Петроградского университета.

После Октябрьской революции  в 1921 г. Петражицкий принял польское гражданство на основе Рижского договора 1921 г. об оптации. Университеты Германии и Чехословакии предлагали ему кафедры, однако он предпочел Варшавский университет, где для него была специально создана  кафедра социологии. В Польше правовед занимался сугубо преподавательской  деятельностью, работал над социологическими проблемами, переиздавал свои труды.

Общий ход исторических событий  и тяжелая болезнь породили в  Л.И. Петражицком настроения глубокого  пессимизма, который привел к тому, что в 1931 г. он покончил с собой.

В период  Второй мировой  войны при разгроме Варшавского  восстания погибли рукописи Л.И. Петражицкого. Однако созданного им оказалось  достаточно, чтобы не утратить  внимания мировой юриспруденции.

В формировании теории права  и государства Л.И. Петражицкого можно выявить несколько этапов.

Первый период (с 1897 г. по 1900 г.) - творчески очень плодотворный. Сочинение Л.И. Петражицкого «Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права» сопровождалось двумя  приложениями. В первом из них автор  выступал за борьбу с юридическим  позитивизмом и с теорией Р. Иеринга. Во втором он призвал к созданию в России правового государства. В 1898 г. в журнале «Юридический вестник» публикуется его статья «Что такое  право?», идеи которой в 1900 г. найдут свое отражение в книге «Очерки  философии права». В последних  трудах уже даны основные положения его теории.

Второй период (1900 - 1905 гг.) посвящен тому, что Л.И. Петражицкий  уже более детально разрабатывает  методологические посылки своей  теории. Его научные наработки  отражаются в работе «Введение в  изучение права и нравственности. Эмоциональная психология». В 1904 г. он публикует серию статей в журнале «Научное обозрение».

Третий период (1905 - 1909 гг.) характеризуется построением целостной  системы юридических понятий  на основе методологии, разработанной  в предшествующие годы. Все это  вылилось в двухтомный труд «Теория  права и государства в связи  с теорией нравственности», опубликование  которого стало крупным научным  событием того времени не только в  русской, но и в европейской литературе.

3.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ  ОСНОВЫ ТЕОРИИ

В освещении правовых явлений  и самой природы права Л.И. Петражицкий  в методологическом и философском  отношении следовал началам позитивной философии, но при этом проявил большую  самостоятельность и оригинальность.

В решении проблемы соотношения  морали и права стремился отойти от конфронтации либералов и консерваторов, с одной стороны, и методологических разногласий теоретиков права и  философов права - с другой. Ученый не отрицал значение культурной традиции, но вместе с тем поддерживал либеральную  идею автономии права от государства. Он стремился рассматривать право  в связи с развитием культуры в целом для того, чтобы создать  такую теорию права, которая могла  бы стать методологической основой  как профессиональной юриспруденции, так и правосознания российского  общества в целом, тяготеющего к  недооценке права в пользу морали.

4.ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХИКИ

В начале своего труда «Теория  права и государства в связи  с теорией нравственности» Л.И. Петражицкий обращается к исследованию элементов психики и предлагает положить в основу психологии и других наук, касающихся психических явлений (наук о праве, о государстве, о  нравственности и т. д.) вместо тройственного  деления элементов психической  жизни: на познание, чувство, волю деление на:

1) двусторонние, пассивно-активные  переживания – эмоции (или, как  он их еще называет, импульсии);

2) односторонние переживания,  распадающиеся в свою очередь на:

а) односторонне-пассивные: познавательные и чувственные переживания,

б) односторонне-активные: волевые переживания.

При этом Л.И. Петражицкий  отводит эмоциям (импульсиям) в жизни  животных и человека роль «главных и руководящих психических факторов приспособления к условиям жизни». Односторонние же элементы психической жизни (познание, чувство, воля) играют лишь вспомогательную, подчиненную и служебную роль. Как отмечает правовед, именно эмоции побуждают человека к совершению  внешних телодвижений и иным действий (напр., к умственной работе и иным т. н. внутренним действиям).

В целях установления научной  теории поведения людей и животных Л.И. Петражицкий предлагает различать  два класса эмоций:

1.Специальные эмоции (специальные импульсии), которые имеют тенденцию превращать организм (индивидуальный психофизический аппарат, вообще годный для производства многих и весьма различных действий) на время в аппарат, специально приноровленный к исполнению определенной биологической функции и действующий в этом направлении, т. е. вызывать соответственные движения (сокращения мускулов) и бесчисленные вспомогательные физиологические и психические (интеллектуальные, волевые и чувственные) процессы.

В качестве примера действия таких эмоций автор приводит следующий: так, голод-аппетит приводит к появлению  представлений и мыслей, касающихся пищи и еды, чем сильнее голод, доходящих до бреда и галлюцинаций; вытеснению прочих интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов  и т.д.

 

2.Абстрактные или бланкетные эмоции имеются на ряду со специальными эмоциями  в нашей психике и играют весьма важную роль в жизни.  Такие эмоции могут служить побуждением к любому поведению,  а именно, они побуждают к тем действиям, представления о которых переживаются в связи с ними. Л.И. Петражицкий относит к таким эмоциям эмоции, возбуждаемые обращенными к нам велениями и запретами. Так, резкие приказы и запреты, высказанные  строго-внушительным тоном, действуют как электрический ток и приводят к выполнению содержания повелений.

5.ЭТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ

Сообщенные выше общие  психологические положения дают Л.И. Петражицкому возможность решить проблемы, связанные с природой нравственности и права.

Для этого правовед выделяет два класса нормативных переживаний: эстетические эмоции и этические  эмоции.

1.Эстетические эмоции переживаются часто не только по адресу разных человеческих поступков, но и по адресу разных иных явлений и предметов, называемых в таких случаях красивыми, прекрасными (при наличности притягательной эстетической эмоции) или некрасивыми, безобразными, гадкими (при наличности отталкивающей эстетической эмоции). Как отмечает Л.И. Петражицкий,  именно на сочетаниях разных представлений с этими эмоциями покоятся так называемые правила приличия, правила доброго тона, обращения в обществе, элегантности. Эстетические эмоции восстают против грамматических, стилистических погрешностей в речи.

2.Этические эмоции (эмоции долга, обязанности) представляют для исследования природы нравственности и права гораздо больший интерес. Этические эмоции переживаются человеком и управляют его поведением весьма часто. Но, как и многие другие эмоции, они обыкновенно для субъекта незаметны, не поддаются различению и наблюдению, a во всяком случае ясному и отчетливому познанию.

Л.И. Петражицкий отмечает, что этическим эмоциям присущи следующие свойства:

1.Этические эмоции отличаются своеобразным мистическо-авторитетным характером, т.е. противостоят эмоциональным склонностям человека, его влечениям, аппетитам и т. п., как «импульсы с высшим ореолом и авторитетом, исходящие как бы из неведомого, отличного от нашего обыденного и, таинственного источника».

Этот характер этических  эмоций, отражается по справедливому  замечанию Л.И. Петражицкого в поэзии, мифологии, религии и т. п. в форме  представлений о том, что на ряду с нашим я, имеется налицо еще  какое то другое существо, противостоящее нашему я и понукающее его к  известному поведению, какой-то таинственный голос обращается к нам, говорит  нам. К такому голосу можно отнести «совесть».

Информация о работе Психологическая теория права Л.И. Петражицкого