Шпаргалка по "Историческим личностям кыргызов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 07:50, шпаргалка

Описание работы

Билет № 1. 1. Источники по истории Кыргызстана. Китайские, Орхоно-енисейские, Арабо-персидские письменные источники. 2. Первые Кыргызско - Российские посольские Связи. Атаке батыр.
Билет № 2. 1. Архитектурные памятники Кыргызстана. 2. Присоединение Северного Кыргызстана к России.
Билет №3. 1.Этноним «кыргыз» и прародина кыргызов. 2.Восстание 1873-1876 гг. Пулат-хан.
....
Билет 25 Шабдан Джантай(1840-1912), крупнейший Сары-Багышский монах, родился в местности Туюк- Булуп, на северном берегу иссык-куля.

Файлы: 1 файл

Билет.docx

— 114.17 Кб (Скачать файл)

 

 

Билет 14 
(1)Политическое положение кыргызов в16 веки. Мухаммед кыргыз . 
В начале 15-16 в. кыргызы продолжали борьбу за сохранение самостоятельности. 
В начале 16в. Северной частью Моголистана завладели кыргызы  
В 1510г. Кыргызы поставили себя так, что в Моголистане не осталось не одного могола. Один из могольских ханов, захватил Кошгар, в борьбу с ним вступил, Мухаммед кыргыз, который пытался проводить попытку объединения кыргызов (собиратель народа впервые объединивший «правое» и «левое» крыло). Он предпринимал усилия для сохранения эпически родственной связи. В борьбе с Моголами заключал союз с казахскими султанами, под его предводительством кыргызы принимали участие в походах под руководством казахских султанов против Майбонидов. Кыргызские дружины доходили до Туркестана, Ташкента. В 1517г. Войска Могольского хана вторглись во владения кыргыз. Ставка Мухаммеда Барском в битве кыргызы потерпели поражения, Мухаммед попал в плен, но Султан Саид освободил его и отправил вместе со своим сыном Абд-аль-рашидом на Родину (Иссык-Куль), но Мухаммед кыргыз возглавил кыргызов для борьбы с Моголами и заключил договор с казахским султаном Тахиром о совместной борьбе против Моголов. Узнав, об этом Саид снова захватил Мухаммеда в плен и выслал его в Кошгар в 1525-1533г. Ряд попыток Могольских ханов захватить северный Кыргызстан были успешно отражены. Кыргызы совместно с Казахами отстаивали свою независимость. 
(2)Социальная жизнь народов суверенного Кыргызстана и национальная политика. Ассамблея народа Кыргызстана. 
В результате миграционных и естественных процессов число жителей республики увеличилось на 62 тыс. человек, показатель прироста равнялся 1,3%. В большинстве республик СНГ в среднем 60% населения проживают в городах, а 40% в селах. Процентное соотношение жителей села по областям было следующим, в Иссык-кульской области 69%,в Ошской 70%,в Талаской 76%,в Нарынской 82% . 
В 1992г. Трудовые ресурсы в народном хозяйстве республики распределилось следующим образом. 21.4%-строительство,39%-с/ х ,5%-транспорт и связь,5.6%торговля питания, сфера услуг, 20.2%-культура, здравоохранения, искусство, наука. В подсобном и домашнем хозяйстве было занято 13%работоспособное население, в большинстве своём многодетные женщины. 
В Бишкеке уровень бедности составляет 26.1% ,по Чуйской области -46.3%. этот показатель по сравнению с другими регионами республики был самым низким 
В настоящие время 1999 в Кыргызстане насчитываются более 200тыс. – педагоги и работники культуры ,50 тыс. - инженеры,19тыс. - агрономы, ветераны,4.5тыс. - товароведы,2.5тыс. - юристы и д.р.  
Билет 21(1) Материальная культура и религия кыргызов в19 веке. 
К материальной культуре относятся все виды человеческой деятельности и ее результат: орудия труда, жилища, одежда, пища, Кочевой образ жизни патриархально родовой общественный уклад оставили след в материальной культуре кыргызов. Быт кыргызов был приспособлен к кочевому образу жизни, к разносезонному ведению хозяйства. Многие стороны духовной жизни кыргызов перекликались с культурой соседних народов. 
К середине 19в. Ученые исследовали Семёнов Тянь-Шанский, Чокан Валиханов, положили начало научному изучению материальной культуре кыргызов. Ценные сведения записал в 60-х г. 19в. Ученый Раднов. Основоположником кыргызской этнографии является Абрамзон. Он описал эволюцию материальной культуры кыргызов, освятив её основные этапы. 
Жилища кыргызов делятся на переносные и стационарные. До середины 19в. Кыргызы жили в юртах, особенно на севере, величина её убранства юрты зависит от социального положения её владельца. Каждый род кочевал сообща. Загоны для скота изготавливали из камней и кустарников. Оседлые поселения появились ещё в первой половине 19в. В горных районах укоренения кыргызов проходило с сохранением древних традиций (дома возводились в хаотичном порядке, без улиц), или вдоль дорог и по берегам рек. В технике строительства использовали глинобитные или деревянные. На юге запада каркасное строительство. 
Одежда. Древняя традиционная одежда кыргызов с небольшими изменениями сохранилась до начала оседлости. Некоторые изменения произошли в крои одежды. Её изготавливали из шерсти, тканной дерюги, обработанные шкуры, позже стали использовать материю, шелк, бархат, сукно. В начале 19в. Нижней одеждой мужчин являлась рубаха с косым вырезом, рукава до кончиков пальцев, Верхняя одежда ичик (из шкур), ещё носили чепкены (плащ),чапаны (фуфайка), бешмат (кафтаны), с накладными карманами и рукавами. Одежда подвязывалась куром (поясом). Головные уборы топу (тюбетейка). Для мужчин войлочный калпак. Обувь чарык чокойм, ичиги появились кожаные, а также маасы. Женские сапоги на каблуке. Женский головной убор тебетей с высоким верхом. Основным головным убором у женщин был элэчек, позже он был сменён платком. Украшения – серьги, кольца. Религия – и в Кыргызстане господствовал патриархальный – феодальный общественный строй и важную роль играла религия. Широкое распространение Ислама пришлось на время Коканского ханства, на территории Кыргызстана возводились мечети, крепости, главными лицами были мулы, но основная часть кыргызов постепенно принимала Ислам, т. к. кочевой образ жизни не позволял выполнять все традиции. УНТ эпос Манас сложен стихами (500 тыс. строк), в нем описываются подвиги Манаса. Исполнители эпоса Манасчи. Сын Семетей, внук Сейтек, жена Каныкей. Алматбек положительный герой эпоса, по происхождению Китаец, по вере Мусульман  
 
