Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 12:12, контрольная работа
Еще в XIV-XV вв. европейские короли должны были опираться при достижении своих целей на те или иные сословия, все более сосредотачивая в своих руках власть над своими странами. Несмотря на это, в XVI-XVII веках власть монархов становится централизованной, почти бесконтрольной и независимой ни от каких представительных органов. В Западной Европе возникает новый тип государственного устройства – абсолютная монархия.
Абсолютная монархия (от лат. absolutus – безусловный) – разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и религиозной власти юридически и фактически находится в руках монарха.
Введение
1. Исторические особенности возникновения и развития абсолютной монархии как формы правления.
2. Абсолютизм во Франции. Особенности данной формы правления.
Заключение
Список литературы
Еще до Ришелье королевский
совет начинает заслонять
Расширение правительственной
деятельности королевского
Рядом со статс-секретарями выдвигается еще один высший чиновник, который их вскоре даже заслонит собой - суперинтендант финансов. Первоначально он занимает одно из второстепенных мест в центральной администрации, но по мере того, как финансовые вопросы приобретают все более важное значение в жизни государства, растет и роль первого финансового чиновника - суперинтенданта.
Ришелье не уничтожил генерал-
Что касается финансовых
присутствий, то Ришелье даже
не пытался их реформировать:
для этого понадобилось бы
выкупить у казначеев их
Так быстро рос и развивался
разветвлённый бюрократический
аппарат французского
Политическая программа
С учреждением
Царствование Людовика XIV (1643-1714) представляет собой последний шаг вперед в деле упрочения и закрепления абсолютизма во Французском королевстве путём развития административной системы. После смерти Ришелье (1642 год) и последовавшей за ней смерти Людовика XIII (1643 год) произошла новая реакция против королевского абсолютизма. Фрондирующая феодальная знать поднялась, чтобы возвратить себе свободу, поднялся также парламент, чтобы возвратить себе былое политическое влияние. Но сравнительно быстрое и полное фиаско этой фронды в 1648-1653 годах представляет собой лучшее наглядное свидетельство успехов, сделанных королевской властью при поддержке Ришелье.
Отменённое по настоянию
фрондирующих парламентов
С централизацией
После упразднения должности суперинтенданта в том же 1661 году должность генерал-контролера приобрела новое значение во многом благодаря личным качествам и характеру деятельности своего первого представителя - Жана Батиста Кольбера, бесспорно самой выдающейся личности из всех министров Людовика XIV. В деятельности Кольбера с 1661 года по 1683 год находит себе небывало широкое развитие та правительственная опека, первые отчётливые признаки которой наблюдались в царствование Генриха IV. Эта опека над всеми сторонами народного хозяйства вырабатывается при Кольбере в законченную и стройную систему. Он уже не довольствуется ролью покровителя и поощрителя, а берёт на себя руководство всей экономикой государства. Кольбер выписывает из Англии мастеров и специалистов по части стальных изделий, которые до того времени Франция получала с Британских островов. Германия снабжала Францию жестяными изделиями - Кольбер спешит сманить несколько немецких мастеров этого дела. Своему посланцу в Венеции Кольбер поручает добыть наперекор местным строгим регламентам несколько зеркальных дел мастеров. Он стремится не только пересадить во Францию различные отрасли производства, но и довести их до такой степени совершенства, чтобы французские изделия сделались в состоянии не только конкурировать с зарубежной продукцией, но и по возможности стать вне конкуренции.
Со времени Кольбера генеральный контроль сохраняет эту сообщенную ему его основателем роль главного носителя того духа опеки, которым с тех пор все больше и больше проникается французская монархия. В генеральный контроль перемещается центр тяжести всей администрации, он по своей значимости уже превосходит королевский совет. Этой первенствующей роли генерального контроля не в состоянии было поколебать даже то обстоятельство, что преемниками Кольбера в этой должности были люди, далеко не обладавшие ни энергией, ни талантом великого министра. Кольбер был слишком крупной личностью для Людовика XIV: вообще не выносившего людей выдающихся, ему нужны были не государственные деятели, а аккуратные чиновники, не администраторы с широким почином, а раболепные исполнители монаршей воли. По этой причине Людовик систематически отстранял от всех влиятельных государственных должностей представителей феодальной знати.
