Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:47, контрольная работа
Вывод: видим, что хотя мировоззрение Жана Бодена еще не сложилось (а у какого философа оно сложилось окончательно?!), имеются определенные противоречия, нельзя не признать его огромный вклад в политическое учение. Его воззрение на государство в корне отличается от воззрения Макиавелли. Если государство Бодена - правовое, то Макиавеллиевское - хищническое, если цель государства Бодена - мир, то у Макиавелли напротив - вооруженный захват, если у Бодена - умелое управление внутри страны, то у Макиавелли - интриганство в международных отношениях.
Нестерова Ксения
Юр-09-5
Сравнительная характеристика взглядов Ж. Бодена, Н. Макиавелли, Т. Мора и Т. Кампанеллы
Критерий сравнения |
Ж. Бодена |
Н. Макиавелли |
Утописты (Т. Мор и Т. Кампанелла) |
Годы жизни |
1530 – 1569 гг. Жан Боден идеолог абсолютизма во Франции, поскольку он отстаивал веротерпимость и необходимость восстановления мира с помощью сильной королевской власти. |
1469 - 1527 гг. Являлся представителем реалистического направления политико-правовой мысли, итальянским ученым и государственным деятелем. Вся его жизнь пришлась на пик итальянского Возрождения, расцвет его культуры. |
Т. Мор (1478-1535)происходил из зажиточной семьи лондонских бюргеров. Отличался редкой начитанностью в греческих и латинских авторов, как и в библейских текстах и произведениях отцов христианской церкви. Разносторонний писатель, Мор не чурался и политической деятельности - он был некоторое время и членом английского парламента, и шефом Лондона, выполняя дипломатические поручения Т. Кампанелла - |
Источники закрепления политико-правовой мысли. |
Взгляды на государство, на пути и методы упрочения централизованной монархической власти изложены им в главном его труде «Шесть книг о республике» (1576). |
«Государь» (1513 г.), «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «Искусство войны», «История Флоренции», пьеса «Мандрагора» |
Т. Мор – «Утопия» Т. Кампанелла – «Город солнца» |
Государство. Происхождение. Формы. Управление. |
Государство, по Бодену, возникает независимо от воли Бога или людей под влиянием естественной среды (климат, почва и т. д. ), их развитие отображает наука история. Государства есть правовое управление,
то есть что оно действует сообразно
справедливостью и естественным
законом. В зависимости от того, в
чьих руках сосредотачивается Демократия – государство, в котором «все или большая часть граждан, как бы они не были организованы, обладают верховной властью над всеми». При аристократии «меньшая часть граждан обладает верховной властью над всеми вообще и над каждым в отдельности». В монархии верховная власть принадлежит одному. Лучшей формой государства для Франции провозглашалась королевская монархия. Верховная власть (суверенитет) в ней целиком принадлежала монарху, а управление страной (порядок назначения на должность) сложное, то есть сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначал только знатных) и демократический (некоторые должности доступны всем). |
Макиавелли впервые в истории вводит понятие государства. Под этим термином он понимал и форму правления и определенную территорию) по форме правления Макиавелли делит на республики, на государства, управляемые единовластно, и на лицензии (наихудший тип). Наилучшая форма правления – республика, но государству, “где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством”, также отданы симпатии автора. Макиавелли разбирает, какими способами государи могут управлять государствами и удерживать над ними власть. Государства, управляющие единолично у него делятся на унаследованные и новые. Наследованному государю гораздо легче удержать власть, чем новому, потому как для этого достаточно не преступать обычаев предков и без поспешности приспосабливаться к новым обстоятельствам. «Трудно удержать власть новому государю. И даже наследному государю, присоединившему новое владение…» Каждое государство, по его
мнению, должно предусмотрительно
закрепить необходимую и |
Государственно устройство Утопии характеризуется: полное внутренне согласие – то есть четкая иерархическая система управления, нарушитель которой явлется преступником и «наличие незыблемых учреждений» - отсутствуют какие-либо рациональные каналы изменения государственных институтов – так как судествующее устройство уже есть наилучшим, остается его только поддерживать. Главная основа их устройства
«общность их жизни и питания
при полном отсутствии денежного
обращения». Уничтожение частной
собственности – приводит равномерному
распределению средств Общеутопийский сенат или Народные Сборы – для обсуждения дел острова, перераспределения продуктов в случае нехватки. Реально этот Сенат ничего не решает. Филах/сифогрант – наблюдать, что никто не сидел праздно. Протофиларх/транибор – их не меняют. Князь – избирается пожизненно. Принятие общественных решений помимо сената и Народных Сборов – есть преступление по утопийским |
Собственность. Государственная собственность. |
Равенство и общность имуществ приобретаю внеисторические, внесоциальные абстракции. Видит в частной собственности единственную основу для установления правовых отношений между поданными и государствами. «Имущественное равенство гибельно для государств, у которых нет более прочного основания и более крепкой опоры, нежели взаимное доверие и взаимные обязательства поданных», которые, в конечном счете восходят к отношения собственности. |
Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, — посягать на имущество подданных, это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа): "Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства". Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. По его учению, блага свободы наилучшим образом обеспечены в республике. В свободных землях и странах, рассуждал Макиавелли, богатства все время увеличиваются: "Ибо каждый человек в этих странах, не задумываясь, приумножает и приобретает блага, которыми рассчитывает затем свободно пользоваться. Следствием этого оказывается то, что все граждане, соревнуясь друг с другом, заботятся как о частных, так и об общественных Синтересах и что общее их благосостояние на диво растет". |
