Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 07:43, биография
В кино начал сниматься, будучи довольно сложившимся человеком, проработавшим в другой сфере искусства — в живописи. Дебют в кино — картина Болота Шамшиева «Выстрел на перевале Караш» (1969). Для Шамшиева это был первый художественный фильм, и молодой режиссёршёл на определенный риск, приглашая на главную роль непрофессионала, не имеющего никакого опыта работы в кино.
Суйменкул Чокморов
Родился
9 ноября 1939 года в аиле Чон-Таш в Киргизской
ССР, в предгорье близ Чуйской долины.
Член
Союза Художников СССР (1967).
Заслуженный
артист Киргизской ССР (1973)
Народный
артист Киргизской ССР (1975).
Народный
артист СССР (1981).
В 1964
году окончил Академию Художеств в Ленинграде.
В 1964-1967
годах — преподаватель живописи и композиции
Фрунзенского художественного училища.
В кино
начал сниматься, будучи довольно сложившимся
человеком, проработавшим в другой сфере
искусства — в живописи. Дебют в кино —
картина Болота Шамшиева «Выстрел на перевале
Караш» (1969). Для Шамшиева это был первый
художественный фильм, и молодой режиссёршёл
на определенный риск, приглашая на главную
роль непрофессионала, не имеющего никакого
опыта работы в кино.
Следующей
значительной ролью стал образ Ахангула
в фильме «Лютый» (1973). Благодаря этим картинам,
а также ролям в фильмах «Чрезвычайный
комиссар», «Алые маки Иссык-куля», «Седьмая
пуля» и другим, приобрёл широкую известность
в ряду выдающихся актеров отечественного
и мирового кино.
Во время
съёмок фильма "Мужчины без женщин"
(1981) случилось несчастье. Чокморов, как
всегда сам выполняя все трюковые съемки,
сорвался и упал. Товарищи ждали: сейчас
поднимется, улыбнётся, извинится, попросит
продолжать работу. Но Суйменкул лежал
неподвижно. Травма оказалась серьёзнейшей.
Потянулись дни в больнице, врачи прятали
глаза от близких, не смея обнадёживать.
Потом, когда пришло желанное облегчение
и рана стала затягиваться (диагноз —
внутрипочечное кровоизлияние), оказалось,
что ещёдолго нельзя будет сниматься,
особенно в таких трудных условиях, в каких
проходила работа над фильмом "Мужчины
без женщин". Но группа ждала Чокморова
несколько месяцев...
Он —
единственный среди своих коллег в бывшем
СССР, кто был четырежды удостоен диплома
на фестивалях за лучшую роль.
Суйменкул
умер 26 сентября 1992 года на 53-м году жизни.
Маар
Байджиев: «Ушёл он рано, но по диагнозу,
поставленному врачами, он должен был
уйти ещё раньше. У него ведь был поликистоз,
редчайший случай. Одной почки вообще
от рождения не было. А вместо второй —
куча почек, которые функционировали,
но между ними образовался хрящ. Потом,
когда мы вспоминали, как же он жил, то
выяснилось, что до пятнадцати лет Суйменкул
вообще не вставал, не ходил. И, естественно,
никто не знал, почему. Село ведь. А начал
ходить только в шестнадцать лет. И потом
— такой потрясающий взлёт. Поистине —
божья воля. И вот так он жил последние
годы, постоянно под наблюдением врачей,
на бесконечных зондированиях… Мужественный
человек».
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Диплом
VIII-го смотра-соревнования кинематографистов
Средней Азии и Казахстана за лучшее исполнение
мужской роли в фильме "Выстрел на перевале
Караш" (Алма-Ата, 1969 год);
Лауреат
Всесоюзного кинофестиваля в номинации
"Премии за актерскую работу" за 1972
год.
Лауреат
Всесоюзного кинофестиваля в номинации
"Первые премии за актерскую работу"
за 1974 год.
Лауреат
Всесоюзного кинофестиваля в номинации
"Призы за актерскую работу" за 1978
год.
Лауреат
Государственной премии Киргизской ССР
имени Токтогула (1980, за участие в фильме
"Улан").