Билет № 16.
1. Борьба кырг-в против господства Кокандского
ханства. Тайлак баатыр.
История коканд-го гос. началась в 1709г.
Основателем явл-ся Шахрух бий. Этап развития
коканд-го ханства: 1) 1709-1800 становление
гос-ва, формирование админ-во-политической
сис-мы. 2) 1800-1840 развитие и расцвет, расширение
владений. 3) 1841-1876 усиление внутренних
противоречий, соц-й политический кризис
и падение гос-ва. Захватническая политика
коканд-их правителей. Отношение между
кырг-ми и кокандом все больше обострялись.
к 80-м годам 18в. коканд-е ханство успело
поработить большую часть ферганских
кыргызов. г.Ош был захвачен и передан
в Андижанский вилайет. На Алае были возведены
коканд-е крепости для расположения войск
и сбора налогов. Затем агрессия кок-го
ханства была направлена в северные регионы
кырг-на. Поэтому вождь племени Сарыбагыш
- Аташ бий 1785г. отправил посольство а Екатерине2
в Петербург. Но 1809 Алим хан захватил Ташкент
. Олар хан 1821 "захватил кетмен-тюбе",
а его наследник Мадали хан присоединил
Чуйскую долину. 1825 построили крепость.
в 1831 начали завоевывать исык-куль. Разрозненые
кырг-е племена оказывали сопротивление
но безуспешно. В результате весь Кырг-н
попал в колониальную зависимость от коканда.
Кокандцы собирали налоги. 1858г. Алымбек
хан стал первым визирем ханства. Он пытался
объединить кыргызов в самостоятельное
гос-во но в ходе предворных интриг был
убит. Увеличивающиеся из года в год налоги
вызвали недовольства. 30-40г. 19в. восступили
саяки. Их движение возглавил Тайлак и
его брат Атымтай. Поводом к их выступлению
явилось выступление 1891г. кокандцев на
кыргызов сопровождающихся грабежами
и насилием. 700 коканд-е войско вторглось
в Ак-Талай и захватило в плен Атымтая
и Тайлака. Но им удалось освободиться
и собрать ополчение и в битве удержать
победу, освободив узников , отменив налоги,
вернули скот. На подовление восстания
коканд-й хан отправил сарбазов во главе
с Арак батыром. Кыргызы устроили засаду
и кокандцы потеряли 400 чел. Тайлак преследовал
оставшихся войнов и убил Арака. Позже
1838г. подосланный кокадцами лекарь отравил
Тайлака. Движение кыр-ов за независимость
усиливается в 40г. 19 в. 1843г. восстали кыргызы
исык-куля. они изгнали кокандцев из каракола,
Барскаун.
В.2.
Эконом. положение суверенного Кыр-на.
Реформы. Становление рыночной экономики.
Несмотря на приобретение полит. независимости,
Кырг. в экном. отношении продолжал оставаться
зависимым от др. гос-в. С распадом СССР
отработанные эконом. связи были нарушены
и республика оказалась в тяжелейшем материальном
и фин. положении. В январе 1992г. Росийская
Федерация провела радикальную либерелизацию
цен, установив свободный курс на продукцию
топливно-энергетического комплекса,
металлопроизводящей и машиностроительной
отраслей. В рез-те этого во всех странах
СНГ, в т.ч. и в Кырг., разразился очередной
этап эконом. кризиса. Производство Кырг.
в 1992г. снизилось на 27%. В этих условиях
Жогорку Кенеш КР на июльской 1992г. 9 сессии
обсудил и принял Программу экномич. реформ,
разработанную (наряду с др.) правительством
на 1992-95г. Для развития сильной и гибкой
рыночной системы правительство предоставило
промышл. предприятиям возможность свободного
установления коммрческих взаимоотношений
с гос-вами СНГ или др. странами. С этой
целью с 1 янв. 1993г. с промышленности были
сняты гос. заказы. Итак, Кырг., отказавшись
от командно-административной плановой
экономики, окончательно выбрал путь ускоренного
перехода к рыночным отношениям посредством
радикальных реформ. Приватизация в Кырг.
была начата на основании принятого Жогорку
Кенешем КР закона "Об общих началах
разгосударствления, приватизации и предпринимательства
Респ. Кырг." от 20.12.91г. К середине 1994г.
в Кырг. началась массовая приватизация,
которая продолжалась вплоть до 1996г. и
за этот период много лбдей через купонные
аукционы стали обладателями собственности.
Билет
№ 17.