Отсутствие частной Деньги в утопии отменены. Сам факт добровольного согласия утопийцев жить без частной собственности свидетельствует о высоких нравственных качествах жителей острова. Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Однако государство, им описанное, отличалось от всего, что было известно истории политической мысли и государственных учреждений. |
Соотношение религии и государства |
Истинна же естественная религия, лежащая в основе всех монотеистических религий и основанная на вере в единого Бога, бессмертие души и посмертное воздаяние. |
Важным средством политики Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, — могучее средство воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хорошая религия, легко создать армию. В Древнем Риме "религия помогала командовать войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять порочных". Государство должно использовать религию для руководства подданными. |
Содержание утопийской религии сводится к убеждению в существовании единого божественного существа ("родителя"), разлитого во всем мире и время от времени напоминающего о своем существовании посредством чудес, необъяснимых при помощи природы и свидетельствующих о божественном проведении. Подлинная религия невозможна и без веры в бессмертие индивидуальной души, как и в загробное воздаяние. В Утопии существует полная веротерпимость, и каждый волен мыслить бога в соответствии со своими понятиями. Идея веры требует такого разнообразия, лишь бы были соблюдены те общие положения, без которых она невозможна. |
Мораль.Честь. Справедливость. Государь и соотношение этих понятий. |
Мораль независимая и не сводимая к религии, политике, хозяйствованию, обучению форма управления поведениям людей. Это интеллектуальная установка на секуляризацию области морали стала условием более частного процесса формирования и развития процесса формирования и развития в 17-18 вв. собственно философского понятия морали. |
Главное моральное качество – это честь. Этический смысл чести вытекает из того,что она мыслима только у человека, только в обществе, и проявляется преимущественно в государственных делах. Она продукт мнения, косвенно выражающий зависимость человека от общества. Как известно у всех людей есть сови пороки, и государи здесь не исключение. Благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства. «… Благоразумному государю
следует избегать тех пороков, которые
могут лишить его государства, от
остальных же — воздерживаться по
мере сил, но не более. И пусть даже
государи не боятся навлечь на себя
обвинения в тех пороках, без
которых трудно удержаться у власти,
ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого,
что на первый взгляд кажется добродетелью,
а в действительности пагубно
для государя; и наоборот: выглядит
как порок, а наделе доставляет «Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности». Заложенный здесь нравственный принцип можно сформулировать так» признание творимого зла действительным злом и оправдание его неизбежности злом окружающим. Поскольку мораль – область мнения, людям приписываю качества, выражающие оценку. Хотя на первый взгляд два ряда противоположных качеств однозначно противопоставлены друг другу, в их трактовке Макиавелли отходит от понятия абсолютного блага или зла: качества, почитаемые хорошими, невозможно сохранить полностью. |
Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: «Для общественного благоплучия имеется один-единственный путь – объявить во всем равенство». Равенство предполагает во всех сферах – в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т.д. Но прежде всего в имущественной сфере – в Утопии отменена частная собственность. Кампанелла порицал аморализм
политиков и тиранов, придумавших
понятие "государственная с горечью писал: "Государи почитают Макиавелли за Евангелие. Ведь никто не верит ни в Библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а все ученые и государи суть политики — макиавеллисты". |
Законы |
Суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть. |
Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение: благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Но для Макиавелли право — орудие власти, выражение силы. Во всех государствах основой власти "служат хорошие законы и хорошее войско. Хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы". Макиавелли — против наемных войск; создание армии, состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий создания общенационального государства. |
Новы и оригинальны рассуждения Мора о праве в Утопии. Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. "У утопийцев законоведом является всякий. Ведь... у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование". Человеческое/писанное право – законы – должны иметь реальным своим источником божественное право – 10 заповедей: так как закон имеет договорной характер и устанавливается людьми. Законы – это напоминание каждому о своих обязанностях. |
Вывод: видим , что хотя мировоззрение Жана Бодена еще не сложилось (а у какого философа оно сложилось окончательно?!) , имеются определенные противоречия , нельзя не признать его огромный вклад в политическое учение. Его воззрение на государство в корне отличается от воззрения Макиавелли. Если государство Бодена - правовое , то Макиавеллиевское - хищническое , если цель государства Бодена - мир , то у Макиавелли напротив - вооруженный захват , если у Бодена - умелое управление внутри страны , то у Макиавелли - интриганство в международных отношениях.
Сравнивая Т. Мора, Кампанелла и Макиавелли мы видим совершенно иные стремления. Если первый является чистым идеалистом, то второй прежде всего политик. И Макиавелли имеет в виду государственную цель, но не идеальную, а практическую. Он ищет не совершенного устройства человеческих обществ, а тех средств, которыми данный порядок вещей созидается и упрочивается. Эти средства должны быть сообразны с природой человека. Если Мор и Кампанелла видели источник всех пороков единственно в общественном устройстве, нарушающем справедливость, если идеальные его учреждения предполагают всех людей добродетельными, то Макиавелли смотрит на человеческую природу далеко не так снисходительно. По его мнению, люди вообще злы и склонны предаваться своим дурным наклонностям всякий раз, как представляется тому случай.