Что касается парламентов, то им пришлось испытать на себе последствия своего участия в неудавшейся фронде: вопросы управления снова были изъяты из их ведения. С превращением интендантства в постоянное и общее для всей страны учреждение полномочия финансовых присутствий окончательно перешли к интендантствам. Наконец, относительно сословного представительства известно, что в последний раз Генеральные штаты были созваны в 1614-1615 годах, начиная с царствования Людовика XIV остатки сословного представительства продолжают жить лишь в провинциальных штатах Лангедока, Бретани, Прованса, Бургони и нескольких маленьких областей. Но и в отношении сохранившихся провинциальных штатов были приняты все меры к тому, чтобы они как можно меньше служили помехой для центральной власти и её областных органов.
Городское и сельское местное самоуправление оставалось до Людовика XIV практически нетронутым. Теперь правительственная опека привела систему самоуправления в упадок. Поводом к такому вмешательству, сопровождавшемуся массовым отчуждением коммунального достояния, главным образом, общинной земли, послужила неоплатная задолженность городов. Королевским эдиктом 1692 года все городские должности, бывшие ранее выборными, объявлялись продажными в пользу королевской казны. Эта новая политика правительства по отношению к городскому и сельскому самоуправлению является одним из первых образцов фискальной политики, ставшей впоследствии неизменным атрибутом французской монархии. Фискальность находила отражение и в росте налогового бремени, который далеко опережал рост платёжных сил населения. Значительно увеличивается число прямых и косвенных налогов, объявляется денежный сбор даже с таких актов, как крещение, бракосочетание и погребение. Общая совокупность лежащих на крестьянах повинностей - в пользу казны, церкви и сеньоров - часто поглощала весь доход земледельца, вследствие чего запашки сокращались, и прежде пахотные земли превращались в пустыри. Сбор подати редко проходил без вмешательства вооружённой силы и напоминал действия победителей в поверженной неприятельской стране.
Кроме того, были введены монополии различного рода, частью государственные, частью отдаваемые на откуп компаниям капиталистов (винная, соляная и некоторые другие).
Несмотря на страшное
Причинами этого явления
стали три фактора: быстрый рост
административного аппарата, расходы
на установление культа
Идея мировой гегемонии, основоположником
которой стал Филипп II Испанский,
нашла себе спустя столетие
нового выразителя в лице
Но внешняя политика Франции не ограничивалась войнами. Там, где послушания нельзя было завоевать, его покупали. Как точно заметил историк Ардашев, "дело, незаконченное французскими солдатами, предоставлялось завершать французским луидорам". Так, многие из германских князей состояли на постоянной жаловании у Людовика XIV. В числе "пансионеров" французского короля находился и английский монарх, чье послушание обошлось Людовику в несколько миллионов. Система дипломатических подкупов была распространена Людовиком почти на всю Европу. "Пансионеров" французского короля можно было найти в Швейцарии, Италии, Генеральных штатах Голландии и даже в отдалённой Швеции. Словом, внешняя политика Людовика XIV была разорительным делом для Французского королевства.
Что касается сентиментальной
личности монарха, то нужно отметить,
что его слабостью были
В тех же "Мемуарах" читаем: "Нация целиком заключается в особе короля". Это положение, заключающее в себе ту мысль, которая прозвучала в приписываемом Людовику XIV изречении "государство это - я", отмечает собой принципиально важный поворот в эволюции абсолютной монархии во Франции. Это уже не благодушный абсолютизм Генриха IV, и даже не категорический абсолютизм Ришелье; потому как и тот и другой ставили во главу угла государство и его интересы - Людовик же поставил туда особу короля. С этой поры направление французского абсолютизма резко разошлось с курсом просвещенного абсолютизма, девиз которого провозгласил Фридрих II Прусский: "Государь есть первый слуга государства".
Наконец, логическим следствием
учения о божественности