1В. Бронзовый век в Кыргызстане. Ош-древний
город.
Эпоха бронзы-период широкого распространения
и использования людьми орудий труда,
предметов быта и оружия из бронзы. Бронзовый
век начался в 3 тысячелении до н.э., достиг
своего расцвета во 2 и начале 1 закончился.
С установлением эпохи бронзы последовало
интенсивное развитие техники, с/х и культуры.
На основе этого в рабовладельческих гос-вах
Бл. Востока развернулись широкие работы
по усовершенствованию ирригационных
систем, освоение новых методов земледелия
и производства, унификация счета и письма.
В большинстве стран Европы и Азии интенсивно
развивалось животноводство. Матриархат
был сменен патриархатом. Бронховый век
стал уступать позиции эпохе железа. Уже
на первых этапах распространения бронзы
юго-западные оседлые племена земледельцев
Центр. Азии захватили пальму первенства
по производству и использовнию бронзы.
Многочисленные находки бронзовых орудий
в окрестностях населенных пунктов Садовое
и Сокулук Чуйской долины,в ущелье Шамши
в Кочкорской долине являлись свидетельством
того, что в период бурного расцвета эпохи
бронзы, пришедшейся в Ср. Азии на 12-8 век
до н.э.оуказал свое заметное влияние и
на северные регионы Крыгызстана.Предположительно,
уже в 5 тысячелетии до н.э. в Ср. Азии широко
использовалась медь. Но орудия из чистой
меди были недолговечны, быстро затуплялись
и подвергалиьс окислению. Люди научились
производисть бронзу на основе сплавов
меди и олова. Бронз. век в Ср. Азии. в т.ч.
и в Кырг., пришелся на период с 3 тыс. до
10-8 века до н.э. Медная руда на территории
Кырг. добывалась недалеко от г. Оша, в
окрестностях Нооката, Чаткала, Кетмен-Тюбе,
а оловянные рудники разрабатывались
вдоль русла р. Сары-Джаз на Ысыкуле. В
эпоху бронзы на террит. Кырг. получили
развитие 2 самобытные культ-ры. В Центральном
Тенир-Тоо, на Ысыкуле, в Чуйской и Таласской
долинах кочевое жив-во в той или иной
степени, как правило, сочеталось с земледелием
и охотой. По сходству производственно-хоз-ой
деятельности и культ-историч. памятников
все они были отнесены к представителям
т.наз. Андроновской куль-ры. Эта культ-ра
получила название от с. Андроново, расп.
недалеко от г. Ачинск в Сибири, где были
впервые обнар. памятники того времени.
Богатейшая коллекция историч. памятников
этой культ. найдено в аиле Шамши в Кочкорской
долине. Представители Андроновской культ.
в Кырг. в свое время освоили не только
предгорные низменности, но и высокогороные
плато, Аксай и Арпа, о чем свидет. оставленные
ими наскальные рисунки. В этот период
разделение труда приобрело уже необратимый
характер и ремесленники начали выделяться
в особый соц. слой. Они на профес. уровне
делали бронзовые мечи и кинжалы, наконечники
стрел и копий, серпы и топоры, выделывали
кожи и шерст. ткани, из которых шили одежды.
Археологи произвели всесторон. исслед.
ряда жилищ, захоронений, наскальных рис.
Андроновской культ. на террит. Кырг. В
бронз. век парал. сущ-ли обряды сжигания
и захоронения умерших. В могилы клали
еду, метал. ножи, иголки, разл. бусы, и т.п.
В некоторых регионах Кырг. были найдены
целые склады, относящ. к этой эпохе. Наскальниых
изобр. эпохи бронзы не так уж много. В
основном они сосредоточены в т.н. Картинной
галереи Саймалы-Таш, (к-я по кол-ву рис.
не имеет аналогов в мире), западнее р.
Когарт в Тогуз-Тороузском р-не Джалалабадской
обл. Небольшое кол-во рис. найдено близ
г.Чолпонаты и в долине Кетмен-Тюбе. Совершенствование
ср-в общест. пр-ва (переход к бронз. орудиям)
привело к увеличению пр-ва продуктов
и др. материал. ценностей. Пользуясь своим
положением и возможностями, родоплеменная
верхушка присваивала большую чать богатств.
Особыми привелегиями пользовались предводители
родов и служители религ. культов. Т.обр.,
в общ-ве появились первые признаки клас.
