Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 12:41, контрольная работа
Русский советский композитор ,дирижер ,общественный деятель ,профессор Московской консерватории ,преподавал в Московском филармоническом училище, Синодальном училище (теория музыки ,гобой ,сольфеджио) ,руководил хорами ,преподавал пение в школах .Замечательный хоровой композитор ,выдающийся деятель русской музыкальной культуры .Блестящие способности ,абсолютный слух ,огромная работоспособность позволили Калинникову отлично закончить два отделения училища(гобой и теоретико – композиторское отделении) и успешно работать по обеим специальностям .Его музыкальная деятельность очень разнообразна и многопланова.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
А.С.Пушкин величайший национальный поэт русского народа, родоначальник русской классической литературы. Поэт сумел, как никто до него, приблизиться к народному слову, к народному духу, сумел создать произведения, которые сыграли великую роль в деле идейно-эстетического воспитания народа, произведения, которые смогли стать близкими, нужными и понятными самым широким народным массам. На этой почве и развернулась пушкинская поэзия действительности, пушкинский реализм; это и сделало Пушкина величайшим русским национальным поэтом.
А.С.Пушкин - великий русский поэт и писатель. Родился он в старинной дворянской семье. Страсть к поэзии проявилась в нем очень рано. С 1811 г. Пушкин получил всестороннее образование в привилегированном учебном заведении-Царскосельском лицее. Учась у классиков русской и мировой литературы, юный поэт пробовал себя в самых разных жанрах: писал оды, элегии, баллады и др. В лицейской лирике преобладали мотивы любви, дружбы, природы, наслаждения жизнью. Первое политическое стихотворение «Лицинию» увидело свет в журнале «Вестник Европы» в 1815 г. После окончания лицея, в 1817 г., Пушкин был определен на службу в коллегию иностранных дел в Петербурге. К этому времени он уже был известен в литературных кругах. В 1820 г. Вышла в свет поэма «Руслан и Людмила», с которой начался пушкинский этап преобразования русской литературы. На юге Пушкин создал свои романтические поэмы: «Кавказский пленник», «Цыгане» и др. В это время углубился психологизм поэзии, виртуозности достигла стихотворная техника.
В 1827-1828 гг. против поэта возбуждаются политические доносы в связи со стихотворением «Андрей Шенье» и поэмой «Гаврилиада», закончившиеся установлением за ним постоянного секретного надзора. Печать политической неблагонадежности мешает осуществлению ряда его планов; усиливаются нападки на него со стороны реакционной критики. В ответ Пушкин пишет стихи, в которых отстаивает идею свободы искусства от вкусов и требований («Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и др.).
В 1831 г. Пушкин женился на Наталии Николаевне Гончаровой.
Ко второй половине 1820-х гг. относится расцвет пушкинског реализма, свидетельством чего являются такие произведения, как поэмы «Граф Нулин», «Полтава», «Домик в Коломне», «Медный всадник»; драмы «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Капитанская дочь» и другие.
Высочайшей степени
Необычайно плодотворной для Пушкина стала осень 1830 г., проведенная им в Болдине. Здесь была написана поэма «Домик в Коломне», имевшая характер творческой деклараций. В это время создавалась «Повесть Белкина», в которой Пушкин выступил родоначальником русской реалистической новеллы. Все повести объединены общим заголовком, но каждая своеобразна по замыслу и по строению. В «Метели» и «Барышне-крестьянке» реалистические принципы утверждаются путем пародирования мотивов сентиментально-романтической литературы. «Выстрел», «Гробовщик», «Станционный смотритель» содержат черты критического реализма, формирующегося в русской прозе. В повестях утверждаются критерии, о которых Пушкин писал: «Точность и краткость- вот первые достоинства прозы».
В 1831 г. Пушкину пришлось вновь поступить на государственную службу в коллегию иностранных дел с правом заниматься в государственном архиве с намерением написать историю Петра Великого. Наступление нового, капиталистического века Пушкин чутко уловил и отразил в повести «Пиковая дама».
