Жизнь и творчество Л.В. Бетховена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 09:42, биография

Описание работы

В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. И не только потому, что Бетховен сумел воспринять все лучшее из того, что уже было достигнуто. Современник событий французской революции конца XVIII века, провозгласившей свободу, равенство и братство людей, Бетховен сумел показать в своей музыке, что творцом этих преобразований является народ. Впервые в музыке с такой силой были выражены героические устремления народа. Именно поэтому так любил и высоко ценил музыку Бетховена Владимир Ильич Ленин и ценят все передовые люди нашего времени, борцы за справедливость на земле.

Содержание работы

I. Введение (стр. 1)
II. Жизненный путь
1. Детство. (стр. 1 – 2)
2. Занятия с Нефе. Университет. (стр. 2 – 3)
3. Поездка в Вену. Расцвет творчества. (стр. 4 – 6)
4. Последние годы жизни и творчества. (стр. 6 – 8)

Файлы: 1 файл

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН.doc

— 974.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                            

 

 

                                     ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

                                                             1770—1827

 

Более двухсот лет  прошло с тех пор, как родился  великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Могучий расцвет бетховенского гения совпал с началом XIX столетия.

В творчестве Бетховена классическая музыка достигла своей вершины. И  не только потому, что Бетховен сумел воспринять все лучшее из того, что уже было достигнуто. Современник событий французской революции конца XVIII века, провозгласившей свободу, равенство и братство людей, Бетховен сумел показать в своей музыке, что творцом этих преобразований является народ. Впервые в музыке с такой силой были выражены героические устремления народа. Именно поэтому так любил и высоко ценил музыку Бетховена Владимир Ильич Ленин и ценят все передовые люди нашего времени, борцы за справедливость на земле.

                                     

                                      ЖИЗНЕННЫЙ  ПУТЬ

 

Детство. Людвиг ван Бетховен родился в небольшом немецком городе Бонне. Мальчик рос в музыкальной семье. Его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна, а затем стал капельмейстером этой капеллы. Здесь же служил и отец композитора Иоганн ван Бетховен    в     качестве    певца-тенориста     (тенора).     Музыкальные способности мальчика проявились рано. Вполне возможно, что детство его сложилось бы иначе, имей он в это время такого чуткого и талантливого педагога, каким был отец Моцарта.

Отец   Бетховена   также   обучал   сына   музыке.   Но   это   был неопытный   педагог,   нечуткий   музыкант,   черствый,   а    порою жестокий  человек.   Слава   маленького  Людвига   не давала   ему покоя.   Сначала он  учил 

Людвига   играть  на  клавесине,  затем музыкальные   друзья   отца   научили   его   играть   на    скрипке, органе,   альте.   По   семь-восемь  часов   в   день   отец   заставлял несчастного   ребенка   твердить   упражнения.   А   иногда   у   него появлялось  желание позаниматься   с   ним   и   ночью.   Он   будил сына   и   сонного,   плачущего   заставлял 'играть   на   клавесине. Скорее  всего,   в   таких   случаях   им   руководило   желание   продемонстрировать   друзьям,   приходившим    с    ним    после    веселой   вечеринки,   успехи   маленького   музыканта.   Никакие   уговоры   перепуганной   матери   не   могли   помешать  этим   мучительным  ночным  урокам.  И только  яркий  талант ребенка,  его непреодолимое влечение к музыке помогли ему перенести такое жестокое   обращение   и   не   отпугнули   навсегда   от   искусства. В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе   Кёльне.   Концерты   мальчика   состоялись   и   в   других   городах.   Отец,  видя,  что  не  может  больше  ничему  научить  сына,   перестал   заниматься   с   ним,   а   когда   мальчику   исполнилось  десять  лет,   забрал   его   и   из школы.   Развлечения   отца требовали  денег,   рушилось   материальное   благополучие   семьи. Измученная   лишениями   и   невзгодами,   заболела    мать   Людвига.   С двенадцати  лет  мальчик  был  вынужден   работать.   Он  поступил   в   придворную   капеллу   в   качестве   органиста.    Тяжелое, безотрадное детство!

 

                                       

                                               Комната Бетховена

                                                                            Рис. Лейбольда

 

Занятия с Нефе. Университет. И только встречу Бетховена с Кристианом Нефе в 1782 году можно считать счастливим. событием этих лет. Прекрасный педагог, композитор, органист, Нефе сразу распознал в мальчике замечательного музыканта, а главное - сумел понять своеобразие его таланта. Именно Нефе познакомил Бетховена с лучшими произведениями немецких композиторов Иоганна Себастьяна и Филиппа. Эмануэля Бахов, Генделя, Гайдна, Моцарта, создав тем самым крепкую основу для развития его творчества. Талант композитора, наконец, получил должную поддержку. Учитель помог Бетховену также напечатать первые сочинения. Среди них фортепианные вариации на тему марша композитора Дресслера и три сонаты для клавесина. Будучи сам человеком широкообразованным, Нефе оказал на Бетховена большое влияние и в этом направлении. По его совету юноша много читал, изучал иностранные языки   (латинский, французский, итальянский).