Билет №15. 1. Борьба кыргызов против джунгарских завоевателей. 
В 17в. на территории Зап. Монголии возникло джунгарское ханство, в нач. 18в. завоевывает вост. Туркестан, разгромив последних монгольских правителей, тем самым оттеснив казахов и кыргызов с их исконных земель. Однако, посол Петра 1 Иван Унковский утверждал, что многие кыргызы остались на своих землях. Кыргызы называли жителей Джунгарии калмаками. Борьба с джумгарской агрессией смешивалась с распрями наследственных кангарских правителей. Разделившуюся на Белогоренную и Черногоренную ветви. Обе ветви пытались привлечь на свою сторону кыргызских биев, которые охотно откликались на предложения, особенно этим отличался предводитель Тяньшанских кыргызов глава племени Кушчи Кубат бий, к-ый пытался, но безуспешно, сплотить кырг. племена. Разрозненность кырг. племен использовал Кокандский правитель Ирдана, 1757-1759г. Джунгарское ханство пало под ударами цыньзской империи. Кырг. племена стали возвращаться на Тяньшань, занимая свои прежние кочевья.  
По свидетельству разл. источников, в начале этой борьбы успех чаще всего сопутствовал кыргызам и казахам. Так в 1620г., после серии провокаций калмакских правителей казахи и кыргызы объедин. силами двинулись на калмаков и потеснили их от границ своих кочевий. В 1626-27г. состоялся еще один совместный поход кыргызов и казахов против калмаков, в рез-те к-го последние были оттеснены в районы Сибири. Но некоторое время джунгарские правители были вынуждены приостановить натиск на территории кырг. и каз., опасаясь создания их прочного союза. Со временем союз стал ослабевать из-за пост. междоусобиц, и джунг. ханы не замедлили этим воспользоваться. Весной 1633г. калмакские войска вновь двинулись на земли кырг. и каз. Последние оказали сильное сопротивление завоевателям, но одержать верх в б-бе с ними уже не смогли. Силы калмаков были к этому времени весьма значит. В 1635г. создано могущ. объединение калмак. племен - Джунгарское ханство. Образование Дж. ханства усилило позиции калмак. феодалов. Первый поход в Ср. Азию начался весной 1643г. Возглавлял калм. войско основатель ханства Батур-хунтайджи. Вначале от "взял две землицы алтай-кыргызов". Затем его войска двинулись на Ташкент и Туркестан. Но им помешали войска каз. султана Джахангира. К союзному войску присоед. также многотысячное ополчение кырг. Встретив упорное сопротивл. Батур -хунтайджи отдал своим войскам приказ отступать. В 1652г. калмаки сочли возможным повторить свой поход против кочевников кырг. и казах. Предводители калмаков надеялись, что старые распри и междоусобицы среди кырг. и казахов облегчат им достижение успеха. Возглавил поход Цецен-хан. Основное острие нашествия было направлено против кырг., на помощь к-м пришло каз. войско во главе с султаном Джахангиром. Однако вскоре он погиб в сражении. Кырг. и каз. оказали и на сей раз решит. сопротивл. калмакам, что свело к незначит. успеху это их военное предприятие. В 1653г. умер Батур-хунтайджи. Его смерть вызвала обострение междоусобной б-бы калмакских феодалов, стремившихся к верховной власти в ханстве. В 1658г. против калмаков выступили войска аштарханидов. 38 тыс. армия прибыла в Талас. долину, где к ней примкнули тыс. кырг. и казахов. В местности Хулан-Джилан союзное войско вступило в сражение с калмакскими отрядами. В ходе сражения был убит калмак. полководец Абдушукур, исп. обяз. главнокомандующего союзными войсками. Потеряв единое управление, отряды союзников стали отступать, неся значительные потери. Междоусобная б-ба калмак. феодалов к 70г. 17в. завершилась победой Галдана-Бошохту, сумевшего установить свою власть над всеми калмак. племенами. Джунгарское ханство вновь приобрело способность к осущ. широкой внешне-политич. экспансии. В 1678г. Галдан-Бошохту приступил к новым завоеваниям в Ср. Азии и в Вост. Туркестане. В 1680г. его войска овладели Яркендом. В 1681г. калмаки окружили Сайрам и подвергли город длит. осаде. Однако героич. защитники города отбили все приступы и калмак. армия была вынуждена отступить. В 1683г. Галдан-Бошохчу предпринял новую попытку захватить Сайрам. Но и на сей раз безуспешно. Ему удалось лишь взять в плен 2 казах. султанов. Отчаявись овладеть Сайрамом, джунг. хан двинул войска на Андижан, расчитывая покорить кочевавших в его окрестностях кырг. Но и здесь его ждала неудача, т.к. кырг. в союзе с узбеками дали решит. отпор. Собравшись с силами в 1684г. он вновь направил свои войска к Андижану. По пути калмакам удалось овладеть Ошом. Но все попытки взять Андижан оказались тщетными. Кырг. и узбеки мужеств. отстаивали свою независимость, неся занчит. потери Галдан-Бошохту снял осаду Андижана, отступил к Сайрану и в очередной раз осадил его. Вскоре город пал. Тысячи сайранцев погибли в ожесточенной б-бе. Оставшиеся в живых защит. города были пленены и уведены в рабство в Джунгарию. Кырг. отряды сумели прорваться сквозь ряды противника и отступить к горам. 

