Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 10:37, реферат
Книга Иова стоит в самом центре Ветхого Завета как мне кажется не случайно. При внимательном прочтении ее можно увидеть, что это одна из самых загадочных книг Библии. Святитель Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский, Вифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин относили Книгу Иова к разряду учительных книг Священного Писания. Она всегда привлекала к себе пристальное внимание толкователей Священного писания – святых отцов. Из известных нам толкований : блаженного Августина еп. Гиппонского, Амвросия Медиоланского, Григория Великого, Ефрема Сирина, Иеронима Стридонского , Иоанна Златоустого , Исихия Иерусалимского, Олимпиадора Александрийского , Дидима слепца, Филона Александрийского некоторые переведены на славянский (русский) язык, некоторые же , например толкование Исихия Иерусалимского переведены на другие языки (армянский).
1. Святоотеческое толкование страданий праведного Иова
2. Основной вопрос Книги Иова по толкованию святителя И.Златоуста.
3. Аллегорическое толкование страданий праведного Иова.
4. Список использованной литературы.
План работы:
1. Святоотеческое толкование страданий праведного Иова
2. Основной вопрос Книги Иова по толкованию святителя И.Златоуста.
3. Аллегорическое толкование
4. Список использованной литературы.
« Ты оживил меня и привел в восторг тем, что, сообщая печальные известия, присоединил к ним изречение, которое надобно прилагать ко всем случайностям в жизни,- сказавши: слава Богу за все. Это изречение – роковой удар диаволу. Кто его употребляет, для того оно величайший залог неприкосновенности и радости среди всякого рода опасностей. Как только произнесешь его, мгновенно разгоняются облака печали. Не переставай же повторять его всегда и учи других употреблять его во всех случаях…»1
Таким словом поучает всех великий учитель православного Востока святитель Иоанн Златоуст о том, как надобно христианину переносить неизбежного спутника нашей жизни – скорби. С этим словом отошел ко Господу этот благодатный учитель. И можно сказать это слово непрестанно носил в своем сердце другой величайший пример терпения – праведный Иов, живший за много веков до того, и кому в Библии посвящена отдельная книга.
Книга Иова стоит в самом центре Ветхого Завета как мне кажется не случайно. При внимательном прочтении ее можно увидеть, что это одна из самых загадочных книг Библии. Святитель Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский, Вифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин относили Книгу Иова к разряду учительных книг Священного Писания. Она всегда привлекала к себе пристальное внимание толкователей Священного писания – святых отцов. Из известных нам толкований : блаженного Августина еп. Гиппонского, Амвросия Медиоланского, Григория Великого, Ефрема Сирина, Иеронима Стридонского , Иоанна Златоустого , Исихия Иерусалимского, Олимпиадора Александрийского , Дидима слепца, Филона Александрийского некоторые переведены на славянский (русский) язык, некоторые же , например толкование Исихия Иерусалимского переведены на другие языки (армянский).
С точки зрения историков остается вопрос о возможности существования праведного Иова т.е. насколько исторична личность главного героя? Конечно, в книге Иова описан случай гротескный: на благочестивого праведника обрушиваются все мыслимые и немыслимые несчастья. Однако из древнеегипетских источников нам известно, что племенные царьки Сиро-палестинских племен носили имя Иов. Что еще раз говорит об исторической достоверности библейских повествований. 2
О времени когда могла бы случиться эта история Библия дает точное указание: Происходил он от отца Зарефа, сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, так что был он пятым от Авраама (Бе же той отца убо Заре (Зарефа), Исавовыхъ сыновъ сынъ, матере же Восорры: якоже быти ему пятому отъ Авраама) (Иов 43;18). Когда сиял этот праведник, иудеи были еще в Египте.
С другой стороны переводчики утверждают, что книгу Иова очень сложно переводить т.к. в ней содержится много единичных выражений, нигде более в Библии не встречающихся и редких слов. 3 Кроме этого версия LXX длиннее еврейского текста на 100 стихов.
Одним из главных вопросов книги Иова является вопрос о теодицее, т.е. оправдании Бога перед наличием зла и о страдании невинного праведника.
Протоиерей А.Сорокин пишет : «Однако при внимательном чтении и размышлении над книгой Иова возникает несколько иной вывод о ее смысле и о том, почему она- ставящая проклятые вопросы столь остро и дерзновенно,- вошла в состав Библии.
