Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 11:16, реферат
Величайшим испытанием для Вооруженных сил, всего советского народа явилась Великая Отечественная Война 1941 - 1945 гг., которая закончилась полной победой над фашизмом. Она имела всемирно-историческое значение, оказала огромное влияние на все послевоенное развитие человечества, потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей.1
За апрель 1943 года он сбил 10 немецких самолётов. Тогда же А.И. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943 года.
За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 - в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу.
В июле 1943 Покрышкин присутствовал на Краснодарском процессе над пособниками немецких оккупантов.
С ноября 1943 года - заместитель командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка. Кроме воздушных сражений на Кубани, в 1943 году участвовал в Миусской наступательной операции, Донбасской наступательной операции, Мелитопольской наступательной операции и в блокировании немецких войск в Крыму. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провел 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.
С января по начало мая 1944 года с полком находился в тылу на переформировании. В феврале 1944 года Покрышкин получил повышение и предложение небоевой работы в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но он немедленно отверг это предложение и остался в своём полку. С марта 1944 года - командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка. Однако теперь он не летал так много, как раньше. Покрышкин стал знаменитым героем и символом советской пропаганды, поэтому ему не было разрешено много летать из-за опасности потерять его в бою. Вместо полётов он стал уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.
С начала мая 1944 года - вновь в боях на 2-м Украинском и с июля - на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.
19
августа 1944, после 550 боевых вылетов
и 53 официальных побед, Покрышкин
был награждён Золотой Звездой
Героя Советского Союза в
В 1944 году участвовал в воздушном сражении в районе Ясс, в Львовско-Сандомирской операции (в ней одержал 2 последние официально засчитанные ему победы), в прикрытии с воздуха Сандомирского плацдарма.
На победу в воздушном бою нельзя смотреть, как на простое, совсем бесхитростное дело. Оно требует огромного напряжения сил и нервов, большой выдумки и умения, добываемого тяжёлой боевой практикой.
Настоящая
формула воздушного боя, которую вынашивали
и творили наиболее передовые советские
лётчики, выглядела иначе. Воздушный бой
– это не упражнения на полигоне. Много
энергии надо было затратить, чтобы сбить
вражескую машину. Среди немецких лётчиков
встречались и сильные бойцы. Чтобы одержать
победы над ними, нужны были не только
навыки специалиста-пилота, но и большое
упорство, выдержка, чувство морального
превосходства над врагом, отличное знание
тактики воздушного боя. Наши советские
лётчики-истребители были сильны и в этом
отношении. Именно благодаря основам прекрасного
боевого воспитания наши лётчики в любых
трудных условиях одерживали победы.
У кого сердце крепче, кто владеет холодной,
расчётливой смелостью, рождённой верой
в успех и правоту своего дела, – тот сразит
противника. Умелая лобовая атака – оружие
победы советского лётчика. Это тот же
разящий противника с одного удара боевой
манёвр. И пользоваться им в схватке с
врагом должно и нужно, уничтожая его не
только «с хвоста», но и прямым смертельным
ударом в лоб.
Воздушный бой не терпит шаблона и стандарта. На собственном опыте мы знали, как опасно пользоваться в бою одними и теми же заученными приёмами. Подлинная ценность лётчика-истребителя состоит именно в том, что в нужную минуту он сумеет применить не те сто или двести заученных приёмов борьбы, которые хороши в определённой обстановке, а внезапно осуществит новый, сто первый, или двести первый приём, возникший в острый момент схватки с противником. Вот почему нельзя было, конечно, останавливаться только на одном вертикальном манёвре, на методе боя только одними парами, к которым мы перешли ещё до Сталинградского сражения.
Основная формула включала в себя четыре главных элемента: «высота – скорость – манёвр – огонь».10
Глава 4. «Награды А. И. Покрышкина».
В СССР официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.