ответить (с цитатой)


 

 

Билет №15.  
2. Общественно-политич. обстановка. Пробуждение обществ. сознания 1985-91г. 
После смерти Л. И. Брежнева в ноябре 1982г. к воасти пришел Ю. В. Андропов, к-ый предпринял попытку ревизии насквозь коррумпированного партийно-гос. аппарата и ввел жесткие меры по улучшению обстановки в стране. Однако со смертью Ю. В. Андропова и после прихода к власти К. Черненко (февраль 1984г.) вернулисб "брежневские времена". За год правления Черненко во внутр. и внеш. политики не было решено ни одного важного вопроса. В этой обстановке Ген. секретарем ЦК КПСС 11 марта 1985г. был избран М. С. Горбачев. М. Горбачев на апрельском 1985г. Пленуме партии предложил новые пути решения основных вопросов общ-эконом. жизни страны. Пленум провозгласил новую стратегию соц-эконом. развития гос-ва. В 1985г. Турдакул Усубалиевич Усубалиев, более четверти века возглавлявший ЦК компартии Кыргыз., был снят с поста и на его место был избран Абсамат Масалиев. На 28 съезед КПСС был принят програмный док-т - "Основные направления экономич. и социального развития СССР на 1986-90г. и в период до 2000г.". В мат-лах съезда, по инициативе Горбачева были определены основные задачи стратегии и ускорения. На янв. 1987г. пленуме ЦК КПСС Горбачев провозгласил новую политику гласности. На июньском 1988г. 19 конференции КПСС М. Горбачев сделал шаги к реформированию политич. сис-мы страны и утверждению модели и "гуманного демокртич. соц-ма". В 1988-89г. в СССР, в т.ч. и в Кырг. возникла новая ситуация. Если до этого перестройка осущ. сверху, по инициативе органов власти, то теперь ее проводниками стали и низы - активно действующие народ. массы и обществ. организации. В установлении в Кырг. многопартийности большую роль сыграло обществ. объединение - ошар. Это объединение за короткий срок из общества, защищающего экономич. интересы самозастройщиков, переросло в политич. орг-ию. В марте-апреле 1989г. образовались нац-деморатич. объединения "Асаба"и "Улуттук деминче". В условиях роста политич. активности населения Кырг. и возрождение нац. самосознания Верховный совет Кырг. ССР, еще находившийся под полным контролем компартии Кырг. принял 23.09.89г. Закон "О госуд. языке Кырг. ССР". Принятые 12.12.89г. на внеочередной сессии Верховного совета СССР законы ("Об изменениях и дополнениях Конституции") создали условия для кардинальной перестройки гос. сис-мы страны. На основании этих док-ов впервые в СССР согласно волеизъявлению народа органов высшей власти был утвержден съезд народных депутатов СССР. В феврале 1990г. были проведены выборы в Верховные и местные Советы Кырг. ССР. Это были первые альтернативные выборы в истории Кырг. Респ. В Кырг. был открыт широкий путь для политич. плюрализма и многопартийности, являющихся основными признками демократ. общ-а.