Цель книги Иова не в том, чтобы, как говорят обычно, объяснить загадку несправедливого страдания, и не в том, чтобы решить проблему зла. Это скорее попытка растерянного человека найти свое место по отношению к Богу, Святому и Всемогущему.
Именно то, что Книга Иова формулирует с ужасающей достоверностью и предельной остротой человеческую жажду обрести и понять свое место перед живым Богом, и делает эту книгу не просто какой-то «маргинальной», непонятно какими окольными путями попавшей в Священный канон библейской книгой, а книгой, имеющей самое прямое отношение к главной и самой животрепещущей библейской теме – теме Присутствия Бога в жизни человека и пребывания человека в этом Присутствии”. 4
Интересно отметить один факт эта книга вызывает особый интерес у людей или вовсе нерелигиозных или «чья вера питается не столько простым доверием и чистотой сердца, сколько всепоглощающими борениями и сомнениями».5 Очень уж дерзко ведет себя Иов по отношению к своему Создателю. И именно таким поведением главного героя некоторым малообразованным в духовной жизни читателям хочется оправдать свои неблагонадежные поступки. Здесь уместно заметить, что в диалоге диавола с Богом сам Господь усвояет Иову венец праведника. Вот какое толкование этого отрывка мы находим у Иоанна Златоуста: И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный. «Не пройди мимо сказанного, а обрати внимание на то, что в первом свидетельстве не было сказано: "незлобив" (άκακος - невинен). Не употребив прежде этого названия, теперь прилагает ему венец незлобия, потому что он с благодарностью перенес несчастия. Поэтому если в дальнейшем он является говорящим дерзновенно, то это должно быть приписано незлобию. И сам Иов говорит затем: "...пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность" (виде же Господь незлобие мое)" (31:6). А слово незлобивого никто не объясняет, как произнесенное по злобе, так как мы судим не по делам, а по намерению делающих. Если сын бесчестит отца, то это дело признается нечестивым, и он осуждается, как отцеубийца, потому что поднял голос (язык) против родителя и осмелился бесславить свой корень; а невинное дитя, если ударит отца или мать, то эта дерзость вожделеннее всякого удовольствия. Часто матери доводят детей до дерзости, утешаясь не ею, а незлобием, невинностью, простотою нрава. Так и Бог, видя, что говорит не по злобе, благосклонно принимает слова Иова, будучи призываем им на суд, потому что это слова невинности, а не злобы.»
"Напрасно,
- говорит, - позавидовав его
В книге Иова основной вопрос сформулирован злым духом и является одним из самых важных в Библии: служит ли человек Богу из-за своей выгоды и ради себя? Возможно ли безкорыстное благочестие вообще?
Вопрос этот, как мне кажется, отнюдь не является риторическим, но имеет сугубо практическое значение для всех хотящих жить благочестно. Любому человеку приходится преодолевать в своей жизни трудности, скорби и пр. Только мера для всех разная.
В своем толковании святитель подчеркивает какую пользу получил Иов от терпеливого перенесения тяжелейшего испытания, выпавшего на его долю. Вот что он говорит: «Понял, какая польза страдания? Красиво было тело и здорово, но оно стало более славным, когда изрыто было теми язвами. Хороша шерсть прежде окрашивания, а когда делается пурпурною, это чрезвычайно возвышает достоинство, придает ей много изящества. Если бы не лишил его всего, мы не знали бы силы победителя; если бы не пронзил тела его язвами, не просияли бы лучи извнутри; если бы не посадил его на гноище, мы не знали бы его богатства. Не так славен царь, восседающий на престоле, как знаменит и славен сидевший в то время на гноище, потому что после царского престола - смерть, а после этого гноища - небесное царство. Такую предложил я историю не для того, чтобы вы хвалили мои слова, а чтобы подражали добродетели мужа и терпению, чтобы из дел его видели, что ничто из бывающего с людьми не составляет несчастия, а только - грех: ни бедность, ни болезнь, ни поношение, ни оскорбление, ни бесчестие, ни то, что кажется величайшим из зол - смерть; все это названия только несчастий, в глазах любомудрствующих не имеющие действительного значения. Истинное несчастие состоит в оскорблении Бога и делании чего-либо неугодного Ему.
