Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:59, реферат
Семья жила в страшной нищете. Глава семьи, пропивающий заработок, был сурового нрава, матери и сыну доставались жестокие побои. Сталин научился хитрить, избегая встреч с отцом, смерть которого дала ему свободу. И. Иремашвили заключает, что вражду к отцу и жажду мести он начал переносить на всех, кто имел или мог иметь власть над ним. "С юности мщение стало для него целью, которой подчинялись все его усилия" .Об отношениях с матерью существуют разные мнения. Иремашвили говорит о горячей привязанности к матери. По мнению Аллилуевой "отец любил и уважал свою мать. Она колотила его, когда он был маленьким, как колотила и его отца
Психологический портрет Сталина
Счастье – это иметь врага, найти врага и его уничтожить.
приписывается Сталину по одной из легенд
Семья и школа (1879 – 1899).
Семья жила в страшной нищете. Глава семьи, пропивающий заработок, был сурового нрава, матери и сыну доставались жестокие побои. Сталин научился хитрить, избегая встреч с отцом, смерть которого дала ему свободу. И. Иремашвили заключает, что вражду к отцу и жажду мести он начал переносить на всех, кто имел или мог иметь власть над ним. "С юности мщение стало для него целью, которой подчинялись все его усилия" .Об отношениях с матерью существуют разные мнения. Иремашвили говорит о горячей привязанности к матери. По мнению Аллилуевой "отец любил и уважал свою мать. Она колотила его, когда он был маленьким, как колотила и его отца. Ее строгость и решительность восхищали отца. Но он был плохим сыном". Суварин пишет, грузины "знали Сталина жестоким, нечувствительным, относившимся без уважения к матери и приводят в доказательство достаточно щекотливые факты". Однозначно, отношение Сталина к матери, судя по тому, что с 1903 года они виделись всего 4-5 раз, и умерла (1937 г.) она в нищете, даже с большой натяжкой не назовешь теплым.
Семья была не единственным фактором, формировавшим жесткую, своевольную и мстительную личность мальчика. Дети из зажиточных семей показывали, что он им не чета. В 11 лет после смерти отца Иосифа устроили в духовное училище, где отношения между учителями и учениками были очень строгими. Иосиф проявлял большое рвение в учебе, запоминал урок со слов учителя, что говорит об исключительном внимании. В то время священнический сан был венцом честолюбия для Сталина. По окончании, получив похвальный лист, что было редкостью для его происхождения, был зачислен в семинарию на всем готовом, где рвение его к учебе исчезло, но ему долго удавалось скрывать свой внутренний разрыв с богословием за внешней благопристойностью.
Учеба не могла не сказаться на интеллекте, чувствах и мировоззрении. Религиозное образование способствовало формированию у Сталина догматического мышления. Он любил к новым ситуациям применять старые рецепты, был склонен жестко канонизировать положения марксистской теории, приходя часто к ошибочным выводам, без способности их творческого применения. Сталин стремился любое знание систематизировать, что свойственно "катехизисному мышлению", создающее впечатление, что это человек "организованного" ума. У него отсутствовала самокритика. "Влияние религиозного образования сказалось не на содержании его взглядов, а на методологии мышления"
Как формировалось мировоззрение Джугашвили-подростка?
В возрасте 15 лет он вошел в тайный социалистический кружок, где стоял за самые насильственные действия. "Крайние политические взгляды явились продуктом его личной воли к власти, физически и духовно владевшего им беспощадного честолюбия" [14, с.42]. Что касается формирования дружеских отношений, важных по Эриксону в период подростничества, то современники отмечают, что Иосиф отличался горячей любовью к природе, но не чувствовал привязанности к ее живым существам. "Для радостей или горестей товарищей Иосиф знал только саркастическую усмешку". Он был хорошим другом только для тех, кто подчинялся его властной воле. Страх перед его грубым гневом и злобным издевательством доставлял ему сторонников, бедных духовно и склонных к драке. Тайный кружок стал ареной, где Иосиф испытывал себя и других. Он не заботился о нахождении истины, только победа и торжество имели цену.
Путь к вершине (1899 – 1924).
Дооктябрьская
биография Сталина вся
Никакими достижениями, успехами политического свойства этот период жизни отмечен не был. В политике Сталин: продвигался вперед медленно, неуверенно, ощупью. "Отсутствие популярности рано начало сверлить его душу. Он жадно искал ее, но не умел найти". Сталин искал власти над людьми, которые в большинстве казались ему слабее. Но в нем не было качеств, которые привлекают. Зато он был богаче других холодной настойчивостью и практической сметкой. Он не повиновался импульсам, а подчинял их расчету, что давало ему преимущество среди молодых революционеров, торопливых и наивных. Сталин натравливает своих соперников, опорочивает их, плетет интриги против каждого, кто превосходит его или кажется ему помехой на пути. Его честолюбие было окрашено завистью и недоброжелательством. Его настойчивость шла об руку с мстительностью. "Уже из школы он вынес способность подмечать слабые стороны людей и без жалости играть на них. Он рано понял выгоды холодной выдержки, осторожности и хитрости, которая переходила в коварство" .Цель своей жизни он видел в низвержении сильных мира, ненависть к которым была несоизмеримо больше, чем симпатия к угнетенным.