ответить (с цитатой)


 

 

Билет № 16. 
1. Борьба кырг-в против господства Кокандского ханства. Тайлак баатыр. 
История коканд-го гос. началась в 1709г. Основателем явл-ся Шахрух бий. Этап развития коканд-го ханства: 1) 1709-1800 становление гос-ва, формирование админ-во-политической сис-мы. 2) 1800-1840 развитие и расцвет, расширение владений. 3) 1841-1876 усиление внутренних противоречий, соц-й политический кризис и падение гос-ва. Захватническая политика коканд-их правителей. Отношение между кырг-ми и кокандом все больше обострялись. к 80-м годам 18в. коканд-е ханство успело поработить большую часть ферганских кыргызов. г.Ош был захвачен и передан в Андижанский вилайет. На Алае были возведены коканд-е крепости для расположения войск и сбора налогов. Затем агрессия кок-го ханства была направлена в северные регионы кырг-на. Поэтому вождь племени Сарыбагыш - Аташ бий 1785г. отправил посольство а Екатерине2 в Петербург. Но 1809 Алим хан захватил Ташкент . Олар хан 1821 "захватил кетмен-тюбе", а его наследник Мадали хан присоединил Чуйскую долину. 1825 построили крепость. в 1831 начали завоевывать исык-куль. Разрозненые кырг-е племена оказывали сопротивление но безуспешно. В результате весь Кырг-н попал в колониальную зависимость от коканда. Кокандцы собирали налоги. 1858г. Алымбек хан стал первым визирем ханства. Он пытался объединить кыргызов в самостоятельное гос-во но в ходе предворных интриг был убит. Увеличивающиеся из года в год налоги вызвали недовольства. 30-40г. 19в. восступили саяки. Их движение возглавил Тайлак и его брат Атымтай. Поводом к их выступлению явилось выступление 1891г. кокандцев на кыргызов сопровождающихся грабежами и насилием. 700 коканд-е войско вторглось в Ак-Талай и захватило в плен Атымтая и Тайлака. Но им удалось освободиться и собрать ополчение и в битве удержать победу, освободив узников , отменив налоги, вернули скот. На подовление восстания коканд-й хан отправил сарбазов во главе с Арак батыром. Кыргызы устроили засаду и кокандцы потеряли 400 чел. Тайлак преследовал оставшихся войнов и убил Арака. Позже 1838г. подосланный кокадцами лекарь отравил Тайлака. Движение кыр-ов за независимость усиливается в 40г. 19 в. 1843г. восстали кыргызы исык-куля. они изгнали кокандцев из каракола, Барскаун. 
В.2. Эконом. положение суверенного Кыр-на. Реформы. Становление рыночной экономики. 
Несмотря на приобретение полит. независимости, Кырг. в экном. отношении продолжал оставаться зависимым от др. гос-в. С распадом СССР отработанные эконом. связи были нарушены и республика оказалась в тяжелейшем материальном и фин. положении. В январе 1992г. Росийская Федерация провела радикальную либерелизацию цен, установив свободный курс на продукцию топливно-энергетического комплекса, металлопроизводящей и машиностроительной отраслей. В рез-те этого во всех странах СНГ, в т.ч. и в Кырг., разразился очередной этап эконом. кризиса. Производство Кырг. в 1992г. снизилось на 27%. В этих условиях Жогорку Кенеш КР на июльской 1992г. 9 сессии обсудил и принял Программу экномич. реформ, разработанную (наряду с др.) правительством на 1992-95г. Для развития сильной и гибкой рыночной системы правительство предоставило промышл. предприятиям возможность свободного установления коммрческих взаимоотношений с гос-вами СНГ или др. странами. С этой целью с 1 янв. 1993г. с промышленности были сняты гос. заказы. Итак, Кырг., отказавшись от командно-административной плановой экономики, окончательно выбрал путь ускоренного перехода к рыночным отношениям посредством радикальных реформ. Приватизация в Кырг. была начата на основании принятого Жогорку Кенешем КР закона "Об общих началах разгосударствления, приватизации и предпринимательства Респ. Кырг." от 20.12.91г. К середине 1994г. в Кырг. началась массовая приватизация, которая продолжалась вплоть до 1996г. и за этот период много лбдей через купонные аукционы стали обладателями собственности. 
Билет № 17. 
1В. Бронзовый век в Кыргызстане. Ош-древний город.  
Эпоха бронзы-период широкого распространения и использования людьми орудий труда, предметов быта и оружия из бронзы. Бронзовый век начался в 3 тысячелении до н.э., достиг своего расцвета во 2 и начале 1 закончился. С установлением эпохи бронзы последовало интенсивное развитие техники, с/х и культуры. На основе этого в рабовладельческих гос-вах Бл. Востока развернулись широкие работы по усовершенствованию ирригационных систем, освоение новых методов земледелия и производства, унификация счета и письма. В большинстве стран Европы и Азии интенсивно развивалось животноводство. Матриархат был сменен патриархатом. Бронховый век стал уступать позиции эпохе железа. Уже на первых этапах распространения бронзы юго-западные оседлые племена земледельцев Центр. Азии захватили пальму первенства по производству и использовнию бронзы. Многочисленные находки бронзовых орудий в окрестностях населенных пунктов Садовое и Сокулук Чуйской долины,в ущелье Шамши в Кочкорской долине являлись свидетельством того, что в период бурного расцвета эпохи бронзы, пришедшейся в Ср. Азии на 12-8 век до н.э.оуказал свое заметное влияние и на северные регионы Крыгызстана.Предположительно, уже в 5 тысячелетии до н.э. в Ср. Азии широко использовалась медь. Но орудия из чистой меди были недолговечны, быстро затуплялись и подвергалиьс окислению. Люди научились производисть бронзу на основе сплавов меди и олова. Бронз. век в Ср. Азии. в т.ч. и в Кырг., пришелся на период с 3 тыс. до 10-8 века до н.э. Медная руда на территории Кырг. добывалась недалеко от г. Оша, в окрестностях Нооката, Чаткала, Кетмен-Тюбе, а оловянные рудники разрабатывались вдоль русла р. Сары-Джаз на Ысыкуле. В эпоху бронзы на террит. Кырг. получили развитие 2 самобытные культ-ры. В Центральном Тенир-Тоо, на Ысыкуле, в Чуйской и Таласской долинах кочевое жив-во в той или иной степени, как правило, сочеталось с земледелием и охотой. По сходству производственно-хоз-ой деятельности и культ-историч. памятников все они были отнесены к представителям т.наз. Андроновской куль-ры. Эта культ-ра получила название от с. Андроново, расп. недалеко от г. Ачинск в Сибири, где были впервые обнар. памятники того времени. Богатейшая коллекция историч. памятников этой культ. найдено в аиле Шамши в Кочкорской долине. Представители Андроновской культ. в Кырг. в свое время освоили не только предгорные низменности, но и высокогороные плато, Аксай и Арпа, о чем свидет. оставленные ими наскальные рисунки. В этот период разделение труда приобрело уже необратимый характер и ремесленники начали выделяться в особый соц. слой. Они на профес. уровне делали бронзовые мечи и кинжалы, наконечники стрел и копий, серпы и топоры, выделывали кожи и шерст. ткани, из которых шили одежды. Археологи произвели всесторон. исслед. ряда жилищ, захоронений, наскальных рис. Андроновской культ. на террит. Кырг. В бронз. век парал. сущ-ли обряды сжигания и захоронения умерших. В могилы клали еду, метал. ножи, иголки, разл. бусы, и т.