неравенства. Во главе родов и племен стояли
мужчины, иначе говоря, патриархат окончательно
утвердил свои позиции в др. общ-ве. На
юге Кырг., в вост. части Ферганской долины,
в это время развивалась др. культ., основаннная
на древнем земледелии. Ученые-археологи
назвали ее Чудской культурой (впервые
стоянка людей этой культ. была обнаружена
в с. Чуст Наманганской обл.). Люди того
времени выращивали пшеницу, ячмень, овес,
просо. По сравнению с андроновской, эта
культ. характеризовалась более высоким
уровнем ремесленного пр-ва, а животнов.
не являлось основной отраслью. Урожай
убирали бронз. и камен. серпами. Зерно
хранили в выкопанных в жилищах ямах. В
некоторые из них вмещалось до тонны сыпучих
вещ-в. Близ г. Оша в окрестностях кишлака
Айым (Андижанская обл. Узбекистан) обнаружено
древ. городище, где в свое время проживало
около 2 тысяч человек. Поселение было
когда-то окружено дувалом из сырцового
кирпича. В социальном построении племен
Чудской культ. тоже царило неравенство.
Уже явственно проявлялись непримиримые
противоречия между разбогатевшими власть
имущими и простыми крест. Представители
имевших место в Кырг. обеих культур были
европеидной внешности и говорили на одном
из восточно-иранских языков. Т.обр., бронзовый
век, как культурно-историч. явление в
истории племен Центр. Азии характериз.
такими признаками, как развитие пр-ва
и обработка металлов, разделение кочевого
жив-ва и землед., образование в общ-ве
социального нервенства в рез-те качественного
роста производит. сил и ср-в пр-ва.
В истории древ. общ-ва эпоха бронзы составляла
важный этап. В 3-2 в. до н.э. во многих регионах,
в т.ч. в Центр. Азии, одной из самых древ.
и уникальных иллюстраций этого периода
является Ошское поселение. Это самобытный
памятник жизни и быта земледельцев бронзового
века на юге нашей респ. был открыт довольно
случайно. Весной 1976г. сотрудник Ошского
краевед. музея проводя трассировку дороги,
проходившей по склону Сулайман-горы,
обнаружил обнажение культового слоя,
содержавшего фрагменты керамики, относящ.
к эпохе бронзы. Подобная керамика в археологич.
литре была названа по месту первонач.
обнаружения - Чудской. Летом того же года
Ферганская энциклоп. Ленинградского
отд. института археологии академии наук
СССР начала исслед. Сулайман-горы. В ходе
раскопок на глубине 2метров были обнар.
засыпанные гравием остовы глинобитных
сооружений, в полу к-ых древ. люди выкопали
погреба круглой формы для хоз. нужд. В
культурном слое, достигавшем толщины
1 м. найдено множество образцов Чудской
керамики, и даже целый кувшин. Особенное
внимание привлекала половина чаши, разукрашенная
изысканным геометрическим орнаментом
черного цвета на красном фоне. По всем
данным выходило, что на восточ. склоне
Сулайман-горы, располож. в центре г. Оша,
обнаружено хорошо сохранивш. городище
Чудской культуры. Найденное поселение
занимало площадь длиной не менее 200м.
по периметру. За 3 года (1978-80) были тщат.
изучены план общего располож. городища,
характер построен. жилищ, большой набор
керам. посуды, камен. орудий и поделок.
Все это позволило воссоздать вполне представимый
облик образа жизни древ. людей Чудской
культ. Поселение располагалось на довольно
крутом южном склоне горы своеобразными
ступенчатыми террасами. Археологи исследовали,
в основном, самые высокие из них, распол.
непосредственно под самой скальной шапкой.
По предположениям, там самые древ. строения
появились вокруг этого каменного навершия
Сулайман-горы. На всех террасах отчетливо
видны места древних ям-погребов круглой
формы. В общей слождности, было раскопано
и очищено боле 70 таких хранилищ различной
глубины и величины. В основном, это были
резервуары для храниеия зерна, овощей.
Как было отмечено, Ошское городище расположено
на разноуровневых площадках, расположение
к-ых обусловлено рельефом местности.
Это составляет отличит. особенность Ошского
городища - подобных поселений в Центр.
Азии еще не обнар. Основную массу найденных
здесь предметов составила глиняная посуда
и многочисленные обломки и черепки. Но
именно они дали возможность составить
представление об общих чертах культуры
и времени ее сущ-ния. За 4 года исслед.