В 1830-е гг. усиливаются интерес Пушкина к истории народных бунтов. Он изучает исторические источники, архивные документы, связанные с пугачевщиной, проезжает по местам, связанных с восстанием Пугачева, записывает рассказы и песни о нем. Пишет исторический труд «История пугачевского бунта». Тема крепостных волнений нашла отражение и в повестях «Дубровский№ и «Капитанская дочь». В 1830-е гг. поэт создает стихотворения высокой идейной и художественной значимости «Бесы», «Осень», «Вновь я посетил….» и многие др. С начала 1830-х гг. Пушкин добивался разрешения на издание своего журнала, но получил его лишь в 1836 г. В апреле 1836 г. вышел первый номер журнала «Современник».
В 1833 г. Николай 1 пожаловал ему звание камер-юнкера, чтобы поэт был вынужден посещать придворные балы. Попытка добиться отставки не имела успеха. Возрастала материальная нужда. Конфликт между поэтом и высшим обществом нашел завершение в дуэли Пушкина с Дантесом, приемным сыном французского посла барона Геккерна. Дуэль была инспирирована придворными кругами с помощью интриг, оскорблявших честь Пушкина и его жены. 8 февраля(27 января) Пушкин был смертельно ранен и 10 февраля скончался.
В историю русской культуры поэт
вошел как создатель русского
литературного языка и
Основные произведения: лирика «К Чадаеву», «Любви, надежы тихой славы» (1818), «Вольность» (1818), «Деревня» (1819), «Кинжал» (1821), «К морю» (1824); поэмы «Руслан и Людмила» (1820), «Гаврилиада№ (1821), «Кавказский пленник» (1822), «Братья-разбойники» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1824), «Граф Нулин» (1825), «Цыгане» (1827); романы в стихах «Евгений Онегин», «Повесть Белкина» (1830), «История пугачевского бунта» (1834).
Калинников Виктор Сергеевич
Русский советский композитор ,дирижер ,общественный деятель ,профессор Московской консерватории ,преподавал в Московском филармоническом училище, Синодальном училище (теория музыки ,гобой ,сольфеджио) ,руководил хорами ,преподавал пение в школах .Замечательный хоровой композитор ,выдающийся деятель русской музыкальной культуры .Блестящие способности ,абсолютный слух ,огромная работоспособность позволили Калинникову отлично закончить два отделения училища(гобой и теоретико – композиторское отделении) и успешно работать по обеим специальностям .Его музыкальная деятельность очень разнообразна и многопланова .Он играл в оркестре в частных оперных театрах И. Прянишникова и С. Мамонтова ,затем заведовал музыкальной частью и дирижировал оркестром Московского Художественного театра,
руководил оркестром студентов Высшего технического училища .Дирижерская деятельность принесла Калиникову известность .
Музыкальное наследие Виктора Калинникова невелико .Видимо ,его интенсивная педагогическая и исполнительская деятельность не оставляла ему досуга для творчества. (Материальные трудности ,вероятно ,также сыграли в этом свою роль) .Им написано 15 хоров а capella ,ряд хоровых обработок народных песен для четырехголосного и двухголосного хоров ,детские песни с сопровождением фортепиано ,несколько духовных хоров .Ему принадлежат переложения для хора некоторых романсов русских композиторов («Рыцарский романс» Глинки , «Море» , «Спящая княжна» , «Песня темного леса» Бородина , «Менестрель» Аренского , «Ты взойди ,солнце красное» Мусоргского , «Не плачьте над трупами» Черепнина) ,а также «Марсельезы» и «Интернационала» .
Несмотря на незначительное количество ,оригинальные хоровые сочинения Виктора Калиникова представляют собой существенный ,художественно ценный вклад в русскую хоровую литературу .
Творческое лицо Виктора Калинникова и его композиторский почерк полностью сложились в первом десятилетии ХХ века .Различные хоровые коллективы развивали интенсивную концертную деятельность .Величайшего исполнительского мастерства достигают церковные хоровые коллективы .Церковные хоры начинают выступать на эстраде в так называемых духовных концертах и вводить в программу произведения не только духовного ,но и светского содержания .
