В этот период советские люди почувствовали
себя более свободными, чем раньше.
Впервые в Москве в 1957 был проведен
Международный фестиваль молодежи
и студентов, во время которого советские
люди могли свободно общаться с гостями
из зарубежных стран. Несмотря на то что
критиковать политику КПСС и ее лидеров
было по-прежнему запрещено, в обществе
шли споры между сталинистами и антисталинистами.
Велись дискуссии между «физиками» (технократами)
и «лириками» (гуманитариями). Сторонники
различных мнений публиковали статьи
в «толстых» журналах по актуальным вопросам
(а иногда и очень острым) политической
и интеллектуальной жизни страны. Антисталинские
позиции занимали редакции журналов «Новый
мир» (во главе с А. Т. Твардовским), «Юность»
(здесь печатались «шестидесятники» Е.
А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, А. А.
Вознесенский, В. П. Аксенов, Б. А. Ахмадулина).
Авторы-охранители, считавшие «оттепель»
вредным отклонением от курса на строительство
коммунизма, публиковались преимущественно
в журналах «Октябрь» и «Знамя».В 1956 открылся
(преодолев многочисленные партийные
и бюрократические препоны) театр-студия
«Современник», который отражал общественные
настроения периода «оттепели» (спектакли
«Вечно живые» В. С. Розова, «Назначение»
А. М. Володина и др.).
В 1962 Хрущев решил поставить под
более жесткий контроль «разболтавшихся»
писателей и художников, которые
требовали большей свободы творчества.
На встрече с деятелями культуры
он подверг некоторых из них резкой
критике. Посетив выставку новых
произведений изобразительного искусства
в Манеже в декабре 1962, Хрущев обнаружил
там картины и скульптуры, выполненные
в стиле абстракционизма, модном
на Западе. Хрущев, который не разбирался
в современном искусстве, был
разгневан, решив, что художники
издеваются над зрителями и зря
проедают народные деньги. В своем
осуждении он дошел до прямого
оскорбления. В результате многим участникам
выставки запретили выставляться, лишили
заработка (ни одно издательство не принимало
их работы даже в качестве иллюстраций).
В среде интеллигенции такая реакция вызвала
резкое недовольство, начали быстро распространяться
критические мнения о нем самом и его политике,
появилось множество анекдотов.
В период правления Н.С. Хрущева
в культуре было, несомненно, оживление.
Возникли новые литературно-художественные
журналы: "Юность", "Молодая
гвардия". В Москве открылся новый
театр "Современник", который привлек
внимание не только актуальными постановками,
но и игрой многих актеров. В быт людей
входило телевидение. Однако противоречивость
культурной политики давала себя знать
в том, что некоторые произведения принимались
Хрущевым и рядом деятелей культуры в
штыки. Политическое руководство страны
в начале 60-х гг стремилось удержать культуру
в жестких рамках. Процесс уступок интеллигенции
сочетался с ее одергиванием. Но все же
пробивались смелые, высокохудожественые,
проникнутые правдой и гражданственностью
произведения. Были напечатаны документальные
повести и воспоминания, раскрывших ужасы
незаконных репрессий, бесчеловечного
быта сталинских лагерей.