Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 16:19, реферат
Ленинская тема всегда пользовалась чрезвычайной популярностью, как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Это объяснялось не только величайшей значимостью В.И. Ленина в мировой истории, но также политическими и идеологическими соображениями. Если в советской исторической науке Ленин был предельно идеализирован, то в западной историографии – столь же предельно демонизирован. В конце 80-х – начале 90-х гг. с разрушением социалистической системы и развалом СССР изменяется и отношение к Ленину. Первыми критику вождя начали писатели и публицисты, затем историки.
Введение……………………………………………………………..…………….2
1. «Антиленинское» направление в современной историографии…………..4
2. Умеренно критичное направление в исторической оценке личности В.И. Ленина и его политической деятельности……………………………………....7
3. Защитники личности В.И. Ленина и его учений……………………………10
4. Оценка личности В.И. Ленина и его учений в контексте воздействия на формирование его мировоззрения исторической ситуации в России и мире на рубеже XIX – XX вв……………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………....16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. «Антиленинское» направление в современной историографии…………..4
2. Умеренно критичное
направление в исторической
3. Защитники личности
В.И. Ленина и его учений………………
4. Оценка личности В.И.
Ленина и его учений в
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Ленинская тема всегда пользовалась
чрезвычайной популярностью, как в
отечественной, так и в зарубежной
историографии. Это объяснялось
не только величайшей значимостью В.И.
Ленина в мировой истории, но также
политическими и
Некоторая стабилизация экономического
и политического положения в
России в конце 90-х гг. в известной
мере способствовала смягчению идеологического
противостояния, вследствие чего создаются
возможности для более
В 1999 г. вышла монография Е.А. Котеленец «В.И. Ленин как предмет исторического исследования». Автор отмечает постоянные колебания в оценке Ленина в угоду политической конъюнктуре. Подвергнув детальному анализу произведения о жизни и деятельности В.И. Ленина, вышедшие в первой половине 90-х гг., исследователь приходит к выводу, что полемика между «ленинцами» и «антиленинцами» менее всего велась с научных позиций. Аргументы обеих сторон чаще носили эмоциональный характер и явственно отражали политические воззрения авторов. Е.А. Котеленец справедливо отмечает, что Ленина следует оценивать не с позиций актуальной современности, а «исходя из смысла того времени и того конкретного состояния эпохи, в которой он жил и действовал».[5] Отмечено также невнимание историков к эволюции личности Ленина как революционера, подвергнут критике антиисторический подход к исследованию его взглядов. По мнению самой П. Котеленец, в начале своей деятельности Ленин – пламенный революционер, желающий не учиться у истории, а учить ее. И лишь после 1917 г. он осознал насколько сложной и тяжелой будет дорога к социализму.
Основные направления в исторической лениниане оформились еще в 90-е гг. и продолжают существовать до сих пор. Отличительной особенностью современной историографии является стремление большинства авторов хотя бы на словах отойти от предельной тенденциозности и встать на путь объективного научного исследования личности Ленина и его деятельности.
Количество работ самого разного уровня и размера о Ленине, изданных в конце 90-х начале 2000-х гг., насчитывается многими десятками. В своей работе я обращусь лишь к крупным произведениям монографического типа, которые, по сути, и формируют представление о Ленине у широкой общественности.
1. «Антиленинское» направление в современной историографии.
Первое направление в современной историографии – воинствующее, антиленинское. Его характерные черты резко негативная оценка человеческих качеств Ленина, отрицание каких бы то ни было заслуг перед Отечеством и народом, перекладывание на него вины за все трагедии советской истории. Сталин объявляется прямым наследником Ленина и продолжателем его идей. Преимущественно в произведениях историков этого направления разрабатываются такие темы, как родословная Ленина, его финансовые дела, отношение к террору, захват большевиками власти, военный коммунизм, преемственность власти Ленина и Сталина.
Наиболее воинственным представителем
этого направления является Ако
В числе наиболее последовательных критиков Ленина следует отметить Д.А. Волкогонова. Его фундаментальная работа «Ленин. Политический портрет» была опубликована еще в 1994 г. и переиздана в 2001 г. В отличие от Арутюнова, Волкогонов претендует на научность и объективность. Своей целью он ставит изучение эволюции взглядов Ленина. В трудах Волкогонова прослеживается источниковедческий анализ, производится попытка связать деятельность вождя с исторической ситуацией. Но в итоге Волкогонов делает упор на революционный экстремизм Ленина.
