Жизнь А. И. Покрышкина до войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 11:16, реферат

Описание работы

Величайшим испытанием для Вооруженных сил, всего советского народа явилась Великая Отечественная Война 1941 - 1945 гг., которая закончилась полной победой над фашизмом. Она имела всемирно-историческое значение, оказала огромное влияние на все послевоенное развитие человечества, потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей.1

Файлы: 1 файл

АИ Покрышкин реферат истории.docx

— 65.84 Кб (Скачать файл)

За апрель 1943 года он сбил 10 немецких самолётов. Тогда же А.И. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943 года.

За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 - в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу.

В июле 1943 Покрышкин присутствовал на Краснодарском процессе над пособниками немецких оккупантов.

С ноября 1943 года - заместитель командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка. Кроме воздушных сражений на Кубани, в 1943 году участвовал в Миусской наступательной операции, Донбасской наступательной операции, Мелитопольской наступательной операции и в блокировании немецких войск в Крыму. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провел 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

С января по начало мая 1944 года с полком находился в тылу на переформировании. В феврале 1944 года Покрышкин получил повышение и предложение небоевой работы в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём полку. С марта 1944 года - командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка. Однако теперь он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.

С начала мая 1944 года - вновь в боях на 2-м Украинском и с июля - на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов  и 53 официальных побед, Покрышкин  был награждён Золотой Звездой  Героя Советского Союза в третий  раз. Он стал первым трижды  Героем Советского Союза в  стране.

В 1944 году участвовал в воздушном сражении в районе Ясс, в Львовско-Сандомирской операции (в ней одержал 2 последние официально засчитанные ему победы), в прикрытии с воздуха Сандомирского плацдарма.

В 1945 году командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года.                  Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.7

Глава 3. «Тактика боя А. И. Покрышкина».

В тяжёлых испытаниях первого периода войны к молодому лётчику приходило понимание того, как надо грамотно воевать, в чём слабость врага и в чём наша сила. Становилось с каждым днём всё яснее, что такого врага одним чувством ненависти не победить. Нужны грамотные тактика и стратегия боя, нужны грамотные и опытные бойцы и командиры.

В чём сила Покрышкина? Не только в том, что он по официальным данным сбил 59 самолетов противника, хотя на деле их было гораздо больше. Было много лётчиков на фронте, которые уничтожили лично примерно такое же количество самолетов люфтваффе.

Главный героизм и сила Александра Ивановича Покрышкина была в том, что в результате постоянного анализа тактики ведения воздушных боев с противником (чаще всего с карандашом в руках) он вырабатывал свою тактику победы, а затем теоретические выкладки проверял в бою, постоянно совершенствуя их.

Поняв эффективность новой тактики боя, он настойчиво обучал

молодых лётчиков. Дело доходило до того, что командующий воздушной армией Константин Андреевич Вершинин на армейских сборах давал слово Покрышкину для доведения новейших приёмов тактики воздушного боя до всего командного состава армии.

Документы, где были сформулированы новые черты воздушной тактики, рассылали в штабы всех воздушных армий и авиакорпусов.8

 

Как ни странно, в годы войны первыми феномен Покрышкина признали немцы. Он еще не имел высших наград и званий, его еще не выделяло среди других летчиков-истребителей наше командование, но как только немецкий радиоперехват обнаруживал появление в небе капитана Покрышкина, следовало предупреждение: "Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин ист ин дер люфт!" ("Внимание! Покрышкин в воздухе!"). И асы люфтваффе без промедления выходили из боя.