п. В некоторых регионах Кырг. были найдены целые склады, относящ. к этой эпохе. Наскальниых изобр. эпохи бронзы не так уж много. В основном они сосредоточены в т.н. Картинной галереи Саймалы-Таш, (к-я по кол-ву рис. не имеет аналогов в мире), западнее р. Когарт в Тогуз-Тороузском р-не Джалалабадской обл. Небольшое кол-во рис. найдено близ г.Чолпонаты и в долине Кетмен-Тюбе. Совершенствование ср-в общест. пр-ва (переход к бронз. орудиям) привело к увеличению пр-ва продуктов и др. материал. ценностей. Пользуясь своим положением и возможностями, родоплеменная верхушка присваивала большую чать богатств. Особыми привелегиями пользовались предводители родов и служители религ. культов. Т.обр., в общ-ве появились первые признаки клас. неравенства. Во главе родов и племен стояли мужчины, иначе говоря, патриархат окончательно утвердил свои позиции в др. общ-ве. На юге Кырг., в вост. части Ферганской долины, в это время развивалась др. культ., основаннная на древнем земледелии. Ученые-археологи назвали ее Чудской культурой (впервые стоянка людей этой культ. была обнаружена в с. Чуст Наманганской обл.). Люди того времени выращивали пшеницу, ячмень, овес, просо. По сравнению с андроновской, эта культ. характеризовалась более высоким уровнем ремесленного пр-ва, а животнов. не являлось основной отраслью. Урожай убирали бронз. и камен. серпами. Зерно хранили в выкопанных в жилищах ямах. В некоторые из них вмещалось до тонны сыпучих вещ-в. Близ г. Оша в окрестностях кишлака Айым (Андижанская обл. Узбекистан) обнаружено древ. городище, где в свое время проживало около 2 тысяч человек. Поселение было когда-то окружено дувалом из сырцового кирпича. В социальном построении племен Чудской культ. тоже царило неравенство. Уже явственно проявлялись непримиримые противоречия между разбогатевшими власть имущими и простыми крест. Представители имевших место в Кырг. обеих культур были европеидной внешности и говорили на одном из восточно-иранских языков. Т.обр., бронзовый век, как культурно-историч. явление в истории племен Центр. Азии характериз. такими признаками, как развитие пр-ва и обработка металлов, разделение кочевого жив-ва и землед., образование в общ-ве социального нервенства в рез-те качественного роста производит. сил и ср-в пр-ва. 
В истории древ. общ-ва эпоха бронзы составляла важный этап. В 3-2 в. до н.э. во многих регионах, в т.ч. в Центр. Азии, одной из самых древ. и уникальных иллюстраций этого периода является Ошское поселение. Это самобытный памятник жизни и быта земледельцев бронзового века на юге нашей респ. был открыт довольно случайно. Весной 1976г. сотрудник Ошского краевед. музея проводя трассировку дороги, проходившей по склону Сулайман-горы, обнаружил обнажение культового слоя, содержавшего фрагменты керамики, относящ. к эпохе бронзы. Подобная керамика в археологич. литре была названа по месту первонач. обнаружения - Чудской. Летом того же года Ферганская энциклоп. Ленинградского отд. института археологии академии наук СССР начала исслед. Сулайман-горы. В ходе раскопок на глубине 2метров были обнар. засыпанные гравием остовы глинобитных сооружений, в полу к-ых древ. люди выкопали погреба круглой формы для хоз. нужд. В культурном слое, достигавшем толщины 1 м. найдено множество образцов Чудской керамики, и даже целый кувшин. Особенное внимание привлекала половина чаши, разукрашенная изысканным геометрическим орнаментом черного цвета на красном фоне. По всем данным выходило, что на восточ. склоне Сулайман-горы, располож. в центре г. Оша, обнаружено хорошо сохранивш. городище Чудской культуры. Найденное поселение занимало площадь длиной не менее 200м. по периметру. За 3 года (1978-80) были тщат. изучены план общего располож. городища, характер построен. жилищ, большой набор керам. посуды, камен. орудий и поделок. Все это позволило воссоздать вполне представимый облик образа жизни древ. людей Чудской культ. Поселение располагалось на довольно крутом южном склоне горы своеобразными ступенчатыми террасами. Археологи исследовали, в основном, самые высокие из них, распол. непосредственно под самой скальной шапкой. По предположениям, там самые древ. строения появились вокруг этого каменного навершия Сулайман-горы. На всех террасах отчетливо видны места древних ям-погребов круглой формы. В общей слождности, было раскопано и очищено боле 70 таких хранилищ различной глубины и величины. В основном, это были резервуары для храниеия зерна, овощей. Как было отмечено, Ошское городище расположено на разноуровневых площадках, расположение к-ых обусловлено рельефом местности. Это составляет отличит. особенность Ошского городища - подобных поселений в Центр. Азии еще не обнар. Основную массу найденных здесь предметов составила глиняная посуда и многочисленные обломки и черепки. Но именно они дали возможность составить представление об общих чертах культуры и времени ее сущ-ния. За 4 года исслед. была собрана огромная коллекция керамики бронз. века, сост. из более чем 10 тыс. предметов и разл. фрагментов. В коллекции представлены все образцы глин. посуды, исп. в период Чудской кул-ры. ЕЕ изучение дало вполне конкретное представление как по технике изгот. и раскраски посуды, так и о наиболее распр. мотивах орнаментов и узоров, нанесенных на готовые изд-ия. Вся посуда выполнена вручную. Ферганские мастера еще не знали гончарного круга, уже известного в южных обл-ях Центр. Азии. Большая часть изделий былап покрыта тонким слоем краски. Характерной особенностью посуды бронз. века являлось ее своеобразная окраска и бороздковая орнаментация. Особый интерес вызвало изображение козерога на обном из сохран. фрагментов керамич. изд-ия. Это была первая подобная находка за 30-лет. историю исслед. Чудской кул-ры. Всего из Ошского городища было извлеч. более 600 фрагментов разукр. посуды, что вывело эту коллекцию на 2 место по Ферганскому региону - после Дальверзинской. По нашим предпол., Ошское городище помимо всего, являлось своеобразным культурно-идеологическим центром всей Чудской кул-ры в Фергане. Есть все основания считать, что Ошское поселение было наиболее ярким и богатым проявлением всей древ. Чудской к-ры. Его древность подтв. и данные радиоуглеродного анализа. Первое поселение оседлых землед. в окрестностях соверемен. Оша возникло более 3 тыс. лет назад. Близ др. городов Ср. Азии такого древ. стационарного поселения больше не обнар. С полной уверенностью можно утв., что история г. Оша насчитывает 3 тыс. лет. Найденные и исследов. древ. находки Ошского городища, являющегося современником Др. Рима свидет. о богатой истории и глубоких корнях известного на всю Центр. Азию этого культ. очага. 
 
