Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 19:44, реферат
Целью данного исследования является изучение жизненного пути и научной деятельности М.В. Ломоносова.
Основными задачами при написании работы стали:
- подбор и анализ литературных и научных источников, посвященных проблемам жизни и творчества М.В.Ломоносова;
- обобщение полученных данных;
- оформление результатов исследования в виде действительной работы.
Введение 3
1. Жизненный путь М.В.Ломоносова 5
2. Научная деятельность М.В.Ломоносова 10
Заключение 15
Список использованных источников 16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт электроэнергетики и информатики
Кафедра общей электротехники
Дисциплина: «История науки и техники»
Реферат на тему
«ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО М.В. ЛОМОНОСОВА»
Исполнитель:
студент 1-го курса,
группы
Кудояр Д.А.
Проверил:
Екатеринбург
2015
Оглавление
Михаил Васильевич Ломоносов - русский ученый, писатель, художник - внес значительный вклад в историю мировой науки и культуры. Среди его произведений есть работы из разных областей знаний. Ученый сделал важные открытия в области химии и физики, создал первый в России химический кабинет, осуществлял уникальные наблюдения относительно прохождения планеты Венера через диск Солнца, исследовал электрические явления, составил план северного морского пути, разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. М.В. Ломоносов впервые ввел в научный оборот много новых научных терминов, которые закрепились и в быту. Поэтому тема жизни и творчества М.В. Ломоносова занимает особое место в курсе истории.
Тема предлагаемой работы – «Жизнь и творчество М.В. Ломоносова».
Актуальность работы связана с повышенным интересом к выбранной теме. Исследованием учений М.В. Ломоносова занимались многие ученые.
Целью данного исследования является изучение жизненного пути и научной деятельности М.В. Ломоносова.
Основными задачами при написании работы стали:
- подбор
и анализ литературных и
- обобщение полученных данных;
- оформление
результатов исследования в
Объектом исследования стала научная деятельность М.В. Ломоносова.
Предметом исследования является жизненный путь и научная деятельность М.В.Ломоносова.
Методологической основой исследования послужили общенаучные методы, применяющиеся в современных гуманитарных науках: исторический и логический, системно-структурный, аналитический и синтетический, описательный и количественный и др.
Теоретико-методологическую основу составляют исследования по теории вопроса: Е. Лебедева [4], В. В. Розанова [7], Р. Баландина [2].
Структура работы состоит из вступления, двух разделов, заключения и списка использованной литературы. В первом разделе описывается жизненный путь М.В. Ломоносова. Второй раздел посвящен научной деятельности М.В. Ломоносова.
Список использованной литературы состоит из семи позиций. Объём работы составляет шестнадцать страниц.
М.В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова в деревне Мишанинской Архангельской губернии, которая находилась на большом острове посреди Северной Двины напротив города Холмогорки за 140 километров от Белого моря. С 10-летнего возраста Михаил вместе с отцом совершал многомесячные выходы в море за сотни километров от дома. Впечатления от этих путешествий, безусловно, способствовали развитию парня. Важным залогом всех достижений Ломоносова, как ученого и просветителя, была приобретенная с детства привычка к ежедневной напряженной работе.
Отец Михаила был неграмотный, и грамоте его учил сосед - крестьянин Иван Шубной (его сын - Федот Иванович Шубин - при поддержке М.В.Ломоносова станет знаменитым скульптором и в 1792 г. создаст его известный мраморный скульптурный портрет), а также дьячок Семен Сабельников. Михаил учился очень успешно - через два года стал читать в церкви "Псалтырь" и "Жития святых" и считался лучшим чтецом в деревне. В 1722 г. в доме сына холмогорского священника Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел светские книги - "Грамматику" Мелетия Смотрицкого и "Арифметику" Леонтия Магницкого [4]. После смерти Х.Дудина летом 1724 г. его потомки подарили эти книги Михаилу, и они составили основу его начального образования.
Стремясь к знаниям, Ломоносов в декабре 1730 года с рыбным обозом отправился в Москву, взяв с собой "Грамматику" и "Арифметику". В начале января 1731 г. он поступил в "Математико-навигацкой" школы, которая находилась в Сухаревой башне, а 15 января, выдав себя за сына дворянина, поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре (так называемые Спасские школы).