Виктор Калиников основное
внимание уделяет хорам
В сущности все хоры Калинникова по своему содержанию являются «эмоционально окрашенными пейзажами» .
Список авторов ,на стихи которых писал Калинников ,очень разнообразен :два стихотвтрения Пушкина ,Бунин ,Баратынский ,Жуковский ,Никитин ,Скиталец ,Кольцов, А. Федоров ,Н. Соколов , А. Толстой .
В музыкальном стиле хоров
Мелодизация партий обусловливает и некоторые характерные гармонические приемы Калинникова .Мы имеем в виду прежде всего мелодическую природу его альтераций (которые он применяет очень часто ,особенно в аккордах субдоминантовой группы) .Как правило .альтерированные аккорды возникают у Калинникова в результате хроматических сдвигов в голосах ,то есть чисто мелодическим путем ,а не как самодовлеющий аккордовый комплекс .При этом Калинников нередко «гасит» альтерацию :не разрешает ее по тяготению ,а возвращает гармонию к натуральному виду .К этой же категории явлений относится и излюбленный Калинниковым прием модулирования .Наиболее часто у него встречается так называемая мелодико – гармоническая модуляция ,при которой ,как известно ,функциональное переключение гармонии играет второстепенную роль ,а на первый план выступают мелодические связи аккордов .Нередки у Калинникова и так называемые эллиптические обороты(частный вид мелодико – гармонической модуляции), то есть мелодическое соединение неразрешенного неустойчивого аккорда одной тональности с неустойчивым аккордом другой. В некоторых случаях модуляция происходит и чисто мелодически.
Иногда мелодический принцип выдерживается композитором настолько последовательно, что даже делает функционально неубедительным его заключительные кадансы(поскольку определенность каданса должна создаваться именно отчетливостью функциональной логики).
Бородинская линия проявляется в хорах Калинникова при обращении его к эпическим образам или к бытовым русским национальным картинам(аналогичное явление мы наблюдаем и в хорах подобного характера других русских авторов).В этих хорах у Калинникова нередко встречаются ладовые модуляции и взаимопроникновение мажора и минора, типичные для кучкистов, развернутые органные пункты с характерными переливами на их фоне мажора и параллельного минора.
Остальные хоры Калинникова , как и огромное большинство русских хоров а сарреllа, написаны в так называемых мелких формах. Это или периоды («Зима» , «Проходит лето»), или простые двухчастные формы («Жаворонок » , «Ой, честь ли то молодцу»), или разновидности трехчастных форм. Несколько особняком стоит хор «Спесь» ,написанный в свободной форме. Чаще всего Калинников обращался к трехчастной форме ( наиболее благодарной из мелких форм, поскольку она, как известно, сочетает возможности контрастных сопоставлений с архитектонической завершенностью).
Сочинения его рассчитаны на большой
и высококвалифицированный
Общий же диапозон и особенно тесситура хоровых партий у Калинникова сравнительно очень умеренны, как и у всех композиторов, ценящих прелесть мягкого хорового звучания и понимающих трудность и напряженность высокой тесситуры.Любопытно, что диапозоны хоровых партий Калинникова почти всегда примерно одни и те же, независимо от тональности. Разумеется эти диапозоны и в особенности тесситура варьируются в связи с художественной задачей произведения.
Количество голосов в хоре постоянно меняется в целях тембровой выразительности.
Большой интерес представляют хоровые
обработки и переложения
В переложениях для смешанного хора романсов Бородина «Песня темного леса», «Море», «Спящая княжна» и «Рыцарского романса» Глинки Калинников создал выразительные хоровые миниатюры, нисколько не изменяя характера и не утяжеляя звучания этих произведений.
Деятельность Калинникова, его творчество сыграли важную роль в дальнейшем развитии русского хорового искусства на рубеже ХIХ и ХХ столетий.
Информация о работе Творчество В.Калинникова и выдающегося русского поэта А.Пушкина