Западная Европа и Россия в 18

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:25, доклад

Описание работы

В череде столетий европейской истории XVIII век занимает особое место. Были времена более грандиозных свершений, но не было эпохи более завершенной стилево, более, так сказать, «целокупной». Известный искусствовед Н. Дмитриева называет его последним веком господства аристократической культуры. Отсюда его рафинированность и эта самая «стильность», порой в ущерб глубине. И одновременно это эпоха утверждения новых ценностей в жизни европейцев, – ценностей, которые живы и ныне и которые, собственно говоря, определяют сегодняшнее лицо европейской цивилизации.

Файлы: 1 файл

Западная Европа и Россия в 18 в.docx

— 29.91 Кб (Скачать файл)

Классицизм XVIII века

Основная статья: Классицизм в западноевропейском искусстве XVIII века

В середине XVIII века просветители, представители передовой мысли  воссоздают новое направление классицизма, обращённого как против аристократического искускусства рококо, так и против академического классицизма. Новое направление выдвигало свободолюбивые идеалы и строгие, благородные образы античного искусства, обращаясь главным образом к демократическим и республиканским традициям Древней Греции и Древнего Рима.

Классицизму XVIII века был  свойствен несколько абстрактный, рассудочный характер художественных идеалов, стремление идеализировать природу  и человека, нормативность эстетики, строгая уравновешенность, четкость, пластичность художественных форм. Классицизм же XVIII века, крупнейшим живописцем которого был Давид, обращался прежде всего к гражданственным, республиканским идеям античности, к темам борьбы против тирании, торжества общественного долга над личными чувствами (яркий пример: «Клятва Горациев» Давида). Политическая ситуация во Франции эпохи Великой Французской революции оказалась очень благоприятной для развития классицизма, превратившегося в догму и риторику, менялись только ориентиры: если Революция видела свои идеалы в эпохе Римской республики, то наполеоновское время ориентировалось на искусство императорского Рима (ампир).

Реализм XVIII века

Одновременно с искусством рококо, отражавшим вкусы аристократии, и классицизмом, стремившемся выразить идеи гражданственности, в XVIII веке продолжает развиаться реалистическое искусство, выражающее в основном идеалы третьего сословия (купцов, ремесленников, крестьян, наемных работников).

Ведущими принципами реализма является объективное отображение  существенных сторон жизни в сочетании  с высотой и истинностью авторского идеала. Художники-реалисты отображают в своём творчестве типичные характеры, конфликты, ситуации при полноте  их художественной индивидуализации. То есть они стремятся к конкретизации  как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей. Предпочтение отдаётся способам изображения «форм  самой жизни», но наряду с использованием условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска). Преобладает интерес к проблеме «личность и общество», особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного  идеала, личности и толпы с её массовым , мифологизированным сознанием.

Таким представителем третьего сословия был величайший реалист XVIII века Жан-Батист Симеон Шарден - известный мастер натюрморта и бытовых сцен, один из создателей новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения., своим происхождением и образом жизни связанный с ремесленной средой, патриархальным бытом и традициями цехового строя. Он не получил академического образования. Основой его творчества была работа с натуры. Он одним из первых среди французских мастеров обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, как и реалистический бытовой жанр. Оба эти направления одного и того же процесса — поиска естественности и человечности в искусстве в противовес официальному парадному искусству рококо.

Одним из известных портретистов XVIII века, работавших в реалистической манере, был и Морис Кантен де Латур, французский живописец. Мастер пастели, он создал тип островыразительного аналитического портрета, изображал главным образом деятелей эпохи Просвещения. Через мимику, отражающую движение мыслей и чувств, Латур раскрывал характры портретируемых, показывая их возбуждёнными от разговора, с насмешливыми улыбками, скептически философскими.Таков, например, Вольтер с ирроническим взглядом и нервным подвижным ртом.

Крупнейшим живописцем второй половины XVIII века был Оноре Фрагонар. Он прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, в  которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, тонкостью  световоздушных эффектов.

Огромный диапазон деятельности Фрагонара, его живописная оригинальность и творческая независимость отвечали духу культуры века Просвещения. Его  искусство завершало век, оно  было камерно, но не было предназначено  лишь для будуаров и альковов. Оно предвосхищало потенциальные возможности живописи последующего времени. И поэтому его наследие было близко всем мастерам XVIII и XIX столетий, которые ощущали внутреннюю связь с его живописью и графикой, воспевавшими красоту и радость бытия, приподнимающими искусство над обыденностью.

Литература: http://www.kremlion.ru/praviteli/petr1/

 

http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/XVIII/XVIII_centure.html


Информация о работе Западная Европа и Россия в 18