 
В 2. Конституция и политич. сис-ма Кырг. Респ. 
Образование суверенной КР стало в истории кырг. народа величайшим событием. Обретение республикой незаисимости стало следствием кардинальных реформ общ-политич. сис-мы СССР. С достижением сувере\инитета Кырг. было необходимо в первую очередь определить свое государ. построение, внутр. и внеш. политику. Для этого нужно было разработать и принять конституцию (основной закон) республики. Уже в конце 90г. для разработки проекта новой конституции была образована конституц. комиссия во главе с президентом Акаевым. В течение 1,5 лет проект новой конституции КР был разработан, а затем представлен на всенародное обсуждение. В ходе более чем 3-мес. обсуждения проета было высказано множ. замечаний и предложений. Кроме того, на альтер. основе в Жогорку Кенеш было представлено еще 2 проекта конституций. Некоторые их положения были учтены при разработке основного закона. 5.мая 93г. 12 сессия Жогорку Кенеша после всестороннего обсуждения утвердила новую конституцию КР. В Конституции в соотв. с волей и интересами народа Кырг. определны оществ. строй и политич. принципы КР. Кроме того, в этом док-те закреплены основные права и обязанности граждан респ., определены центр. органы всех ветвей гос. власти, их построение и деятельность. Конституция определяет КР как суверенную унитарную демократическую респ., построенную на началах правового гос-ва. Суверенитет КР распр. на всю ее тер-ию. Народ Кырг. яв-ся носителем суверенитета и единств. источником гос. власти КР. Народ осущ. свою власть непосредственно и через систему гос. органов на основе конституции и законов КР. От имени народа вправе выступать избранные им Жогорку Кенеш и президент. В предалх полномочий, уст. констит. гос. власть в КР представляют и осущ. президент респ., Жогорку Кенеш, сост. из 2 палат-законодат. собрания и собрания народ. представителей, правительства Кырг. респ. и местные гос. администрации, конституц. суд, верховный суд, высший арбитриаж. суд, суды и судьи сис-мы правосудия. Президент - глава гос-ва, обеспечивает единство всех ветвей власти и яв-ся гарантом констит, прав и свобод чел-ка и гражданина. Президент КР избирается на 5 лет. Один и тот же человек не может быть избран президентом более 2 сроков подряд. Президентом КР может быть избран гражданин КР не моложе 25 лет и не старше 65 лет, влад. гос. языком и проживающий в респ. не менее 15 лет. перед выдвижением его кандидатуры в президенты. Президент не может быть депутатом Жогорку Кенеш, занимать какие-либо др. должности, осущ. предпринимат. деятельность.