Остается сравнить между собою добрые дела и страдания, чтобы ты ясно видел, что не только за добрые дела, но и за страдания назначены награды, и награды весьма большие, и за страдания не меньшие, чем за добрые дела, а даже иногда большие, чем за последние. Для этого остановим, если угодно, свой взор на великом герое терпения, прославившемся тем и другим видом добродетели, чтобы видеть, от чего он более прославился. Сравнивая, увидим, когда он был славнее - тогда ли, когда служил общим пристанишем для нуждающихся, или когда переносил страдания и то, что причинило много печали; тогда ли, когда держал свой дом открытым для всех мимоидущих, или когда, по разрушении его, не произнес ни одного оскорбительного слова, а благословлял Бога? То было добрым делом, а это – страданием».7
Далее злой дух подущает жену Иова словами совратить праведного с пути его. (Также поступил этот коварнейший с Адамом в раю). Она указывает ему на свои бедствия и страдания и просит Иова похулить Провидение. Но и здесь несчастный не победил праведника, напротив он потерпел полное поражение, после которого вынужден бежать, ибо мы уже не встречаем в тексте о нем упоминания. Вот как толкует И.Златоуст этот эпизод : «Этот блаженный, будучи поражаем со всех сторон, стоял твердо; подвергаясь бесчисленным стрелам, не ослабевал, а истощил колчан диавола, сам же не пал и не был повержен; как искусный кормчий, он не был потоплен ярившимся морем и поднимавшимися волнами и не сделался беспечным вследствие бывшей тишины, а в то и другое время сохранил одинаковым свое искусство. Ни богатство не сделало его гордым, ни бедность не подавила; ни при благоприятном течении дел не стал он беззаботным и бездеятельным, ни в то время, когда весь почти дом разрушен и предан совершенной гибели, не приведен был в смятение и показал свое мужество. Пусть слушают богатые; пусть слушают бедные; тем и другим полезен этот пример, и для всех людей поучительна эта история, и для пользующихся благоденствием, и для находящихся в несчастии. Владея тем и другим оружием, подвижник благочестия, венценосец вселенной, одержал победу в обоих видах оружия и, когда сделал нападение демон, был приготовлен ко всякому роду битвы и во всем прославился. И как искусный воин умеет и сражаться ночью, и осаждать стены, биться в пешем строю и на море, стрелять из лука, бросать копье, действовать пращей и дротиком, и во всяком роде битвы одерживать верх над противниками и всюду побеждать, так и этот благородный муж выдержал с большим мужеством всякое искушение - искушение со стороны бедности, голода, болезни, печали, гибели детей, со стороны друзей, врагов, своей жены и рабов. Не было постигающего людей несчастья, которое не обрушилось бы на его тело, и однако он вышел из всех опасностей и стал выше стрел диавола».8 Для нас, конечно же, важно знать, что победа одержана, враг бежал, а значит и вопрос решен положительно.
Согласно со святителем И. Златоустом в вопросе о необходимости и неизбежности страданий учил Григорий Богослов. В своем письме, адресованному духовному лицу святитель писал : «Кто не сын, тот не знает и ударов жезла. А что, если ты, как Иов, подвизаешься ради венцов? Повторяй это чаще сам себе и тебе не трудно будет найти для себя утешение в трудах, а благодарностью своею приобрести надежду. Худому только рабу свойственно оказывать уважение господину, когда он улыбается, и почитать его злым , когда он наносит удары. Надобно без ропота принимать, куда ни будет повернуто кормило, которым Бог изводит меня из борьбы и жизни, пока не взойду в тихую пристань, если только не напрасно построил Он этот корабль, но для доброго и благоуспешного конца».9
2. ...И проклял день свой. И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! (Иов 3: 2-3). Эти слова будем рассматривать не просто, но имея при этом в виду то, что они сказаны скорбящей душой. Если бы он не сказал этого, то показался бы непричастным общей человеческой природе.