В академии было четыре низших класса ("фара", "инфима", "грамматика", "синтаксима"), два средних ("пиитика" и "риторика") и два высших ("философия" и "богословие"). На каждый из трех первых классов отводилось четыре или шесть месяцев, классы "синтаксима" и "пиитика" длились год, курсы "риторика" и "философия" изучались по два года, "богословие" - четыре года. Из класса в класс ученики переходили после сдачи соответствующих экзаменов. Обучение в академии длилось целый год. В летние месяцы разрешалось брать два раза в месяц "рекреации" - дни отдыха.
Классы "фару", "инфиму" и "грамматику" Ломоносов прошел за год. В первом изучал латынь, во втором - латынь и славянский язык, в третьем - латинскую и славянскую грамматику, географию, историю, арифметику и катехизис. В январе 1732 г. Ломоносов перешел в "синтаксиму", где изучал синтаксис латыни, закончил изучение арифметики, географии, истории и краткого катехизиса. Через полгода он перешел в "поэтику", где изучали латинскую и русскую поэзию, теорию поэзии с "Поэтикой" Аристотеля и написанными на латыни произведениями Федора Кветницкого, который и преподавал в этом классе. Ученики упражнялись в поэзии. В свободное время Михаил Ломоносов читал древние летописи, духовные и светские книги в библиотеке Заиконоспасского монастыря. С июля 1733 г. по июль 1735 г. Михаил учился в классе "риторики", где преподавали на латыни [6].
Осенью 1734 г. Ломоносова по его просьбе направили в Киево-Могилянскую академию, где он изучал древние рукописи, "Поэтику" Феофана Прокоповича, ознакомился с художественными шедеврами Софии Киевской, Михайловского Златоверхого собора, Успенского собора Киево-Печерской лавры. Это очень повлияло на Ломоносова. Например, созданный им в 1754 г. мозаичный портрет Петра I очень близок по манере исполнения к мозаике Михайловского Златоверхого собора.
В июле 1735 г. Михаил Ломоносов перешел в первый высший класс "философия", где изучали курсы логики, физики и метафизики. Преподавание основывалось на трудах Аристотеля.
Выпускники Славяно-греко-латинской академии становились священниками, учителями, чиновниками. Неизвестно как сложилась бы судьба Михаила Ломоносова, если бы в конце 1735 г. его в числе 12-ти учеников академии не направили бы на учебу в Петербургскую академию наук и искусств.
Созданное по инициативе Петра І в 1726 г., это первое, в современном понимании, научное учреждение России, первоначально состояло исключительно из иностранцев. Было предусмотрено, что академики должны готовить профессоров из российских подданных, для чего при академии открыли гимназию и университет. Но преемники Петра І на престоле очень мало занимались наукой, и еще меньше - академией. Первый набор (из 12 студентов) в академический университет состоялся в 1732 г., а второй - в 1735-м - главным образом благодаря настойчивости новоназначенного президента академии барона Иоганна-Альбрехта Корфа, который добился сенатского указа о направлении из Славяно-греко-латинской академии лучших учеников для обучения при Академии наук.
1 января 1736 г. Ломоносов вместе с 11-ю учениками прибыл в Санкт-Петербург, был зачислен студентом при Академии наук и 5 января начал изучать математику в адъюнкта В.Е.Адодурова и физику у профессора экспериментальной физики Г.В.Крафта.
В конце 1735 г. у Академии возникла необходимость отправить в экспедицию, которая занималась изучением Сибири, профессора, который знал бы химию и рудокопное дело. Но таких специалистов в академии не было, а иностранцев, пожелавших бы ехать за тысячи верст, не нашлось. Тогда президент Академии наук Корф обратился к Кабинету Министров с предложением направить на обучение в Германию к "горному ученому физику" Генкелю нескольких способных молодых людей. Предложение одобрили и направили на учебу 17-летнего сына советника Берг-коллегии Густава Райзера, 16-летнего поповича из Суздаля Дмитрия Виноградова и 25-летнего крестьянского сына Михаила Ломоносова.
В начале ноября 1736 г. трое россиян прибыли в Марбург и начали изучать основы арифметики и геометрии, а также немецкий язык. 6 ноября они были зачислены в Марбургский университет, а с января 1737 г. начали слушать курс лекций по теоретической химии профессора Ю.Г.Дуйзинга и по механике у профессора Христиана фон Вольфа - знаменитого немецкого ученого-энциклопедиста. В мае Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования.
