Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:24, контрольная работа
На первый этап падает период «просвещенного абсолютизма». «Просвещенный абсолютизм» в России, как и во многих других странах Европы той поры — Пруссии, Испании, Франции и других, был особой формой самодержавия, характерной особенностью которой было осуществление реформ, обусловленных зарождением и развитием в стране буржуазных отношений и обострением классовых противоречий, но при сохранении всей полноты власти в руках дворянства.
Введение
Через полгода после вступления на престол Петра III — племянника Елизаветы, сына герцога Гольштинского, в результате дворцового переворота в июне 1762г. императрицей была провозглашена жена Петра III Екатерина Алексеевна (до замужества принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская).
Царствование Екатерины II (1762—1796) может быть разделено на два этапа:
1) до крестьянского восстания 1773— 1775 года, 2) после этого восстания.
На первый этап падает период «просвещенного абсолютизма». «Просвещенный абсолютизм» в России, как и во многих других странах Европы той поры — Пруссии, Испании, Франции и других, был особой формой самодержавия, характерной особенностью которой было осуществление реформ, обусловленных зарождением и развитием в стране буржуазных отношений и обострением классовых противоречий, но при сохранении всей полноты власти в руках дворянства.
Признаки «просвещенного абсолютизма» имели место еще во времена Елизаветы Петровны, но именно в первые годы царствования Екатерины II «просвещенный абсолютизм» в России достиг своего расцвета.
Второй этап представляет собой время открытой дворянской реакции, особенно усилившейся в 1789—1790 гг. в связи с выступлением первого русского революционера Радищева и буржуазной революцией во Франции.
Стать на путь «просвещенного абсолютизма» Екатерину II толкнуло обострение классовых противоречий в стране. В своих «Записках» она откровенно писала, что именно это прямо подтолкнуло ее на путь усиления самодержавия в духе политики «просвещенных монархов». Конечно, были и другие побудительные мотивы, заставившие самодержавие стать на этот путь: развитие буржуазных отношений, разложение крепостнической системы, ослабление государственной власти.
Вся деятельность самодержавия в период «просвещенного абсолютизма» в первую очередь была направлена к тому, чтобы предотвратить «грядущую беду», то есть крестьянскую войну.
1. Законодательная деятельность Екатерины II.
22 сентября 1762 г. в Москве, после свержения Петра III, состоялась коронация Екатерины II. Каково было состояние страны явствует из того, что уже в первые дни после переворота Екатерине пришлось думать о том, как остановить стремительный рост цен на хлеб и найти деньги на самые неотложные государственные нужды – русская армия в Пруссии уже 8 месяцев не получала жалованья. Она разрешила Сенату использовать свои «комнатные деньги» - те, что считались собственностью государя и шли исключительно на его личные нужды. Членов Сената тронуло то, что императрица считает все принадлежащее ей собственностью государства и в будущем не намерена делать различие между интересами государственными и своими собственными. Для Екатерины II подобный шаг был естественным. Воспитанная на идеях французских просветителей, она считала государство целостным, обладающим собственными интересами организмом, где властвуют рационально устроенные законы, а подданные трудятся на общее благо. Себя же она видела служительницей Отечества, призванной привести подданных к этому общему благу.
Екатерина II придавала огромную роль законодательству. Она писала, что законы создаются «для воспитания граждан», что «каждое государственное место имеет свои законы и пределы». По подсчётам историков, за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц. Наиболее активной она была в первые годы своего правления, издавая в среднем 22 указа в месяц.
Уже в манифесте после вступления на престол Екатерина II недвусмысленно заявила: «Намерены мы помещиков при их мнениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать».
Одной из первых реформ Екатерины II было разделение Сената на шесть Департаментов с определёнными полномочиями и компетенцией. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной функции, которая всё более переходила к императрице.