Резко негативную оценку Ленину дает Л. Колодный. Его книга «Ленин без грима», выпущенная в 2000 г. представляет собой серию очерков, посвященных характеристике деятельности Ленина как революционера. По мнению Колодного, вождь революции маниакально обожал насилие и террор. Сталин показан как органичное и закономерное продолжение Ленина, как его лучший ученик. Хотя работа претендует на научность, это скорее публицистика, более основанная на эмоциях, чем на научном анализе фактов и явлений.
Близка по направленности
к данному направлению книга А.
Характерной особенностью представителей
воинствующего направления
2. Умеренно критичное
направление в исторической
Второе направление можно назвать умеренно критичным. Его представители также осуждают ленинизм как явление, в целом негативно оценивают результаты практической деятельности Ленина. Однако истоки большевистского триумфа они видят не в личном характере вождя, а в объективных причинах, способствовавших торжеству ленинских идей.
Подобный подход можно в частности проследить в работе С.В. Тютюкина и В.В. Шелохаева «Марксисты и русская революция». По их мнению, большевизм – это конгломерат разнородных демократических и социалистических идей, попытка синтеза взглядов Пестеля, Чернышевского, Ткачева, Нечаева, Бакунина, Бланки, народовольцев, Маркса, Плеханова. Российская социал-демократия шла по двум направлениям демократическому, которое представляли меньшевики, и радикальному, представленному большевиками. Ленин, по сути, выражал интересы узкой группы профессиональных революционеров, настроенных на захват власти во что бы то ни стало ради немедленной реализации своих идей. В результате большевики «взяли курс на жесткую диктатуру, осуществляемую от имени пролетариата, а в действительности подминающую под себя и сам рабочий класс».[9] Ленин в трактовке Тютюкина и Шелохаева – не маньяк и не демон, а радикальный революционер, успеху которого способствовал небывалый кризис, развернувшийся в России в начале XX в.
Некоторые ученые высказывают предположение, что большевики не рвались к власти ради власти; они искренне считали, что действуют во благо народа, не понимая и не желая понимать своих заблуждений. Так, по мнению В.П. Булдакова, «большевизм это вовсе не грандиозный исторический обман, а достаточно обычный для XX в. самообман, который стал источником не преодоленного до сих пор иллюзорного исторического сознания. Лидеры большевизма... полагали, что идут столбовой дорогой человечества, а тем временем загоняли Россию в тупик имперской автаркии и государственного индустриализма архаичнейшего типа».[4]
В 2002 г. группа новосибирских
ученых – философов и историков
– выпустила монографию «
Попытку изучить личность Ленина во взаимосвязи с его учением предпринял Владимир Поцелуев в 512 – страничной книге «Ленин», опубликованной в 2003 г. Автор не сомневается в гениальности Ленина, показывает его как нестандартного человека и политика. Сильная воля, великолепные организаторские способности, решительность и целеустремленность, безусловно, присущи Ленину. Но ленинское учение Поцелуев не принимает. Автор полагает марксизм совершенно не подходящим для России учением. То, что большевикам и Ленину удалось увлечь народ своими лозунгами, свидетельствует не о готовности страны к революции, а лишь о политической незрелости масс. Поцелуев считает насилие и террор не случайностью, вызванной обстоятельствами, а обязательным элементом ленинской доктрины. На словах Ленин и его сторонники убеждали в своей приверженности демократии, но на деле стремились к диктатуре. Ленинская партия образована именно для захвата власти, она стремилась к этому с первых дней своего существования. Вождизм такая же составляющая марксистско-ленинской доктрины. По мнению Поцелуева, сформированное в СССР тоталитарное общество – не случайность, а естественное воплощение идей ленинизма. Возникает естественный вопрос: если учение Ленина столь негативно, отчего народ пошел за ним, как Ленин стал вождем? Автор считает, что «... большевики выдвинули привлекательные идеи, имели волевого лидера и организованный его соратниками народ, низведенный до уровня толпы».[8] В результате ленинизм стал идеологическим ошейником для народа.
Таким образом, представители
второго направления вину за сползание
страны к коммунистическому
3. Защитники личности В.И. Ленина и его учения
Третья группа — ортодоксальные защитники Ленина. Сам факт критики вождя воспринимается ими негативно. Основная цель их публикаций – защита, как личности Ленина, так и его учения от нападок и обвинений. Методология и методика исследования традиционна для советской историографии.
Образцом такой историографии
является книга красноярского историка В