Недавно автор этих строк услышал от одного журналиста: дескать, это "Ахтунг! Покрышкин!", - несомненно, "миф советской пропаганды". Но осталась запись этого предупреждения в документальном фильме военных лет, живы еще очевидцы. Ю.Н. Мажоров, ныне генерал-майор в отставке, лауреат Ленинской и Государственных премий, в 1941 - 1945 годах вел разведку дислокации немецких войск и перехват их радиосообщений. Мажоров говорит, что лишь в трех случаях немцы переходили в эфире с зашифрованных сообщений на открытый текст - "Ахтунг! Хир партизанен!" ("Внимание! Здесь партизаны!"); "Ахтунг! Хир панцер!" (танки) и "Ахтунг! Покрышкин!". Выкрикивались эти "Ахтунг!" истошно-панически. Настолько значительный моральный и материальный ущерб наносил Покрышкин германским люфтваффе.                                                                                      Его целью всегда был не слабый или подбитый пилот, а ведущий - ас, командир. Покрышкин появлялся над полем боя внезапно, на максимальной скорости. Затем следовал математически рассчитанный молниеносный маневр и убойный залп из всех американских стволов: с 1943 года Покрышкин воевал на "Аэрокобре", которую ласково называл "кобряткой". 
Историки авиации признают нынче, что официальный счет сбитых Покрышкиным самолетом (59) в силу ряда причин занижен. Боевые друзья говорили в последние годы о том, что Покрышкин щедро дарил личные победы летчикам своих групп, обеспечивших общий успех. 
Слава Покрышкина облетела мир, его фотографии публиковали газеты многих стран. "Нью-Йорк таймс" в июле 1944-го озаглавила статью о нем: "Лучший летчик-истребитель в нынешней войне - русский".9

На победу в воздушном бою нельзя смотреть, как на простое, совсем бесхитростное дело. Оно требует огромного напряжения сил и нервов, большой выдумки и умения, добываемого тяжёлой боевой практикой.

Настоящая формула воздушного боя, которую вынашивали и творили наиболее передовые советские лётчики, выглядела иначе. Воздушный бой – это не упражнения на полигоне.  Много энергии надо было затратить, чтобы сбить вражескую машину. Среди немецких лётчиков встречались и сильные бойцы. Чтобы одержать победы над ними, нужны были не только навыки специалиста-пилота, но и большое упорство, выдержка, чувство морального превосходства над врагом, отличное знание тактики воздушного боя. Наши советские лётчики-истребители были сильны и в этом отношении. Именно благодаря основам прекрасного боевого воспитания наши лётчики в любых трудных условиях одерживали победы.                                                       Существует множество способов уничтожения врага, например, таран и лобовая атака.  Оба этих приёма требуют от лётчика исключительных моральных качеств, уверенности в своих силах. Мне случалось ходить в лобовую атаку, приходилось видеть, как ходили в неё другие лётчики. Со страшной скоростью несутся друг на друга два самолёта. Сближение занимает считаные секунды. Дистанция действительного огня создаётся почти мгновенно. Одно неверное движение и ты можешь врезаться своим самолётом в машину врага. На какой-то миг ты опоздаешь привести в действие своё оружие и вражеская трасса сразит тебя. 
   У кого сердце крепче, кто владеет холодной, расчётливой смелостью, рождённой верой в успех и правоту своего дела, – тот сразит противника. Умелая лобовая атака – оружие победы советского лётчика. Это тот же разящий противника с одного удара боевой манёвр. И пользоваться им в схватке с врагом должно и нужно, уничтожая его не только «с хвоста», но и прямым смертельным ударом в лоб.

Воздушный бой не терпит шаблона и стандарта. На собственном опыте мы знали, как опасно пользоваться в бою одними и теми же заученными приёмами. Подлинная ценность лётчика-истребителя состоит именно в том, что в нужную минуту он сумеет применить не те сто или двести заученных приёмов борьбы, которые хороши в определённой обстановке, а внезапно осуществит новый, сто первый, или двести первый приём, возникший в острый момент схватки с противником. Вот почему нельзя было, конечно, останавливаться только на одном вертикальном манёвре, на методе боя только одними парами, к которым мы перешли ещё до Сталинградского сражения.

Основная формула включала в себя четыре главных элемента: «высота – скорость – манёвр – огонь».10

Глава 4. «Награды А. И. Покрышкина».

В СССР официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.

Однако после распада СССР ряд авторов настаивают на меньшем числе его побед. Так, М. Быков в своих справочниках пишет только о 46+6 (43+3) подтверждённых побед, чем ставит его только на 7-е место по результативности среди истребителей ВОВ (Кожедуб И. Н.- 64+0(+2), Речкалов Г. А.-61+4(+3), Гулаев Н. Д.- 55+5, Евстигнеев К. А. 52+3, Глинка Д. Б.- 50+0, Скоморохов Н. М.-46+8 (43+3), Покрышкин А. И.-46+6 (43+3), Колдунов А. И.-46+1 (43+1), Ворожейкин А. В.- 45+1, Попков В. И.-41+1.) Причём по эффективности на 1-ом месте стоит Гулаев Н. Д., который провёл только 49 воздушных боёв (против 120 у Кожедуба И. Н. или 122 — у Речкалова Г. А.