Окрепнув как композитор и пианист, Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту приехал в  Вену, чтобы встретиться с Моцартом, услышать его советы. Он играл в присутствии прославленного композитора свои произведении и импровизировал. Моцарт был поражен смелостью и богатством фантазии юноши, необычайной манерой исполнения, бурной и порывистой. Обращаясь к присутствующим, Моцарт воскликнул: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!».

Но встречам двух великих  музыкантов не суждено было продолжаться. Умерла мать Бетховена, так нежно  и преданно им любимая. Юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье. Воспитание двух маленьких братьев требовало внимания, забот, денег. Бетховен стал служить в оперном театре, играя в оркестре на альте, выступать с концертами, давать бесчисленное количество уроков. Начались суровые будни, тяжелая, полная труда и лишений юность. Редкие минуты отдыха Бетховен проводил, броди по живописным окрестностям Бонна. Красота лесов, долин, тихих берегов Рейна вызывала у него слезы восторга. Любовь к родной природе он сохранил навсегда.

В эти годы у Бетховена складываются взгляды на жизнь, отношение к людям. Большую роль сыграли здесь его занятия в университете, который он, правда, очень недолго, посещал по совету Нефе. Как раз в это время (1789 год) по другую сторону Рейна, во Франции, свершилось великое событие         революция. Были провозглашены свобода, равенство, всечеловеческое братство. Эти высокие устремления восставшего против королевской власти народа нашли в душе Бетховена   горячий   отклик.   Заветам   революции   он   остался   верен всю жизнь. Юноша полон сил, смелых замыслов. Энергия его ищет выхода в новых сочинениях, в концертной деятельности. Его родной город становится ему тесен. Встреча с Гайдном, проезжавшим через Бонн, укрепила в нем решение ехать в Вену и учиться у знаменитого композитора.

 

                                 

                                         Бетховен на лоне природы

 

 

Переезд в Вену. Расцвет  творчества. В  1792 году двадцатидвухлетний   композитор   приехал   в   Вену,   где   и   жил   до  конца своих дней.   В то  время   Вена   была   одним   из   наиболее   крупных  музыкальных  городов  не только Австрии, но и  всей  Европы.   Сюда   съезжались  лучшие   композиторы   того   времени.   На сцене  Венского  театра   ставились  оперы,   симфонические   и   камерные произведения  звучали  в  концертах.   Виртуозы  соревновались в своем исполнительском мастерстве. Здесь жили и творили  всемирно  известные   Гайдн   и   Моцарт.   На   улицах   и   площадях   Вены   играли   народные   музыканты   (в   таких   народных ансамблях участвовал когда-то и Гайдн).

Имя   Бетховена   вскоре   получило   известность.   Сначала   он завоевал    Вену   как   пианист.    Венцев   поражали   бурные   импровизации    молодого    музыканта,    богатство    его    фантазии. Клавесин   с  его   звонким,   но   быстро   затухавшим   звуком   уже не  удовлетворял   Бетховена.   Он   начал   играть   на   новом   тогда еще    инструменте     -      фортепиано.    Изобретенный    в    начале XVIII     столетия     итальянцем     Кристофори,     новый     клавишный   инструмент   начал   вытеснять   в   эти   годы   своего   скромного   предшественника.    Только   фортепиано,   способное   издавать  громкие,  яркие   и   певучие  звуки,   смогло  выразить   грандиозные  замыслы   Бетховена   (звук   на   фортепиано   извлекался       ударом о струны деревянным молоточком, обтянутым войлоком). Молодой виртуоз, в совершенстве овладевший техникой своего искусства, покорил слушателей, оставив далеко позади себя всех современных ему пианистов.

Не менее поразительными для  Вены, привыкшей к ясной и жизнерадостной музыке Гайдна, к изящной и выразительной музыке Моцарта, были произведения Бетховена. Бурная, стремительная и порывистая музыка «Патетической» и «Лунной» сонат, грандиозная сила и мощь «Героической симфонии» говорили о каких-то новых чувствах, новых замыслах, порою остававшихся еще непонятными, но потрясавшими и покорявшими слушателей. Имя Бетховена ставят в один ряд с венскими классиками Гайдном и Моцартом.

Да и сам Бетховен как человек, его внешний облик, его отношение к людям ломали вес установившиеся представления и правила. Без парика, с гривой густых черных волос, с упрямо сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами, он был к тому же слишком небрежно и просто, по понятиям того времени, одет. Все это резко выделяло его среди постоянных посетителей богатых гостиных, отличавшихся галантными, изысканно-вежливыми манерами. Нередко Бетховен был резок в обращении с богатыми вельможами. Он не переносил их высокомерного или снисходительно-покровительственного отношения к музыке, за которым зачастую скрывались невежество и ограниченность ума. В одном из писем Бетховена есть такие слова: «Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же один».

С детства привыкший к труду, композитор был твердо уверен, что ум и трудолюбие выше знатности и богатства. Однажды, находясь на курорте возле Вены, он стремительно прошел мимо императрицы, едва прикоснувшись к шляпе. Придворное общество принуждено было расступиться и уступить ему дорогу. А в это время Гете, знаменитый немецкий поэт, автор «Фауста», стоял на краю дороги без шляпы, с низко склоненной головой. Эту встречу запечатлел на своей картине немецкий художник Ромлинг.