была собрана огромная коллекция керамики
бронз. века, сост. из более чем 10 тыс. предметов
и разл. фрагментов. В коллекции представлены
все образцы глин. посуды, исп. в период
Чудской кул-ры. ЕЕ изучение дало вполне
конкретное представление как по технике
изгот. и раскраски посуды, так и о наиболее
распр. мотивах орнаментов и узоров, нанесенных
на готовые изд-ия. Вся посуда выполнена
вручную. Ферганские мастера еще не знали
гончарного круга, уже известного в южных
обл-ях Центр. Азии. Большая часть изделий
былап покрыта тонким слоем краски. Характерной
особенностью посуды бронз. века являлось
ее своеобразная окраска и бороздковая
орнаментация. Особый интерес вызвало
изображение козерога на обном из сохран.
фрагментов керамич. изд-ия. Это была первая
подобная находка за 30-лет. историю исслед.
Чудской кул-ры. Всего из Ошского городища
было извлеч. более 600 фрагментов разукр.
посуды, что вывело эту коллекцию на 2 место
по Ферганскому региону - после Дальверзинской.
По нашим предпол., Ошское городище помимо
всего, являлось своеобразным культурно-идеологическим
центром всей Чудской кул-ры в Фергане.
Есть все основания считать, что Ошское
поселение было наиболее ярким и богатым
проявлением всей древ. Чудской к-ры. Его
древность подтв. и данные радиоуглеродного
анализа. Первое поселение оседлых землед.
в окрестностях соверемен. Оша возникло
более 3 тыс. лет назад. Близ др. городов
Ср. Азии такого древ. стационарного поселения
больше не обнар. С полной уверенностью
можно утв., что история г. Оша насчитывает
3 тыс. лет. Найденные и исследов. древ.
находки Ошского городища, являющегося
современником Др. Рима свидет. о богатой
истории и глубоких корнях известного
на всю Центр. Азию этого культ. очага.
В
2. Конституция и политич. сис-ма Кырг. Респ.
Образование суверенной КР стало в истории
кырг. народа величайшим событием. Обретение
республикой незаисимости стало следствием
кардинальных реформ общ-политич. сис-мы
СССР. С достижением сувере\инитета Кырг.
было необходимо в первую очередь определить
свое государ. построение, внутр. и внеш.
политику. Для этого нужно было разработать
и принять конституцию (основной закон)
республики. Уже в конце 90г. для разработки
проекта новой конституции была образована
конституц. комиссия во главе с президентом
Акаевым. В течение 1,5 лет проект новой
конституции КР был разработан, а затем
представлен на всенародное обсуждение.
В ходе более чем 3-мес. обсуждения проета
было высказано множ. замечаний и предложений.
Кроме того, на альтер. основе в Жогорку
Кенеш было представлено еще 2 проекта
конституций. Некоторые их положения были
учтены при разработке основного закона.
5.мая 93г. 12 сессия Жогорку Кенеша после
всестороннего обсуждения утвердила новую
конституцию КР. В Конституции в соотв.
с волей и интересами народа Кырг. определны
оществ. строй и политич. принципы КР. Кроме
того, в этом док-те закреплены основные
права и обязанности граждан респ., определены
центр. органы всех ветвей гос. власти,
их построение и деятельность. Конституция
определяет КР как суверенную унитарную
демократическую респ., построенную на
началах правового гос-ва. Суверенитет
КР распр. на всю ее тер-ию. Народ Кырг.
яв-ся носителем суверенитета и единств.
источником гос. власти КР. Народ осущ.
свою власть непосредственно и через систему
гос. органов на основе конституции и законов
КР. От имени народа вправе выступать избранные
им Жогорку Кенеш и президент. В предалх
полномочий, уст. констит. гос. власть в
КР представляют и осущ. президент респ.,
Жогорку Кенеш, сост. из 2 палат-законодат.
собрания и собрания народ. представителей,
правительства Кырг. респ. и местные гос.
администрации, конституц. суд, верховный
суд, высший арбитриаж. суд, суды и судьи
сис-мы правосудия. Президент - глава гос-ва,
обеспечивает единство всех ветвей власти
и яв-ся гарантом констит, прав и свобод
чел-ка и гражданина. Президент КР избирается
на 5 лет. Один и тот же человек не может
быть избран президентом более 2 сроков
подряд. Президентом КР может быть избран
гражданин КР не моложе 25 лет и не старше
65 лет, влад. гос. языком и проживающий
в респ. не менее 15 лет. перед выдвижением
его кандидатуры в президенты. Президент
не может быть депутатом Жогорку Кенеш,
занимать какие-либо др. должности, осущ.
предпринимат. деятельность.
ответить (с цитатой) |