А. Табаченко указывает ещё меньшее число побед аса, но его книга весьма эмоциональна и не объективна.

А. Марчуков после детального исследования архивов критически разбирает книги М. Быкова и особенно А. Табаченко, и приводит полный список побед А.И. Покрышкина в количестве 53 личных и 6 групповых.

Сам А.И. Покрышкин однажды в частной беседе с В.М. Молотовым сказал, что сбил около 90 самолётов противника, но искать подтверждение этих побед бессмысленно.

По некоторым публикациям, в течение 1941 года Покрышкиным были одержаны ещё 15 побед, не вошедших в его общий счет. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолёты всё равно пойдут в общий счёт Победы. Кроме того, неофициальный список его побед (как и всех пилотов РККА) может быть значительно больше, так как в Приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения летного состава Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных лётчиков» от 19 августа 1941 года говорилось следующее:

Количество сбитых самолётов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями лётчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолёт противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолёта противника командованием полка.

Впоследствии, в приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 г. было установлено:

«Выплату за сбитые самолёты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимками или докладе нескольких экипажей.»

Однако даже в 1943 году, на совещании в штабе 4-й воздушной армии, которое проходило в ходе напряжённых боёв на Кубани, Покрышкин обратил внимание на то, что фактически сбитые самолёты противника засчитываются согласно правилам, введённым ещё в начале войны:

В своём выступлении говорил о целесообразности перехвата вражеских бомбардировщиков на маршруте их полёта к цели, чтобы предотвратить удары по нашим наземным войскам. Привёл примеры перехвата моей восьмёркой больших групп бомбардировщиков противника в глубоком тылу врага. К сожалению, уничтоженную технику нам не засчитывают. В приказе, изданном ещё в начале войны, установлено, что сбитые самолёты противника должны быть подтверждены нашими наземными войсками или зафиксированы кинопулемётом. Разве могут передовые части видеть воздушный бой, если мы дерёмся в двадцати — тридцати километрах в тылу у противника? Наша же промышленность пока производит самолёты без кинопулемётов. К примеру, в районе Мысхако основные бои нам пришлось вести над морем, в пятидесяти километрах западнее Новороссийска. Сбитые машины врага хорошо видели стрелки сопровождаемых нами бомбардировщиков. Но их данные не служат подтверждением победы в воздушной схватке. Попросил от имени лётчиков-истребителей этот приказ изменить.                                      Выслушав мое выступление и сделав пометки в блокноте на столе, Вершинин сказал: — Товарищ Покрышкин, ваше выступление заслуживает внимания. По этим вопросам будут даны указания. Предложения по приказу о сбитых самолетах доложим в Москву. В отношении боев в районе Мысхако вам и штурману армии завтра же слетать в бомбардировочный полк. При получении подтверждения засчитаем сбитые самолеты.

 

Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолёты на счета подчинённых (в основном ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространённым явлением.

В полку, под командованием А. И. Покрышкина, служили и другие прославленные лётчики, в том числе Герой Советского Союза Н. М. Искрин.11

Награды А. И. Покрышкина

Ордена

 

   1. 22.12.1941 г. — Орден Ленина  № 7086.

 

   2. 22.04.1943 г. — Орден Красного  Знамени СССР № 66983.

 

   3. 24.05.1943 г. — Орден Ленина  № 9600 и медаль «Золотая Звезда»  Героя Советского Союза № 993.

 

   4. 18.07.1943 г. — Орден Красного  Знамени СССР № 8305–2-й.

 

   5. 22.08.1943 г. — вторая медаль  «Золотая Звезда» Героя Советского  Союза № 10.

 

   6. 24.12.1943 г. — Орден Красного  Знамени СССР № 448–3-й.

 

   7. 19.08.1944 г. — третья медаль  «Золотая Звезда» Героя Советского  Союза № 1.

 

   8. 6.04.1945 г. — Орден Суворова 2-й степени № 1484.

 

   9. 29.05.1945 г. — Орден Суворова 2-й степени № 1662.

 

   10. 6.11.1947 г. — Орден Красной  Звезды № 2762070.

 

   11. 20.04.1953 г. — Орден Красного  Знамени СССР № 1392–4-й.

Информация о работе Жизнь А. И. Покрышкина до войны