Но друзья композитора (Стефан Брейнинг, доктор медицины Вегелер, скрипач Аменда, граф Брунсвик, князь Лихновский) знали и «другого» Бетховена - веселого,  отзывчивого. Его голубые глаза светились добротой и нежностью. «Никто из друзей моих не должен терпеть нужды, пока у меня есть что-нибудь», — говорил он. Подобно Моцарту, Бетховен часто терпел нужду и лишения. И он не стал придворным музыкантом, безропотно выполняющим приказания и капризы своих хозяев.

Трагедией жизни Бетховена  была ого глухота. Тяжелая болезнь  заставила его сторониться и друзей, сделала замкнутым.    Первые    признаки    болезни    композитор    почувствовал    в  26 лет. Упорное лечение не помогало, глухота становилась все сильнее. Бетховеном овладело отчаяние, он готов был расстаться с жизнью. Но любовь к музыке, мысль, что он может принести людям радость, спасли его от трагической смерти. Он понял, что долг перед обществом, перед людьми выше, важнее его личных страданий. Из борьбы со своим недугом композитор вышел еще более сильным. Известны его слова: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила».

1802 год стал переломным  и в творчестве Бетховена. Последующее  десятилетие является наиболее  плодотворным в жизни композитора.  Приходит зрелость таланта, начинается  бурный расцвет творчества. В  эти годы им написаны многие из лучших произведений. Одна за другой следуют симфонии, вплоть до восьмой. Появляются на свет замечательные увертюры, среди них героические «Эгмонт», «Кориолан», грандиознейшая из фортепианных сонат «Аппассионата», знаменитая «Крейцерова соната» для скрипки с фортепиано. Тогда же были созданы замечательные фортепианные концерты, концерт для скрипки с оркестром, квартеты и, наконец, героическая опера «Фиделио». Требовательный к себе Бетховен пишет к опере одну за другой четыре увертюры (лучшая «Леонора» № 3). Тогда же были написаны песни на тексты Гёте и сделаны обработки народных песен (шотландских, ирландских, валлийских). Это «героический» период творчества композитора. Слова, сказанные им однажды, относятся почти ко всем произведениям, написанным в эти годы: «Музыка должна высекать огонь из груди человеческой».

Однако Бетховеном написано немало произведений иного рода. Среди них «Пасторальная симфония», соната для фортепиано «Аврора».

К Бетховену приходят всемирная известность и уважение. Его «академии» имеют огромный успех. Произведения издаются. Но композитор продолжает совершенствовать свое мастерство. После занятий с Гайдном он пользуется советами различных педагогов. Бетховен полон энергии, радужных надежд. Лучшие, счастливейшие годы жизни!

Но неудачи и огорчения  уже приближались. Прошение Бетховена  о постоянной работе при оперном  театре осталось без ответа. Материальные затруднения становились с годами все ощутимее. Сословные предрассудки общества не дали ему возможности создать семью, мешали его счастью. Графиня Тереза Брунсвик, горячо им любимая, так и не стала его женой. Очевидно, аристократическая семья Терезы воспротивилась их женитьбе. Бетховен был оскорблен, он глубоко страдал.

Усилившаяся глухота делала его  все более замкнутым и    одиноким.    Бетховен    перестал   давать    сольные    концерты.  Прекратились его выступления как дирижера, все реже и реже он бывал в обществе. Чтобы облегчить себе общение с людьми, Бетховен начал пользоваться слуховыми трубками. Это помогало ему также воспринимать музыку. Появились «разговорные» тетради, при помощи которых с ним общались его друзья.


                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Бетховен и Гёте в Теплице в 1812 году

 

 

Последние годы жизни и творчества. За годы, последовавшие за бурным подъемом, Бетховен написал значительно меньше. Это фортепианные сонаты, песни, объединенные и цикл «К далекой возлюбленной». До сих пор не удалось выяснить, к кому обращался композитор в этих песнях. Воз можно, это была Тереза Брунсвик, нежные чувства к которой не покидали Бетховена до последних дней его жизни.

Но   болезни,   нужда,   одиночество   не   могли   сломить   волн и   мужества   этого  великого   человека.   Он   вынашивает   величественные   замыслы   своих   последних   сочинений.    В    1824   году появилась  «Торжественная   месса»   ре   мажор   —   хоровое   произведение духовного содержания  ;.,!  латинском  языке.  Л  вслед за   ней   —   грандиознейшее   произведение,   венец   всего   творчества   Бетховена – Девятая  (последняя)    симфония.    Глубина и    значительность    замысла     потребовали     необычайного    для симфонии   состава,   в   дополнение   к   оркестру   композитор   ввел туда певцов-солистов и хор. И на склоне дней Бетховен остался   верен   заветам   своей   юности.   В   финале   симфонии   звучат слова из стихотворения немецкого поэта Шиллера «К радости»:

                                             Радость, юной жизни пламя!

Информация о работе Жизнь и творчество Л.В. Бетховена