После революции Сталин вошел в правительство, где внимательно наблюдает за всеми, цепко схватывает события. В гражданской войне роль Сталина более заметна. Он всегда в штабах. Не обладая оперативными, тактическими познаниями, он проявляет диктаторские замашки, прибегая к арестам, расстрелам. Как руководитель Сталин сформировался в эти годы, поверил во всемогущество насилия, почувствовал власть, понял ее механизм.
Таким образом,
в 45 лет самые дерзкие честолюбивые мечты
Сталина осуществились.
Психологический анализ личности Сталина
При рассмотрении личности вождя по теории Эриксона многие важнейшие эпизоды раннего детства недоступны для анализа. О результатах прохождения ранних возрастных стадий можно судить по их проявлениям в дальнейшей жизни. Видимо, жестокое детство заложило базисное недоверие к миру, к людям. Сталин рано понял, что в жизни может надеяться только на себя. Школьный возраст (6-12 лет) был упущен для школы и ничего не может сообщить о занятиях ребенка. Во всяком случае, о приобретении каких-то практических, хозяйственных навыков нигде не сообщается. Но, можно с уверенностью сказать, что в стадии возраста игры не были сформированы такие качества, как личная инициативность, предприимчивость, т.к. в переломные, неопределенные моменты наступало состояние заторможенности, выжидания, с жаждой реванша. Сталин мог думать и действовать более эффективно в заданных рамках, лучше чужими руками. Он никогда по-настоящему не работал, ничего не мог делать профессионально, ручная умелость не проявлялась.
Обучение в школе пришлось уже на возраст подростка. Возможно, на первых порах обучения, учитывая определенные старания Сталина, в нем были заложены черты воли, целеустремленности, компетентности, но, скорее всего, это было не наличие настоящих качеств, а результат компенсации негативных последствий детства. У него не сформировалась истинная познавательная активность, он даже в ссылках не стремился повышать свой политический и экономический кругозор, не говоря об общекультурном и интеллектуальном уровне, всегда презирал и завидовал людям, которые превосходили его в этом. Это доказывает, что его успехи в школе были обусловлены жаждой одобрения, а не стремлением к знаниям, он пытался доказать себе и другим, что достоин лучшей участи и поверил, что сможет ее добиться, что и породило необыкновенные амбиции, несгибаемую волю для достижения своих целей. Но выдающимся учеником Джугашвили так и не стал и всю жизнь мучился завистью к товарищам по партии, которые превосходили его по интеллекту, ораторским способностям, умению общаться с массами. Хотя память у него была достаточно развита, он мог цитировать большие отрывки из произведений Маркса, Ленина, производя впечатление на малограмотных новичков, но осмыслить эти труды по-настоящему не мог. Умению строить близкие взаимоотношения он тоже не научился. У него почти не было близких друзей, таких, к которым бы он сохранил теплые чувства на всю жизнь. Он старался эмоционально не вовлекаться в общение, сторонился людей, но научился наблюдать и разбираться в людях, выявлять их сильные и слабые стороны, манипулировать ими для достижения своих целей. Кроме того, научился мастерски скрывать свои чувства и отношения, обладал актерским даром не показывать своих замыслов, умел рассчитать и исподтишка выжидать выгодный момент для удара. В подростковый период сформировались отрицательные новообразования возраста – застенчивость, негативизм, протест. Кризисное противоречие периода ранней зрелости, характеризующееся формированием чувства близости было разрешено деструктивно. Даже в ссылках и тюрьмах он не приобрел настоящих друзей. Попытка обрести хотя бы видимость близости в браке закончилась трагедией, жена рано умерла, оставив грудного ребенка, воспитанием, которого он не занимался. Жену он выбрал психологически слабую, покорную, отношения в браке, возможно, были построены на невротической основе, по садомазохистскому типу.
В первой половине периода
взрослости, в котором формируются
черты милосердия, заботы о людях,
заметно проявляется
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ни один из периодов по Эриксону, не был пройден Сталиным с положительным исходом. Можно предположить, что описываемые современниками воля, целеустремленность, на самом деле являются навязчивостью, застреванием на какой-то цели или идее. Иначе, в периоды ссылок, тюрем, революций проявлялись бы черты истинного лидера и такие качества деятельной натуры как решительность, приверженность революционной идее, стремление совершенствоваться и разрабатывать теорию нового строя. Сталина же иногда заносило в круги, далекие от большевизма. Он просто выбирал, где выгоднее с точки зрения захвата власти.