Ещё одно важное событие первых лет царствования Екатерины II – уничтожение гетманства на Украине, которое оставалось и после вхождения Украины в состав России в 1654году. Областные автономии не вписывались в представлении русской императрицы о том, каким должно быть управляемое ею государство. Осенью 1764года она приняла отставку гетмана Разумовского и назначила на Украину генерал-губернатора Румянцева. С гетманством было покончено. На Украину в полной мере распространились крепостнические порядки, которые после неудачи с принятием нового Уложения, укреплялись по всей империи.
Между тем крепостничество как явление общественно-политической жизни продолжало усиливаться. Крестьяне не пользовались элементарными правами, по сути, не являлись гражданами своей страны. Власть помещиков распространялась и на сбор податей с его крепостных, и на уголовную юрисдикцию над ними. Крестьянам не разрешалось вступать в любые денежные обязательства без ведома владельца. Помещики присваивали себе право женить и выдавать замуж своих крестьян. 60-е годы XVIIIвека знаменовали собой как бы пик крепостного права. Указ 1760года разрешал помещикам «за предерзостные поступки», ссылать крестьян на поселения, пороть на господской конюшне. При тогдашнем уровне сознания и замашках помещиков всё это оборачивалось крайней жестокостью по отношению к беззащитным людям.
При Екатерине II законодательство развивалось в том же направлении.
По указу от 17 января 1765года помещикам разрешалось отдавать крестьян на каторжные работы. Указ от 22 августа 1767года запрещал крестьянам жаловаться царю на помещиков. Одновременно продолжался рост крестьянских повинностей, объем которых за весь XVIII век вырос в 12 раз. Крестьяне, доведённые до отчаяния, бунтовали, убивали своих господ, бежали от них.
В 1773году вспыхнуло мощное восстание под предводительством донского казака Емельяна Пугачева. Оно переросло в настоящую крестьянскую войну и стало крупнейшим народным движением за всю историю XVIII века. Это был настоящий бунт «почвы», грозивший разрушить сами основы империи и отбросить страну в допетровскую эпоху.
Осенью 1774года восстание было жестоко подавлено. По делу Пугачёва было учинено следствие, а сам он был казнён в Москве в январе 1775года.
Восстание Пугачёва имело важные последствия для дальнейшей внутренней политики Екатерины II. Императрица убедилась в том, что дальше откладывать реформы невозможно, и пришла к выводу, что в своей деятельности она может при всех издержках положиться только на дворян. Осознание этого и сделало Последующие 20лет екатерининского царствования «золотым веком» русского дворянства.
Сразу же после пугачёвского
восстания в 1775году были
В том же 1775году, под влиянием пугачёвского восстания была окончательно ликвидирована казачья «вольница» на Украине - Запорожская Сечь.
Важным законодательным оформлением прав и привилегий дворянского класса стала «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства»(Жалованная грамота дворянству), утверждённая в 1785году.
В экономической сфере Екатерина II выступала, как противница вмешательства государства в торговлю (меркантилизм), боролась с торговыми монополиями, была сторонницей свободной промышленности и торговой деятельности.
Ещё в 1765году создаётся Императорское Вольное экономическое общество, деятельность которого способствовала тому, что крестьянский вопрос с тех пор стал предметом открытого общественного обсуждения.
Во второй половине XVIIIвека в России росло число мануфактур. В конце века их насчитывалось около двух тысяч. Шел процесс становления мануфактуры из мелкого товарного производства, являвшийся вообще показательным признаком развития отечественной промышленности. Важным стимулом для развития предпринимательства явились уступки купечеству: в 1766году последовал указ об освобождении их от рекрутской повинности и замене её уплатой денежного взноса, провозглашение свободы предпринимательства в 1775году, заключавшееся в предоставлении купцам и крестьянам права заводить предприятия. Однако развитие капиталистического уклада тормозилось крепостным правом.
Но постепенным характерным признаком развития главных отраслей обрабатывающей промышленности являлось растущее применение вольнонаемного труда. С того момента можно говорить о наличии устойчивого рынка свободной рабочей силы. Другой указ 1779года вдвое повышал оплату труда приписных крестьян на заводах, а их владельцев освободил от обязательных поставок железа и снарядов в казну.