ответить (с цитатой)


 

 

Билет № 18. 
1. Великий Шелковый путь и его значение. 
Великий шелковый путь был основан во 2 в. до н.э. и являлся междунар. сухопутной магистралью. Проходящий через Азию с вост. на зап., протяж. примерно 7 тыс. км. Пройти путь можно было за 3г. Основным товаром был шелк. Открыл путь великий китайский путешественник Чжан-Цзянь. Он прошел ч/з Алайские горы, Ферган. долину, сев. Афганистан, Парфию, и вернулся в Китай. Три направления ВШП: 1. Памиро-Алайский - от средизем. моря ч/з Иран к вост. туркестану. 2. Фернаский путь - ч/з юг Кырг., из г. Мерва в Ферган. долину, центр. Тяньшань, на оз. Ысыкуль, город Барскаоон. 3. Чуйский путь - из Самарканда Ташкент, вдоль Кырг. хребта в Чуйск. долину. Вывозили из Китая: шелк, фарфор, порох, ювелирные изд. ВВозили в Китай: шкуры, пушнину, рабов, ювелир. изд., серебр. посуду, бирюзу, ртуть, золото, серебро, вину, коней. Использовали монеты в виде кружков с квадратным отверстием. Название: медь-фельс, серебро-дирхем, золото-динар. Начало упадка торговли с 12-14в. Причины: в рез-те монгольских набегов. Роль: сближение разноязычных народов. За всю историю человечества не было равных ему по экономич. и культур. значению. Этот путь вносил порядок, содружество и мир во всеобщий хаос средневековья. По этому пути прошли великие проводики культ-ры Востока в Ср. Азию и Европу Чжан Цзянь 2в. до н.э., Сюан Цзань 8в., Гильом Рубрук, Плано Карпини, Марко Поло и мн. безымянных. И частью этой живительной артерии являлся Ысыкуль. Первым городом на берегу озера, о к-м упоминается в китайск. хрониках во 2-1в. до н.э., был город Чигу - столица Усуньского гос-ва. В городе Чигу находился дворец правителя, а сам город был окружен крепостными стенами. Со 2 половины 7в. вдоль трассы шелкогвого пути в Приисыкулье началось активное строит-во поселений. Арабский путеш. Темин ибн Бахр, посетивший этот регион в 8в., отметил сущ-ие на побережье 4 больш. и 4 мал. городов.  
 
