Реформы Петра 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:37, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Петра I представляет собой большой интерес для изучения и исследования, т.к. рассматривая ее, можем анализировать огромный процесс развития и роста Российского государства, превращением России из дикого деспотического царства Московского в Великую империю. Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени изучают не менее чем в прошлые века.

Файлы: 1 файл

контрольная по истории.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

                    Петр I "надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить и России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности..."1 

Вступление.

           Эпоха Петра I представляет собой  большой интерес для изучения  и исследования, т.к. рассматривая ее, можем анализировать огромный  процесс развития и роста Российского государства, превращением России из дикого деспотического царства Московского в Великую империю. Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени изучают не менее чем в прошлые века. В последнее время многие писатели, публицисты, продолжая в этом отношении традиции словянофильской и народнической историографии, пишут о том, что не будь Петра и его преобразований, развитие России могло пойти по иному, менее драматическому пути. Вопрос в том, в какой мере преобразования были случайны или закономерны, означали ли они радикальный разрыв преемственности исторического процесса или, напротив, были его логическим продолжением, был ли Петр великим преобразователем или тираном возник давно, едва ли не в саму эпоху преобразований. Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им , отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном  выборе и преступных деяниях. Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя- постоянные военные действия, внутренние- это оппозиция  Недовольное боярство составляло оппозиционные круги, а в дальнейшем к ним примкнул царевич Алексей . Современникам Петра было сложно его понять: царь- плотник, царь - кузнец, царь - солдат, стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела . Образ “помазанника Божия “- царя- батюшки, царивший в сознаниях людей, постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя. Неудивительно, что многие не понимали Петра, его стиля мышления, его идей, зачастую обитавших в другом политическом пространстве.

        Петр  не был похож на своих предшественников  ни внешним обликом, ни живым  и открытым характером. Личность  Петра очень сложна и противоречива,  но при этом Петр I  был очень  цельной натурой. Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых , было все же рациональное зерно. Невозможно рассматривать деятельность Петра не учитывая того, что из 35 лет его правления, лишь около 1.5 лет Россия находилась в состоянии  полного мира. Постоянные военные действия оказывали влияние на ход реформ и вообще на всю  внутреннюю и внешнюю политику.

           Старое никогда не уходит с  общественной сцены добровольно,  и новое всегда рождается в  жестких схватках с отжившим. Петру пришлось бороться со  многими предрассудками и пережитками, которые иногда оказывались слишком сильными, чтобы сломить их с первого удара.

        За несколько десятилетий строится новая система управления,создается система образования, периодическая печать, формируется регулярная армия, возникает военный флот . Вырастают первые промышленные предприятия  мануфактурного типа, развиваются кустарные промыслы,  ремесла,  налаживается торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастает общественное и  географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка.  Город отделяется  от  деревни.  Выделяются промысловые и  земледельческие  районы. Развивается внутренняя и внешняя торговля. Получает  дальнейшее развитие русская культура  и  науки: математика и механика, физика  и химия,  география и ботаника, астрономия и "рудознатство".  Казаки-землепроходцы  открывают  ряд новых земель в Сибири.

         Благодаря внешней политике Петра  , было покончено с политической  изоляцией, и укреплялся международный престиж России. Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

  1. Предпосылки петровских реформ.
 

          Страна  стояла накануне великих  преобразований. Каковы  же были предпосылки петровских реформ?

          Россия  была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западно-европейских стран.

          Русское войско в значительной  своей  части  состояло  из отсталого  дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и  неповоротливый  приказной  государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия,  не отвечал потребностям страны.

          Отставала Русь и в области духовной культуры.  В народные массы просвещение почти не проникало,  и даже в правящих  кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

          Россия XVII века самим ходом исторического  развития  была поставлена перед необходимостью коренных реформ,  так как только таким путем могла обеспечить себе достойное  место  среди  государств Запада и Востока.

          Следует отметить, что к этому времени  истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

          Во  второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси,  все более отчетливо оформляется абсолютизм.

          XVII век был временем, когда Россия  установила постоянное общение  с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи,  использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и  просвещение. Учась  и  заимствуя,  Россия развивалась самостоятельно,  брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа,  которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.

          Внешние опасности государства опережали  естественный рост народа,  закостиневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно.

          Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и  русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие  реформы: военную, социально-экономическую, административную (органов власти и  управления, сословного устройства  русского общества), а также в области культуры и быта, церковную.

          Следует отметить, что  основной  движущей  силой петровских реформ стала война.

    2. Реформы Петра I

2.1. Открытие школ  различного типа. Появление профессионального образования.

      Развитие  просвещения и науки при Петре I тесно связано с нуждами развития экономики, создания армии и преобразованием  государственного аппарата. В петровское время обучение переходит от церкви к государству, богословие уступает место прикладным наукам. Величайшим достижением Петра является то, что он заставил российских дворян учиться, хотя и преимущественно насильственными методами.

