Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 13:18, реферат
Карл Казимир Теодор Майергольд был восьмым ребёнком в лютеранской немецкой семье винозаводчика Эмилия Федоровича Майергольда (ум. 1892) и его жены Альвины Даниловны (урождённой Неезе). В 1895 году он окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия (21 года), Мейерхольд принял православие и изменил своё имя на Всеволод — в честь любимого писателя В. М. Гаршина.
Введение
1. Биография
2. Начало пути
3. Новые времена. Биомеханика
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тюменская государственная академия культуры искусств и социальных технологий
Институт музыки, театра и хореографии
Кафедра режиссура театрализованных представлений и праздников
Реферат
Творческая деятельность Всеволода Эмильевича Мейерхольда
Студентка 2 курса РТПиП
Преподаватель: Большакова Галина Борисовна
Тюмень, 2014
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Приложение
Биография
Карл Казимир Теодор Майергольд был восьмым ребёнком в лютеранской немецкой семье винозаводчика Эмилия Федоровича Майергольда (ум. 1892) и его жены Альвины Даниловны (урождённой Неезе). В 1895 году он окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия (21 года), Мейерхольд принял православие и изменил своё имя на Всеволод — в честь любимого писателя В. М. Гаршина.
В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Вл. И. Немировича - Данченко.
В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 (26) октября 1898 года открылся Художественно-общедоступный театр, играл Василия Шуйского.
В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность
Начало пути
В 1902 году Всеволод Мейерхольд покинул МХТ и, создав свою собственную труппу, которая вскоре получала название Товарищество новой драмы, отправился в провинцию: Херсон, Тифлис, Севостополь, Николаев и др. Режиссер и антрепренер, он продолжал играть ( до 100 самых разноплановых ролей за 3сезона). В 1902-1905 поставил около 200 спектаклей, упорно добиваясь утверждения серьезного и во многом непривычного для провинции репертуара: наряду с Чеховым, Шекспиром, А.К Толстым, М.Горьким, А.Н Островским – Гауптман и Генрих Ибсен, М. Метерлинк, С. Пшибышевский, А. Шницлер. Три его первых самостоятельных режиссерский сезона сконцентрировали в себе путь русского и европейского театра последних десятилетий 19 – начала 20 века: от академичность и «натурализма» к театру условному, тяготевшему к символистике – обобщенной и поэтической образности. Первые подходы к сценическому воплощению символистических пьес режиссер нащупал в нашумевших постановках – «Потонувший колокол» Гауптмана (1902 ), «Снег» Пшибышевского (1903), «Монна Ванна» Метерлинка (1904) и др.
В 1905 в Москве, по приглашению Станиславского Всеволод Мейерхольд возглавил студию на Поварской. Подготовленные им «Смерть Тентажиля» Метерлинка и «Шлюк и Яу» Гауптмана на предварительном просмотре вызвали восторг Станиславского и др., но публике показаны не были. Историки до сих пор спорят, почему Станиславский так и не решился открыть студию. С Товариществом новой драмы Мейерхольд продолжил эксперименты в провинции. В 1906 он принял предложение В.Ф Комиссаржевской возглавить театр на Офицерской в Петербурге. За год – 13 постановок. Каждая следующая не похожа на предыдущую, да и вообще ни на что доселе виденное не похожа. «Гедда Габлер» Метерлинка, «Сестра Беатриса» Метерлинка демонстрировали найденные Мейерхольдом структурные принципы символистского спектакля: неглубокая сцена, декорации в виде живописного панно, замедленные движения актеров, скульптурная выразительность жестов и поз, холодная, внеэмоциональная интонация.
В «Жизни Человека» Л.Н. Андреева была разработана изощренная световая партитура. Не успев явить миру чудо русского символистского театра, Мейерхольд уже в «Балаганчике» Блока посмеялся над ним и над собой. Идея Блока высмеять мистику, возродить и обновить приемы итальянской комедии дель арте во многом определила дальнейшие искания Мейерхольда. Назвав «Сестру Беатрис», «Жизнь Человека» и «Балаганчик» шедеврами, Комиссаржевская – актриса не находила удовлетворения в работе с режиссера и в 1907 предложила ему оставить ее театр.
Новые времена. Биомеханика
Революционные события 1917 Всеволод Мейерхольд воспринял в русле столь близкого ему символистского миропонимания – как возможность социального творчества, преображения мира искусством, творение нового человека как цели культуры вообще. Для страны – новая эра. А для Мейерхольда – девиз всей жизни. Он был воодушевлен открывшимися, как ему казалось, необыкновенными возможностями. В 1918 вступил в РКП(б). В новую эпоху вошел естественно.
В 1918 Мейерхольд поставил «Мистерию – буфф» В.В. Маяковского, в которой бушевала фольклорная стихия, преображались традиции балаганного шутовства и цирковой клоунады. Театр становился пропагандистом и агитатором. В 1920 Мейерхольд провозгласил «Театральный Октябрь», основные задачи которого – служение революции и полное обновление сценического искусства. Назначенный в том же году заведующим театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса, он занял экстремистскую позицию по отношению к старым академическим театрам, и через год Луначарский отстранил его от руководства ТЕО. Однако в своей творческой практике уже в начале 1920-х годом Всеволод Мейерхольд продемонстрировал большие возможности нового искусства. Созданный им в Москве театр РСФСР 1-й, где были поставлены «Зори» Э. Верхарна (1920, вместе с В.М. Бебутовым) и новая редакция «Мистерия-буфф» (1921), существовал не долго, но его спектакли вызвали большой резонанс.