 
В. 2. Внутренняя политика и международное сотрудничество Кырг. респ. 
С приобретением суверенитета Кырг. получил возможность самост. участвовать в международ. взаимоотношениях. В своей внеш. политике Кырг. в первую очередь заботится о защите интересов народа и ставит целью создание благоприятных внешних условий для построения нового демократич. правового гос-ва. При проведении внеш. политики Кырг. опирается на след. принципы: сохранение мира, незыблемость своих границ, укрепление всесторонних отношений с народами СНГ и всего мира, прекращение межнац. конфликтов в СНГ, недопущение их возникновения в респубдике, широкое привлечение зарубежных инвестиций в народ. хоз-во страны, развитие экспорта продукции, нац. пр-ва на междунар. рынок, активное уч-ие в деят. ООН и др. междунар. орг-ий, отказ от вхождения в воен. блоки и союзы, всестороннее сохран. нейтралитета. В соотв. с принципами и целями провод. внеш. политики Кырг. в кратчайшие сроки приобрел на междунар. арене признание и поддержку. В февр. 92г. в Бишкек открылась посольство США. Затем свои дипломат. представительства образовали КНР, Россия, Турция, Германия и др. гос-ва. 2марта 92г. Кырг. стал членом ООН. Уже к 98г. независимость КР признали 135 гос-в, с 91 гос-вом установлены дипломат. отношения.

ответить (с цитатой)


 

 

Билет №19 
1. Походы Кенесары-хана. Битвы в Майтюбе, Кекеликтин Сенири. 
С конца 18 до сер. 19в. в отношениях между казах. и кырг. держалось относит. перемирие. В 1841г. аристократы левого и среднего Жуза провозгласили ханом Кенесары. В 1846г. он отправил к Ормон-хану доверенного чел-ка с предложением объедин. против России. Но сев. племена, во главе с Ормон-ханом отказались от союза Кененсары. Но весной 1846г. Кененсары со своими вассалами Норзубаем и Эржаном напал на айылы Солты и Сарыбагын. В 1847г. Кененсары с 20-тыс. войском вторгся в Чуйск. долину, прошел до север. части Токмака, укрепился в Май-Тюбе, готовясь к новому набегу. Кыргызы во главе с Ормон-ханом, Жантаем готовились к сражениям. Ормон-хан предпринял хитрости для того, чтобы напугать казахов. Хитрость Ормон хана внесла в ряды казахов уныние. Кырг. двинулись в наступление, в кровопролит. сражении они загнали врага в болота на реке Кара-суу. Многие из захватчиков погибли в трясине, ост. сдались. Кененсары с Норузбаем захватили в плен и казнили. За разгром кенесары русское правит-во наградило Ормона и Джантая золотыми медалями и шитым золотом жилетами. Также были награждены 13 джигитов. Через 6 мес. при посредничестве русского правительства в 1847г. между каз. и кырг. был пдписан мирный договор. В рез-те в сер. 19в. до советской влачти дружеские связи каз. и кырг. крепли. Большой вклад в это дело внес Шабдан-батыр. 
2. Распад СССР. Провозглашение суверенитета и гос. независимости Кырг. Респ. 
31 авг. 1991г. Верховный Совет Кырг. ССР принял декларацию о гос. независимости респ. Кыргызстан. В этом док-те торжественно провозглашалось, что Кырг. Респ. является независимым демократич. гос-вом. Так на карте мира появилась новая независимая суверенная страна- Кырг. респ. 12 окт. 1991г. всенародным голосованием Акаев был избран президентом КР. С провозглашением независимости Кырг. осовободился из-под опеки всесоюзных органов. Вся полнота власти перешла к правительству респ. Указом президента КР 20 окт. 1991г. комитет гос. безопасности был расформирован, вместо него образван гос. комитет по нац. безопасности, а в декабре созданы нац. гвардия и войска внутрених дел КР. 8.12.91г. республика Беларусь, Российская Федерация и Украина подписали в Беловежской пуще, близ г. Минска соглашение о создании СНГ. Начиная с этого события процесс распада СССР принял необратимые формы. В г. Алматы 21.12.91г. соглашение об образовании СНГ подписали Рес. Беларусь, Рос. федерация, Украина, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Это означало, что СССР окончательно прекратила свое сущ-ие. В связи с расформированием СССР Горбачев 24.12. объявил о сложении с себя полномочий президента.Т.о., союз советских социалистических республик, формально именуемый федерацией, а на деле бывшим унитарным гос-вом, прекратил свое сущ-ие, послужив вместе с тем основой для образования новой формы- СНГ.

ответить (с цитатой)

Информация о работе Шпаргалка по "Историческим личностям кыргызов"