      Реформы в сфере образования являлись логическим продолжением процессов, которые  проходили в Московии еще до царствования Петра I. Однако школ было крайне мало и некоторые из них влачили жалкое существование. Уже начальный этап преобразования выявил трудности с подготовкой специалистов и вообще грамотных людей. Нельзя было находиться в постоянной зависимости от иноземцев при комплектовании армии, флотских экипажей, в удовлетворении колоссальных потребностей в мастерах кораблестроения, горного дела и т.д. Практически не было специалистов-артиллеристов, фортификаторов, медиков, рудознатцев, астрономов, геодезистов и др. Петр I вынужден был обращаться к иностранным специалистам. Но это имело серьезные отрицательные последствия. Иностранным специалистам приходилось платить жалование в три-четыре раза больше чем отечественным. Зачастую на русскую службу приезжали не лучшие, недостаточно квалифицированные люди. Некоторые офицеры готовы были служить любому, кто больше заплатит, они были лишены чувства долга, патриотизма и не выдерживали первых же серьезных испытаний.

      Практические  меры по созданию отечественных учебных  заведений ведут свое начало ко времени пребывания Петра в Англии, где он нанял трех преподавателей. Эти преподаватели были предназначены для школы навигационных наук.

      Однако  до открытия навигационной школы  приходилось использовать другой способ обучения — посылать русских учеников за границу. При этом им вменялось в обязанность не столько усвоение теоретических знаний, сколько приобретение практических навыков в кораблестроении, в управлении кораблем во время боя, кораблевождении. Учащиеся постигали науки не столько за партой, сколько с топором в руках на верфи и т.д.

      Особо следует подчеркнуть, что отправка русских людей за границу для  обучения производила крутой переворот в сознании современников. В допетровские времена общение с иностранцами не поощрялось. Разрешение на выезд зарубеж получали лишь две категории людей: лица, находившиеся в составе посольств и купцы (гости). Для купцов это была существенная привилегия: среди промышленно-торгового населения страны только гости имели право покидать пределы страны для заключения торговых сделок. Теперь отправка русских заграницу не только не запрещалась, но и поощрялась и даже проводилась в принудительном порядке.

      Регулярная  практика отправки недорослей на учебу  за границу начинается с конца 1696 года, когда был опубликован указ об отправке в разные государства учиться всяким наукам для 61 человека. Из них 39 человек ехали в Италию, 22 в Голландию и Англию. В числе отправленных 23 человека были княжеского рода.

      Петр  лично составил для этих учеников инструкцию, в которой изложил программу обучения. В число наук, которые надлежало одолеть царь включил навигацию и кораблестроение. О результатах обучения выдавались свидетельства иностранных учителей, это были специальные дипломы. Кроме учебы стольник, — посыльный за границу обязан был обучить овладеваемой специальности прикрепленного солдата или сержанта, а также нанять на русскую службу по два искусных мастера-кораблестроителя. Таким образом, общее число отправившихся за границу на обучение составляло 122 человека.

      В дальнейшем эта практика заграничного обучения вошла в систему. Однако это был не главный, а вспомогательный путь развития просвещения.

      В первой четверти ХVIII была создана целая  сеть школ начального обучения. Открыты  цифирные школы для дворян, приказных, дьяческих и подьяческих детей 10-15 лет.

      Наиболее  важными в системе петровского  просвещения являются технические  учебные заведения. В Москве в 1701 г. начались занятия в Навигационной  и Артиллерийской школах, а позднее вместо навигационной школы была учреждена в Петербурге Морская академия. В 1712г. в Москве открылась инженерная школа. Медицинский персонал готовился в Медицинском училище при Московском госпитале. Создание системы подготовки кадров позволило освобождаться от иностранцев наемников, и прежде всего в офицерском корпусе.

2.2. Первые учебники. Введение гражданского шрифта.

      Для открывшихся школ выпускалась разнообразная  учебная литература — буквари, пособия по математике, механике и др. Преподаватель навигационной школы Л. Магницкий издал знаменитую "Арифметику". С января 1703 года в Москве стала выходить первая печатная газета "Ведомости о военных и иных делах достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах".

      Распространению печатной литературы способствовало введение в 1710 году нового гражданского шрифта, более упрощенного по сравнению с начертанием старых церковно-славянских букв.

2.3. Развитие науки. Учреждение академии наук.

      Замечательные успехи в петровское время были достигнуты в развитии науки: географии, физике, механике, в поисках новых торговых путей, в картографии, в изучении ископаемых богатств страны. В 1697 году В.Атласов провел экспедицию на Камчатку. В начале ХVIII века была открыта северная группа Курильских островов.

Информация о работе Реформы Петра 1