Преподобный Исидор Пелусиот в согласии со святым Иоанном отмечает тот факт, что Иову пришлось испытывать все самые тяжелые для человека испытания сразу. Не давал диавол ни единого момента Иову для трезвенного оценивания случившегося. Одно за другим, как из рога изобилия, сыплются на голову праведника несчастия. Кажется, что для него настал его личный Судный день. Воспылал на меня гневом Своим и считает меня между врагами Своими. Полки его пришли вместе и направили путь свой ко мне и расположились вокруг шатра моего. (Иов 19:11-12) Но все выдержал человек, чей характер оказался тверже стали, крепче каменной скалы. Далее преподобный Исидор делает очень важное замечание о том, что Иов жил задолго до того как вочеловечился Господь нас Иисус Христос. Из этого следует, что не будет у нас христиан, живущих после Закона, никакого оправдания нашему нетерпению. « Как я сначала сказал, нет человеческого несчастья, которого бы он, бывший тверже всякой стали, не претерпел, - он перенёсший голод, бедность, болезнь, потерю детей, и лишение сразу такого имущества; и после того, подвергшись ещё козням жены, оскорбление от друзей, нападению от рабов, - во всём он проявил себя твёрже всякой скалы; и это до закона и благодати. И у нас не будет ни малейшего оправдания, когда, насладившись таким даром после закона, и благодати, принесём меньше его, показавшего столько любомудрия в начале и в преддверии человеческой жизни. Итак, чтобы и нам иметь утешение в печали и учение наилучшего любомудрия, - запечатлев, это, такими отойдём, поревнуем борцу и будем подражать его борьбе, - чтобы достигнуть также будущих благ благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа».10
3. Аллегорическое толкование страданий праведного Иова.
Из аллегорических толкований известно одно очень интересное-прп. Зинона Верейского. В этом толковании праведный Иов предстает как прообраз Господа Иисуса Христа. Страдания блаженного праведника за много веков прообразовывают жизнь, крестные страдания и, что самое главное Воскресение Христово. Таким образом, это толкование можно обозначить как сотериологическое. Ниже приводится отрывок из этого текста.
«Но вместе с тем, возлюбленные братие, Иов, по моему мнению, был образом Спасителя нашего Иисуса Христа. Сравнение объяснит нам эту истину. Иов был праведен. Спаситель наш есть сама правда, источник нашей праведности потому-что о Нем предречено было: се день грядет горящ яко пещ, и возсияет Солнце правды (Мал. 4, 12). Иов был истинен. Господь наш есть подлинная, совершенная истина. Аз есмь, говорит Он, путь и истина и живот (Иоан. 15, 6). Иов был богат. Но чье богатство может сравниться с богатством Господа нашего, которому принадлежит вся вселенная, по свидетельству блаженнейшего Давида: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней (Пс. 20, 1)? Притом все богачи не больше, как слуги и управители Его, Господа нашего. - Иов три раза был искушаем диаволом. Подобным образом, по свидетельству Евангелиста, трижды же искушал диавол и Господа нашего (Матф. 4, 1-11). - Иов, лишенный всего своего имения, обнищал. Господь наш, по любви к нам, снисшедши на землю и оставив небо со всеми его благами, также обнищал, чтобы нас обогатить. - Дети Иова были умерщвлены рассвирепевшим диаволом. Дети Господа нашего, - Пророки были побиты безумным Фарисейским народом (Лук. 12, 34; Деян. 2, 52). - Иов поражен был язвами. Господь наш, приняв на себя плоть нашу и грехи всего человеческого рода, вместе с тем принял все нечистоты и язвы греховные. - Иова увещавала жена его впасть в тяжкий грех. Господа нашего убеждала синагога следовать испорченным древним преданиям Иудейским (Матф. 10, 2; Марк. 2, 5). На Иова нападали друзья его. На Господа нашего преимущественно пред всеми возставали первосвященники и книжники, которые должны бы были особенно чтить Его и быть Его друзьями. Иов, пораженный проказою, точимый червями, сидел на пепле вне города. Господь наш, принявший на себя все греховные язвы всего рода человеческого, обращался в этом нечистом мире среди людей, исполненных пороков и кипевших похотями, которые, как черви, точили Его и, наконец, предали Его позорной смерти вне города. - Иов непобедимый своим терпением опять приобрел и здоровье и богатство. Господь наш, победив смерть своим воскресением, даровал верующим в Него не здоровье только, но и безсмертие, и получил от Бога Отца власть и господство над всем, как сам Он засвидетельствовал, говоря; все предано Мне Отцем Моим (Лук. 10, 22). Иов родил других детей на место погубленных диаволом. Господь наш, вместо Пророков, умерщвленных беззаконным народом, также создал себе новых детей, - святых Апостолов. - Блаженный Иов скончался в мире. Господь наш, оставив нам мир, купленный ценою Его крови, в кроткой и мирной славе вознесся к Отцу своему, с которым Он благословен от вечности и во все веки веков».11
Информация о работе Святоотеческое толкование страданий праведного Иова