В августе 1738 г. Ломоносов приобрел и изучал книги по теории стихосложения, ознакомился с поэтическими произведениями на латинском, немецком, французском и итальянском языках, переводил классических авторов. В октябре написал первую научную работу "О превращении твердого тела в жидкое...", перевел с французского на русский язык оду [3].
В феврале 1739 г. Ломоносов женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Кристине Цильх. Именно ради нее он учился танцевать и фехтовать.
В июле 1739 г. Ломоносов, Виноградов и Райзер поехали в Фрайберг к профессору Й.Ф.Генкелю, где изучали минералогию, металлургию, посещали рудники и металлургические заводы.
Перед отъездом Ломоносов получил от Дуйзинга свидетельство об успехах в изучении химии.
В конце 1739 года Ломоносов отправляет в Петербург в академию "Оду на взятие Хотина" и "Письмо о правилах российского стихосложения", из которых берет начало новая русская поэзия.
Очень богатым на события для Ломоносова был 1740 год. Он поссорился с Генкелем и ушел от него, пытался встретиться с российским посланником, чтобы вернуться домой, побывал в нескольких городах, посетил несколько рудников, был обманом завербован в прусские гренадеры, но бежал.
В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург и 8 июня 1741 г. явился в канцелярию Академии наук доложить о своем прибытии. Получил от главы канцелярии Шумахера задание составить каталог камней и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. В августе Ломоносов подает в Академическое собрание "Рассуждение о Катоптрико-диоптрическом зажигательном инструменте" и "Физико-химические размышления о соответствии серебра и ртути...", а до конца года пишет "Элементы математической химии". По результатам выполнения заданий и обсуждения его диссертаций, в январе 1742 г. Ломоносов был назначен адъюнктом академии, то есть был официально признан ученым.
25 июля 1745
года специальным указом 34-летнему
Ломоносову было присвоено
13 февраля
1757 года 46-летний профессор Ломоносов
получает чин коллежского
Ломоносов умирает на 54-м году жизни от воспаления легких.
Жизненный путь Ломоносова, его роль в развитии науки и культуры, исследуется в сотнях книг и тысячах статей в известных изданиях разных стран.
Сегодня М.В. Ломоносова знают, в основном, как ученого, но при его жизни российское общество считало Михаила Васильевича прежде всего поэтом. После того, как в 1748 г. Кирилл Разумовский вручил императрице Елизавете I поздравительную оду, написанную М.В. Ломоносовым, к автору произведения пришла поэтическая слава. Императрица сразу подарила автору две тысячи рублей. Существует легенда, что в казне на тот момент были только медные деньги, и награда была выдана именно ими. Для того, чтобы доставить ее М.В. Ломоносову, пришлось использовать две телеги. С тех пор ломоносовские оды стали обязательной частью всех придворных торжеств. Написанные «высоким штилем» [1, C. 301], который отличается необыкновенной возвышенностью, они захватывали слушателей.
Назначение од М.В. Ломоносова – восхваление монархии в лице ее правителей и героев; этому больше всего соответствовала торжественная пиндарическая ода. Все элементы ее стиля должны выражать основное чувство - восхищенное изумление, смешанное с благоговением перед величием и силой государственной власти и ее носителей. Это определяло собой язык оды, ее стихотворный размер - четырехстопный ямб без пиррихиев или чистые ямбические стихи [1]. М.В. Ломоносова считают основоположником русской оды, который утвердил ее в качестве основного лирического жанра феодально-дворянской литературы XVIII в.
В 1748 г. была издана «Риторика» - первое русскоязычное печатное руководство по теории литературы и ораторскому искусству. Нельзя сказать, что до М.В. Ломоносова в России никто не интересовался риторикой. На то время уже были учебники по этому предмету, но или на церковнославянском, или на латинском языках, а М.В. Ломоносов написал свой труд на русском. Пособие М.В. Ломоносова было первым общедоступным руководством по красноречию, а также, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, которая включала и лучшие произведения русской словесности. «Риторика» состоит из трех традиционных на то время разделов: «об изобретении, украшении, расположении» [1, C. 324]. В своем труде автор выделяет такие дисциплины: риторику - учение о красноречии вообще, ораторию - наставления к составлению выступлений в прозе, поэзию – наставления к составлению поэтических произведений.