Правительство давало льготы
не только дворянству и
Укрепление аппарата власти, расходы на войны, содержание двора и другие государственные нужды требовали больших денежных ресурсов. Доходы казны выросли за вторую половину XVIII века в 4раза. Однако расходы увеличились ещё больше - в 5раз.
Хронический дефицит бюджета Екатерина пыталась преодолеть традиционными приёмами. Одним из них был выпуск бумажных ассигнаций. Впервые с 1769года появились бумажные деньги (к концу XVIII века бумажный рубль обесценился и стоил 68 копеек серебром). Также впервые при Екатерине Россия обратилась к внешним займам.
Бюджет России был типичен
для абсолютных государств
Страна менялась на глазах – к середине 1780-х гг. уже выросло поколение екатерининской эпохи, для которого понятие «общество» или «благо человечества» были вовсе не пустым звуком. В течение нескольких лет, с 1782 по 1786 гг. в России была создана сеть учебных заведений, среди которых выделялись 25 народных училищ, превращенных позже в гимназии. К их открытию в столице по повелению Екатерины II были подготовлены учителя и напечатаны учебники. Впервые была введена система классов и уроков, существующая и поныне. Так было положено начало российской системе классического образования.
Наиболее последовательным проводником этих идей в России стал талантливый педагог и организатор просвещений Бецкой. Опираясь на теорию естественного воспитания Руссо, Бецкой полагал, что наиболее эффективный путь воспитания ребёнка возможен в школах закрытого типа, число которых при нём стало стремительно расти.
Бесспорной заслугой Екатерины II было открытие в Петербурге Смольного института, положившему начало женскому школьному образованию в России.
Созданная в 1763году Медицинская академия была первым в России учебным заведением, готовящим профессиональных медиков. В годы правления Екатерины II предпринимались меры, направленные на улучшение медицинской помощи населению. Каждый город был обязан иметь врачей, которые обслуживали бы уезды, устраивать госпитали и больницы, приюты для неизлечимо больных и сумасшедших. В Москве (1763 год) и Петербурге (1767 год) были открыты Воспитательные дома, где получали образование дети-подкидыши.
Особая заслуга принадлежит императрице в развитии русской журналистики, рассвет которой пришёлся на 60-70е годы XVIII века. В 1769году она основала сатирический журнал «Всякая всячина». Это издание было необходимо Екатерине, что бы иметь возможность высказывать свою точку зрения на общественно-значимые проблемы.
2. Содержание и противоречия « просвещённого абсолютизма»
Просвещённый абсолютизм-политика, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. Эта эпоха была пронизана идеями французских просветителей и характеризовалась появлением нового класса – буржуазии, открыто заявившей о своих претензиях на экономическую и политическую власть, остро критиковавшей деспотических правителей и засилье католической церкви. Просвещённый абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Теоретические основы просвещённого абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером, д Аламбером и другими.
Идей Просвещения получили широкое распространение и за пределами своих стран. Самые близкие отношения просветители установили с Екатериной II. Этому способствовало то, что, благодаря крепостническому режиму, низкой грамотностью населения, общей отсталостью, Россия представлялась просветителям страной, где реализация их идей должна была принести самые ощутимые плоды; кроме того, Екатерина оказалась прилежной ученицей просветителей.
Политическая нестабильность при её предшественниках и серия дворцовых переворотов приводили Екатерину II к мысли о необходимости укрепления личной власти, без чего она не представляла себе возможности для глубоких преобразований.
Екатерина II осознавала несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка в стране. Она считала, многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, так как авторы их руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам.
В конце 1766 г. она приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования — созыву комиссии для составления нового Уложения.
Уложенная комиссия, созванная Екатериной, отличалась от предшествующих, по крайней мере, тремя особенностями: более широким представительством — право избирать депутатов было предоставлено дворянам, горожанам, государственным и экономическим крестьянам, оседлым «инородцам» (по одному депутату). Кроме того, каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство.