Рудольф Нуриев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 00:46, доклад

Описание работы

Рудольф Хаметович Нуриев (17 марта 1938 г. – 6 января 1993 г.), считается одним из величайших танцоров балета 20-го столетия, наряду с Морисом Льепой (Maris Liepa), Ваславом Нижинским (Vaslav Nijinsky), Александром Годуновым и Михаилом Барышниковым.
Нуриев был рожден в поезде на транс-сибирской магистрали, около Иркутска, в Сибири, в Советском Союзе, в то время, когда его мать Фарида направлялась во Владивосток, где его отец Хамат, комиссар Красной Армии, находился в то время. Он рос как единственный сын в татарской семье в деревне около Уфы, в Советской Республике Башкирия.

Файлы: 1 файл

Рудольф Хаметович Нуриев.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

 Рудольф Хаметович Нуриев (17 марта 1938 г. – 6 января 1993 г.), считается одним из величайших танцоров балета 20-го столетия, наряду с Морисом Льепой (Maris Liepa), Ваславом Нижинским (Vaslav Nijinsky), Александром Годуновым и Михаилом Барышниковым.

Нуриев был рожден в поезде на транс-сибирской магистрали, около Иркутска, в Сибири, в Советском Союзе, в то время, когда его мать Фарида направлялась во Владивосток, где его отец Хамат, комиссар Красной Армии, находился в то время. Он рос как единственный сын в татарской семье в деревне около Уфы, в Советской Республике Башкирия. Когда его мать хитростью заманила его и его сестер на балет "Song of the Cranes", он влюбился в балет. Будучи ребенком, он участвовал в ансамбле народного башкирского танца, и его раннее развитие привело к тому, что преподаватели направили его заниматься баетом в Ленинград. Во время тура в Москву с местной балетной труппой, Нуриев подал заявку в Большой Театр и был принят. Хотя, оставленная Кировская Балетная школа была самой лучшей, и он принял решение бросить балетную труппу и взял билет в Ленинград.

Из-за резких изменений  в культурной жизни Советского Союза, вызванных началом Второй Мировой  Войны, Нуриев не смог поступить в  главную балетную школу до 1955 года, в возрасте 17 лет, когда он был принят в Вагановский Хореографический Институт, при Кировской Балетной Школе.

Несмотря на его позднее  начало обучения, он вскоре был признан  как невероятно одаренный танцор балета. Нуриев показал себя крайне трудолюбивым учеником – он много занимался и тренировался, чтобы восполнить те годы обучения, которые он пропустил. Под опекой великого учителя, Александра Пушкина, талант Нуриева расцвел. Пушкин не только интересовался им профессионально, но также и позволил ему жить с ним и его женой, с последней было всего 21 год, и у Нуриева возник с ней роман. После окончания Института, и Кировский, и Большой театры хотели видеть Нуриева в своих труппах. Он выбрал Кировский театр, и стал его солистом, что было чрезвычайно необычно для его возраста и опыта.

За те три года, что  Нуриев провел в Кировском Театре, он станцевал 15 партий, большинство  со своей партнершей, Нинель Кургапкиной. Он стал одним из самых известных  танцоров Советского Союза. Вскоре ему  разрешили ездить заграницу с  труппой. Он принял участие в Международном Юношеском Фестивале в Вене. Но по дисциплинарным причинам скоро ему было запрещено покидать границы СССР.

В 1961 году ситуация Нуриева  изменилась. Солист Кировского театра, Константин Сергеев, получил травму, и Нуриев заменил его в последнюю минуту в европейском туре театра. В Париже, его представление собрало беспрецедентную аудиторию и критиков, но он нарушил запрет на общение с иностранцами, о чем было сразу сообщено руководству Кировского театра. КГБ хотели послать его назад в СССР и сделать это немедленно. Как отговорку для него использовали, то, что он якобы должен будет танцевать на специальном представлении в Кремле. Он понял, что если вернется в СССР, он будет посажен в тюрьму, поскольку агенты КГБ все время следили за ним и знали о его общении с иностранцами, и о его передвижениях. Наиболее распространенная версия его «побега на Запад» то, что он искал "свободу", чтобы быть "свободным художником", хотя многие из частных источников (его друзей и родных), говорят, что Нуриев остался на западе из-за страшных последствий того, что он был геем, что в Советском Союзе было преследуемо законом.

17 июня 1961 года в Парижском  Аэропорту Ле Бурже, Рудольф  Нуриев отказался вернуться с  СССР. В течение недели, он был  принят в Гранд Балет Маркиза  де Кюве (Grand Ballet du Marquis de Cuevas), где он танцевал в Спящей Красавице с Ниной Вырубовой. Его драматическое «отречение», выдающая техника танца, экзотический внешний вид, и изумительная харизма на сцене сделали его всемирно известной звездой балета.

Нуриев, наконец-то, получил  желанную свободу. Во время тура по Дании он встретился с Эриком Бруном, танцором на 10 лет старшим чем  он, и который стал его любовником, самым лучшим другом и защитником на долгие годы. Брун был директором Шведского Королевского Балета с 1967 года до 1972 года, и Артистическим директором Национального Балета Канады с 1983 года до своей смерти в 1986 году.

Хотя он много раз  просил разрешения у Советского парламента дать ему разрешение на посещение  матери, с которой он был крайне близок, ему не разрешалось приезжать в СССР до 1989 года, когда его мать умерла, и Михаил Горбачев дал согласие на посещение. На протяжении этого визита, и, несмотря на то, как он покинул СССР, его снова пригласили выступать в Кировский балет при Мариинском театре в Ленинграде.

Нуриев изменил восприятие мужского балета; в его исполнении классические партии получили более  художественное хореографические воплощение.

Когда СПИД «появился» во Франции (приблизительно в 1982 году), Нуриев сделал небольшие замечания относительно этой болезни. В течение нескольких лет он просто отрицал, что что-то не то с его здоровьем: когда, приблизительно в 1990 году, он стал, бесспорно, больным, он, как говорят, приписывал эти недуги к другим болезням. Он попробовал несколько экспериментальных лечений, но они не останавливали его неизбежный упадок. К концу своей жизни, его танец стал обладать все большим воплощением агонии.

В конечном счете, он оказался перед действительностью, что он умирает, и своей храбростью в  этот период он вызывал восхищение даже своих хулителей. Потеря внешнего вида причиняла ему боль, но он продолжал бороться по средством появления на публике. Его последнее появление состоялся в 1992 году на представлении Баядерки во Дворце Гарнье, где Нуриев получил долгие эмоциональные аплодисменты. Французский Министр Культуры, Джек Ланг, предоставил ему самую высокую награду в сфере культуры во Франции, Commandeur de l'Ordre des Arts et des Lettres. Он умер в Париже несколько месяцев спустя, в возрасте 54 лет.

Он погребен на русском кладбище в Сент-Женевьев де Буа (Sainte-Genevieve-des-Bois) возле Парижа, его могила из мозаичного камня покрыта ковром в восточном турецком стиле, как дать тому, что Нуриев коллекционировал прекрасные ковры и античный текстиль.

 

Гениальный поэт Иосиф Бродский назвал его «великим одиночкой».

Александр Борисович  Годунов родился 28 ноября 1949 года на Сахалине. Потом семья переехала  в Латвию, и мать мальчика, несмотря на его маленький рост, настояла на том, чтобы сын учился балету. Она оказалась права: сын вырос, его способности оказались настоящим талантом, юного рижского танцовщика заметил Игорь Моисеев и, не раздумывая, пригласил танцевать в Москву в свою труппу. В 1967 году Годунов окончил Рижское хореографическое училище и поступил в Государственный хореографический ансамбль «Классический балет» (его чаще называли «Молодой балет»), где танцевал до 1971 года. В ансамбле работали выдающиеся педагоги – заместителем художественного руководителя и ответственным педагогом-репетитором была Суламифь Мессерер, мужской класс давал Асаф Мессерер. Подготовив первую программу и показав ее в мае 1968 года в Смоленске, ансамбль стал гастролировать по стране, затем начались длительные зарубежные гастроли. Годунов вскоре стал солистом.

В 1973 году Александр Годунов принял участие во Втором Московском международном конкурсе артистов балета и получил Первую премию и золотую медаль. В том же году дебютировал в партии Базиля в «Дон Кихоте». В 1976 году Годунову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В 1979 году состоялась премьера балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Юрия Григоровича, в котором Александр Борисович Годунов стал первым исполнителем партии Тибальда.  
Карьера складывалась блестяще. Но тут в его жизнь вошла женщина, которую он полюбил, и которая перевернула его судьбу. 
Людмила Власова была замужем за танцовщиком Станиславом Власовым. Но вскоре оставила мужа и стала женой Годунова, ее не остановила даже разница в возрасте – Александр был младше на семь лет. Людмила Власова и Александр Годунов прожили вместе около восьми лет.  
В августе 1979 года Большой театр гастролировал в Америке. Александр Годунов станцевав в Метрополитен-опера, не вернулся в гостиницу, где его ждала жена. Только на следующий день Людмила Власова узнала, муж попросил политического убежища в США.  
В аэропорту американскими властями был задержан самолет, на котором возвращалась домой жена Александра Годунова. Американцы считали, что Власову вынуждают вернуться в СССР, и требовали дать ей возможность поговорить с мужем. До последней минуты Годунов надеялся на то, что любимая жена останется с ним. Но Власова отказалась, так как не могла оставить мать, помня о драматической судьбе первого «сбежавшего» танцовщика Рудольфа Нуриева, который всю жизнь стремился встретиться с оставшейся в России матерью. Разговор все же не состоялся, и Людмила вернулась в Москву. 

Побег из СССР


23 августа 1979 года во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке, 29-летний Годунов обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища. После известия о его отсутствии советские власти отправили жену Годунова — Людмилу Власову, единственную из труппы, на самолёте в Москву. Однако самолёт был задержан американскими властями прямо перед взлётом, и Государственный департамент потребовал предоставить доказательства того, что Власова возвращается в СССР добровольно.

Вслед за этим в инцидент оказались вовлечены лидеры СССР и США Леонид Брежнев и Джимми Картер. В конце концов через три дня самолёту с Власовой было позволено вылететь в СССР. По мотивам этих событий в 1985 году в СССР вышел фильм «Рейс 222», сюжет которого был основан на реальных событиях, но скорректирован (вместо балетных актеров в нём фигурировали спортсмены), в том числе был написан другой текст, часто цитируемый.

В этот трудный для Годунова период он несколько дней прожил в  доме друзей Иосифа Бродского.[1] В течение года Годунов безуспешно пытался добиться возвращения жены. Эта пара стала известна как «Ромео и Джульетта» холодной войны. В 1982 году был оформлен их развод.

Годунов был принят в труппу Американского театра балета, где выступал как премьер (principal dancer). В 1982 году контракт с театром не был продлен из-за разногласий с руководителем труппы Михаилом Барышниковым.

Некоторое время выступал с собственной труппой. Как приглашенная звезда, много гастролировал в  США, Канаде, Латинской Америке, Австралии, Израиле, Европе, Японии. В 1985 году ушёл из балета и продолжил кинокарьеру, начатую ещё в СССР. Начиная с 1981 года периодически брал уроки актерского мастерства и речи в Джульярдской школе искусств и студии легендарной Стеллы Адлер. После ухода из балета, поддерживал атлетическую форму, занимаясь в балетной академии Дэвида Личина под руководством Татьяны Рябушинской, там же периодически проводил балетные мастер-классы.

Среди ролей в фильмах: фермер-амиш в фильме «Свидетель» в 1985, экспрессивный дирижёр оркестра в фильме «Денежная яма», 1986, Карл, террорист в фильме «Крепкий орешек», 1988, Скарабис, средневековый тиран, в фильме ужасов «Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени» в 1992. Последняя роль актера — экстравагантный террорист-химик Лотар Красна, мечтающий поработить мир, была сыграна им в боевике 1995 года «Зона».

В течение 7 лет поддерживал  близкие отношения с киноактрисой Жаклин Биссет[2].

 

Брак Александра Годунова с Людмилой Власовой был расторгнут в 1982 году. Американское гражданство  он получил в 1987 году. Его семилетний союз с известной актрисой Жаклин Биссет не был официально оформлен и распался в 1988 году.

Годунов был принят в «Американ  балле тиэтр», лучший репертуарный театр США, которым руководил  Михаил Барышников. Газеты сообщали, что  ему положено жалованье 150 тысяч  долларов в год. Таким образом, Годунов  становился одним из самых высокооплачиваемых премьеров в мире, и это вызвало протест труппы. Кордебалет устроил забастовку. Годунов предложил расторгнуть контракт, но директора театра его отговорили. В результате он впервые вышел на сцену в Америке только спустя полгода после побега, на гастролях в Чикаго. В этой прославленной труппе Годунов танцевал главные партии в «Дон Кихоте», «Жизели», «Лебедином озере», «Теме с вариациями», па-де-де из «Корсара». Но из-за конфликта с Михаилом Барышниковым Годунов был вынужден покинуть труппу «Американ балле тиэтр» в 1982 году.

Годунов переехал в Калифорнию и  продолжал танцевать по приглашению  компаний в разных странах мира. Но настало время разочарований. И Годунов решил предложить свои услуги Голливуду. Его выигрышная фотогеничная внешность, недюжинное актерское дарование, блестящая фигура должны были принести ему успех в кино. И действительно, его дебют в фильме «Свидетель», где он проникновенно и точно сыграл роль немого фермера, был на редкость удачен и отмечен критикой. Однако приглашений на главные роли не последовало, в дальнейшем его приглашали на роли второго плана. Всего он снялся в восьми фильмах. Наиболее заметные – «Свидетель» и «Крепкий орешек».

Одновременно Годунов предпринимал попытки открыть собственную  балетную школу, но они оказались  безуспешными. В течение двух лет Годунов вел собственную программу на телевидении, которая называлась «Годунов: мир, где есть место танцу».

В 1985 году Годунов прекратил выступать  как танцовщик, но продолжал поддерживать форму, брать балетные уроки в  Лос-Анджелесе, в балетной Академии Давида Лишина.

18 мая 1995 года Александр Годунов  скончался на своей вилле в  Западном Голливуде. Медсестра,  которая приходила делать ему  уколы, обнаружила его 22 мая,  на четвертый день после смерти, сидящим в кресле. Врачи не  обнаружили ни следов насилия, ни травм, ни признаков алкоголя или наркотиков в крови. Городской шериф констатировал смерть, вызванную естественными причинами. Иосиф Бродский написал в некрологе: «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества».


Информация о работе Рудольф Нуриев