Однако после распада СССР ряд авторов настаивают на меньшем числе его побед. Так, М. Быков в своих справочниках пишет только о 46+6 (43+3) подтверждённых побед, чем ставит его только на 7-е место по результативности среди истребителей ВОВ (Кожедуб И. Н.- 64+0(+2), Речкалов Г. А.-61+4(+3), Гулаев Н. Д.- 55+5, Евстигнеев К. А. 52+3, Глинка Д. Б.- 50+0, Скоморохов Н. М.-46+8 (43+3), Покрышкин А. И.-46+6 (43+3), Колдунов А. И.-46+1 (43+1), Ворожейкин А. В.- 45+1, Попков В. И.-41+1.) Причём по эффективности на 1-ом месте стоит Гулаев Н. Д., который провёл только 49 воздушных боёв (против 120 у Кожедуба И. Н. или 122 — у Речкалова Г. А.
А. Табаченко указывает ещё меньшее число побед аса, но его книга весьма эмоциональна и не объективна.
А. Марчуков после детального исследования архивов критически разбирает книги М. Быкова и особенно А. Табаченко, и приводит полный список побед А.И. Покрышкина в количестве 53 личных и 6 групповых.
Сам А.И. Покрышкин однажды в частной беседе с В.М. Молотовым сказал, что сбил около 90 самолётов противника, но искать подтверждение этих побед бессмысленно.
По некоторым публикациям, в течение 1941 года Покрышкиным были одержаны ещё 15 побед, не вошедших в его общий счет. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолёты всё равно пойдут в общий счёт Победы. Кроме того, неофициальный список его побед (как и всех пилотов РККА) может быть значительно больше, так как в Приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения летного состава Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных лётчиков» от 19 августа 1941 года говорилось следующее:
Количество сбитых самолётов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями лётчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолёт противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолёта противника командованием полка.
Впоследствии, в приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 г. было установлено:
«Выплату за сбитые самолёты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимками или докладе нескольких экипажей.»
Однако даже в 1943 году, на совещании в штабе 4-й воздушной армии, которое проходило в ходе напряжённых боёв на Кубани, Покрышкин обратил внимание на то, что фактически сбитые самолёты противника засчитываются согласно правилам, введённым ещё в начале войны:
В своём выступлении
говорил о целесообразности перехвата
вражеских бомбардировщиков на маршруте
их полёта к цели, чтобы предотвратить
удары по нашим наземным войскам. Привёл
примеры перехвата моей восьмёркой больших
групп бомбардировщиков противника в
глубоком тылу врага. К сожалению, уничтоженную
технику нам не засчитывают. В приказе,
изданном ещё в начале войны, установлено,
что сбитые самолёты противника должны
быть подтверждены нашими наземными войсками
или зафиксированы кинопулемётом. Разве
могут передовые части видеть воздушный
бой, если мы дерёмся в двадцати — тридцати
километрах в тылу у противника? Наша же
промышленность пока производит самолёты
без кинопулемётов. К примеру, в районе
Мысхако основные бои нам пришлось вести
над морем, в пятидесяти километрах западнее
Новороссийска. Сбитые машины врага хорошо
видели стрелки сопровождаемых нами бомбардировщиков.
Но их данные не служат подтверждением
победы в воздушной схватке. Попросил
от имени лётчиков-истребителей этот приказ
изменить. |
Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолёты на счета подчинённых (в основном ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространённым явлением.
В полку, под командованием А. И. Покрышкина, служили и другие прославленные лётчики, в том числе Герой Советского Союза Н. М. Искрин.11
Награды А. И. Покрышкина
1. 22.12.1941 г. — Орден Ленина № 7086.
2. 22.04.1943 г. — Орден Красного Знамени СССР № 66983.
3. 24.05.1943 г. — Орден Ленина № 9600 и медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 993.
4. 18.07.1943 г. — Орден Красного Знамени СССР № 8305–2-й.
5. 22.08.1943 г. — вторая медаль
«Золотая Звезда» Героя
6. 24.12.1943 г. — Орден Красного Знамени СССР № 448–3-й.
7. 19.08.1944 г. — третья медаль
«Золотая Звезда» Героя
8. 6.04.1945 г. — Орден Суворова 2-й степени № 1484.
9. 29.05.1945 г. — Орден Суворова 2-й степени № 1662.
10. 6.11.1947 г. — Орден Красной Звезды № 2762070.
11. 20.04.1953 г. — Орден Красного Знамени СССР № 1392–4-й.