Некоторое время труппа Всеволода Мейерхольда называла Театром актера, затем Театром ГИТИС. В 1922 в «Великом Рогоносце» Ф. Кроммелинка ( этот спектакль называют «Чайкой» театра Мейерхольда) и в «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина были впервые и с блеском опробованы методы сценического конструктивизма и «циркизации театра». В 1923 труппа получила название «Театр им.Мейерхольда»; с 1926 - Государственный театра им.Мейерхольда (ГОСТИМ или ТИМ). Мейерхольд стремился сообщить сценическому зрелищу геометрическую чистоту форм, акробатическую ловкость и легкость, спортивную выправку. С этой целью актеры проходили специальное обучение в руководимой им «мастерской», в 1923-1931 называвшейся ГЭКТЕМАС (Государственная экспериментальная театральная мастерская). Основным предметом была биомеханика – разработанная Мейерхольдом система актерского тренажа, позволяющая идти от внешнего к внутреннему, от точного найденного движения и верной интонации к эмоциональной правде.
В 1922-1924 Всеволод Мейерхольд
руководил так же Театром
Однако уже с середины 1920-х годов
в искусстве Всеволода Мейерхольда ощутимы
трагедийные мотивы. Они отчетливо дали
себя знать в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1926),
причем обрели фантасмагорический-
В «Командарме-2» И.Л. Сельвинского (1929), «Последним решительном» Вс.В. Вишневского (1931), «Списке благодеяний» Ю.К. Олеши (1931), «Вступлении» Ю.К. Германа (1933), режиссеру удавались лишь отдельные, преимущественно трагедийные моменты. Многие замыслы, в том числе и постановку «Гамлет» Шекспира, ему не удалось осуществить. В 1935 Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» А. Дюма-сына – спектакль высочайшей культуры и культуры чувств, гимн любви и красоте, прозвучавший еще мало кем осмысленный, но явно ощутим диссонансом времени. Роль Маргарет Готье, как и Аксюшу в «Лесе», сыграла З.Н. Райх, жена и муза Мейерхольда. В том же, 1935 году он поставил «Пиковую даму» П.И. Чайковского в Ленинградском Малом оперном театре. Этот спектакль Д.Д. Шостакович считал вершиной не только достижением самого Мастера, но и замечательным достижением оперной сцены вообще. Всеволод Мейерхольд внес внушительный вклад в оперную режиссуру, добиваясь котрапункта музыки и пластики, ритмической свободы актера внутри музыкальной фразы, свободы, построенной на разрушении точного соответствия движений и жестом темпу и ритму музыки.
Во второй половине 1930-х в прессе началась откровенная травля Мейерхольда, его искусство было названо чуждым народу и враждебным советской действительности. В 1938 его театр был закрыт. После этого Станиславский, спасая Мейерхольда, привлек опального режиссера к сотрудничеству в руководимом им оперном театре. Однако вскоре Станиславский умер, а в июле 1939 Всеволод Мейерхольд был арестован. Под пытками признал предъявленные ему обвинения в измене родине, однако нашел в себе мужество и силы отказаться от самооговора. По приговору Военной коллегии Верховного суда Всеволода Мейерхольда расстреляли.
В 1955 Верховный суд СССР полностью снял с Всеволода Мейерхольда ложные обвинения и посмертно реабилитировал его. Долгое время о месте захоронения Мейерхольда ничего не было известно, и лишь в начале 1990-х выяснилось, что после расстрела он был кремирован и прах его тайно захоронен в общей могиле №1 на Донском кладбище. Родительский дом в Пензе и московская квартира Мейерхольда в Брюсовом переулке стали музеями. В 1999 в Пензе, на родине Мейерхольда, выдающемуся новатору театра был установлен памятник.
Всеволод Мейерхольд работал в кино. Снялся в «Портрете Дориана Грея» Оскар Уайльд (1915), « Сильный человек» по Пшибышевскому. В 1928 снялся в фильме «Белый орел» , создав острый, гротескный образ Сенатора.
Заключение
Споры о творчестве Мейерхольда, о его роли в нашей театральной культуре сохраняют свою остроту. Это вопросы совсем не академические, они остаются злободневными не случайно: ответ на них определяет, в чем духовная суть традиций отечественного театра, на какое наследство он должен опираться. Почти каждая новая постановка Мейерхольда озадачивала публику и критику, почти каждая премьера вызывала сумятицу и переполох на страницах газет и журналов. Исследователь творчества Мейерхольда вынужден теперь пробивать себе путь сквозь кричащую разноголосицу мнений, сопоставлять подчас совершенно несовместимые - полные негодования или, наоборот, необузданно восторженные отзывы, - чтобы понять, что в действительности представлял собой тот или иной спектакль великого Мастера.
Его давно физически нет. И, тем не менее, он есть. Его беспредельно смелые искания, его гнев, его ирония, его сила и его страстность присутствуют во всем лучшем, что есть в нашем искусстве. Мейерхольд был. Мейерхольд есть. Мейерхольд будет.
Список литературы
1. В.Э Мейерхольд «Статьи, письма, речи, беседы», 1968
2. К.Л. Рудницкий «Режиссер Мейерхольд», 1981
3. Д. Золотницкий «Мейерхольд. Роман с советской властью», 1999г.
4. Э. Гарин «С Мейерхольдом», 1974
5. Ю. Герман «О Мейерхольде», 2000
6. И. Ильинский «Сам о себе», 2008
7. Г.В. Титова «Творческий театр и театральный конструктивизм», 1995
8. М.А. Валентей «Встречи с Мейерхольдом», 2001
9. А. Гладков «Мейерхольд», 1990
Приложение
Афиши спектаклей
Биомеханика
Труппа Малого театра
В.Э. Мейерхольд и З. Райх
В.Э. Мейерхольд
Информация о работе Творческая деятельность Всеволода Эмильевича Мейерхольда